Материал на проверке

«Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи». Рисунок «Портрет мамы»

7
0
Материал опубликован Вчера в 20:56

ГБУ  ОО ЗО «АНДРОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Бердянского  района














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Изобразительное искусство»

3 класс

«Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи».  Рисунок «Портрет мамы»


 













Учитель начальных классов

Колесникова С.И.






с. Андровка

05.03.2025 г.

Преподаватель: Колесникова Светлана Ильинична

Дата проведения: 05 марта 2025 года

Место проведения занятия: ГБУ ОО ЗО «Андровская СОШ», Бердянского района, Запорожской области

Образовательная программа. Предмет. Программа «Школа России», раздел «Живопись», предмет «Изобразительное искусство»

Класс: 3

Тема занятия: «Портрет мамы»

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: комбинированный

Мотивация темы и типа урока: тема урока выбрана с учетом программы 3 класса. Выбран такой тип урока, потому что в нем присутствуют различные формы деятельности: лекция, просмотр презентации, самостоятельная работа учащихся.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: расширить представления о портретном жанре в изобразительном искусстве, об особенностях изображения портрета.

Задачи занятия:

Обучающая: расширить представление детей о жанре портрета в изобразительном искусстве; познакомить с видами портрета; познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;

Развивающая: - развивать мышление, воображение, зрительную память, эмоциональную

отзывчивость, через восприятие произведение живописи и через слова педагога.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к маме; воспитывать прилежание и аккуратность, при работе с художественным материалом;

Междисциплинарные связи: Беседы по искусству

Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами «Основы изобразительного искусства и рисунка».

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

Зрительный ряд: презентация «Портрет мамы», Серов В.А. «Девочка с персиками», Серов В.А. «Портрет М.Н. Ермоловой», Поленов В.Д. «Заросший пруд», Пименов Ю.И. «Портрет жены художника», фото мам учеников, таблица «Рисование фигуры человека»; стихи о маме, заготовки частей лица.

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года»

Материал: лист А4, краски, кисти, салфетки, баночка с водой.

Методы и приемы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Поисковый

Исследовательский

Практический

Методическое обеспечение:

1.Ковтун Е., «Как смотреть картину», Москва, «Просвещение»,1988г.

2.Кузин В., «Наброски, зарисовки», Москва, «Просвещение»,1981г.

Опережающие задания учащимся: принести фото своих мам.

Формы и методы контроля: Фронтальный, индивидуальный

Хронологическая карта урока:

1 этап. Организационный. 1-2 минуты

2 этап. Изучение нового материала. 10 минут

3 этап. Самостоятельная работа. 20 минут

4 этап. Подведение итогов. 5 минут

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Тише, дети, не шумите

И в окошки не глядите!

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок!-Проверяю вашу готовность к уроку, на партах должны лежать карандаш, ластик, кисти, альбом, краски, вода.

2. Повторение пройденного (на доске картины).

-К каким жанрам живописи относятся картины, которые вы видите на доске.

(натюрморт-изображение различных предметов; пейзаж- изображение природы; портрет- изображение человека)

-Какая из представленных работ вас больше заинтересовала? Чем?

3. Определение темы урока.

-Послушайте отрывок из песни Гладкова, и вы узнаете над чем мы будем работать (куплет из песни Гладкова «Песня о картинах»).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас-

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина называется портрет!


-Что же будем рисовать? (портрет)

-А вот чей портрет будем рисовать нам подскажут мальчики.

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, Птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!


-А какая она, ваша мама? (ответы детей-2-3 предложения)

-Сейчас увидим, какой увидел ваших мам фотограф. Он ведь тоже своего рода художник (презентация).

-Работы фотографа полностью подтвердили ваши слова: ваши мамы самые лучшие на свете.

Беседа по содержанию стихотворения «Маленький художник»

Мама спит – закрыты глазки

Маме нужно отдыхать.

Я беру альбом и краски,

Начинаю рисовать!


Вот – лица её овал

Я уже нарисовал…

Без подглядки, без подсказки

Сам найду, где будут глазки.

Где-то в области макушки

Нарисую маме ушки.

Не вопрос, где будет нос…

Что ж он вбок слегка уполз?

Между ушек три полоски –

Это мамина причёска.

Загляденье – сердцу любо.

Остаются только губы.

Губкам нужен красный цвет.

Красного в палитре нет.

Мама красит их помадой –

Значит, взять помаду надо.

Мама, ты проснулась - нет?

Вот, гляди – готов портрет

Мама, это – не пришелец,

Можешь громко не кричать.

Я – художник, я – умелец,

Смог тебя нарисовать!

Я горжусь своею мамой,

Распрекрасной…

Самой-самой!!!

- Ребята скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (Ответ детей)

- Вы запомнили в какой последовательности рисовал автор портрет?

- Слушайте внимательно, повторяйте за мной.

4. Показ последовательности выполнения рисунка

 - Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем

небольшое расследование.

- Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

- Она симметрично делится на две части: правую и левую.

Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.

- Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

- В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

- А где расположены глаза? (под бровями)

- Примерно на середине лица. Посмотрите друг на друга. Так ли это?

Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

- Какой формы у человека нос? Где он расположен на лице? (нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа - на одной линии с глазами).

- Вы должны помнить мимике лица - выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? Радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

 - Давайте посмотрим репродукции картин, на которых изображены девочки, девушки и женщины.

Физкультминутка. .

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Практическая работа. Рисование портрета карандашом.

Намечаем и рисуем овал лица в верхней части листа.

Рисуем шею и плечи.  

Рисуем разметку лица: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части.

На верхней линии рисуем брови.

Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок.

Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия. Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки.

​​​​​​​ Губы находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе.

Рисуем прическу (рассматриваем таблицу причесок) и одежду. Пусть ребенок сам выберет во что одеть портретируемого.

Рисование портрета красками.

Чтобы разукрасить лицо и шею необходимо смешать белую краску с красной и желтой – получится приятный телесный цвет.

Фон лучше сделать светлым – я хочу сделать его светло – коричневым.

Я хочу, чтобы моя мама была одета в яркую красную кофточку. Поэтому я разукрашу ее одежду красной краской.

- Вспомните, какого цвета у мамы глаза, волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок. Когда краска подсохнет, приступаем к рисованию прически – мазки

направляем от места «пробора» вниз, по росту волос.

Для изображения глаз понадобится тонкая кисточка, которую окунаем в белую краску и делаем основу. После разукрашиваем цвет глаз – радужную оболочку и зрачок глаза.

Губы делаем красными. Розовым цветом выделяем щечки.

Прорисовываем нос и мелкими мазками брови. Для выразительности обводим глаза тонкой черной линией, а также рисуем зрачки и реснички.

Проводим тонкую черту-улыбку на губах.

Дополняем портрет мелкими деталями – белыми серьгами и бусами.

6. Итог урока

Выставка и анализ работ

- Какая красота получилась! Сколько счастливых улыбок на маминых лицах. Вот мама обрадуется такому подарку!

Обобщение темы урока

- Что такое портрет?

- Как получить цвет кожи?

- Что старается показать художник-портретист в своих работах.

Уборка рабочего места.





t1740937839aa.jpg


t1740937839ab.png




t1740937839ac.jpg


t1740937839ad.png



t1740937839ae.jpg







Ю.Пименов. Портрет жены.



t1740937839af.jpgt1740937839ag.jpg



9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.