12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева Татьяна Николаевна73

Лебедева Т.Н.

Преподаватель ГБПОУ «Ставропольский колледж связи

им. Героя Советского Союза В.А.Петрова»

                                                                                                             г. Ставрополь


 

Культурное наследие города как объект познания (из опыта работы преподавателя литературы).

Географические и социально-исторические условия развития региона сегодня приобретают определенную специфику. Ее важным признаком является осознание, что мы, педагоги, должны довести до сознания, проживающей на территории нашего края или города, а так же прибывшей к нам молодежи из соседних регионов, того, что регион - их родной край, родной город. Это означает, что мы все связаны между собой не только экономическими, но и духовными узами. Понятие культурного пространства имеет много смыслов и значений. В основу своей работы с обучающимися я ставлю определенную задачу: В центре культурного пространства всегда находится человек, и от его усилий зависит настоящее и будущее культуры как национального достояния.

  Хочется предложить некоторые методические приемы изучения историко- культурного наследия в нашем учебном заведении .Их выбор зависит от уровня подготовки обучающихся, от целей занятия, от задач проводимой работы. Любая территория (лучше начинать с местности, где живут обучающиеся, содержит много интересной информации об истории региона, знаменитых земляках, особенностях появления (или утраты) какого-либо объекта наследия, легендах местности. Некоторые материалы можно обнаружить в письменных источниках: в архивах, музеях, церковных книгах, летописях, но многие «легенды места» живут лишь среди народа. Они передаются из поколения в поколение в семьях, проявляются в обрядах, обычаях людей, отражаются в местном фольклоре, привлекают к себе внимание поэтов, писателей. Наиболее эффективными методам является урок-экскурсия. Музеи, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы - все это вызывает интерес и эмоции у ребят. Хорошо продуманная и организованная экскурсия воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя. Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть памятник природы, предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет разобраться с изучением какой-либо темы или будет направлена на формирование компетенций у обучающихся, или какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме. Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и учителем истории. Городское культурное пространство воздействует на человека не только через сознание внешних форм (архитектура, живопись, интерьер, этикет и т.д.), но через литературные произведения. М.С. Коган убеждает, что « в культуре и искусстве проблема пространства рассматривается на разных уровнях. Первый – искусствоведческий.…Второй уровень осмысления – это эстетический, который подразумевает процесс оперирования пространством и временем художниками» [1]. На уроках литературы – это писатели, которые жили в нашем городе или посетили его много лет назад. Письменные работы обучающихся и подготовленные ими презентации, рассматриваются сегодня не только как средство анализа литературного произведения, В аспекте такого понимания письменных работ и презентаций я предлагаю опыт их проведения в процессе изучения творчества того или иного писателя. При этом главное внимание уделено планам, сочинениям и исследованиям, как наиболее действенным средствам формирования навыков самостоятельной работы обучающихся, развития познавательной деятельности и расширения кругозора. На уроках литературы обучающимся предлагается провести исследовательскую работу по определенной тематике: «М.Ю.Лермонтов в Ставрополе», «Толстой Л.Н. проездом на Кавказ», «Маяковский едет по Союзу», «И.Сургучев о Ставрополе» и другие. Считаю, что урок литературы - это смотровая площадка , с которой отворяется дверь в прошлое, настоящее и будущее нашего города. Предлагаю план, который осуждается и начинается поиск.… С лучшими исследовательскими работами знакомятся на уроках и литературных конференциях. Еще один вид исследовательской работы заключается в том, чтобы отыскать и описать объекты , представляющие историческую,научную художественную или иную культурную ценность в Ставрополе: «Объекты культурного наследия Федерального значения», «Объекты культурного наследия регионального значения», «Утраченные памятники истории и культуры». Используя Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и других объектов, расположенных на территории города Ставрополя, обучающиеся выбирают понравившуюся тему, используя дополнительную литературу ( Г. Беликов, В.Кравченко, С.Белоконь, А.Коваленко,А.Очман,В.Соколов-Лермонтов и другие)… ,Интернет ресурсы , фотографии прошлого и настоящего данных объектов, пишут творческие работы, которые с интересом воспринимаются на уроках и классных часах ,однокурсниками. Интерес представляет также работа с текстами художественных произведений, написанными русскими писателями и поэтами , о Ставрополе. Обычно 2 студента выбирают тему, предложенную преподавателем и готовят презентацию, в которую включают не только отрывки из произведений,описывающих улицы и дома Ставрополя, но и фотографии этих мест сегодня ( если они сохранились) Примерная тематика презентаций: «Сцены из ставропольской жизни» (по рисункам М.Ю.Лермонтова); «Не земля, а хлеб с маслом» ( по произведениям И.Сургучева); « В шефском доме Ставропольской крепости» ( Пушкин А.С в Ставрополе); «Толстой Л.Н. о Ставрополе» и др. Презентации с интересом смотрят на уроках и классных часах, Еще один из методов - это сочинение-рассуждение на заданную тему: «Люблю тебя, мой Ставрополь родной», «Ставрополь - город счастья и труда», «Ставропольцы- герои» и т.д .Все эти методы и виды работ способствуют взаимодействию человека и культурного пространства, а как следствие повышается культурный уровень и выявляется творческий потенциал человека будущего,Знакомство с объектами культурного наследия – это первые шаги к пониманию категории прекрасного, потребность постижения которой руководит порывами всех творческих личностей, Знание первично. Только оно « окрылит» человека, поможет ему расправить крылья, поможет понять настоящее творчество, поможет стать в центре культурного пространства-в Ставрополе есть для этого все необходимое.


 

Литература и примечания:

1. Каган М.С Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск № 12. — СПб.  Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 9—14.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.