Рассказ «Музыка в судьбе моей семьи»
Работу выполнила:
Алимова Зарина Асановна,
учащаяся 9 класса Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 18» города Евпатории
Республики Крым»,
учащаяся детского объединения «Краеведение»
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Научный руководитель: Лыкус Янина Тадеушевна,
руководитель детского объединения «Краеведение»
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Музыкальная культура - неотъемлемая часть духовной культуры, занимает важное место в жизни каждого человека. История крымскотатарской музыкальной культуры неразрывно связана с историей крымскотатарского народа и неизменно несёт на себе отпечаток его национального характера. Ценность музыкальных произведений определяется народной любовью.
Музыка и все, что имеет отношение к музыкальной культуре: народные танцы, песни на крымскотатарском языке, инструментальная музыка имеет прямое отношение к моей семье. В архиве нашей семьи хранится много фотографий. На фото – мои родные и близкие моей семье люди. Казалось бы, простое изображение человека, но каждый человек – это определенная судьба и дело, которому он посвящает всю свою жизнь.
Моя семья большая и дружная. У меня три брата и одна сестрёнка. И все родные по маминой и папиной линии - профессиональные музыканты. Песни, шутки, танцы, спорт – это наша жизнь. Мой папа – веселый и жизнерадостный, мама – отзывчивая и добрая. Мои родители учат нас быть внимательными к другим людям. Уважение к людям старшего поколения, к их профессиональным достижениям, опыту, семейным и национальным традициям - для нас является примером. Музыка объединяет всю нашу семью, моих дальних и близких родственников. Музыка – это гармония души. И если в душе царит гармония, тогда все вокруг гармонично и человек настроен на хорошие дела. Хорошее дело – дарить людям радость и добро, а в этом есть главное предназначение человека.
Сложная и непростая судьба у моих родных, но это не отразилось на их отношении к жизни, людям, музыке. Многие мне родные люди посвятили свою жизнь музыке и искусству. Известно, что в довоенные годы среди крымских татар было мало профессиональных музыкантов. Музыкальная культура, песенное и танцевальное творчество зарождалось в народной среде. И в тоже время, создавались музыкальные ансамбли, благодаря которым, стали популярными и сохранены народные мелодии и песни крымских татар. О том, какую роль в жизни крыскотатарского народа имеет музыка, свидетельствуют воспоминания представителей старшего поколения крымскотатарского народа.
Моя бабушка – Зидляева Ресуда (в 2018г. ей исполнилось 84 года) и в настоящее время помнит старинные народные песни и поет их по просьбе мамы (Приложение А). У бабушки был прекрасный голос. И именно исполнением народных песен покорила она сердце дедушки – Алидина Алимова (Приложение Г). Дедушка был веселым и добрым. Он был намного младше бабушки. Бабушка рассказывала мне о том, как дедушка в нарядном костюме приезжал к ней на стройку, забирал ее в рабочем комбинезоне и вез в ресторан. Оплатив за все, просил закрыть ресторан и не пускать посетителей. Бабушка для него пела старинные народные песни. Одна из любимых песен дедушки была – «Гьозлерим думан да думан» («Затуманенные глаза»). Эту песню обычно исполняли на свадьбе, когда после свадебного застолья оставались только родные со стороны невесты. Дедушка любил народную музыку и был хорошим мастером по чеканке. Своими руками смастерил народный музыкальный инструмент – даре. Этот инструмент мастера делают из бараньей или козьей кожи. Кожа натягивается на ободок и закрепляется особым клеем. Инструмент нагревают над огнем, таким образом регулируется настройка звука барабана. Этот инструмент до настоящего времени хранится в нашей семье. В настоящее время на нем играет мой дядя – Руслан Халилов, аккомпанируя себе во время исполнения народных крымскотатарских песен (Приложение Е). Творчески дедушка подходил и к изготовлению различных изделий из оцинкованного железа. В нашей семье сохранились «къуманы» - кувшины из которых поливали на руки, «къореки» - совочки разного вида, «джезбелер» - тюрки для варки къаве (кофе). Творческие способности дедушки проявились в чеканке. Цветы, олени с оленятами украшают крышу нашего дома и многих домов с. Уютное Сакского района (Приложение Д).
