Курс «Народные промыслы»
Пояснительная записка
В Федеральном законе от 06.01.1999 №7 « О народных художественных промыслах » ( принят ГД РФ 09.12.1999) «Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение , возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей».
В последние годы большое внимание уделяется изучению народных промыслов. В связи с этим особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространённых местных материалов – глины, соломы, лозы и т.д.
Глина соответствует человеческой цивилизации от самого зарождения и по сегодняшний день, и умение изготавливать изделия из неё ценились во все времена.
Пластиковая керамика получает в последние годы широкое распространение. Она позволяет каждому ребёнку выполнить работу без особой подготовки. Скульптура способствует развитию пространственного мышления, трёхмерного восприятия объёмной формы, и единственный предмет, при изучении которого обучающиеся имеют возможность посредством тактильных ощущений понять основные принципы формообразования.
В качестве основного материала можно использовать глину. Но если её нет, то пластилин и солёное тесто.
Цели и задачи:
Целью данной программы является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи:
Обучающие:
•обучить конкретным трудовым навыкам при работе с солёным тестом, глиной, пластилином;
•углубить и расширить знания о видах народных промыслов;
•формировать интерес к народно-прикладному искусству.
Воспитательные:
•прививать интерес к культуре своей Родины , к истокам народного творчества;
•воспитывать нравственные качества детей;
•формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
•развить образное мышление, творческие способности;
•формировать эстетический и художественный вкус;
•содействовать формированию всесторонне развитой личности
Общая характеристика предмета
Образовательный процесс по данной программе начинается с блока занятий по скульптуре, так как эта тематика оптимально соответствует развитию тонкой моторики кистей рук. Этот вид деятельности позволяет повысить культурно-исторический уровень ученика. Через знакомство с этническим наследием славянской культуры.
Техника пластовой керамики представляет собой возможность каждому ребёнку выполнить красивую работу без особой предварительной подготовки. Среди учебных дисциплин скульптура в большей степени способствует развитию пространственного мышления , трёхмерного восприятия объёмной формы, и единственный предмет, при изучении которого обучающиеся имеют возможность посредством тактильных ощущений понять основные принципы формообразования.
В качестве основного скульптурного материала можно использовать глину, пластилин, тесто.
Описание места предмета
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю ( 35 часов в год)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебного предмета является формирование следующих умений и качеств является:
•воспитание российской гражданской идентичности: осознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты изучения :
Регулятивные УДД:
•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ;
•выдвигать версии решения проблемы;
•составлять план решения проблемы, классифицировать факты и явления;
•выявлять причины и следствия простых явлений;
•строить логические рассуждения;
•определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УДД:
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Предметные результаты:
•использовать различные источники информации;
•анализировать, обобщать информацию;
•знать историю глиняной игрушки, различные виды росписи;
•уметь создавать композицию в технике пластиковой керамики
•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
•сохранять здоровье и соблюдать нормы экологического поведения; самостоятельно оценивать уровень безопасности.
Содержание учебного материала
Раздел 1. Введение
Тема . Введение.
Содержание образа и эскизов. Глина. Виды глины. Определение пластичности глины. Инструменты для лепки. Соединение деталей. Сушка изделия. Обжиг изделий. Керамические пигменты и краски.
Раздел 2 Народная глиняная игрушка
Тема. Народная глиняная игрушка. Её разновидности и история появления на Руси.
История появления глиняной игрушки на Руси. Анализ особенностей и традиционных орнаментов дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек.
Раздел 3 Филимоноская игрушка.
Тема Особенности филимоновкой игрушки.
Филимоновкая игрушка. Пластические особенности игрушки.
Тема Лепка животного на четырёх ногах
Приёмы работы. Лепка животного.
Тема. Лепка барыни
Своеобразие пластичности языка филимоновкой игрушки. Лепка барыни.
Тема Филимоновкая роспись
Традиционные орнаменты филимоновкой игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись барыни и животного.
Раздел 4. Дымковская игрушка
Тема. Особенности дымковской игрушки
История, отличительные особенности традиционных орнаментов дымковской игрушки
Тема. Лепка животного
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки .Выполнение изделия.
Тема. Лепка барыни
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки .Выполнение изделия.
