Материал на проверке

Урок по окружающему миру «Народные промыслы родного края» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 14 October 2015

Технологическая карта урока

учитель

Ёлкина Любовь Сергеевна

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2014

Тема урока

Народные промыслы твоего края (Тверская область)

Дидактическая цель

Познакомить обучающихся с народными помыслами России и Тверской области

Тип урока

изучение нового материала

Задачи урока

1.Предметные:

- сформировать понятие «промысел»

- расширить знания о народных промыслах Тверского края;

- составить таблицу промыслов Тверского края;

- развивать интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Тверской Земли.

2. Метапредметные:

           а) познавательные УУД:

- развитие умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

- развитие умения находить ответы на вопросы, используя  текст  учебника;

- развитие умения  работы с картой;

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

-развитие умения систематизировать знания.

           б) коммуникативные УУД:

 -Формирование  умения  работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы;

- слушать и понимать речь других.

          в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-учить  самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания.

3. Личностные:

- формировать  представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками;

- воспитывать уважение к народной культуре, чувство гордости и глубокое уважение к родному краю, труде и творчеству людей, которые создают предметы быта и украшения интерьера.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать виды народного творчества Тверского края; инструменты и принадлежности; основные приемы работы: лепка, вышивка, резьба по дереву;

- определять центры народных промыслов на карте России.

Метапредметные :

1.      Познавательные УУД:

·         умение работать с текстовой информацией, таблицами, словарями, картами.

·         Умение обобщать и анализировать информацию .

2.      Регулятивные УУД:

·         Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

·         Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.      Коммуникативные УУД:

·         Слушать и понимать речь других.

·         Оформлять свои мысли в устной форме.

·         Уметь работать в парах.

Личностные:

·         Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, работа в парах

Средства обучения

Учебник Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.М. Академкнига/Учебник. 2014;

физическая карта России;

толковые словари Ожегова, Даля;

раздаточные материалы (тексты) о тверских промыслах;

флажки-указатели на клейкой основе для работы с картой;

презентация (программа  Microsoft PowerPoint).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время

Задачи этапа

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Самоопределение к деятельности

2 мин

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

- Приветствует учеников:

Добрый день, дорогие друзья! 
Прозвенел уже звонок, 
Начинаем наш урок! 
Постарайтесь всё понять, 
Ответы полные давать, 
И за работу получать 
Только лишь оценку пять! 
- Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

самоорганизация;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

5мин

Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала

Активизация мыслительных операций школьников

Создание затруднения в деятельности детей

Выявить место и причину затруднения

Слайд №1  Кроссворд

1. Человек, любящий и уважающий свою Родину.

2. Зерновая культура, выращиваемая в средней полосе России.

3. Население, проживающее на определенной территории.

4. Крупная река, протекающая в нашем Максатихинском районе.

5. Один из садово - ягодных кустарников, растущий в нашем районе.

6.  Государство, в котором мы живем.

7. Центр нашей области.

8. Одна из крупнейших рек, берущая свое начало в Тверской области.

- Какой темой объединены отгаданные слова?

- Прочитаем, какое ключевое слово у нас получилось?

- Что означает это слово?

- Давайте уточним наши предположения с помощью Толкового словаря.

- Прочитаем, как же «растолковывается» слово «промысел»?

Выбирают номер слова, отгадывают, отвечая на вопросы:

1. Патриот

2. Рожь

3. Народ

4. Молога

5. Крыжовник

6. Россия

7. Тверь

8. Волга

 

 

 

 

 

- Ответы детей (Родина, родной край)

- Промысел

 

- Ответы детей

- Работают с Толковыми словарями Ожегова, Даля.

 

- 1 ученик читает по словарю Ожегова, другой – по словарю Даля

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение работать со словарями;

познакомиться с понятием «промысел»;

умение обобщать информацию;

фиксация проблемы;

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания;

Личностные:

осознание своих возможностей.

 Постановка учебной проблемы (т.е. темы)

4мин

Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока;

целеполагание и постановка задач.

 Итак, какова будет тема нашего урока?

Слайд № 2  Проверим наши предположения. (Зачитывает название темы: «Промыслы моего края»)

- Какие цели урока?

Слайд № 3  Проверим наши предположения.

- Ответы детей

 - Ответы детей

 Познавательные УУД:

Умение анализировать, выделять и формулировать  цели.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности,

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия

Коммуникативные:

умение осознанно строить речевое высказывание

Поиск решения учебной проблемы

9мин

Помочь добыть новые знания

Найдите в учебниках параграф  нашей темы.

  Самостоятельно прочитайте и выполните задание в начале параграфа.

  Прочитайте текст учебника страница 140-141.

Работают с оглавлением учебника. Открывают страницу 140.

 

Работа в парах.

Читают, выполняют задание по карте учебника.

 Самостоятельно читают текст учебника.

 Познавательные УУД:

Познакомиться с видами народных промыслов и их центрами;

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5мин

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 Итак,

- о каких народных промыслах России вы узнали из текста учебника?

- какие материалы использовали народные умельцы для создания своих изделий?

 - Кто из вас догадался изделия, из каких населенных пунктов изображены в учебнике?

 Используя текст учебника, выполним следующее задание:

Слайд №4 - 5 Установи соответствие между изделием и центром народного промысла.

