Конспект занятия в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств»
Краткие сведения о группе: Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.
Цель: Приобщать детей к художественной культуре общества, продолжая знакомить с разными жанрами живописи, внедряя региональный компонент в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
-Обобщить и систематизировать материал по теме "Жанры изобразительного искусства". Продолжить формирование интереса детей к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства, через рассматривания иллюстраций картин и знакомства с творчеством Усть -Кутского художника Михаила Азизова;
-Способствовать развитию положительных эмоций, через приобщение детей к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, воображение, зрительную память, художественный вкус, умение излагать мысли.
- Воспитывать уважительное отношение к работникам музея, к художнику, прославившего Усть -Кутский край, эмоциональную отзывчивость, помогая постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.
Форма организации детей: групповая, непрерывно - образовательная деятельность.
Планируемые результаты:
Формирование основ художественной культуры детей, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Освоение детьми художественной культуры во всем многообразии её жанров, как материального выражения духовных ценностей.
Развитие у детей освоение практических умений и навыков восприятия, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Знакомство детей с творчеством своего земляка, Усть -Кутского художника Михаила Азизова.
Интересные сведения для педагогов.
Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. С помощью виртуальной экскурсии реализуется принцип наглядности обучения.
Виртуальная экскурсия играет важную роль в повышении квалификации педагогов. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- доступность - не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
- возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
«Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств»
Предварительная работа: Беседы о музеях, работниках музеев и картинах. Рассматривание репродукций различных картин. Рисование натюрмортов, пейзажей, портретов на НОД и в свободной деятельности детей. Выставки детских работ: "Милой мамочки портрет", "Зимняя сказка". Этюды, нацеленные на развитие актерских данных, чтение художественной литературы Дидактическая игра на знание жанров живописи «Художники-реставраторы» (Приложение 1)
Словарная работа: Пейзаж, натюрморт, портрет, бейджик, экскурсовод. Демонстрационный материал: Презентация, д/и «Жанры изо».
Оборудование: Рама к игре «Живая рамка», бейджик экскурсовода, коробка с карандашами, мольберты, доска.
Техническое оснащение: Ноутбук, музыкальный центр.
Методы и приёмы: Информационно – рецептивный метод (рассматривание картин, иллюстраций), словесный (беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово (разгадывание загадок)), репродуктивный метод (игра "Художник"), эвристический метод: игры "Живая картина", "Жанры ИЗО".
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.
Структура НОД:
I. Вводная часть -организационный момент.
1.1. Беседа, что такое музей и кто работает в музее.
1.2. Правила поведения в музее.
1.3. Сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от директора музея.
Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
II. Основная часть
2.1. Беседа о портретах по слайдам
2.2. Рассказ ребёнка по репродукции картины Валентина Серова «Портрет Мики Морозова "
2.3. Рассказ ребёнка по репродукции картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы "
2.4. Знакомство детей педагогом дополнительного образования с репродукциями картин Михаила Азизова
Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей.
3.1. Игра "Живая картина"
3.2. Игра "Жанры ИЗО"
3.3. Подарок (коробка с карандашами)
Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.
Ход НОД:
I. Вводная часть
1 слайд: обложка.
Педагог дополнительного образования: Ребятки, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства.
Кто знает, что такое музей?
Примерные ответы детей: музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины).
Педагог дополнительного образования: В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Примерные ответы детей:
Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
Педагог дополнительного образования: А теперь давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Педагог дополнительного образования: Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
-Чтобы нам оказаться в музее,
нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:
Раз - и два - и три!
Мы в музее посмотри!
Педагог дополнительного образования: Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. Смотрите записка для нас.
Читает записку: «Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной. С уважением, директор музея".
Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать о картинах. Но, в начале, отгадайте
II.Основная часть
2 слайд: загадка о портретах. -А, что такое портрет? Ответы детей. Портрет – это изображение не придуманного человека, а кто действительно живет или жил на земле.
3 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того человека какого пола на нём изображён? правильно: мужской, детский, женский.
4 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой.
5 слайд: Репродукция картины Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"
-Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.
(Ребенку, который захотел рассказать о картине, «вешается» бейджик экскурсовода)
Примерный рассказ ребёнка:
Перед вами «Портрет Микки Морозова» Валентина Серова. Художник показал подвижного, любознательного мальчика. Он чуть присел на краешек кресла. Но вдруг что-то или кого-то увидел. Может мама зашла в комнату или забежала любимая собачка. Глаза широко раскрыты. Он внимательно смотрит. Чуть приоткрытый рот. Видны белые зубки. Мальчик, наверно, недавно проснулся. Так как у него румяные щёчки. Микки стало любопытно и он готов оттолкнуться рукой от кресла и вскочить. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво. А вам ребята понравился этот портрет?