Тема Лепка индюка
Своеобразие пластического языка дымковского индюка. Лепка индюка
Тема Дымковская роспись
Традиционные орнаменты дымковской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий
Раздел5 Каргопольская игрушка
Тема .Каргопольская игрушка
История, отличительные особенности традиционных орнаментов каргопольской игрушки
Тема. Лепка полкана
История и смысл полкана. Лепка полкана.
Тема. Лепка бабы
Своеобразие пластического каргопольской игрушки .Выполнение изделия.
Тема Каргопольская роспись
Традиционные орнаменты каргопольской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий
Раздел 6. Изделия на основе солёного теста.
Тема. Технология изделий из солёного теста
Технология изделий из солёного теста
Тема. Изготовление цветов из солёного теста.
Технология изготовления цветов из солёного теста.
Тема. Изготовление образцов хлебобулочных изделий.
Изготовление образцов хлебобулочных изделий.
Тема. Изготовление панно
Технология выполнения панно. Изготовление изделия.
Тема Роспись панно.
Технология выполнения росписи панно. Роспись изделий
Тема. Лепка куклы
Лепка куклы
Тема. Ручная лепка сосудов.
Ручная лепка сосудов.
Тематическое планирование
Тема |
Программное содержание |
Деятельность учащихся |
Раздел1. Введение |
||
Введение |
Содержание образа и эскизов. Глина. Виды глины. Определение пластичности глины. Инструменты для лепки. Соединение деталей. Сушка изделия. Обжиг изделий. Керамические пигменты и краски. |
Анализ видов изобразительного искусства |
Раздел 2. Народная глиняная игрушка |
||
Народная глиняная игрушка. Её разновидности и история появления на Руси. |
История появления глиняной игрушки на Руси. Анализ особенностей и традиционных орнаментов дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек. |
Анализ особенностей и традиционных орнаментов народной игрушки. |
Раздел 3. Филимоновская игрушка. |
||
Особенности филимоновской игрушки. |
Филимоновкая игрушка. Пластические особенности игрушки. |
Обсуждение и анализ пластических особенностей игрушки. |
Лепка животного на четырёх ногах |
Приёмы работы.Лепка животного. |
Практическая работа «Лепка животного.» Анализ работ |
Лепка барыни |
Своеобразие пластичности языка филимоновкой игрушки. Лепка барыни. |
Практическая работа «Лепка барыни». Анализ работ |
Филимоновкая роспись |
Традиционные орнаменты филимоновкой игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись барыни и животного. Практическая работа «Роспись барыни и животного». Анализ работ |
|
Раздел4 . Дымковская игрушка |
||
Особенности дымковской игрушки |
История, отличительные особенности традиционных орнаментов дымковской игрушки |
Просмотр и анализ игрушки |
Лепка животного |
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки .Выполнение изделия. |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Лепка барыни |
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки Выполнение изделия. |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Лепка индюка |
Своеобразие пластического языка дымковского индюка. Лепка индюка |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Дымковская роспись |
Традиционные орнаменты дымковской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Раздел5. Каргопольская игрушка |
||
Каргопольская игрушка |
История, отличительные особенности традиционных орнаментов каргопольской игрушки |
|
Лепка полкана |
История и смысл полкана. Лепка полкана. |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Лепка бабы |
Своеобразие пластического каргопольской игрушки Выполнение изделия |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Каргопольская роспись |
Традиционные орнаменты каргопольской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Раздел 6. Изделия на основе солёного теста. |
||
Технология изделий из солёного теста |
Технология изделий из солёного теста |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Изготовление цветов из солёного теста. |
Технология изготовления цветов из солёного теста |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Изготовление образцов хлебобулочных изделий. |
Изготовление образцов хлебобулочных изделий |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Изготовление панно |
Технология выполнения панно. Изготовление изделия |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Роспись панно. |
Технология выполнения росписи панно. Роспись изделий |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Лепка куклы |
Лепка куклы |
Практическое выполнение изделия Анализ работ |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Элементы содержания |
Коли- чество часов |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Материально-техническое оснащение |
Дата проведения |
|
Раздел 1. Введение ( 1 час) |
||||||||
1. |
Введение |
Содержание образа и эскизов. Глина. Виды глины. Определение пластичности глины. Инструменты для лепки. Соединение деталей. Сушка изделия. Обжиг изделий. Керамические пигменты и краски. |
1 |
Усвое- ние новых знаний |
Личностные: формиро- вание осознанного, уважительно-го и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре-нию, культуре; Мета-предметные : результаты: определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализиро-вать и оценивать её Предметные: анализиро-вать, обобщать информацию, различные виды росписи; сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения. |
