Мастер-класс «Нарцисс для мамочки» (Мастер-класс на уроках технологии в 3 классе)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г.Южи Ивановской области.
Подготовила: Картошкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Конспект мастер-класса на тему «Открытка своими руками» для детей младшего школьного возраста.
Цели: сформировать навык ручного шитья способом «Вперед иголку» , научить мастерить цветы из атласной ленты, продолжать формировать умения и навыки в работе с тканью, иголкой, ниткой; систематизировать знания учащихся о правилах безопасной работы с иглой и ножницами; научить выполнять разметку деталей с помощью шаблона продолговатой формы; закрепить навыки вырезания; изготовить аппликацию из ткани, бумаги и пластмасса; развивать мелкую моторику рук, глазомера; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Планируемые результаты: учащиеся овладеют навыком ручного шитья способом «Вперёд иголку»; научатся мастерить цветы из атласной ленты, выполнять разметку деталей с помощью шаблона продолговатой формы; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
фронтальная (выдача на класс);
дифференцированная
Методы:
словесные
наглядные
практические
Методы проведения занятий:
беседа с объяснением нового материала
показ наглядностей
демонстрация трудового приема
практическая работа учащихся
Тип урока: комбинированный
Оборудование ( для одного обучающегося): белая атласная лента шириной 5 см., длиной – 25 см., пластиковая трубочка, крупная жёлтая бусина, крупный оранжевый бисер – 10 шт., цветная бумага зелёного цвета, лист бархатной жёлтой бумаги, двухсторонний скотч двухсторонний, нитки (белые или желтые), иголка, наперсток, ножницы.
Дидактический материал: презентация
Ход урока.
Орг. Момент
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)
Конечно, ребята, кто может быть ближе и роднее мамы?! Вы знаете, что в марте вся страна справляет праздник, а какой и когда точно? Напомните мне. (Международный женский день, 8 марта).
Самоопределение к деятельности
Планируете ли вы поздравлять своих мам? А как? Будете дарить подарки? Какие подарки ждут ваши мамы? (Хорошие оценки, помощь по дому, цветы, поздравления и т.д.)
А хотели бы вы, сделать для них что-нибудь незабываемое? Что бы это могло быть? А что мы можем сделать совместно? (Поделку, открытку и т.д.)
Что мы можем сделать из того материала, который вы принесли сегодня на урок? (Открытку - аппликацию)
Что же мы будем делать сегодня на уроке? (Открытку - аппликацию для мамы)
Какие цели поставим перед собой?
Объяснение нового материала
На интерактивной доске изображение нарцисса.
Какой цветок перед нами? (Если не отвечают, напоминаю)
Сейчас я вам расскажу легенду связанную с этим цветком.
Легенда о цветке
Сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, Нарцисс, был наделен поистине божественной красотой. Но единственно, кого он считал достойным любви, так это самого себя. Юноша мог часами сидеть около реки, любуясь своим отражением, но ни одна девушка не сумела покорить его холодное сердце.Однажды молодого человека увидела богиня любви Афродита. Своей красотой она пробуждала в мужчинах любовь и страсть. Не было на ее пути того, кто бы ни покорился ее чарам! Но, увы, Нарцисс оказался первым, он остался равнодушен даже к красивейшей из женщин. От отчаяния и обиды богиня решила покарать самовлюбленного юношу, превратив его в цветок. Пусть и не менее красивый, чем он сам!
Вот такая легенда, связана с этим чудесным цветком.
На доску вывешиваю образец изделия, можно вывести изображение на интерактивную доску. Посмотрите, дети, какой цветок будет украшать открытку для наших мам. Что это за цветок, кто его узнал? Кто знает, когда он цветёт? (весной)
Начнём работу с изготовления этого цветка. Дома вы с родителями заготовили пять квадратов из атласной ленты со сторонами 5 см. и опалили их края, чтобы лента не распускалась и сохраняла форму.
Чтобы сделать такой цветок, как у меня на образце, нам нужно вспомнить технику выполнения шва «Вперёд иголку».
До того, как мы начнем работать, давайте вспомним правила работы с иголкой и ножницами.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд
Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице);
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду;
Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться;
Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в плотную бумагу и выбросить в безопасное место.
Давайте вспомним как выполняется шов «Вперед иголку».
Предлагаю вам посмотреть видео, на котором вы увидите технику выполнения данного шва.
Стежок – это расстояние между проколами иголки. Стежок может быть длиной от о,5 см до 1 см, выполняться в одном направлении.
Одинаковые стежки, следующие друг за другом, образуют шов.
Этот шов выглядит как прерывистая линия, пунктир, одинаково с обеих сторон. При выполнении шва иглу передвигают в одном направлении.
При выполнении данного шва можно представить, будто уточка ныряет в воду и выныривает.
Рассмотрим этапы выполнения цветка. Сперва, возьмём один квадрат, сложим его по диагонали. Затем сложим его ещё раз пол диагонали. Получится треугольник. Попробуйте сложить квадрат таким образом. Обратите внимание, что линия сгиба находится с левой стороны. Теперь проколем получившийся треугольник в правом нижнем углу иголкой, и выполним шов «Вперёд иголку» по нижней стороне треугольника. Ту же работу проделаем с оставшимися четырьмя квадратами. Таким образом, на одной нитке у нас соберется 5 деталей - это лепестки нашего цветка. Чтобы собрать цветок, надо соединить первый и последний лепесток и затянуть нитку. Следующий этап – это коронка нарцисса. Её мы сделаем из бусин и бисера. Сначала, как вы видите на слайдах, мы будем нанизать большую бусину, закрепим её, потом на ту же нитку соберём 10 бисерин, они обнимут нашу бусину, потребуется закрепить пару из них. Цветок будет готов. Дальше по шаблону мы вырежем 2 листа из зелёной бумаги. Сделаем стебель из пластиковой трубочки. Останется из бархатной бумаги сложить основу нашей открытки, расположить на неё цветок и приклеить его. Внутри вы сможете написать любое пожелание для вашей любимой мамочки.
Физкультминутка (гимнастика для пальчиков)
Нужно настроить наши пальчики на работу.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
Практическая работа
Каждый этап ещё проговаривается. Работаю с учениками, которые испытывают затруднение.
Рефлексия
Ребята, сейчас я буду говорить начало предложения, а вы его закончите
- Я узнал новое…
- Сегодня на уроке я вспомнил…
- Я научился…
- Я бы похвалил себя за…
7. Подведение итогов урока
Анализ и оценка успешности достижения цели, уборка рабочего места.
Фоторепортаж с мастер - класса
Необходимое оборудование
5 квадратов со стороной 5 см. из атласной ленты
Взять один квадрат, сложить пополам по диагонали
Сложить его ещё раз напополам.
Выполнить шов «Вперёд иголку» по нижней стороне треугольника.
Собрать на одной нитке 5 деталей - это лепестки цветка.
Собрать цветок, для этого соединить первый и последний лепесток и затянуть нитку.
В центр цветка пришить большую бусину.
На ту же нитку собрать 10 бисерин.
Закрепить пару из них. Цветок готов.
По шаблону вырезать 2 листа из зелёной бумаги.
Обрезать пластиковую трубочку (стебель). Сложить большой лист бархатной бумаги пополам. Расположить цветок на основе открытки. Приклеить детали.
Написать миллион тёплых слов и открытка готова!
Ивлиева Наталия Алексеевна
Картошкина Наталья Николаевна
Ирина Анатольевна
Картошкина Наталья Николаевна