Педагог дополнительного образования:
Вот мы и выслушали рассказ нашего экскурсовода. Что ему надо сказать?
6 слайд: загадка о натюрморте.
7 слайд: репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».
-Кто расскажет об этой картине?
Примерный рассказ ребёнка:
А я хотел(а) бы рассказать об этой картине. Она называется «Синие сливы» А написал её Илья Иванович Машков. В центре на белой тарелке апельсин. Он самый большой, оранжевый. Он как царь. Его плотным кольцом окружили сливы. Словно стража. Сливы ярко-синие, с мерцающей голубезной. Около тарелки лежат вкусные, сочные, с бархатистой кожицей персики. Персики разного цвета: бордово-розовые, оранжево красные, зеленовато-жёлтые, с красным бочком. Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Стражники сливы хоть и не большие, но надёжно охраняют его. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину.
– А вам понравилась картина? Отзывы детей.
-Спасибо за рассказ.
8 слайд: загадка о пейзаже.
9,10,11 слайды: репродукции картин Михаила Азизова
Педагог дополнительного образования: Ребята, посмотрите, это репродукции картин нашего земляка Михаила Азизова. Маленький Миша очень много времени проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды. Став взрослым. Всю свою любовь к Усть-кутскому краю решил передать детям. В посёлке Янталь, Михаил Азизов открыл изостудию «Палитра» в детском доме. Сейчас он преподаёт в лицее нашего города.
- Я предлагаю вам рассмотреть эту картину (11 слайд). Картина называется «На рыбалке». На берегу нашей красавицы реки Лена рыбачат два рыбака. Скорее всего - это раннее утро или вечер. Солнца не видно. Но на облаках жёлтые отливы. Воды реки прозрачны. В них отражаются Щёки. Так называются скалы на берегу Лены. Глядя на картину, испытываешь спокойствие, умиротворения. Мне очень нравится это картина. А вам, ребята, понравилось, как Михаил Азизов нарисовал нашу природу? Ребята, в этом и заключается сила искусства – среди множества красивых мест в лесу, на природе, художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, а потом написал на своей картине.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Художник». С помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.
Наш художник носит бант. (Дети изображают, как завязывают бант)
У него большой талант.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
На картине, как живая Бабушка с бокалом чая.
(Показывают бабушку с чаем)
Ребятишки все смешные. (Дразнилки) Спят ребята озорные. (Спят)
III. Заключительная часть
Педагог дополнительного образования: Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину. Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.
Например:
1. Одиночный портрет «Мальчик с машинкой»
2. Парный детский портрет «Друзья»
3. Натюрморт «Ваза с цветами»
Педагог дополнительного образования: Замечательные картины у вас получились. А мы пришли в последний зал нашего музея «Игровой».
В одном музее картины были развешены в строго заведенном порядке: пейзажи в одном зале, натюрморты в другом, портреты - в третьем. Но во время реставрации все картины перепутались и прежде, чем их повесить на место, необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам. (Приложение 2)
Сейчас мы, ребята, разобьемся на 3 команды и каждая будет выбирать и развешивать картины в своем «зале», чтобы в нашем музее снова воцарился порядок.
После того, как команды будет сформированы, просят выйти по одному из участников и вытащить карточку с изображением картины в одном из жанров. Так распределяется, кто какие картины будет «размещать» в зале. Дети выполняют задание под весёлую быструю музыку.
- Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.
- Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз. Педагог достает подарочную коробку.
- Вы должны отгадать, что лежит в этой коробке. Подсказка для вас. Это необходимый атрибут художника.
Дети отгадывают. Педагог дарит детям по карандашу.
- Я, надеюсь, когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.
Список источников информации
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Курочкина Н.А. Знакомство с портретом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
http://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/patriotichieskoievospitaniievdietskomsaduvusloviiakhvviedieniiafgosdo
Приложение 1
Дидактическая игра на знание жанров живописи.
«Художники-реставраторы»
«Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»
Цель: Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: Репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в отобрать картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине Если видишь на картине
Нарисована река, Чашку кофе на столе,
Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,
Или сад и облака, Или розу в хрустале,
Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,
Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,
Обязательно картина Или все предметы сразу,
Называется … (пейзаж) Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).
Приложение 2.
Презентация «Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств».