12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орлова Надежда Александровна1295
Россия, Ямало-Ненецкий АО
Материал размещён в группе «Внекласные мероприятия»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Нескучный урок»



«На пороге взрослой жизни»

(воспитательный час)



Орлова Н.А., воспитатель

МБОУ «Новопортовская школа-интернат

имени Л.В. Лапцуя»

первая квалификационная категория



Ф. И. О. воспитателя: Орлова Надежда Александровна

Форма занятия: Воспитательный час.

Класс: 6

Тема занятия: На пороге взрослой жизни.

Тип занятия: Открытия нового знания.

Инновационные методы и технологии:

частично-поисковый метод;

словесный метод;

групповой метод;

информационно-коммуникационные технологии;

игровые технологии.

Цель: 

помочь обучающимся в выборе будущей профессии;

дать воспитанникам представления об основах профессионального  самоопределения;

активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению;

привлечение внимания к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни;

расширение кругозора о мире профессий.

Задачи:

в игровой форме познакомить воспитанников с разнообразными профессиями и их характерными особенностями;

создать положительную мотивацию выбора профессии;

расширить знания подростков о мире профессий;

нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии;

объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

продолжить работу по улучшению нравственного климата в группе.

Образовательные:

ориентировать воспитанников на осознанный выбор профессии;

формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность;

учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии;

дать представление о многообразии профессий.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

продолжить развитие навыков работы в группе, навыков мышления, умения делать выводы;

расширять кругозор, развивать творческие способности обучающихся, их самостоятельную деятельность.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;

воспитание познавательной активности;

эстетическое воспитание;

создание ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;

формирование коммуникативной компетентности и толерантности;

создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Планируемые результаты

Предметные УУД

формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору профессии;

привлечение учащихся к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию;

повышение интереса обучающихся к профессиям и расширение их кругозора;

воспитание уважения к людям разных профессий;

развить коммуникативные способности  и умение  работать в группе.

Метапредметные УУД

Познавательные:

показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе;

формировать у воспитанников правильный выбор профессии;

развитие любознательности и познавательной инициативы;

развитие умения выделять главное;

развитие умения осознанно строить речевое высказывание;

работа с информацией;

постановка и решение проблемы;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

формирование умения взаимодействовать со сверстниками во вне учебной деятельности;

формирование готовности к преодолению трудностей;

формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

умение отвечать на поставленный вопрос;

умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

умение аргументировать свои высказывания;

четко выражать свои мысли;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

Коммуникативные:

учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей;

воспитывать любовь к труду, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

умение вступать в диалог;

умение слушать собеседника.

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные:

сформировать интерес у обучающихся к процессу выбора профессии;

скорректировать профессиональные предпочтения воспитанников; 

прививать уважение к любому труду, повысить мотивацию детей к приобретению какой-либо специальности;

формировать адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний в мире профессий;

формировать представление о мире профессий;

понимание значимости различных профессий;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Материалы и оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация и видеофильм, раздаточный материал.


Принципы обучения:

принцип деятельности;

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип психологической комфортности;

принцип минимакса.




Технологическая карта


Этапы

Анализ видов учебной деятельности


Задание для обучающегося

Достижение планируемых результатов УУД

Воспитателя

Воспитанников

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

«Начало занятия с элементами театрализации»

Вступительное слово воспитателя. Стихотворение Александра Белова «Выбор профессии».

Определение объекта изучения.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Определить объект изучения.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с воспитателем и со сверстниками.

Личностные:

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

«Круг профессии» (игра «Пазлы»)


Собирают пазлы.

Из частей пазла (орудия труда, характерные для той или иной профессии) необходимо собрать «Круг профессий».

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Самоопределение.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

«Мозговой штурм»

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Стихотворение Джани Радари «Чем пахнут ремесла?»

Слушаю стихотворение.

Определяют профессию по описанному запаху.

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения. Личностные:

Самоопределение.

4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

«Проблемный вопрос» (игра «Угадай-ка»)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей занятия.

С помощью вопросов и наглядного материала, воспитанники должны определить тему и цели занятия.

В игровой форме отгадывают загадки.

