Натюрморт в живописи

0
0
Материал опубликован 25 November 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 им. Л.А.Попугаевой»









Проектная работа по изобразительному искусству

«Натюрморт в живописи»





Автор работы:

Седельникова Виктория

ученица 6 «В» класса

Руководитель работы:

Боровик Алиса Александровна,

учитель изобразительного искусства.





Удачный, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Из истории натюрморта.

1.1 Особенности развития жанра и значение натюрморта в истории изобразительного искусства.

1.2 Живопись ее особенность и виды.

ГЛАВА 2. Мастер-класс.

2.1 Правила составления натюрморта.

2.2 Работа над композицией натюрморта.

2.3 Подготовка и начало работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ































ВВЕДЕНИЕ

Какая это странная живопись - натюрморт:

она заставляет любоваться копией тех вещей,

оригиналами, которых не любуешься.

***

Так сказал великий Паскаль, выражая недоумение человечества перед тайной искусства, - эта мертвая природа окружает нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только внимательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог.

Своей живописью натюрморты Голландии убедили мир в том, что простые вещи несут смысл и великую красоту.

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое видение окружающего мира.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство.

На сегодняшний день живопись является универсальным видом изобразительного искусства. Так, с помощью живописных средств можно в полной силе раскрыть своеобразие, неповторимые качества, красоту мира вещей.


Цель проекта:

Рассмотреть натюрморт как жанр изобразительного искусства, и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения предметов и их постановки.


Задачи:


Изучить историю натюрморта.

Изучить виды натюрморта.

Определить правильность построения натюрморта.

Проконсультироваться с педагогом по изобразительному искусству.

Сопоставить полученные знания с личными работами.


Актуальность данной темы состоит в том, что, несмотря на свою относительную молодость, натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои правила .

В представленной стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одним из востребованных стилей , которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой.


Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев. Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета.


Через отбор объектов изображения, и их трактовку он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства. Это повышает актуальность выбранной для исследования мною темы.


























ГЛАВА 1. Из истории натюрморта.

1.1 Особенности развития жанра и значение натюрморта в истории изобразительного искусства.

Натюрморт живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт»происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа»

На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.

Становление натюрморта как самостоятельного жанра живописи произошло благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта.


В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, появился в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.


Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы,

композиции.

Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30—40-е годы XX века это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы.


Следовательно, как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события. В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления. Другое назначение натюрморта - служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство.

1.2 Живопись ее особенности и виды.

Живописать - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Верно передать их удавалось живописными средствами - цветом. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись - один из видов изобразительного искусства.

Колорит- важнейший элемент художественной формы, раскрывающий образное содержание произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», означает цвет, краска.

Колорит в живописи - это "взаимосвязь всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй, как одно из средств выразительного изображения действительности".

Задача живописи - не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

Виды живописи.

Живопись подразделяют на : монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись — это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, плоскостность стены и замкнутость пространства.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами.

Станковая живопись, выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях.













































ГЛАВА 2. Мастер-класс.

2.1 Правила составления натюрморта

1. Выбор ракурса. Расстановка предметов. В натюрморте не бывает случайных предметов, каждый предмет имеет свое значение и соотносится с остальными. При этом рекомендуется один из предметов сделать центром постановки – он должен выделяться по каким-то параметрам из общей группы.

2. Подбор цветовой гаммы и угла освещенности. Предметы в композиции должны быть разными по цвету, при этом приветствуются «приятные» сочетания цветов. Цвет фона обычно темнее предметов. Выбор угла освещенности поможет наметить соотношение теней.

3. Эскиз карандашом. Эскиз позволяет распределить предметы непосредственно на листе с учетом ширины, высоты и глубины, уточнить размеры и форму отдельных предметов.

4. Проработка фона. Так как на цветном фоне предметы будут выглядеть совершенно иначе, чем на белом, рекомендуется сначала закрасить фон, затем работать с остальными предметами.

5. Проработка предметов. На заключительном этапе работы можно внести поправки в первоначальный эскиз, изменить размер и цвет отдельных частей.

2.2 Работа над композицией натюрморта

Работа начиналась с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществлялся согласно указанной теме.

Эскизы выполненные в небольших форматах были одобрены руководителем, но им было сделано предложение вести композиционные поиски, используя натюрмортную постановку. Вот тут то и начались проблемы поиска реквизита для постановок. Возможность выбора предметов была ограниченной, поэтому в композиционных поисках так много вариативности из одних и тех же предметов. Окончательный вариант эскиза создавался на основе изучения натурного материала.

Следует отметить, что было сделано множество этюдов как различных предметов по отдельности, выполненной в различной цветовой гамме, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, меняя освещение и колорит.

И конечно, нужно сказать, что поиск окончательной композиции велся прямо на постановке, что-то убирали, что-то добавляли, двигали, переставляли предметы, добиваясь решения.

Важным в работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая - придает некоторую фрагментарность.

При этом необходимо найти решение соразмерное картинной плоскости, попытаться уравновесить и придать стройный ритм композиции.

2.3 Подготовка и начало работы

Сначала велась подготовительная работа, исполнение набросков, эскизов. В начале был сделан рисунок карандашом. Опираясь на натуру, я решала задачу окончательной компоновки предметов.

Затем следовала следующая стадия работы -тональная - цветовая раскладка по выбранному эскизу. За первый сеанс было важно закрыть весь лист и определить тональные и цветовые отношения, на которых и держалась вся задумка, определить все цветовые ритмы.

На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).

Теневые части изображений оставались заполненными тонким слоем краски. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).

На протяжении работы возникали некоторые сложности: изображения текстуры материалов, цветовые решения некоторых частей композиции, выделение главного и «приглушение» второстепенного. Анализировала композицию и следовала советам руководителя по ходу работы.

В процессе работы возникли вопросы по выбору цветовых и тоновых отношений.

Самой основной и сложный из этапов работы над произведением - завершающий, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работы писались широкой кистью, большими отношениями, заключительные проработки выполняются маленькими кистями, более внимательно.

С самого начала работы над натюрмортом руководителем была поставлена передо мной задача: выстроить цветом яркий праздничный образ натюрморта и довести работу до как можно большей завершенности образа. Поэтому в технологическом плане я попробовала все известные мне приемы: протирки губкой; кистью и рукой; лессировки. Необходимо заметить, что первоначальные эскизы и законченные живописные работы не одинаковы. Чтобы прийти к определенному итогу, обычно перерабатывается много материала, набросков, эскизов.

Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Натюрморт — это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия — это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность — вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

Мною изучены основные свойства натюрморта , как жанра изобразительного искусства, и основы постановки предметов в натюрморте.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета, что способствует развитию мышления, закреплению знаний о колорите, применению правил композиции.

Основным аспектами является, подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко..

Работа над проектом позволила:

- повысить уровень знаний, умений и навыков в работе с литературными источниками, электронными ресурсами, выполнении эскизов,

- улучшить технику рисования красками,

- попасть в увлекательный мир вещей.


Поставленные цели и задачи в данном проекте, полностью изучены .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всеобщая история искусств - М.; 1972.

Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.

Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.

Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.

Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.

Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.

Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.

Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.