Плакаты Образы работ Стёки |
План. |
Факт. |
Раздел 2. Народная глиняная игрушка ( 1 час) |
||||||||
2. |
Народная глиняная игрушка. Её разновидности и история появления на Руси. |
История появления глиняной игрушки на Руси. Анализ особенностей и традиционных орнаментов дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек. |
1 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные: воспитание российской гражданской идентичнос-ти, осознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; Метапред-метные: определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализиро-вать и оценивать её Предметные: знать историю глиняной игрушки |
Плакаты Образы работ |
||
Раздел 3. Филимоновская игрушка. ( 6 часов) |
||||||||
3. |
Особен-ности филимоновкой игрушки. |
Филимоновкая игрушка. Пластические особенности игрушки. |
1 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные: воспитание российской гражданской идентичнос-ти, осознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; Мета-предметные: выдвигать версии решения проблемы; составлять план решения проблемы, Предметные: знать историю глиняной игрушки |
Плакаты Образцы работ |
||
4. |
Лепка животного на четырёх ногах |
Приёмы работы. Лепка животного |
1 |
Прак-тикум |
Личностные: формирова-ние осознанного, уважительно-го и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре-нию, культуре; Метапред-метные: определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализиро-вать и оценивать её Предметные использовать различные источники |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
5-6. |
Лепка барыни |
Своеобразие пластичности языка филимоновкой игрушки. Лепка барыни |
2 |
Практи-кум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия народов России Метапред-метные : самостоя-тельно обнаружи-вать и формулировать учебную проблему ; выдвигать версии решения проблемы; использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоят-ельно оценивать уровень безопасности |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
7-8. |
Филимо-новкая роспись |
Традиционные орнаменты филимоновкой игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись барыни и животного. |
2 |
Практи-кум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия народов России Мета- Предметные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро-вать его; Предметные: использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни |
Плакаты Образцы работ кисти краски |
||
РАЗДЕЛ 4. Дымковская роспись ( 9 часов) |
||||||||
9. |
Особен-ности дымковс-кой игрушки |
История, отличительные особенности традиционных орнаментов дымковской игрушки |
1 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные: воспитание российской гражданской идентичностиосознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов, выдвигать версии решения проблемы; составлять план решения проблемы, России; Мета-предметные: самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимо-действие в группе; Предметные: знать историю глиняной игрушки |
Плакаты Образцы работ |
||
10. |
Лепка животно-го |
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки Выполнение изделия. |
1 |
Практи-кум |
Личностные: Формирова-ние осознанного, уважительно-го и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; Метапредметные : •самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ; •выдвигать версии решения проблемы Предметные результаты: •использовать различные источники |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
11-12. |
Лепка барыни |
Своеобразие пластического языка дымковской игрушки. Выполнение изделия. |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия народов России Мета-предметные: определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализиро-вать и оценивать её Предметные: использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
13-14. |
Лепка индюка |
Своеобразие пластического языка дымковского индюка. Лепка индюка |
2 |
Практи-кум |
Личностные развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России Мета-предметные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро-вать Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоя-тельно оценивать уровень безопасности. |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
15-17. |
Дымковс-кая роспись |
Традиционные орнаменты дымковской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий |
3 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные: Формирова-ние осознанного, уважительн-ого и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоз- Зрению Мета предметные : самостоя-тельно обнаружи-вать и формулиро-вать учебную проблему ; выдвигать версии решения проблемы Предметные: уметь создавать композицию в технике пластиковой керамики |
Плакаты Образцы работ кисти краски |
||
Раздел 5. Каргопольская игрушка ( 5 часов) |
||||||||
18. |
Карго-польская игрушка |
История, отличительные особенности традиционных орнаментов каргопольской игрушки |
1 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные:: воспитание российской гражданской идентичностиосознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; Мета-предметные: самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимо-действие в группе; Предметные: знать историю глиняной игрушки |
Плакаты Образцы работ |
||
19. |
Лепка полкана |
История и смысл полкана. Лепка полкана. |
