Цель: развитие у детей экологической культуры
Задачи:
развитие познавательного интереса к природе;воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле;развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь.
На прогулку выйдя спозаранку,
На лесную вышли мы полянку.
А полянка-то и непростая –
Голоса звенят в ней не смолкая:
Каждая былинка, каждый пень
Рассказать спешит нам о себе.
Детвора в восторге разбежалась,
В диалогах голоса смешались.
В самом деле, часто ли народу
Побеседовать дано с природой?
Вот и я не стала им мешать –
С муравьишкой села поболтать.
…День склонился медленно к закату.
Собрались в кружок мои ребята,
Загалдели все наперебой,
Взрыв восторга принеся с собой.
И сказал вдруг важно очень Петя:
-.Знаете, что лучшее на свете?
Сам подсолнух мне открыл секрет-
Это, несомненно, солнца свет!
Нет,- Оксанка перебила бойко,
- Небо лучше - мне шепнула сойка.
А сова сказала - тьма ночная,-
В спор вступила забияка Тая.
В 20 раз помноженные сразу,
На меня посыпались рассказы
Про улитку с домом на спине,
Про жука, что копошится в пне,
Про сверкающие белизной ромашки,
Где живут весёлые букашки,
Про берёзу - скромницу лесную
Да лисички спинку золотую.
А Наталка робко вдруг сказала:
Я коровку божью повстречала.
Очень уж бедняжка суетилась,
я сначала даже удивилась –
Что так напугало эту крошку?
А она присела на ладошку,
Лапкою утёрлась и вздохнув
Сказку мне поведала одну.
Андрей УСАЧЁВ
БОЖЬЯ КОРОВКА
Гуляла за городом божья коровка,
По стеблям травинок карабкаясь ловко,
Глядела, как в небе плывут облака...
И вдруг опустилась большая рука.
И мирно гулявшую божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Коровка ужасно сердилась сначала:
Мычала и в стены коробки стучала...
Но тщетно! Забыли о ней в коробке,
Закрыли коровку в шкафу. В пиджаке.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снились лужайка, и клевер, и кашка.
Неужто в коробке остаться навек?
Коровка решила устроить побег!
Три дня и три ночи рвалась она к цели
И вот наконец вылезает из щели...
Но где же деревья, цветы, облака?
Беглянка попала в карман пиджака.
Но пленница все ж не теряет надежды,
Бежит на свободу из душной одежды.
Там солнце и ветер, и запахи трав...
Но вместо свободы увидела шкаф.
Тоскливо и страшно Божьей Коровке!
Опять она в темной, пустынной коробке.
Вдруг видит - вверху, где вставляется ключ,
В темницу сквозь щель пробивается луч!
Скорее на волю! Коровка отважно,
Зажмурясь, штурмует замочную скважину.
И вновь очутилась в глухом коробке
С огромною люстрою на потолке.
- О, Боже! - взмолилась несчастная крошка,
И вдруг увидала за шторой окошко,
А там, за окном, все от солнца светло...
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако Коровка на редкость упряма,
Нашла, где неплотно захлопнута рама...
И вот вылезает она из окна -Ура! Наконец на свободе она!
И вновь на знакомой лужайке букашка,
Под нею, как прежде, колышется кашка,
Над нею плывут в вышине облака...
Но смотрит на небо тревожно Коровка:
А вдруг это тоже большая коробка,
Где солнце и небо внутри коробка?
.. .Притихли детки, им коровку жалко.
Встряхнула тут косичками Наталка:
- Мы больше не дадим в обиду их!
Как можно не ценить друзей своих?!
Вот так урок. Не всякий педагог
За душу тронуть так ребят бы смог,
Как жители полянки той чудесной.
Всё было ребятишкам интересно.
И растерялись-то они едва ли,
когда природы голос услыхали:
-Я- Природа, я - великий мастер,
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье наградить.
В моей всё это власти.
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань - я не раба.
Не забудь, ты сам - моё творенье,
И у нас с тобой одна судьба.
Вырастишь ты и простишься с детством,
Шире, что ни год твои шаги...
Но былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся - ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня!
Хоть моим детишкам мало лет,
Каждый в сердце уносил завет.
Побыв чуть-чуть в самой душе природы,
Дар светлый пронесут сквозь годы,
Чтоб не оказаться, как коровка,
В какой-нибудь не спичечной коробке.