Музыкально-литературная викторина «Венок из сказок»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Музыкально- литературная викторина
«ВЕНОК ИЗ СКАЗОК»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Ломакина Оксана Александровна
Тема: «Литературно-музыкальная викторина «Венок из сказок» »
Цель: развитие творческих способностей и актёрского мастерства
Задачи:
формирование у детей творческих способностей, умение выразительно сыграть роль сказочного героя; умение держаться перед аудиторией;
развитие актёрского мастерства, читательской памяти, внимания, творческого мышления, эстетического вкуса, расширения кругозора, коммуникативных способностей;
воспитание любви к русской поэзии и музыке, культуры общения, коллективизма.
Оформление, наглядность: плакаты, иллюстрации, рисунки детей с изображением сказочных героев, портреты.
Оборудование, технические средства: выставка книг, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, фотоаппарат, микрофон.
Музыкальное оформление: фонограммы песен из сказок - «Песенка Чипполино», «Песенка Золушки», «Дорога добра», «Песенка друзей», «Песенка волка», «Песня Буратино», «В мире много сказок»
Декорации. Реквизит. Атрибуты: волшебная страна героев сказок, золотой ключик, волшебная палочка феи, ларец, туфелька, трость, чепчик, очки, шляпа с пером, красные сапоги с ботфортами.
Ход мероприятия.
Вступление.
СКАЗОЧНИЦА: Прекрасна, как предание
Волшебная страна,
Где в давние-предавние,
Седые времена
Вершилась сказка чудная
По мановенью фей,
Где зелень изумрудная,
Серебряный ручей,
Где ветры собираются
И улетают вдаль,
Где радостью сменяются,
И слёзы и печаль.
ВЕДУЩИЙ: Внимание!
ВЕДУЩАЯ: Внимание!
ВЕДУЩИЙ: Сегодня!
ВЕДУЩАЯ: И только сегодня!
ВЕДУЩИЙ: Здесь!
ВЕДУЩАЯ: У нас!
ВЕДУЩИЙ: Состоится встреча со сказочными героями!
ВЕДУЩАЯ: А поможет нам встретиться с ними
добрая волшебница – фея,
ВЕДУЩИЙ: Встречайте её!
ВЕДУЩАЯ: Встречайте её!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Под звуки музыки появляется фея.
ФЕЯ: Из мира сказок к Вам пришла,
Венок с собою принесла,
В венке есть сила волшебства-
Он дарит людям чудеса,
Страницы книг он оживит,
Героев к жизни воскресит,
Ты лишь загадки отгадай,
Я помогу тебе, дерзай!
Загадка первая: «Он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робеном, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно найти какой-то другой способ, если бы он только мог минуту перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но, увы, сосредоточиться ему и некогда. Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться». Кто он? Из какой повести, сказки?
РЕБЯТА: Винни-Пух из сказки Алана Александра Мина «Винни-Пух и все, все, все…»Фея взмахивает палочкой. Напевая песню,появляется Винни-Пух
Бочарова Дарья в роли Винни-Пуха
Песенка Винни-Пуха
Сл.Б.Заходера. Муз.М.Вайнберга.
Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки да, да, да!
Но хотя там и опилки, но кричалки и вопилки,
Но кричалки и вопилки,
А также шумелки, пыхтелки и сопелки,
Сочиняю я неплохо иногда. Да!
Хорошо живёт на свете Винни-Пух,
Оттого поёт он эти песни вслух!
И неважно, чем он занят, если он худеть не станет,
А ведь он худеть не станет,
Если он, конечно, вовремя подкрепиться.
ФЕЯ: А теперь загадка вторая. О ком эти строки?
Был он долго неизвестен,
А теперь вхож в каждый дом!
Всем по сказке интересен
Мальчик – луковка знаком,
Очень просто и недлинно,
Он зовётся … (Чиполлино)
Фея взмахивает палочкой. Появляется Чиполлино. Чиполлино читает стихотворение.
Я Чиполлино, луковка, но всё же я умён
Побольше принца всякого по имени Лимона.
Вокруг все прилимонено, всё кисло, как назло,
Во рту у всех оскомина, и скулы все свело
Передо мной вы трусите – ведь смерть вам не страшна,
А шкуру с меня спустите – заплачет вся страна,
Прокиснет обязательно на благо всей земли,
Прокиснет та кислятина, что вы поразвели,
Вставайте братья – луковки, и стройтесь в батальон,
Вставайте, фрукты- овощи, и слива, и шпинат,
Пускай вся власть лимонница пойдёт на лимонад.
