Презентация «Музыка знаков препинания…»
Виды предложений по цели высказывания и интонации Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка и литературы С. С. Мальцева «Музыка знаков препинания…»
«Есть пятьдесят способов сказать да и пятьсот способов сказать нет, и только один способ это написать» Бернард Шоу
Да. Да? Да?! Да… Да, да:. Поясните смысл настроение говорящего каждое из этих «ДА»
Подумайте и предположите, о чём переписывались писатель и издатель. Дополните эпистолярный диалог из знаков препинания текстом.
Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo, 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель, поэт, драматург, политик, иллюстратор и мемуарист. Является одной из ключевых фигур французского романтизма.
Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по интонации, эмоциональной окраске Знаки препинания Повествовательное невосклицательное . восклицательное ! Вопросительное невосклицательное ? восклицательное ?! Побудительное невосклицательное . восклицательное !
Прощай, отец… дай руку мне: Ты чувствуешь, моя в огне… Знай, этот пламень с юных дней, Таяся, жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожег свою тюрьму И возвратится вновь к тому, Кто всем законной чередой Дает страданье и покой… Но что мне в том? — пускай в раю, В святом, заоблачном краю Мой дух найдет себе приют… Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… М. Ю. Лермонтов «Мцыри» *Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова. *Какое настроение, какие чувства звучат в нём? *Дайте характеристику предложений по цели высказывания и интонации. *Как знаки препинания в конце предложения помогают понять смысл поэтического текста?
А. К. Саврасов «Лес в инее» * Рассмотрите изображение полотна А. К. Саврасова. * Какие эмоции мысли вызывает у вас этот зимний пейзаж? * Составьте восклицательное предложение-призыв, включив в него однородные определения. * Какими по цели высказывания являются составленные предложения?
* Прочитайте фрагмент литературного произведения. * Укажите автора и название? * Для чего автор использует длинный ряд вопросительных предложений, знакомя читателя с главным героем?
«Что такое вопросительный знак ? Это состарившийся восклицательный!» М. А. Светлов
Цветок Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? А.С. Пушкин *Прочитайте стихотворение. *Какое настроение, какие чувства звучат в нём? *Дайте характеристику предложений по цели высказывания и интонации. *Как знаки препинания в конце предложения помогают понять смысл поэтического текста?
I keep six honest serving-men (They taught me all I knew); Their names are What and Why and When And How and Where and Who. I send them over land and sea, I send them east and west; But after they have worked for me, I give them all a rest. I let them rest from nine till five, For I am busy then, As well as breakfast, lunch, and tea, For they are hungry men. But different folk have different views. I know a person small- She keeps ten million serving-men, Who get no rest at all! She sends’em abroad on her own affairs, From the second she opens her eyes- One million Hows, two million Wheres, And seven million Whys! Rudyard Kipling (1865-1936) from «The Elephant’s Child» *Прочитайте стихотворение Редьярда Киплинга из сказки «Слоненок». Если необходимо используйте перевод С. Я. Маршака. * Чему посвящено стихотворение? О ком размышляет лирический герой? *Какое средство выразительности использует поэт, чтобы передать основную мысль?
Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, — Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, А им даю досуг. Даю им отдых от забот — Пускай не устают. Они прожорливый народ — Пускай едят и пьют. Но у меня есть милый друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг, — И всем покоя нет! Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как, Сто тысяч Почему! Редьярд Киплинг из сказки «Слоненок» перевод С.Я. Маршака
Как в отрывке из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза» подчёркивается значимость знаков препинания в конце предложения? Какой знак и почему редактор считает наиболее важным?
... кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна... ... кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна... *Прочитайте текст стихотворения. * Почему трудно понять его смысл? *Расставьте точки там, где вы считаете необходимым. *Какими по цели высказывания являются стихотворения?
«Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку». Так А.П. Чехов высказал отношение к избытку знаков препинания в текстах Н.А. Хлопова. Какие средства выразительности использует Чехов, чтобы убедить автора?
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна