12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пермякова Наталья Васильевна683 Россия, Ямало-Ненецкий АО, г.Тарко-Сале |
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ РИТМЯШКИ ДЛЯ КОЛИ И НАТАШКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ РИТМЯШКИ
ДЛЯ КОЛИ И НАТАШКИ»
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор:
Музыкальный руководитель
Пермякова Наталья Васильевна
«Дети должны жить в мире красоты,
Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Тема: «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-игровых технологий. Музыка - самое эмоциональное искусство. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна… Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Дмитрия Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо. Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Одно из ведущих мест в музыкально-игровых технологиях занимает музыкально-дидактическая игра. Основное её назначение-формирование музыкальных способностей в доступной игровой форме (распознавать соотношение звуков по высоте, развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха). Остановимся белее подробно на играх для развития чувства ритма.
Проблема состоит в том, что чувство ритма у детей несовершенно, у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития музыкально - ритмических способностей.
Задачи:
развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;
усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;
вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.
Ожидаемые результаты:
У детей развивается чувство ритма. Дети легко читают простейшие ритмические формулы и могут воспроизводить их на ДМИ.
Описание работы над играми: Для успешного развития ритмического чувства мною были разработаны музыкально-ритмические игры с картинками. Суть игр состоит в том, что на экране телевизора дети видят изображение различных ритмических формул и под музыку стараются этот ритм воспроизвести. Долгие звуки (четвертные длительности) мы произносим «ТА», а короткие (восьмые длительности) «ти-ти». В игре зашифрованы различные повторяющиеся ритмические формулы. Например:
ТА ТА ти-ти ТА
ти-ти ТА ти-ти ТА
Ребята стараются сами прочитать этот ритм. Ритмический рисунок легко усваивается, если одновременно озвучить его с помощью звучащих жестов, хлопки, шлепки, притопы и т.д.
Этапы работы над игрой:
1 занятие
Знакомство с игрой, показ видеоролика.
Чтение, анализ ритмических рисунков.
2 занятие
Разучивание (проговаривание) ритмического рисунка в медленном темпе, без музыки.
Ритм декламируется хлопками (звучащими жестами или притопами) под музыку.
3 занятие
Разучивание ритма на музыкальных инструментах (палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках, барабанах и т.д.) - под видеоролик, с проговариванием ритмического рисунка.
4 занятие
Закрепление игры, исполнение на ДМИ без озвучивания ритма.
Для улучшения качества работы дополнительно можно изготовить карточки, что даст возможность детям не спеша выполнять свои задания в любом темпе, ведь иногда в играх используется довольно быстрая музыка и ребенок может просто не успеть выполнить задание, что очень огорчит его.
«Плюсы» инновационной системы:
любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.
Упражнения и ритмические игры с картинками включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такую работу можно начинать со 2 младшей группы. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторятся и варьироваться в течение всего учебного года.
Результативность
За последние годы, используя в своей работе новую инновационную технологию, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию ритмических способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда за мою работу – это видеть, что детям интересно на музыкальных занятиях, наблюдать как ребенок, преодолевая трудности, учится любить и понимать музыку.
Вывод
Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Приложение 1
1 | «Кап-Кап» | Группа | Вторая младшая, средняя |
Используемые ДМИ | Бубны, колокольчики, маракасы | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
2 | «Повторялка» | Группа | Вторая младшая |
Используемые ДМИ | Без инструментов | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
3 | «К нам гости пришли» | Группа | Вторая младшая |
Используемые ДМИ | Бубен, колокольчики, ложки | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
4 | «Мои цыплята» | Группа | Средняя |
Используемые ДМИ | Бубны, колокольчики, маракасы | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
5 | «Веселый огород» | Группа | Средняя |
Используемые ДМИ | Маракас, колокольчик, бубен | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
6 | «Ребята-поварята» | Группа | Средняя, старшая |
Используемые ДМИ | Без инструментов | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
7 | «Веселые бубенцы» | Группа | Средняя |
Используемые ДМИ | Бубны, колокольчики, треугольники | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
8 | «Медвежья перекличка» | Группа | Старшая, подготовительная |
Используемые ДМИ | Бубен, барабан | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
Музыкально-дидактическая игра | | ||
9 | «К нам гости пришли» | Группа | Старшая |
Используемые ДМИ | Бубен, колокольчики, ложки | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
10 | «Повторялка» | Группа | Старшая, подготовительная |
Используемые ДМИ | Без инструментов | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
11 | «Теремок» | Группа | Подготовительная |
Используемые ДМИ | Колокольчики, маракасы, бубны, ложки, треугольник | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
12 | «Говорящий оркестр» | Группа | Подготовительная |
Используемые ДМИ | Без инструментов | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
13 | «Полечка» | Группа | Подготовительная |
Используемые ДМИ | Маракасы, ложки, бубны, колокольчики, барабан, дудочка, треугольник, металлофон | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
14 | «Солнечный зайчик» | Группа | Подготовительная |
Используемые ДМИ | Бубен, колокольчик, маракас, барабан, свистулька, бубенцы | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки | |||
15 | «Ритмодомик» | Группа | Подготовительная |
Используемые ДМИ | Без инструментов | ||
Ссылка на видео | |||
Ссылка на карточки |
,