Программа цикла онлайн-встреч клуба родителей подростков «На пороге взрослой жизни»

2
0
Материал опубликован 27 October 2021

Программа цикла встреч Клуба родителей подростков

«На пороге взрослой жизни».

Актуальность разработки занятий: старшеклассники и их родители часто испытывают трудности в согласовании ожиданий в процессе жизненного и профессионального самоопределения, конфликт представлений может быть очень острым. Цикл онлайн-встреч родительского Клуба (одна из которых – совместная «родители – дети») призван помочь семье наладить диалог по указанной проблеме.

Цель цикла: профилактика возможных трудностей семьи в начале периода сепарации, адаптация к новому статусу ребенка, построение новой модели взаимодействия в семье.

 

Количество занятий по пять в каждой группе (занятия проводятся параллельно, в мини-

группах), одно занятие - совместно. База - платформа Zoom

Продолжительность занятий –

30-40 минут. Периодичность встреч 1 раз в месяц.

Описание занятий.

Занятие 1. «Идеальный родитель».

Цель: знакомство участников клуба с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений

родителей.

Содержание занятия

1. Приветствие

Ведущий знакомит родителей с целями и задачами клуба. Обговариваются условия и режим

работы; вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут

проходить занятия, каким основным темам они будут посвящены.

Упражнение «Знакомство»

Инструкция: участники по очереди называют имя и говорят о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям следующую информацию:

возрастные особенности развития старших подростков и юношей (15-18 лет);

особенности протекания кризиса сепарации; риски семейного взаимодействия в кризисный период.

.

б) Практический блок

Упражнение «Идеальный родитель»

Материалы: лист бумаги, разноцветные фломастеры.

Инструкция: Каждому участнику предоставляется возможность высказать свое мнение о понятии «идеальный родитель». Все варианты записываются на листе бумаги.

Затем предлагается схема (пять концентрических кругов) на листе бумаги. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами.

 

Ведущий предлагает родителям синим фломастером отметить на схеме, где каждый из них, в сравнении с «идеальным родителем», находится в настоящее время.

Далее родителям предоставляется возможность поразмышлять и выбрать приемлемый для себя вариант расположения на схеме: где они «окажутся» после прохождения полного курса занятий тренинга. Используется красный фломастер.

Затем каждый родитель проговаривает, что ему может помешать стать «идеальным родителем», какие качества необходимо развить для преодоления этого препятствия.

Упражнение «Портрет моего ребенка»

Материалы: бумага, краски, модули, карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Инструкция: участникам клуба предлагается нарисовать метафорический портрет ребёнка («как Вы его видите»).

4. Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Пожелание сообществу»

Инструкция: участники отправляют какой-либо эмодзи в чат и по очереди произносят пожелание Клубу родителей.

 

Занятие 2. «На пороге взрослой жизни»

Цель: формирование у родителей представления о понятии «родительские ожидания», разделение ответственности.

Содержание занятия

1. Приветствие

Упражнение «Подари улыбку»

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет информацию об особенностях процесса социализации в старшем подростковом/ юношеском возрасте, структуре Я-концепции, понятии «линия времени».

б) Практический блок

Упражнение «Феи и Гоблины»

Инструкция: на листочках бумаги родители перечисляют в две колонки: а) заветные желания о будущем детей; б) все предубеждения, от которых хотелось бы избавиться. После того как эти качества записаны, им предлагается подумать: какие шаги могут поддержать первые и устранить вторые.

Упражнение «Линия времени».

Инструкция: с помощью цветных стикеров необходимые шаги размещаются последовательно на линии от «прошлого» к «будущему». Рядом с каждым шагом ставится отметка, кто «отвечает» за результат – родитель или подросток.

4. Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о прошедшей встрече.

 

Занятие 3. “Профессиональная проба ”.

Цели: актуализация представления о процессе профессионального выбора, сложности и многокомпонентности «образа будущего».

 

1. Приветствие

Упражнение «Подарок группе»

Инструкция: упражнение выполняется по очереди. Участники отправляют в чат «подарок» - эмодзи или слово. Затем по очереди выбирают один из «подарков» («Я бы взял…) и комментируют свой выбор. Прокомментированный «подарок» выбывает из списка.

3. Основная часть

 

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям информацию о понятии «профессиональный выбор», о том, его связи с понятие «Я-концепция», роли родителей в формировании образа будущего.

.

б) Практический блок

Упражнение «Ассоциация на слово “карьера ”

Инструкция: упражнение выполняется по очереди. Ведущий предлагает назвать ассоциации,

возникающие на слово «карьера».

 

Упражнение на «понимание»

Инструкция: группа делится на команды по 2-3 человека. Группы направляются в «комнаты». Им дается задание: составить композицию/ коллаж «Моя карьера».

Обсуждение:

С какими трудностями вы столкнулись в работе?

Хотелось ли вам затем что-то сделать по-другому?

Чем различаются работы?

Как вы считаете, в чем роль отличий?

4. Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями о занятии.

.

Занятие 4. «Формула успеха» (совместная встреча родителей и подростков).

Цель: опыт обсуждения и «перспективного планирования».

1. Приветствие

Упражнение «Мое имя и мой Герой»

Инструкция: все участники (родители и подростки) по кругу произносят свое имя, имя своего Героя и три его привлекательных черты.

3. Основная часть

Упражнение «Совместный рисунок»

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Сюжет – ДОМ. По окончании рисования – совместное обсуждение в круге.

Упражнение «Декартовы координаты»

Инструкция: родитель и подросток выбирают один важный шаг, касающийся образования/ профессионального выбора, затем составляют «списки эффектов» (Что будет, если это будет? Чего НЕ будет, если это будет? Что будет, если этого НЕ будет? Чего НЕ будет, если этого НЕ будет?)

.

4. Обратная связь

Обмен впечатлениями.

Упражнение «Пожелание себе и другим»

Инструкция: каждый участник по кругу, держа мяч в руках, произносит два пожелания – себе и другим участникам - на будущее, «на пороге взрослой жизни».

5. Ресурсы.

Инструкция: каждая пара «Родитель – подросток» получает вслепую два листочка из разных корзинок: а) с ресурсной картинкой; б) с ресурсным словом. Ведущие демонстрируют лот на экране со словами «Это – для вас!» Группа расстается, сопровождаемая добрыми пожеланиями ведущих.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.