«Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи». Рисунок «Портрет мамы»
ГБУ ОО ЗО «АНДРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Бердянского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по предмету «Изобразительное искусство»
3 класс
«Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи». Рисунок «Портрет мамы»
Учитель начальных классов
Колесникова С.И.
с. Андровка
05.03.2025 г.
Преподаватель: Колесникова Светлана Ильинична
Дата проведения: 05 марта 2025 года
Место проведения занятия: ГБУ ОО ЗО «Андровская СОШ», Бердянского района, Запорожской области
Образовательная программа. Предмет. Программа «Школа России», раздел «Живопись», предмет «Изобразительное искусство»
Класс: 3
Тема занятия: «Портрет мамы»
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема урока выбрана с учетом программы 3 класса. Выбран такой тип урока, потому что в нем присутствуют различные формы деятельности: лекция, просмотр презентации, самостоятельная работа учащихся.
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель занятия: расширить представления о портретном жанре в изобразительном искусстве, об особенностях изображения портрета.
Задачи занятия:
Обучающая: расширить представление детей о жанре портрета в изобразительном искусстве; познакомить с видами портрета; познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;
Развивающая: - развивать мышление, воображение, зрительную память, эмоциональную
отзывчивость, через восприятие произведение живописи и через слова педагога.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к маме; воспитывать прилежание и аккуратность, при работе с художественным материалом;
Междисциплинарные связи: Беседы по искусству
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами «Основы изобразительного искусства и рисунка».
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Зрительный ряд: презентация «Портрет мамы», Серов В.А. «Девочка с персиками», Серов В.А. «Портрет М.Н. Ермоловой», Поленов В.Д. «Заросший пруд», Пименов Ю.И. «Портрет жены художника», фото мам учеников, таблица «Рисование фигуры человека»; стихи о маме, заготовки частей лица.
Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года»
Материал: лист А4, краски, кисти, салфетки, баночка с водой.
Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Исследовательский
Практический
Методическое обеспечение:
1.Ковтун Е., «Как смотреть картину», Москва, «Просвещение»,1988г.
2.Кузин В., «Наброски, зарисовки», Москва, «Просвещение»,1981г.
Опережающие задания учащимся: принести фото своих мам.
Формы и методы контроля: Фронтальный, индивидуальный
Хронологическая карта урока:
1 этап. Организационный. 1-2 минуты
2 этап. Изучение нового материала. 10 минут
3 этап. Самостоятельная работа. 20 минут
4 этап. Подведение итогов. 5 минут
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Тише, дети, не шумите
И в окошки не глядите!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок!-Проверяю вашу готовность к уроку, на партах должны лежать карандаш, ластик, кисти, альбом, краски, вода.
2. Повторение пройденного (на доске картины).
-К каким жанрам живописи относятся картины, которые вы видите на доске.
(натюрморт-изображение различных предметов; пейзаж- изображение природы; портрет- изображение человека)
-Какая из представленных работ вас больше заинтересовала? Чем?
3. Определение темы урока.
-Послушайте отрывок из песни Гладкова, и вы узнаете над чем мы будем работать (куплет из песни Гладкова «Песня о картинах»).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина называется портрет!
-Что же будем рисовать? (портрет)
-А вот чей портрет будем рисовать нам подскажут мальчики.
В доме добрыми делами занята,
Тихо бродит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, Птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
-А какая она, ваша мама? (ответы детей-2-3 предложения)
-Сейчас увидим, какой увидел ваших мам фотограф. Он ведь тоже своего рода художник (презентация).
-Работы фотографа полностью подтвердили ваши слова: ваши мамы самые лучшие на свете.
Беседа по содержанию стихотворения «Маленький художник»
Мама спит – закрыты глазки
Маме нужно отдыхать.
Я беру альбом и краски,
Начинаю рисовать!
Вот – лица её овал
Я уже нарисовал…
Без подглядки, без подсказки
Сам найду, где будут глазки.
Где-то в области макушки
Нарисую маме ушки.
Не вопрос, где будет нос…
Что ж он вбок слегка уполз?
Между ушек три полоски –
Это мамина причёска.
Загляденье – сердцу любо.
Остаются только губы.
Губкам нужен красный цвет.
Красного в палитре нет.
Мама красит их помадой –
Значит, взять помаду надо.
Мама, ты проснулась - нет?
Вот, гляди – готов портрет
Мама, это – не пришелец,
Можешь громко не кричать.
Я – художник, я – умелец,
Смог тебя нарисовать!
Я горжусь своею мамой,
Распрекрасной…
Самой-самой!!!
- Ребята скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (Ответ детей)
- Вы запомнили в какой последовательности рисовал автор портрет?
- Слушайте внимательно, повторяйте за мной.
4. Показ последовательности выполнения рисунка
- Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем
небольшое расследование.
- Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).
- Она симметрично делится на две части: правую и левую.
Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.
- Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)
- В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.
- А где расположены глаза? (под бровями)
- Примерно на середине лица. Посмотрите друг на друга. Так ли это?
Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.
- Какой формы у человека нос? Где он расположен на лице? (нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа - на одной линии с глазами).
- Вы должны помнить мимике лица - выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? Радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.
- Давайте посмотрим репродукции картин, на которых изображены девочки, девушки и женщины.
Физкультминутка. .
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Практическая работа. Рисование портрета карандашом.
Намечаем и рисуем овал лица в верхней части листа.
Рисуем шею и плечи.
Рисуем разметку лица: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части.
На верхней линии рисуем брови.
Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок.
Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия. Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки.
Губы находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе.
Рисуем прическу (рассматриваем таблицу причесок) и одежду. Пусть ребенок сам выберет во что одеть портретируемого.
Рисование портрета красками.
Чтобы разукрасить лицо и шею необходимо смешать белую краску с красной и желтой – получится приятный телесный цвет.
Фон лучше сделать светлым – я хочу сделать его светло – коричневым.
Я хочу, чтобы моя мама была одета в яркую красную кофточку. Поэтому я разукрашу ее одежду красной краской.
- Вспомните, какого цвета у мамы глаза, волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок. Когда краска подсохнет, приступаем к рисованию прически – мазки
направляем от места «пробора» вниз, по росту волос.
Для изображения глаз понадобится тонкая кисточка, которую окунаем в белую краску и делаем основу. После разукрашиваем цвет глаз – радужную оболочку и зрачок глаза.
Губы делаем красными. Розовым цветом выделяем щечки.
Прорисовываем нос и мелкими мазками брови. Для выразительности обводим глаза тонкой черной линией, а также рисуем зрачки и реснички.
Проводим тонкую черту-улыбку на губах.
Дополняем портрет мелкими деталями – белыми серьгами и бусами.
6. Итог урока
Выставка и анализ работ
- Какая красота получилась! Сколько счастливых улыбок на маминых лицах. Вот мама обрадуется такому подарку!
Обобщение темы урока
- Что такое портрет?
- Как получить цвет кожи?
- Что старается показать художник-портретист в своих работах.
Уборка рабочего места.
Ю.Пименов. Портрет жены.
9