Сценарий музыкально-литературной гостиной для дошкольников «Венок дружбы»
Литературно-музыкальная гостиная «Венок дружбы»
Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Понятие многонациональности закреплено в главном документе нашей страны — в Конституции Российской Федерации.
На протяжении веков и столетий на территории России бок о бок друг с другом в мире и согласии проживали и проживают разные народы и национальности: русские и украинцы, белорусы и татары, чеченцы и армяне, грузины и евреи, корейцы и турки-месхетинцы, удмурты, татары, чеченцы и многие другие народы. Но так было невсегда. Многовековая история нашей страны знает времена смуты, междоусобных войн и гражданских конфликтов…
В целях воспитания культуры толерантности среди детей, формирования у них культуры уважения к разным народам и национальностям, проживающим на территории нашей многонациональной страны, укрепления мира и единства нашего народа, в рамках празднования Дня народного Единства, мы подготовили музыкально-литературную гостиную «Венок дружбы».
Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.
Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
Воспитывать чувство толерантности к представителям разных национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, костюмы разных национальностей.
Девочка в русском сарафане Хозяйка 1:
Собирайся-ка, народ,
У высоких у ворот!
Посмотрите, все ль на месте?
Все ль собрались отдыхать?
Хорошо! Тогда, наверно,
Можно праздник начинать!
Под р. н. музыку входят в зал дети в национальных костюмах. Встают в полукруг. Выходят хозяйки, читают стихи.
Хозяйка 1: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться!
Хозяйка 2: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному – посиделками называются.
Хозяйка 1: Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
Хозяйка 2:
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Песня «У моей России»
Ребенок 1: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
Ребенок 2: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Ребенок 3: Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Ребенок 4: Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Ведущий:
Россия многонациональная страна, на её территории проживает более160 наций и народностей, различающихся по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных между собой. Наиболее многочисленны русские - 80% жителей страны.
Хозяйка 1:
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Хозяйка 2:
Жива традиция Жива
– От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Хозяйка 3:
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой
Из наших рук и хлеб и соль!
Подносят каравай к гостям.
Ведущая: Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.
Ведущая: В те далекие времена у наших прадедов и прапрадедов не было телевидения и другой современной техники, люди ложились спать с приходом темноты (сумерек). Только в каждой деревне был такой дом, в котором ещё горел свет, и жизнь в нем только начиналась. Хозяйка дома наводила дома порядок и ждала гостей. В её доме собиралась молодёжь на вечёрки (посиделки). Вот и сегодня мы всех приглашаем на наши посиделки.
Ребенок 1: Хлеб да соль Вашему дому!
Ребенок 2: Здравствуй матушка, гостей примешь?
Ребенок 3: Доброго здравия тебе, хозяюшка!
Хозяйка 1: Здравствуйте люди добрые! Заходите, заходите с нами хлеб кушать милости просим.
Ведущий: С глубокой старины пришла к нам поговорка: «Встречают по одежке» – это означало то, что стоило взглянуть на одежду гостя, и можно было сказать – кто он по национальности, так как народный костюм отражает историю, традиции, культуру и нравы народа.
Под национальную музыку, танцую танец выходят девочки в национальных костюмах.
Башкортостан: Я представляю Башкирию.
Башкирия моя земля и небо.
Башкирия, родимый край.
Здесь слышно, как поёт курай.
Леса и степи и поля
Богата недрами земля.
Гордимся родиной своей —
Она для нас всего родней!
Татарстан: Мы из Татарстана.
Девочка: Как дорог мне родной мой край!
Могучих наших предков стан.
Дороже чем небесный рай,
Родной и славный Татарстан.
Мальчик: Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле затлы тел.
Хозяйка 2: Спасибо гости дорогие за доброту и щедрость вашу. Проходите, располагайтесь, мы вам рады.
Хозяйка 3: В старину не только пели и плясали, но и в игры разные играли.
Татарская подвижная игра «Юрта» (Тирмэ)
Правила игры
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.
Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.
Хозяйка 1:
Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
Бурятия: Моя родина Бурятия. Послушайте бурятскую загадку.
Хоть и цвета воронова крыла,
Но не черный шелк.
Хоть и рогатый,
Но не бык.
Хоть и ноги, как у коня,
Однако без копыт.
/муравей/
Коми: Я гостья из Коми.
Много поговорок знаю: Детей надо добром учить, злом ничего не добьешься.
Без работы ничего не добыть.
Против течения лодка сама не поплывёт. Человек хорош, и слава добрая.
Карелия: Тара-бара, домой пора. Ребят кормить, телят поить, коров доить… Тебе водить. Это карельская считалочка! А давайте-ка поиграем в народную игру «Пирог»
Игра – «Пирог».
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог».
Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
Мордовия: Поет песню.
Луганяса келунесь
Луганяса келунесь
Точк ночк куман дерон келунесь
Вишке кума-кумандерон келунесь
Моя родина Мордовия!
А это мой национальный костюм!
Удмуртия: Я представляю Удмуртию.
Приезжайте в гости,
от души
будем рады мы желанной встрече.
Ждут вас, не дождутся перепечи
и рыбалка в утренней тиши.
Побродите по заросшим склонам,
отдохните у ручья в тени,
поищите в мареве зеленом
костяники красные огни.
Калмыкия : Калмыкия — страна тюльпанов,
Весенних, радостных цветов.
Страна заброшенных курганов,
Сухих, пронзительных ветров.
Сидит там в храме мудрый Будда,
Невозмутим и молчалив.
И людям, верующим в чудо,
Небесный слышится мотив.
Хозяйка 3:
Ну-ка сядем-ка рядком,
Да поговорим ладком
Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.
Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.
-Федул, чего губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
-Фома, что из леса нейдёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди сюда.
-Да он нейдёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает!
-Андрейка, дружок, что плачешь?
-Да об калитку головой ударился.
-Скажи, а когда это случилось?
-Да вчера вечером.
- А, что же ты сегодня плачешь?
-Вчера вечером дома никого не было.
-Здорово, кума!
-Да на рынке была.
-Никак глуха?
-Да, купила петуха!
-Прощай дорогая кума!
-Нет! Не дорого всего копеечку дала.
Хозяйка 3: Спасибо, потешили, повеселили.
Чечня: Все небо в звездах - бархат и седины.
Бежит тропинка, радостно звеня...
Салам Алейкум, горы и долины!
Салам Алейкум, милая Чечня!
Мой отчий край, земля отцов и дедов
Озарена сиянием вершин.
Их белый снег сегодня мне поведал
Легенду-быль о мужестве мужчин.
Моя родина Чечня. И я приветствую всех на родном язык!
Маршалла хаттар!
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и моря,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Танец «Я, ты, он, она»
Все вместе: На просторах российской страны много разных народов живет!
Все народы, как братья равны, всем народам –любовь и почет.
Хозяйка 1:
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Хозяйка 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Хозяйка 3:
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Ведущий: А мы к столу всех приглашаем. Пирогами угощаем! Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ямаева Татьяна