Моя прабабушка – Мустафаева Мафузе Аметовна (1924г.р.) родилась в г. Евпатория, по национальности она караимка (Приложение Ж). Сохранился дом, в котором она жила на ул. Раздельной (в настоящее время - это ул. Тучина, дом № 51). Во время Великой Отечественной войны они оставались в оккупированном немцами городе. В 16 лет, втайне от родителей, чтобы не быть угнанной в Германию (немцы отправляли в Германию тех людей, которые не работали), прабабушка начала танцевать в хореографическом ансамбле в городском театре. Ее мама, узнав об этом, очень сильно рассердилась. Старались никому об этом не говорить, потому что больше всего боялись гнева отца прабабушки. В городском театре танцевал и мой прадедушка – Альбитаров Резван (Приложение Ж). Играл в различных театральных постановках, например таких: «Арши малалар» («Продавец ручного товара» или «Покупающий товар аршинами»). Прабабушка сохранила и передала в музей «Кардашлар» многие семейные реликвии. Прабабушка уникальный человек. Хорошо знает и говорит на крымскотатарском языке (хоть и это не родной ее язык). Обладает прекрасной памятью. Ее любимый танец – «Тым – тым» она танцевала в 90 лет на свадьбе у родственников.
Дедушка моего дедушки – Зитла Грабов (отец Ризы Грабова – известный исполнитель народных песен крымских татар) в довоенные годы, по воспоминаниям родных, был директором в городском Евпаторийском театре, играл на многих народных музыкальных инструментах, создал свой ансамбль, и участвовал в театральных постановках. Сын моей прабабушки Риза Абильтаров (Приложение З), (профессиональный музыкант, аккордеонист), рассказывал мне каким необычным талантом обладал Риза Грабов (Приложение И). Во время исполнения народных песен во рту у него была, зажата между зубов, (изготовленная им самостоятельно) тонкая пластинка, которая издавала необычный звук, повторяя мелодию песни. Эту пластинку Риза во время исполнения никогда не вынимал из рта и в тоже время пел. Каким образом Риза Грабов играл на самодеятельном инструменте и в тоже время пел, до настоящего времени остается загадкой. Секрет он никому не рассказал. Риза Грабов, продолжал петь народные песни на всех торжественных мероприятиях и во время тяжелой болезни (он ослеп). Его голос, характер исполнения народных песен неповторимы.
Многим высокопрофессиональным людям обычно присуща скромность. Бесконечно влюбленные в свое дело, они в большей степени стараются принести людям радость, сохранить народное музыкальное достояние. Таким музыкантом «от Бога», по мнению, многих профессиональных музыкантов был потомственный музыкант - Энвер Шерфединов (дядя моего дедушки) (Приложение И). Родился Энвер Шерфединов (1936г.) в семье знаменитого скрипача Рефата – уста в г.Акъмесджит (г.Симферополь, в довоенные годы этот район назывался «Шанхаем»). Именно отец привил любовь к музыке маленькому Энверу. После трагических событий 1944г. семья переехала в Узбекистан. Обладая абсолютным слухом, не владея нотной грамотой. Он виртуозно играл на скрипке, других музыкальных инструментах: даре (бубен), зилли давул (большой барабан), боразан (большая зурна), нэй (тростниковая флейта), кавал (свирель).
Почитатели таланта Энвера-уста, рассказывая о его исполнительском мастерстве, отмечают и удивительное умение Э.Шерфединова играть мелодию одновременно на разных инструментах. Так, наример, Расим Юнусов, артист, ветеран сцены вспоминал: «Многие мои знакомые скрипачи боятся лишний раз перегружать свои руки и пальцы, а он, играя концерт на даре, тут же откладывал его в сторону, беря скрипку, исполнял «Тым-тым» или «Чардаш» Монти».
Рустем Меметов (исполнитель народных песен), вспоминая о совместной работе с Энвер-ага в ансамбле «Хайтарма», поведал, как на гастролях в Уфе местный корреспондент, очарованный игрой маэстро, все интересовался, какую консерваторию он окончил. И был поражен, узнав, что виртуоз не знает даже нотной грамоты, при этом играет на многих музыкальных инструментах.