Ответы детей (кружево, керамика, роспись, резьба по дереву и т.д.)

 Ответы детей (дерево, глина, стекло, металл, шерсть, поделочные камни, береста и т.д.)

Хохлома, Гжель.

 Дети по цепочке выполняют задание с использованием текста учебника.

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение выделять необходимую  информацию;

умение сопоставлять изделие с центром народного промысла.

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10мин

интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

 

- А сейчас мы узнаем, какими народными промыслами богата наша, Тверская область?

- Начертим в тетради таблицу Народные промыслы Тверской области.

промысел

центр

изделие

 Раздает для работы в парах карточки с тексами о народных промыслах Тверской области.

-Прочитайте текст,  подготовьтесь к мини-сообщению для класса, опираясь на план, указанный у вас в карточках.

 Сообщения обучающихся сопровождает презентацией

Слайд № 6-10

 После каждого сообщения дополните таблицу Народные промыслы Тверской области.

Работа в парах.

 

 

 

 

 

Чертят таблицу в тетрадь.

 

 

 

 

 

Читают текст, сообща готовятся к выступлению, опираясь на план:

1. Промысел

2. Центр

3. Изделия

1 пара

Золотное шитье города Торжка.

Вышитые золотом лоскуты кожи, найденные на территории Торжокского кремля датированы 13 веком. Промысел золотого шитья создавался под влиянием богатой культуры Византии. Один из древнейших и ценнейших памятников русского золотного шитья «Пелена Марии Тверской», хранится в Историческом музее в Москве. Дата ее создания -1389 год.

Золотошвейный промысел был распространен во многих русских городах, но наибольшее развитие получил именно здесь, в Торжке, на пересечении торговых путей. Высшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. Множество работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. В конце 19 века наметился спад промысла. Сейчас традиции золотного шитья в Торжке поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи» и созданное на его базе средне-специальное учебное заведение.

 

2 пара

Ведновская строчка села Ведное

Одним из центров вышивального ремесла является село Ведное. В нем проживают потомственные вышивальщицы, работающие на дому. Основу ассортимента ведновских мастериц составляли полотенца, салфетки, скатерти, украшенные вышивкой. Строчка в вышивке использовалась преимущественно машинная. Вышитый на тончайшем льняном полотне простыми, чаще всего белыми, нитями узор растительного орнамента отличает «ведновскую строчку». Теперь это предприятие называется «Тверские узоры». Разнообразные виды вышивки: мелкие стежки старинной росписи, сетчатая гладь, тамбур, узорные мережки сохраняются в изделиях мастериц и художников «Тверских узоров». Уникальные современные изделия, основанные на традициях тверской вышивки, завоевывают многочисленные дипломы, грамоты, призовые места на выставках.

 

3 пара

Калязинское кружево

Калязин с давних пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем, основанным в 1434 году. Первые кружева плели из металла и нашивали на ткань. В Калязине в то время половина женщин-мещанок занималась кружевоплетением. Поставляли изящные изделия в Петербург, Москву, европейские города и страны. После революции спрос на кружево резко упал. В старом калязинском кружеве с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа «малин» с цветочками, обведенными сканью - толстой льняной нитью, отражается влияние стиля знаменитых европейских мастеров. Хотя со временем национальные художественные традиции преодолевают европейское влияние, в европейскую моду входит русский стиль, а в калязинское кружево проникают мотивы русского народного орнамента, используемого местными мастерицами по сей день.

 

4 пара

Тверская резьба по дереву

Центров резьбы по дереву было на территории Тверского края множество. Испокон веков здесь изготавливали из подручного материала деревянные ковши, прялки, посуду. Занимались и более крупными работами, ведь дерева было всегда в достатке: делали мебель, сани, украшали узорной резьбой избы. Сейчас в области действует много производств, связанных с обработкой дерева, но художественной резьбой занимаются немногие.

 

5 пара

Художественная обработка бересты в Твери

Художественная обработка бересты - для Твери промысел сравнительно новый. Мастера предприятия «Березка-сувенир» взяли за основу традиционную технику северной художественной обработки бересты, но внесли в нее собственные изменения. На мореном фоне деревянных шкатулок, коробов, кружек, солонок помещается берестяная пластина с резьбой. Орнамент включает в себя и прорезку фона - при этом получается более глубокий объем, рисунок становится выразительным, изделия приобретают законченный, нарядный вид и пользуются большой популярностью благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам.

 

- После каждого выступления заполняют таблицу.

Познавательные:

Познакомиться с народными ремеслами Тверского края,

умение выделять необходимую  информацию;

Умение составлять таблицу

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы;

проявление самостоятельности.

 

Включение в систему знаний повторение

7мин

выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Спасибо. Молодцы.

А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал.

Слайд № 11 Выполните следующие задания:

1. Найдите лишний предмет. Объясните свой выбор.

Выполняют задание аргументирую свой выбор

Познавательные УУД:

Умение распознавать изделия народных промыслов от производственных;

Находить отличительные черты изделий народных промыслов отличные от других.

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

аргументация своего мнения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

3мин

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

- О чем вам было особенно интересно узнать?

- Что не удалось?

- Что не получилось?

Домашнее задание

Нарисовать изделие народного промысла

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: умение провести самооценку.

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.