12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пермякова Наталья Васильевна683
Россия, Ямало-Ненецкий АО, г.Тарко-Сале


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА













«МУЗЫКАЛЬНЫЕ РИТМЯШКИ

ДЛЯ КОЛИ И НАТАШКИ»


МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ














Автор:

Музыкальный руководитель

Пермякова Наталья Васильевна















«Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Тема: «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-игровых технологий. Музыка - самое эмоциональное искусство. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна… Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Дмитрия Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо. Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Одно из ведущих мест в музыкально-игровых технологиях занимает музыкально-дидактическая игра. Основное её назначение-формирование музыкальных способностей в доступной игровой форме (распознавать соотношение звуков по высоте, развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха). Остановимся белее подробно на играх для развития чувства ритма.

Проблема состоит в том, что чувство ритма у детей несовершенно, у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития музыкально - ритмических способностей.

Задачи:

развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;

усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;

вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.

Ожидаемые результаты:

У детей развивается чувство ритма. Дети легко читают простейшие ритмические формулы и могут воспроизводить их на ДМИ.

Описание работы над играми: Для успешного развития ритмического чувства мною были разработаны музыкально-ритмические игры с картинками. Суть игр состоит в том, что на экране телевизора дети видят изображение различных ритмических формул и под музыку стараются этот ритм воспроизвести. Долгие звуки (четвертные длительности) мы произносим «ТА», а короткие (восьмые длительности) «ти-ти». В игре зашифрованы различные повторяющиеся ритмические формулы. Например:


t1709448266aa.jpg

ТА ТА ти-ти ТА


t1709448266ab.jpg

ти-ти ТА ти-ти ТА

Ребята стараются сами прочитать этот ритм. Ритмический рисунок легко усваивается, если одновременно озвучить его с помощью звучащих жестов, хлопки, шлепки, притопы и т.д.



Этапы работы над игрой:


1 занятие

Знакомство с игрой, показ видеоролика.

Чтение, анализ ритмических рисунков.

2 занятие

Разучивание (проговаривание) ритмического рисунка в медленном темпе, без музыки.

Ритм декламируется хлопками (звучащими жестами или притопами) под музыку.

3 занятие

Разучивание ритма на музыкальных инструментах (палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках, барабанах и т.д.) - под видеоролик, с проговариванием ритмического рисунка.

4 занятие

Закрепление игры, исполнение на ДМИ без озвучивания ритма.


Для улучшения качества работы дополнительно можно изготовить карточки, что даст возможность детям не спеша выполнять свои задания в любом темпе, ведь иногда в играх используется довольно быстрая музыка и ребенок может просто не успеть выполнить задание, что очень огорчит его.


«Плюсы» инновационной системы:


любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.


Упражнения и ритмические игры с картинками включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такую работу можно начинать со 2 младшей группы. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторятся и варьироваться в течение всего учебного года.


Результативность


За последние годы, используя в своей работе новую инновационную технологию, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию ритмических способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда за мою работу – это видеть, что детям интересно на музыкальных занятиях, наблюдать как ребенок, преодолевая трудности, учится любить и понимать музыку.


Вывод


Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.




























Приложение 1

1

«Кап-Кап»

Группа

Вторая младшая, средняя

Используемые ДМИ

Бубны, колокольчики, маракасы

Ссылка на видео

https://youtu.be/x6moez6R5MY

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/P6WD/kJW1dHME5

2

«Повторялка»

Группа

Вторая младшая

Используемые ДМИ

Без инструментов

Ссылка на видео

https://youtu.be/xzgVufcWT_g

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/U3Ky/rL5J6daaa

3

«К нам гости пришли»

Группа

Вторая младшая

Используемые ДМИ

Бубен, колокольчики, ложки

Ссылка на видео

https://youtu.be/N659bPAlwPU

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/fWv5/7hpE62b1B

4

«Мои цыплята»

Группа

Средняя

Используемые ДМИ

Бубны, колокольчики, маракасы

Ссылка на видео

https://www.youtube.com/watch?v=CkQnwQqNI7w

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/bKqn/jDaY5joNP

5

«Веселый огород»

Группа

Средняя

Используемые ДМИ

Маракас, колокольчик, бубен

Ссылка на видео

https://youtu.be/ss_mk6PdOqY

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/VeTX/KXyop8icP

6

«Ребята-поварята»

Группа

Средняя, старшая

Используемые ДМИ

Без инструментов

Ссылка на видео

https://youtu.be/dYPbCfb6Dtw

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/TVQ4/S4TRmfkSR

7

«Веселые бубенцы»

Группа

Средняя

Используемые ДМИ

Бубны, колокольчики, треугольники

Ссылка на видео

https://youtu.be/Hvpekokcxzc

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/QF3F/qr9HFmTH9

8

«Медвежья перекличка»

Группа

Старшая, подготовительная

Используемые ДМИ

Бубен, барабан

Ссылка на видео

https://youtu.be/WojCYT2xorg

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/8qfK/69HAGGgrQ

Музыкально-дидактическая игра

https://cloud.mail.ru/home/Приложение%202-Медвежья%20перекличка-Текст.pdf?weblink=r3kF%2F76qxS36Hg

9

«К нам гости пришли»

Группа

Старшая

Используемые ДМИ

Бубен, колокольчики, ложки

Ссылка на видео

https://youtu.be/RD0wDjFI6CE

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/Sx4G/kWAkdY8uy

10

«Повторялка»

Группа

Старшая, подготовительная

Используемые ДМИ

Без инструментов

Ссылка на видео

https://youtu.be/--9ihZejapg

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/jbbC/so3y8mwtD

11

«Теремок»

Группа

Подготовительная

Используемые ДМИ

Колокольчики, маракасы, бубны, ложки, треугольник

Ссылка на видео

https://youtu.be/qh2SZTH0eE8

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/zKgV/KJxySsQWX

12

«Говорящий оркестр»

Группа

Подготовительная

Используемые ДМИ

Без инструментов

Ссылка на видео

https://youtu.be/3kyBvLVHzdA

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/u1cw/Bb3TMopgt

13

«Полечка»

Группа

Подготовительная

Используемые ДМИ

Маракасы, ложки, бубны, колокольчики, барабан, дудочка, треугольник, металлофон

Ссылка на видео

https://youtu.be/YeEDcS9fU2k

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/eqQK/TparaWDYw

14

«Солнечный зайчик»

Группа

Подготовительная

Используемые ДМИ

Бубен, колокольчик, маракас, барабан, свистулька, бубенцы

Ссылка на видео

https://youtu.be/xG3bqdcYrsE

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/88dc/yJCnJ8vpd

15

«Ритмодомик»

Группа

Подготовительная

Используемые ДМИ

Без инструментов

Ссылка на видео

https://youtu.be/sM4HI2WYz-Q

Ссылка на карточки

https://cloud.mail.ru/public/C4Y4/VmM7vxBk2













,










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.