Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Южа Ивановской области
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«ГЕОМЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ»
Выполнила: Козлова Наталья
ученица 5 «в» класса
МБОУСОШ г. Южм
Руководитель:
учитель математики
Чурина Е.В.
г. Южа
2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………… | 3 |
Глава1 Геометрические фигуры помогают рисовать | 4 |
Всё состоит из фигур | 4 |
Геометрические фигуры помогают рисовать | 4 |
Симметрия | 5 |
Перспектива – геометрия живописи | 5 |
ГлаваIIФигуры в рисунках | 6 |
2.1. Фигуры в моих рисунках | 6 |
2.2. Симметрия в картине | 8 |
2.3. Перспектива в композиции рисунка | 9 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта:
В пятом классе мы ещё не изучаем геометрию в полном объёме, но я заметила при рисовании своих игрушек, что контур головы похож на круг, а тело на овал. И мне стало интересно вначале очертить контур головы и тела, а потом уже рисовать маленькие детали. А на рисунке какие игрушки располагаются ближе ко мне, а какие дальше, то здесь, как подсказал мне дедушка, работает правило перспективы. Эта тема для меня интересна и необычна.
Проблема проекта:
Определить в контуре объекта похожие геометрические фигуры и соединить их на плоскости листа. И расположить объекты одни ближе, другие дальше от зрителя.
Цель:
Показать взаимосвязь науки и живописи
Задачи:
1) Показать связь геометрических фигур в контуре объекта
2) Научиться использовать познания геометрии для рисунка
Продукт проекта:
Рисунок
Целевая аудитория:
Учащиеся пятых классов
Глава 1. Геометрические фигуры помогают рисовать.
В пятом классе мы ещё не изучаем геометрию в полном объёме, но я заметила при рисовании своих игрушек, что контур головы похож на круг, а тело на овал. И мне стало интересно вначале очертить контур головы и тела, а потом уже рисовать маленькие детали. А на рисунке какие игрушки располагаются ближе ко мне, а какие дальше, то здесь, как подсказал мне дедушка, работает правило перспективы. Эта тема для меня интересна и необычна.
Всё состоит из фигур.
Всё, что нас окружает можно представить в виде фигур. На что похожа Земля? Верно, на круг. Разделочная доска на кухне – это два прямоугольника и окружность с края маленького прямоугольника. Монитор компьютера можно представить в виде множества квадратов, глаз рыбы – это круг. Любые дома чаще всего это квадраты и треугольники. Автомобиль, самолет, ракета, катер, любая техника – это все тоже множество фигур. Фотографии, картинки – это множество квадратов. Если посмотреть на одни из самых загадочных пирамид в Египте, тов разрезе мы так же увидим множество треугольников.
Геометрические фигуры помогают рисовать.
Как меня учил дедушка, чтобы нарисовать какой-либо объект, надо внимательно посмотреть на него и определить из каких основных фигур этот объект состоит, а потом расположить эти фигуры относительно друг друга и плавно соединить их между собой. Так и получится, что солнце – это круг; цыплёнок – это два круга, пять треугольников и точка; дом – это два прямоугольника – стены и окно, а треугольник-крыша. Так можно разложить на простые геометрические фигурки и более сложный объект. Иллюстрацией моих слов может служить эта картинка (рис.1)
Рис.1.
Симметрия
Изучая в пятом классе1 симметричные рисунки, нам рассказывали, что у симметричных фигур есть ось симметрии. Фигура может иметь и более одной оси симметрии. Например, прямоугольник, отличный от квадрата, имеет две оси симметрии, а квадрат – четыре. Объекты, имеющие ось симметрии легко воспринимаются и приятны для глаза. Недаром в Древней Греции слово «симметрия» обозначало гармонию и красоту.
Именно это мне и желательно в моих рисунках. Рисуя лицо своей куклы, я знаю, что ось симметрии проходит сверху вниз по голове. И относительно этой оси располагаются глаза, уши нос и рот. И чем точнее я нарисую эти симметричные детали на лице, тем симпатичнее получается лицо моей куклы.
Симметрию можно наблюдать и в снежинке, которую держала вчера на ладошке; и в каждом листике цветка, что стоит в горшке у нас на подоконнике. Зная, что существует ось симметрии, мне и рисовать многие фигуры становится проще: проводишь ось, а слева и справа от неё на равном удалении друг от друга рисуешь зеркальное отображение. И получается красивое и гармоничное изображение. Поэтому знание симметрии помогает в изображении многих предметов на бумаге.
Перспектива – геометрия живописи
Когда я разглядывала предметы, которые находились в комнате передо мной, то задавалась вопросом: «А как мне изобразить на листе бумаги два совершенно одинаковых мячика, но один лежит на столе ближе ко мне, а второй на дальнем краю»? Если рисовать их одним размером, то на рисунке не видно, что второй лежит дальше. Вот тогда и познакомилась с перспективой, прочитав о ней в литературе2.