Фея достаёт из ларца туфельку.
ФЕЯ: Кто её потерял?
РЕБЯТА: Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка».
Появляется Золушка, приглашает танцевать под песню-танец всех.
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый жук.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте вкруг
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Припев.
Фея достаёт из ларца туфельку и тросточку.
ФЕЯ: Ребята кому из сказочных героев принадлежат эти Вещи?
РЕБЯТА: Маленькому Муку из сказки В.Гауфа «Маленький Мук»
Фея взмахивает палочкой, появляется Мук, исполняет песню.
ДОРОГА ДОБРА.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди,
Дорогою добра.
Но сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди,
Дорогою добра.
ФЕЯ: Героев этой сказки вы, конечно, узнаете.
«И тут все разом закричали,
Осёл по-ослиному,
Собака - по-собачьи,
Кот – по-кошачьи,
А петух - закукарекал.
Закричали они и ввалились через окно в комнату. Испугались разбойники и убежали в лес.
РЕБЯТА: Бременские музыканты из сказки братьев Гримм
«Бременские музыканты».
Фея взмахнула волшебной палочкой. Бременские музыканты исполняют песенку.
Песенка друзей.
Сл.Ю.Энтина Муз.Г.ГладковаНичего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
Мы своё призванье не забудем!
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды,
Не заменят никогда свободы!
Наш ковёр – цветочная поляна,
Наши стены- сосны-великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить одной судьбою!
Фея достаёт из ларца чепчик и очки.
ФЕЯ: Ребята, что за злой персонаж и в какой сказке оставил от бабушки только очки и чепчик?
РЕБЯТА: Волк из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Фея взмахивает волшебной палочкой, появляется волк, рассказывая стихотворение.
Я когда-то страшным был,
Ночью на луну я выл.
И звери все меня боялись, я всех встречающихся кусал
И даже птицы разлетались, когда я пробегал.
А теперь я старый стал,
И от жизни я устал.
И если б встретил поросёнка- его б догнать уже не смог.
На завтрак ем я кашу- пшёнку, на ужин ем творог!
Мне б до пенсии дожить,
Я б тогда не стал тужить.
Варил б вишнёвое варенье и с Красной Шапочкой дружил,
И каждый вечер в воскресенье я
В цирк её водил.
И в кино!..
ФЕЯ: А кому принадлежат эти слова?
«Открой тайну, несчастный, открой тайну!..Открой тайну! – завыл таинственный голос из глубины кувшина - иначе не сойдёшь с этого стула несчастный!»
РЕБЯТА: Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино». Под песню ребят и героев сказок вбегает Буратино.
Сказочные герои - Ситникова Александра и Савин Алексей из сказки «Золотой ключик», или «Приключения Буратино»
Буратино.
Сл.Ю.Энтина Муз.А.Рыбникова.
Кто с доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?
Бу-ра-ти-но.
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг.
Злодеям он покажет нос,
И рассмешит друзей до слёз.
Скажите,как его зовут?
Бу-ра-ти-но.
Он окружён людской молвой.
Он не игрушка, он живой.
В его руках от счастья ключ
И потому он так везучь.
Все песенки о нём поют,
Скажите,как его зовут?
Бу-ра-ти-но.
Фея достаёт из ларца шляпу с пером, красные сапоги с ботфортами.
ФЕЯ: Ребята, кому принадлежат эти вещи, из какой они сказки?
РЕБЯТА: Эти вещи принадлежат Коту из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
Фея взмахивает волшебной палочкой.
Появляется кот, рассказывая стихотворение.
Шанина Алина в роли Кота в сапогах
Я не знаю неудач,
Потому, что я ловкач.
Коль дорогу перейду
Попадёте вы в беду.
Я глупышек-простаков
Обманул, и был таков.
Ни печали, ни забот
Знать не знает
Чёрный кот!
Надо жить умеючи,
Надо жить играючи,
В общем, надо, братцы жить,
Припеваючи…
ФЕЯ: Вы, ребята, должны правильно закончить строчку,
взятую из сказок или связанную со сказочным героем.
