Наследие великого народа глазами маленького человека

0
0
Материал опубликован 10 January 2019

Рассказ «Наследие великого народа глазами маленького человека».

Наша страна – самая большая в мире, чтобы пересечь ее от края до края , нужно ехать на поезде почти 9 суток. А там за проливом есть такой остров Сахалин . О котором многие слышали , но не все его видели .Этот остров похож на большую рыбу , плывущую по бескрайним водам Дальнего Востока. Сахалин – это многонациональный край, где рядом живут народы разных культур. Но самыми первыми здесь стали жить нивхи, ороки, эвенки и нанайцы. Мой народ самый малочисленный .Я представитель нивхского народа.

Нивхи –небольшой народ, населяющий Сахалин , нивхи в переводе означает « человек» . Мой народ живет здесь с давних времен. Живет небольшими группами. В каждом нивхском жилище раньше жили члены одного рода. В семье жили родственники и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили и живут они всегда дружно, помогая и заботясь друг о друге. Хозяйство всегда велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Нивхи замечательные охотники и рыбаки. А еще нивхи замечательные хранители своих родовых культов и обрядов.

Самым главенствующим у нашего нивхского народа был и есть медвежий праздник и похоронно-поминальный обряд. А шаманизм в нашу культуру вошел позднее. Музыкальное оформление медвежьего праздника связано с наиболее важными ритуалами и усиливает их воздействие с помощью разнообразных акустических средств. Самое важное в этом празднике- это обрядово-магическая функция ,которая служит для установления связи между миром людей и горным миром. А в ходе обряда происходит трансформация медведя в горного человека. В ходе ритуала при помощи акустического кода информация доносится до горного мира. Здесь не упускается ни один момент: украшение родовой площадки, гонки на собаках, вывод медведя из клетки, прогулка с медведем по стойбищу, убиение медведя, освежевание туши, внесение табуированных частей в жилище и другие моменты .Во время медвежьих праздников используются посохи (кындь,тугру, конть), которые представляют собой две молодые елочки в рост человека. Они как простые ударные инструменты, считаются вместилищами духов и выступают всегда в паре. В них удаляется часть кроны , а чередование белых и черных частей показывает числовую символику у нивхов.

Еще в медвежьем празднике используется музыкальное бревно( застяс, тятя, чуар) на котором женщины нивхи деревянными палочками выстукивают ритмы. Бревно символизирует тело медведя. На более широком конце бревна нивхи вырезают голову зверя, на «шею» надевают священные стружки, напоминающие бусы или ошейник. Их раскрашивают красными полосками, число которых зависит от убитого зверя. Наши сахалинские нивхи в медвежьем празднике используют одно бревно, другие- два бревна. Бревно прикрепляют при помощи ремней на две молодые елочки «голова» медведя должна смотреть при этом на восток.

По древним преданиям нивхов считается ,что люди родственники медведей, живущих в горном мире. Принято в течение трех- четырех лет выращивать в стойбище медведя, которого потом убивали , сопровождая при этом определенными обрядами. Считалось, что душа «гостившего» зверя возвращается в горный мир. Это означает , что медведь идет в правильном направлении ( в горный мир).

У каждого нивхского шамана, участвующего в этом великом празднике обязательно звучит свой магический голос , и у каждого есть свой загадочный шаманский пояс с погремушками. Он состоит из широкого ремня ( из шкуры нерпы ,оленя или собаки) и подвешенных к нему металлических конусовидных трубок. Некоторые шаманы к концам подвесок прикрепляют животные фигурки духов-помощников , символизирующие различные миры. Пояса надеты поверх одежды, при этом подвески располагаются сзади на пояснице. В процессе движения они ударяют друг о друга и гремят. Используемые обрядовые погремушки- сосуды, волшебным образом наполнены камешками, сухим горохом или сушеной лососевой икрой. А деревянную рукоятку их изготавливают из цельного куска дерева. Эти обрядовые погремушки используют на медвежьем празднике женщины-нивхи в женских ритуальных танцах. При игре женщины стоят на одном месте, ритмично встряхивая обрядовые погремушки и ударяя ими по различным частям тела, зазывно крича.

Еще на медвежьем празднике звучат звуки варганов ( из растений). В древности варганы были травяными и деревянными. Сейчас же варганы латунные и имеют вид железной подковки с вытянутыми концами, куда и укрепляется язычок. В процессе игры, если добавляются отдельные слова или голос, звукоизвлечение получается завораживающим и бесподобным. Словно духи появились и разговаривают с нами.

О нашем нивхском бубне я хочу отдельно сказать. Он имеет овальную форму. На внешней стороне обода выдалбливаются желоб, служащий дополнительным резонатором. Мембрана изготавливается из рыбьей, собачьей или нерпичьей кожи. Бубен ( а у каждого шамана они индивидуальные, отличающиеся друг от друга) имеет свою внутреннюю рукоять, крепящуюся к ободу с помощью нескольких кожаных ремешков. Шаманский бубен насыщен сакральной символикой. Традиционно на нем изображаются мифологические животные- духи помощники шамана. На мембране или внутренней части бубна наклеиваются магические фигурки из рыбьей кожи, символизирующие змею, ящерицу, жабу. С ударной стороны бубен обклеивается шкурой какого –либо животного. У некоторых бубнов шаманы делают три отверстия, символизирующие входы в верхний , средний или нижний миры. На конце рукоятки вырезают голову духа помощника в виде зооморфного или антропоморфного изображения. Игра на бубне представляет сказочную игру в тембровом отношении. Звучание колотушки , удары по мембране( низкий, гулкий звук) , по ободу бубна( звонкий , щелкающий звук), бубен легко встряхивают( негромкое звучание) и трение колотушкой по мембране. А женская игра в ладоши , исполняемая во время медвежьего праздника ( иты занд лерд) , равномерно чередуется с ударами пальцев рук по всем частям тела исполнительницы. Возникает красочное темброво- динамическое звучание. В контакт непосредственно с медведем вступают только мужчины, так как они являются коренными представителями данного рода, а женщины пришли в него из чужих родов ( по представлениям древних нивхов).

Самобытность каждого народа выражается не только во внешнем облике этого народа , но и в своеобразии его культуры , языка и обычаев.

Культура моего ( нивхского народа) очень значима для меня , для всей моей семьи , для моего рода и для всех остальных. Я должен знать кто я и откуда мой народ. Что в памяти моего народа. И хотя мой народ немногочислен , все же мы вместе должны сохранять и передавать своим потомкам все , что передали нам наши дедушки и бабушки.

В прошлом году я прочитал слова одного известного человека: «Если человек равнодушен к старым улицам – у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны- он , как правило , равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Таков взгляд маленького человека на культуру великого народа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.