1 |
Прак-тикум |
Личностные: формиров-ание осознанного, уважитель-ного и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; Мета-предметные учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро-вать его; Предметные результаты: использовать различные источники |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
20. |
Лепка бабы |
Своеобразие пластического каргопольской игрушки Выполнение изделия. |
1 |
Прак-тикум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия народов России Мета-предметные: Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимо-действие в группе Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоя-тельно оценивать уровень безопасности. |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
21-22 |
Карго-польская роспись |
Традиционные орнаменты каргопольской игрушки. Выполнение росписи на бумаге. Роспись изделий |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России Мета-предметные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро-вать его; Предметные:использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни |
Плакаты Образцы работ кисти краски |
||
Раздел 6. Изделия на основе солёного теста ( 13 часов) |
||||||||
23. |
Техноло-гия изделий из солёного теста |
Технология изделий из солёного теста |
2 |
Усвое-ние новых знаний |
Личностные: составлять план решения проблемы Мета-предметные : Самостоя-тельно обнаружи-вать и формулиро-вать учебную проблему ; выдвигать версии решения проблемы Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоя-тельно оценивать уровень безопасности. |
Плакаты Образцы работ |
||
24-25. |
Изготовление цветов из солёного теста. |
Технология изготовления цветов из солёного теста. |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: воспитание российской гражданской идентичностиосознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Мета-предметные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро-вать его; Предметные: уметь создавать композицию в технике пластиковой керамики |
Плакаты Образцы работ стёки |
||
26-27. |
Изготов-ление образцов хлебо-булочных изделий. |
Изготовление образцов хлебобулочных изделий |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: составлять план решения проблемы Метапредметные : самостоя-тельно обнаружи-вать и формулиро-вать учебную проблему ; выдвигать версии решения проблемы Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоя-тельно оценивать уровень безопасности. |
Плакаты Образцы работ стёки тесто |
||
28-29. |
Изготовление панно |
Технология выполнения панно. Изготовление изделия. |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: Формирова-ние осознанного, уважитель-ного и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре-нию, культуре Метапредметные: самостоятельно организовы-вать учебное взаимо-действие в группе; Предметные: уметь создавать композицию в технике пластиковой керамики |
Плакаты Образцы работ стёки тесто |
||
30. |
Роспись панно. |
Технология выполнения росписи панно. Роспись изделий |
1 |
Прак-тикум |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия народов России Метапредметные: Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимо-действие Предметные: использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни |
Плакаты Образцы работ стёки кисти краски |
||
31-32. |
Лепка куклы |
Лепка куклы |
2 |
Прак-тикум |
Личностные: составлять план решения проблемы,; Метапредметные : самостоя-тельно обнаружи-вать и формулировать учебную проблему ; выдвигать версии решения проблемы Предметные: сохранять здоровье и соблюдать нормы экологичес-кого поведения; самостоя-тельно оценивать уровень безопасности. |
Плакаты Образцы работ стёки тесто |
||
33-35. |
Ручная лепка сосудов. |
Лепка сосудов |
3 |
Прак-тикум |
Личностные: Формирова-ние осознанного, уважительно-го и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре выдвигать версии решения проблемы Метапредметные: •определять возможные источники необходимых сведений Предметные: использовать приобретён-ные знания и умения в практической деятельнос-ти и повседнев-ной жизни |
Плакаты Образцы работ стёки тесто |
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
•исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;
•способы замешивания теста для мукосолек , изготовления цветного теста, сушки и запекания.
•сведения о орнаментах;
•о цветовом сочетании в изделиях
Должны уметь:
•изготавливать игрушки из теста;
•в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
•ориентироваться на качество изделия.
Формы контроля
Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия (плакаты, журналы, фотографии, буклеты);
Информационно-коммуникативные средства ( справочные информационные ресурсы, компакт-диски)
Экранно-звуковые пособия: телефон, фотоаппарат, компьютер.
Стёки, тесто, пластилин, глина, краски
Литература.
1. Занятия пот прикладному искусству. 5-7 кл. работа с солёным тестом , аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток /авт.сост. Е.А. Гурбина.- Волгоград; Учитель,2010.
2. Керамическая скульптура и пластика. 5-7классы: программа, планирование, материалы к занятиям /авт.сост.В. А. Лобанова.- Волгоград; Учитель, 2011
3. Кизимова С.П. Вечно живое искусство народных умельцев.- Белые Берега ; Белобережье, 2006
4. Конышева. Н. М. Лепка в начальных классах: пособие для учителя. Из опыта работы .-М.: Просвещение, 1980