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Искал он ключик золотой,
Всюду нос совал он длинный,
Кто же это?.. (Буратино).
Он весёлый и добрый,
Этот милый чудачёк.
С ним приятель,мальчик Робин,
И товарищ – Пятачок.
Погулять он очень любит,
И на мёд у него нюх
И зовут его все дети
Медвежонок… (Винни-Пух).
Всех он любит неизменно, Кто б к нему
не приходил.Догадались? Это
Гена,Это Гена… (Крокодил).
Живу в цветке тюльпана я, Мой домик очень мал.
Недаром сказочник меня… (Дюймовочкой) назвал.
Я кровожадный, я беспощаданый, Я злой
Разбойник .. . (Бармалей).
Приходи к нему лечиться и корова,
И … (Волчица).
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый.. . (Крокодил).
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей .. . (сапожки).
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетелись.. . (орлы).
«Давным-давно, в городе на берегу Средиземного моря жил
Старый столяр Джузеппе, по призванию Сизый Нос»
Кому и что подарил он? Из какой сказки этот герой? (Папе Карло
- полено. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»).
«Пока Волька, раскачиваясь на крюке, пытался разобраться в том, что произошло, дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится ещё одно существо».Кто же это был? (Старик Хоттабыч из сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч»)
Ребята о ком, эти строки и из какой сказки?
«Вошёл длинный, мокрый- мокрый человек с маленьким –маленьким лицом,таким сморщенным, как гриб-сморчок.На нём было старое зелёное пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок »
(Это Дуремар – продавец лечебных пиявок из сказки А.Толстого «Золотой ключик», или «Приключения Буратино»)
Ребята, про кого написаны эти строки?
«Схватили его, начали обнимать, целовать, щипать.
Потом все запели «Польку-птичку»»
(Это куклы из театра Карабаса-Барабаса).
Они помогли коту сделать своего хозяина богатым и женить на принцессе .. . (сапоги).
В сказке его всегда побеждает добро … (зло).
ФЕЯ: Ребята, а сейчас Вы должны заполнить вот этот кроссворд.
Все слова, зашифрованные в кроссворде, имеют отношение
к сказкам.
Задание к кроссворду:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Смешной человечек на крыше живет
Её не послушался братец и напился из копытца.
Она с помощью феи сумела попасть на королевский бал.
Большой друг Чебурашки, работал в зоопарке.
Добрый доктор... Он под деревом сидит.
С |
|||||||||
к |
|||||||||
а |
|||||||||
з |
|||||||||
к |
|||||||||
а |
«В мире много сказок».
Сл. Ю.Энтина Муз.В.Шаинского.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух…
Каждый нам в дороге-
Настоящий друг.
Пусть герои сказок,
Дарят нам тепло.
Пусть добро на свете,
Побеждает зло!
Добрую сказку в душе сбереги,
С добрых героев пример ты бери,
Сам для других ты волшебником будь,
Детство уйдёт , но ты нас не забудь.
Самоанализ мероприятия.
Тема: Литературно-музыкальная композиция «Венок из сказок»Детские сказки - это не просто выдуманные истории, которые интересны ребёнку, но и прекрасный инструмент психотерапии, помогающий корректировать поведение ребёнка, решать его психологические проблемы. Сказки действуют на ребёнка завораживающе, увлекая его нитью повествования в неведомые страны вместе со сказочными персонажами. Дети воспринимают сказку как песню само собой разумеющееся, что не вызывает у них ни критики, ни обсуждения.
Форма занятия: нетрадиционная – «Литературно-музыкальная композиция»
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет детям раскрыть свои творческие способности, актёрское мастерство «раскрепостить» мышление.
Данное мероприятие относится к типу творческого применения знаний и обобщения.
Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера, II года обучения.
Задачи мероприятия:
Обучающие:
формирование творческих способностей и умение выразительно сыграть роль сказочных героев, умение держаться на сцене;
Развивающие:
развитие актёрского мастерства, читательской памяти, творческого мышления, внимания, коммуникативных способностей, эстетического вкуса, расширения кругозора;
Воспитательные:
воспитание любви к русской поэзии и музыке, культуры общения, коллективизма.