Познавательные:

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

Постановка вопроса. Личностные:

Самоопределение.

5. Физминутка



https://cloud.mail.ru/public/ZE1h/kbGc7eKSi


6. Реализация построенного проекта.

«Инсценировка»

Создать условия для формулировки темы предполагаемого проекта.

Групповая работа.

Инсценировка восточной притчи «Заработанное своим трудом».

Познавательные:

Выделение и формулирование цели проектной деятельности.

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

Умение работать в группе.

Личностные:

Умение выделять нравственный аспект поведения.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

«Конкурс «Профессионалы»

Изучается и закрепляется понятие «Профессионализм».


Работа в группах (командах).

Задание: Перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его.

На жетонах которые вы заработали во время игры, нужно будет написать одно из слагаемых успеха.


Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

Умение работать в группе.

Личностные:

Самоопределение.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

«Рефлексия»

Подведение итогов.

Давайте подведем итог нашего часа, что нового вы сегодня узнали?


Ответы детей.

Познавательные:

Регулятивные:

Оценка своей деятельности и деятельности других людей.

Коммуникативные:

Личностные:

Смыслообразование.


Ход мероприятия:


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Прослушайте стихотворение Александра Белова и подумайте, о чём оно?


«Выбор профессии»

(СТИХ читает Алексей Сэрпиво)


Как много профессий чудесных
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.

Как выбрать любимое дело?
Как стать на тот жизненный путь,
Которым шагал бы ты смело,
С которого не смог бы свернуть.

Признаюсь, я долго пытался
Найти себя в сумраке дней.
Пока я один не остался
И не иссяк моей жизни ручей…

Довольно, оставим сомненья,
Ведь время нельзя умолить.
Нам нужно без промедленья
Себя в этой жизни открыть.

Пока ещё теплится в сердце
Стремленье, желание жить.
Пока ещё в открытую дверцу
Мы можем свободно ступить…

Итак, вы прослушали стихотворение Александра Белова.

Какова его главная мысль? (ответы детей)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на воспитательном часе? (ответы детей)


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Пройдет еще немного времени, и вам придётся выбрать свою профессию, свой путь в жизни. Главное тут не ошибиться в выборе пути. От этого решения будет зависеть очень многое: в первую очередь удовлетворенность в работе, счастье в жизни, материальный достаток, круг общения.

Сегодня наш час я назвала «На пороге взрослой жизни»

Почему выбор профессии считается важным вопросом для человека и почему так важно познать себя, свои способности? (ответы детей)

С какими сложностями связан выбор профессии? Какие пути решения мы можем предложить? (ответы детей)

У каждой профессии есть характерные особенности, только то присуще только этой профессии.

Игра «Пазлы» (воспитанники разбиваются на команды)

Я предлагаю вам собрать «Круг профессии» у каждого есть только одна часть, вам необходимо найти остальные части характерные только для данной профессии. Что это за атрибуты (орудие труда)

Собрав пазлы вы определились по командам. Название команды соответствует профессии которая вам досталась. Займите свои места.

Сегодня мы проведем соревнования, за победу вы получаете жетон, по подсчёту наибольшее количество становится команда победителем.

На этом этапе мы выяснили что каждую профессию можно определить по орудию труда.


Этап выявления места и причины затруднения.

Давайте прослушаем стихотворение Джани Родари как он различал профессии

«Чем пахнут ремесла?»

(СТИХ читает Ксения Сэротэтто)

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской,-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате-лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько не душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!


Вот как легко оказывается определить профессию по запаху, а по описанию?


Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Игра «Угадай-ка»

Предлагаю поиграть в «Угадай-ку» задача выбираете номерок (написан на мячике), открывается вопрос, на который нужно ответить. При ошибочном ответе или затруднении ход переходит команде ваших соперников.

Предлагаю игру «Ромашка» на лепестках записаны загадки ваша задача прочитать и ответить.

Вот сколько профессий вы смогли отгадать.

Ребята, а как вы думаете с чего начинается трудовая карьера любого профессионала? Желания, умения, учеба…

Конечно же что бы достичь успеха нужно много трудиться, но оказывается есть волшебные условия без дружбы с которыми ну ни как не стать успешным.