«Уникальный скрипач, вопреки канонам музыкального образования и грамотности», — так отозвался о своем коллеге Заслуженный артист Узбекистана Дилявер Бекиров.
Неоценимую услугу сохранению творческого наследия Энвера Шерфединова оказал тележурналист Рашид Мемиш. Успел выпустить компакт-диск с исполнениями музыкальных мелодий Энвера-ага. Из воспоминаний Рашида Мемиша: «Он уже был тяжело болен, лежал в постели. Я принес диск. Он взял в руки скрипку, стал пальцами перебирать струны, из его глаз потекли слезы. Продолжая свой рассказ, Рашид-бей сообщил и такие сведения: в Ташкенте талант мальчика сразу заметили опытные педагоги школы искусств для одаренных детей им. Р.Глиэра, куда он решил поступить. Шерфединов был принят в школу и проучился там некоторое время. Но, приехала бабушка и, увидев проезжающий возле здания трамвай, испугалась, что он может задавить ее внука. На этом учеба ребенка в школе завершилась».
Энвер Шерфединов виртуозно исполнял узбекские мелодии на национальных инструментах. Энвер-уста играл корейскую, уйгурскую, молдавскую, венгерскую и др. мелодии. Особо он ценил, когда на крымскотатарских свадьбах заказывали старинные, малоизвестные песни, Энвер – ага вставал и пожимал руки людям. Послушайте в его исполнении народную мелодию «Тым – тым» и Вы навсегда полюбите ее в исполнении Энвер – ага, как и многие другие мелодии в его исполнении.
Виртуозный скрипач, беззаветно преданный своему музыкальному инструменту – скрипке, умел играть на многих народных инструментах: даре (бубен), зилли давул (большой барабан), баразан (большая зурна), нэй (тростниковая флейта), кавал (свирель). Согласно воспоминаниям Сервера Шерфетдинова: «Отец умел играть более чем на 18 музыкальных инструментах, но скрипка – это любовь всей его жизни. С этим музыкальным инструментом он не расставался никогда. Скрипка была всегда рядом». Скрипку и даре родные музыканта передали в крымскотатарский музей культурного наследия (г. Симферополь). Более чем 13 лет Энвер Шерфединов, практически со дня основания (1956г.) играл в ансамбле «Хайтарма», а затем в 1988г. создал свой инструментальный ансамбль «Джезаир», которым руководил до конца своей жизни. Обладая особой манерой исполнения, Энвер – уста имел огромную популярность и авторитет не только среди музыкантов. Принимал участие Энвер Шерфетдинов в и в фестивалях свадебных музыкантов, которые проходили в г. Евпатория и г. Симферополь. Любовь к музыке Энвер Шерфединов передал сыну – Серверу Шерфединову (профессиональный аккордеонист) и внуку - Рустему Асанову (виртуозный профессиональный скрипач). И в настоящее время в репертуаре ансамбля «Джезаир» старинные мелодии чингине (крымских ромов) и народные крымскотатарские мелодии.
Музыка – душа народа. Человек, увлеченный музыкой, не может быть плохим, потому, что он дарит людям радость праздника. Музыка объединяет людей. В течение многих веков люди объединяются в различные сообщества. Сообщество музыкантов – большая семья, в которой каждый человек вносит частичку светлого, доброго, способствует сохранению музыкального достояния и развитию культуры.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Моя бабушка
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Медаль к 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне – награда вручена бабушке
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Моя прабабушка
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Мои бабушка и дедушка
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Изделия, выполнены моим дедушкой
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Народный инструмент - даре, который смастерил самостоятельно мой дедушка, хранится в нашей семье.
Руслан Халилов (мой родной дядя) исполняет народную крымскотатарскую песню под аккомпанемент даре
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Серан Абильтаров (мамин дядя) – профессиональный музыкант
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Риза Грабов (слева с гитарой) со своими друзьям - участниками ансамбля
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Энвер Шерфетдинов исполняет любимые музыкальные мелодии
ПРИЛОЖЕНИЕ Р
Зарина Алимова – участница ансамбля
Детский ансамбль крымскотатарского танца «Кунешчик»