Мероприятие распределяется на следующие этапы: организационно - подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап:
При подготовке мероприятия были учтены и возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, высокий интерес к чтению, развитие на достаточном уровне вокальных умений и навыков, особенности памяти, мышления, познавательные интересы, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой мероприятия. Тема была актуальна, жизненно доступна. Содержание материала чётко соответствовало задачам и целям. Велась большая работа при подготовке к мероприятию. Разрабатывался сценарий, подготавливались иллюстрации с изображением сказочных героев. Среди детей были распределены роли сказочных героев. Они с большим интересом их разучивали. Для персонажей готовились костюмы, атрибуты, фонограммы песен. Зал был украшен шарами, иллюстрациями из сказок. Он превратился в волшебную страну сказок. На мероприятии использовались технические средства оснащения: аудио и видеозаписи, компьютер, микрофон, фотоаппарат.
Основной этап:
На мероприятии рационально использовано время. Продолжительность – 45 минут.Мероприятие построено в форме литературно-музыкальной викторины. Задания, даются по уровням знаний, умений, навыков и возрастным особенностям. В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения. В ходе мероприятия дети становятся артистами. Они изображают образы сказочных героев, исполняя песню. Войдя в роль сказочного героя, дети раскрепощаются.
Итоговый этап.
Подводится итог мероприятия .Все герои сказок исполняют песню «В мире много сказок», сл. Ю.Энтина, муз.В.Шаинского. В заключение говорят слова:
Добрую сказку в душе сбереги,
С добрых героев пример ты бери,
Сам для других ты волшебником будь,
Детство уйдёт, но ты нас не забудь
ыбранные методы соответствовали задачам мероприятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся. Так были использованы следующие приёмы и методы обучения: словесные (аудиозаписи с музыкальным материалом, рассказ стихов), наглядные (изобразительная наглядность, видеозапись), практический (исполнение песен); метод стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные задания), творческий метод (показ детьми образа сказочного героя).Методы и приёмы направлены на воспитание уважительного отношения к музыке и русской поэзии, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения выразительного исполнения.Форма организации деятельности на мероприятии - коллективная. Мероприятие строится в атмосфере увлечённости, сотрудничества. Чтобы активизировать творческую деятельность, ставятся перед детьми чёткие цели и задачи по выполнению задания, планируется материал с такой подачей (познавательной игры), чтобы дети сплотились в достижении цели. При решении задач по выполнению заданий дети работают коллективно (сотрудничают всем коллективом). У детей совершенствуется опыт общения, умение координировать свою деятельность. Взаимоотношения между детьми и детьми с педагогом на мероприятии добрые, уважительные. Педагог владеет детской аудиторией (концентрирует внимание, требует дисциплину, создаёт необходимый психологический настрой, находчивость, быстроту реакции).
Результат:
Литературно-музыкальная викторина «Венок из сказок» прошла на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Мероприятие было ярко и эстетично оформлено. Эмоциональный настрой был положительным, царила атмосфера взаимопонимания, дисциплинированности и организованности. Все поставленные цели и задачи удалось реализовать.Дети проявили свою самостоятельность. Они выразительно декламировали стихотворения, цитаты из сказок. Закрепился навык сценической речи, актёрского мастерства. Обучающиеся свободно двигались на сцене; артистично, выразительно исполняя песни: «Песня Винни-Пуха», «Песня Чипполино», «Песня Золушки», «Дорога добра», «Бременские музыканты», «Буратино», «В мире много сказок». Войдя в сценический образ сказочных героев, дети эмоционально донесли содержание и характер песни до слушателя посредством мимики, жестов, танцевальных движений. Красиво был подобран сценический имидж и костюмы сказочных персонажей. Загадки и цитаты из сказок помогли у детей развить читательскую память, творческое воображение, логику мышления.
Вывод: обучающиеся научились передавать своё отношение к образу героев сказок через актёрское мастерство. Мероприятие помогло развить детей в различных аспектах: в интеллектуальном, в эмоциональном, в художественно-эстетическом. Дети сделали для себя вывод, что каждый человек должен быть добрым, так как добро побеждает зло.
Встреча со сказкой дала возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки.
Учебно- методическая литература:
Вихарева Г.Ф. Музыкальные сценарии для детских праздников.- Санкт –Петербург,2000.
Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Я.: 1999.
Усачёва В.О, Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф,2005.
Фадин В.В. «Музыкальное сопровождение и оформление праздников»: М, 2002.