Слагаемые успеха

И так, выбор профессии можно считать правильным, если будут соблюдены некоторые условия. Представим условия в виде окружностей.

Во-первых, будущая профессия должна быть в радость, и это условие «ХОЧУ».

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы. То, что человек хочет делать в своей жизни. Например: хочу быть врачом, что бы лечить людей.

Во-вторых, человек должен обладать определенным набором профессиональных качеств свойственных для профессии, интеллектуальных, физических, личностных. И это «МОГУ». МОГУ — возможности личности (способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Ну и в-третьих эта профессия должна быть востребована на рынке труда это условие «НАДО». НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Давайте рассмотрим рынок труда нашего региона, подумайте, какие специальности могут быть актуальны в нашем районе и почему (оленевод, ветеринар, пилот).

А какие будут совершенно невостребованные?

А давайте-ка посмотрим, что произойдет если наши окружности не совпадут, или совпадут частично.

Давайте рассмотрим, когда совпало только два условия, в любом из вариантов человек не сможет быть счастлив в полной мере.

1. Н+М –рабочие места есть, есть знания. Но нет желания.

2. Н+Х – есть рабочие места, есть желание работать, но нет профессиональных качеств.

3. Х+М – рынок труда не нуждается в такого рода специалистов что происходит.

(не может найти работу по специальности).


Счастливое совпадение! Требований рынка труда, возможностей и желаний человека. К сожалению, это довольно редкий вариант.

Вы ребята заметили, что при любом несовпадении человеку сложно будет добиться успеха.

Но для того что б хватило сил двигаться к успеху нам нужно крепкое здоровье, я предлагаю провести «Физминутку».

Физминутка

Замечательно размялись, теперь присаживайтесь.

Как вы думаете, профессии можно разделить на лёгкие и сложные. Человек должен ценить чужой и свой труд.

6. Реализация построенного проекта.

Сейчас хочу вам предложить посмотреть сценку, которую подготовили ребята. Восточная притча «Заработанное своим трудом»,

Один торговец ежедневно давал своему сыну небольшую сумму денег и говорил:

Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.

Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.

Однажды торговец сказал своим родственникам:

Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.

Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:

Иди сам зарабатывай деньги, принесёшь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.

Сын пошёл к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив совсем небольшую сумму, принёс эти деньги отцу. Отец сказал:

Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.

Сын ответил:

Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.

Отец ответил:

Сколько раз я давал тебе по деньги, а ты уносил их и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.

Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал до сценки, как человек должен научиться ценить труд?


7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Итак, мы с Вами, многое обсудили пора объявить конкурс «Профессионалы».

(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)

Перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. На жетонах которые вы заработали во время игры, нужно будет написать одно из слагаемых успеха.

Желтый - желания, стремления.

Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные стремления, желание -это почва, которая питает корень профессионализма. 1 команда на своих стикерах пишет по одному слагаемому.

Зеленый - знания, умения.

Результатом выработанных желаний является получение специальности — это уровень знаний, умений- это листья нашего дерева пишет 2 команда.

Красный - профессии Ямала.

Для того чтоб человек стал поистине счастливым пожинал свои плоды третья группа напишет актуальные профессии Ямала.

Давайте теперь по одному, приклеив стикер, объясните свой выбор. Выступление детей.

Посмотрите, какое красивое дерево получилось!


8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ну а мы сейчас подсчитаем какая же команда получит почетное звание.

Давайте подведем итог нашего часа, что нового вы сегодня узнали?


Мы видим, что выбор профессии сложный процесс. Не только потому что в мире очень много профессий, и практически каждый день появляются все новые.

Но и при выборе профессии что следует учитывать? За ответом обратимся к нашему дереву – склонности, желания, мотивы, рынок труда.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.


Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». И не бойтесь ошибаться, ищите себя. Все в жизни проходит: и обиды, и трудности, и даже времена славы. Но в любом случае, кем бы вы ни стали, необходимо достойно вести себя. Как говорил один кубинский поэт-«Самая трудная профессия- быть человеком».


На этом мы заканчиваем наш час. Спасибо за участие. Вы молодцы.




Опубликовано в группе «Внекласные мероприятия»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.