Я узнала, что люди издревле научились отображать всевозможные объекты окружающего их трехмерного мира на двумерную плоскость картины. Но насколько точно и насколько убедительно эти плоские образы отражали реальные трехмерные прообразы? На эти вопросы ответила наука, и прежде всего геометрия. хотя решение столь простой на первый взгляд задачи растянулось на тысячелетия.
Из прочитанного я поняла, что пространство, уходящее от меня вдаль сходится в одной точке на линии горизонта. Именно к этой точке и стремятся сойтись линии крыш на зданиях, обочины дороги и фонарные столбы, становясь всё меньше и меньше, всё ближе друг к другу чем дальше расположены от меня.
Оказалось, что перспектива - это очень просто. Это чистая геометрия, которую можно выучить всем3. Но значит ли это, что изучив геометрию перспективы, каждый может стать художником? Математически точная перспектива - это еще не живопись, а только чертеж, хотя бы и такой простой, как воспроизведенный здесь.
Рис.2 Перспектива в рисунке
Перспектива - это только геометрическая основа живописи. Но эта основа мертва, до тех пор, пока художник не вложит в нее частичку своей души, не сделает ее живописью. Думаю, что при этом в чем-то можно и поступиться геометрией (что часто и делали знаменитые художники) во имя жизни самого искусства живописи.
Так, в недрах искусства живописи нам дано обнаружить свидетельство тесных уз между наукой и искусством.
Глава 2. Фигуры в рисунках
2.1. Фигуры в моих рисунках
В своем рисунке я вначале стараюсь изобразить объект из простых геометрических фигур. Кухонную доску составляю из двух прямоугольников: один побольше, другой совсем маленький с отверстием в виде окружности на самом краю. (рисунок 3)
Рисунок 3.
Затем плавно округляю края прямоугольников и места их соединений (рисунок 4)
Рисунок 4
2.2. Симметрия в картине
Рисуя большую новогоднюю ёлку, я провожу вначале сверху вниз ось симметрии.
Затем относительно этой оси строю равносторонний треугольник.
А затем в контуре этого треугольника на равном расстоянии друг от друга располагаю ветки ели и раскрашиваю их (рисунок 5).
Рисунок 5
2.3. Перспектива в композиции рисунка
Располагая на рисунке 8 идущих в школу учителя и учеников, мне помогает знание перспективы, чтобы показать, кто из них расположен ближе ко мне, а кто дальше. Рисую ось горизонта и располагаю на ней точку схода (F). Затем от неё веду линию к точке 2, на горизонтали от которой в точке 1 располагаю первого ученика, спешащего на урок. Слева от него и ближе ко мне ставлю на горизонтальной линии второго мальчика, который отвернулся от школы, потому что забыл дома портфель. По закону перспективы он выше и шире первого, и расположен на горизонтальной линии, которую провела у самого края рисунка. Дальше от первого ученика в центре рисунка изображаю идущего на занятия учителя. Он гораздо меньше ученика, но отчетливо видна шляпа, костюм и портфель, что означает, что это учитель. А справа от него на горизонтальной линии, расположенной у самой линии горизонта, располагаю едва различимого идущего неспеша третьего ученика, и портфеля у него тоже не видно. Он совсем маленький на рисунке, и расположен по закону перспективы так, что становится понятно, что это не гномик, а обычного роста мальчик, только идущий вдалеке от наблюдателя.
Рисунок 8 Перспектива в композиции рисунка.
Именно знание перспективы помогает мне вначале определить место расположения каждого персонажа будущего рисунка, его размеры, чтобы на плоском листе наблюдатель увидел глубину трёхмерного пространства. А затем начинаю в деталях прорисовывать тот объект, что находится всех ближе ко мне. А другие объекты по мере их удаления прорисовываются не так детально, а самые дальние – лишь едва угадываются в силуэте.
Заключение.
Знание геометрии, геометрических фигур, симметрии и перспективы помогают и облегчают начинающему художнику обозначить предметы на листе бумаги, правильно расположить их и соединить воедино, чтобы было не только узнаваемо и читаемо, но красиво и гармонично.
А геометрическая основа перспективы создаёт ощущение реальности в композиции рисунка, а красота восприятия живописи полностью зависит от дарования и мастерства творца.
Так воедино соединяются геометрия и живопись.
Список литературы:
Мерзляк А. Г, Полянский В. Б., Якир М. С., Математика 5 класс, § 15. Прямоугольник . Ось симметрии фигуры, М., ООО Издательский центр « Вентана-Граф», 2018 г.
https://mydocx.ru/2-26238.html?ysclid=le5wpq96lh46837193
1https://gdz-raketa.ru/matematika/3-klass/moro-uchebnik/2-chast-stranica-73/?ysclid=le5whg6ksk707208083
2https://fb.ru/article/387983/geometriya-v-jivopisi-krasota-chetkih-form-istoriya-zarojdeniya-stilya-hudojniki-nazvaniya-proizvedeniy-razvitie-i-perspektivyi?ysclid=le5wlzt18v111879708
3https://mydocx.ru/2-26238.html?ysclid=le5wpq96lh468371935