Народные промыслы. Хохломская роспись тарелки.
Автор: Масленникова Софья, 4 класс
Название: Народные промыслы. Хохломская роспись тарелки.
Материалы: бумажная (одноразовая) тарелка, гуашь, кисти.
Техника: хохломская роспись тарелки.
Пояснительная записка
Эта творческая работа посвящена русскому народному промыслу -хохломе.
Цель работы: расписать тарелку хохломской росписью.
Задачи:
Изучить виды хохломской росписи.
Изучить технологию хохломской росписи.
Создать эскиз для тарелки и выполнить роспись.
Хохлома! Это уникальное явление декоративного искусства России. Наверно нет такого человека на земле, который бы не знал о хохломской росписи. Эта роспись стала визитной карточкой нашей страны, символом декоративной русской культуры. Туристы из разных стран, возвращаясь из России, везут с собой хохломской сувенир. В любой точке мира эти изделия узнаваемы. У многих жителей нашей страны в доме есть предметы, расписанные хохломой. Чаще всего они стоят на полках для украшения помещений. Они привлекают всеобщее внимание, ими любуются. Мерцающее золото, глубина черного фона, тонкий растительный узор «травка», «ягодка», «цветы». Всё простое и с детства знакомое. Всё это хохлома!
Удивительно то, что спустя многие годы эта роспись все еще не забыта. В России до сих пор сохранились производства декоративно - прикладной росписи. Современные мастера расписывают различные изделия: платки, костюмы, горшки, тарелки, ложки, шкатулки и другие бытовые предметы. Некоторые современные мастера даже расписывают автомобили или различные предметы из кожи, мебель, ткани. Хохломская роспись уникальна. У нее существуют свои правила и традиции, такие как: основной цвет, поверхность для работы, узоры, орнаменты, элементы и техники исполнения.
Технология росписи тарелки
Сначала познакомилась с основными элементами хохломской росписи. Попробовала рисовать мотивы, чтобы натренировать руку. Затем выбрала мотив. Решила изобразить рябинку, ведь это символ женского дерева. Затем определилась, что роспись моя будет фоновой.
Этапы работы:
Создала эскиз тарелки. Композицию нарисовала в круге. Моя роспись включает в себя листья, ягоды рябины и цветы.
Перенесла рисунок карандашом на бумажную тарелку.
Выполнила общий контур орнамента тонкой кисточкой гуашевыми красками. Так как моя роспись «фоновая».
Прорисовала листики, ягодки и цветки в центре композиции зеленой, желтой и красной гуашью.
Украсила силуэты деталями: прожилками, тычками.
Закрасила фон желтым и черным цветом. Добавила красную полоску.
Нанесла небольшие элементы «приписки» на черный фон по контуру тарелочки - это цветочки и листики.
Заключение
В процессе работы над росписью тарелки я узнала много интересных фактов о хохломской росписи. Меня привело в восторг разнообразие письма хохломских мастеров. Хохлома заворожила меня богатыми переливами, ажурными плетениями орнамента, захотелось не только любоваться, но и самой создавать шедевры хохломской росписи.
Используемая литература
1. Т. Емельянова, Л. Китаева «Любовь моя Хохлома», Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.
2. С. Шегалова «Росписи Хохломы», «Детская литература», Москва, 1991 г.
3. М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.
4. В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.
5. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.