Научитесь быть приятным

3
0
Материал опубликован 10 January 2020 в группе

Внеклассное мероприятие «Научитесь быть приятным» Подготовила учитель русского языка и литературы Галина Николаевна Медакина

Цель: Расширение знаний школьников по элементам этикета и сервировки стола. Задачи: Образовательные: 1) Расширение (в игровой форме) знания учащихся о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил. Развивающие: 2) Увеличение познавательного интереса и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации и расширение кругозора обучающихся. Воспитательные: 5) Развитие коммуникативных навыков через групповую работу. 6) Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей.

Ход занятия 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Добрый день, уважаемые обучающиеся и уважаемые гости. Сегодня мы с вами собрались на внеклассное мероприятие. Итак, начнём его со слов приветствия. Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ! С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ! При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ! И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ! И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!   - Так давайте же подарим привет и свои улыбки друг другу.

Давайте сейчас послушаем стихотворение, которое называется «Что ж такое этикет?» Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет!  Пишет добрый ЭТИКЕТ Малышам в своей программе: Если дел особых нет, Помогай по дому маме: Вместе с нею стол накрой И расставь посуду, И притом не хнычь, не ной: – Не хочу, не буду... Пусть забудет голова Все ленивые слова. Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ Разрешит сказать, иль нет? Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи.  Чтобы что-то резать, нож В руку правую берёшь, Вилку в руку левую, Кто дома есть научится, В гостях не будет мучиться.  Эти правила не сложны. Их легко запомнить можно. И для вас сейчас, ребята, Мы раскроем их секрет. Пусть девчонки и мальчишки Будут вежливы всегда Научитесь быть приятным, Соблюдая ЭТИКЕТ!

Как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить? о «Правилах поведения за столом» - Да, мы сегодня с вами поговорим о правилах поведения за столом, т.е. об этикете. -Также мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.

2. Работа по теме занятия. 1 этап . Целеполагание - Попробуем сразу же ответить на вопросы. -Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды? (На доске вывешиваются таблички) 1) Чтобы не навредить своему здоровью.   2) Чтобы не выглядеть смешным. 3) Чтобы не испачкать одежду, и не испачкаться самому. 4) Чтобы не разбить, не испортить посуду. 5) Чтобы не мешать другим во время еды. - Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.

2 этап . Экскурс в историю - Далее с вами совершим небольшой экскурс в историю. Узнаем, когда и где впервые стали соблюдать ЭТИКЕТ(общепринятый порядок поведения). Сообщение №1 - Первые правила поведения возникли в древности и стали частью этикета. Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом была на высочайшем уровне. Уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. В средние века во Франции дворянам во время приема пищи позволяли держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки. Сообщение №2 - В России правила поведения за столом при Петре I стали обязательными для дворян. По его велению Яков Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник назывался «Юности честное зерцало». Он был издан в Санкт-Петербурге в 1717 г.

Сообщение  № 3 - Вот несколько правил из этого учебника. -Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егдаяси (когда ешь). -Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. -Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил. -Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Сообщение  № 4 -Хлеба, приложа к груди, не режь. Ешь, что перед тобой лежит, а инде (другого) не хватай. -Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. -Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. -Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

-Как вы уже поняли, родиной этикета считается Древний Рим. -А в России когда впервые заговорили об этикете? (при Петре I). -Как назывался учебник по правилам поведения за столом?(«Юности честное зерцало»). - Хоть некоторые слова написаны не на современном русском языке, все же их смысл нам понятен из самого текста, не так ли?

3 этап . «Вредные советы» – Далее внимательно послушаем «Вредные советы» детского поэта Г.Остера и всё это проинсцинируем. ·      Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома - Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет ·      Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше зачерпнешь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье - Сложно будет вынимать.

·      Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны. ·      Если вас зовут обедать, Гордо прячьтесь под диван. Если все-таки достанут И за стол посадят вас, Опрокидывайте чашку, Выливайте на пол суп. Зажимайте рот руками, Падайте со стула вниз. А котлеты вверх бросайте, Пусть прилипнут к потолку.

- Все вы так хорошо поработали, молодцы. А теперь ответьте, пожалуйста, можно ли поступать таким образом? Конечно же нет, и ни в коем случае. Почему же автор стихов назвал их « Вредными советами»? - Правильно, потому что такие советы, на самом деле, приносят вред.

4 этап. «Да» и «нет» - Следующий этап называется «Да» и «нет». Вам предстоит назвать правила поведения за столом, начиная со слов «ДА» и «НЕТ». Например: -    нельзя облизывать пальцы; -    нельзя громко стучать ложкой по тарелке; -    нельзя чавкать; -    нельзя набирать целую ложку; -    нельзя вытирать рот салфеткой; -    нельзя есть с целого куска; -    нельзя облизывать тарелку; -    нельзя выливать остатки супа в ложку. -С этими заданиями вы тоже успешно справились, молодцы.

5 этап. «Исправление ошибок» - Сейчас мы очень внимательно прочитаем с вами текст о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета. Затем посмотрим, что же Федя сделал не так? «В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы. Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку. Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…»

 - Какие же ошибки в поведении Феди вы заметили? - А как делать правильно? Давайте сформулируем правила по рассказу. Исправление ошибок в поведении Феди: «Федя решил подождать, пока суп немного остынет. Он попросил соседа, чтобы ему подал тарелку с колбасой. Затем взял кусок, который находился ближе к нему. После этого он попросил тарелку с хлебом и тоже выбрал ближний кусок. Сделал бутерброд и начал его есть. Колбаса Феде не понравилась, и он положил бутерброд на тарелку».   - Если бы Федя повёл себя так, то никто не обратил бы на него внимание, никто не посмотрел бы с осуждением.

6 этап. «Вопрос-ответ» - Далее попробуем с вами ответить на вопросы. Итак, Как надо есть хлеб? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками) У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам. Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках) С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (Не имеет значения, просто с тупого удобнее). Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это. (Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы) Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)  

7 этап. Подведение итогов занятия. Наше мероприятие подходит к концу. Вы все молодцы, очень хорошо поработали. Нам осталось только подвести итоги. Что же нового вы узнали на этом занятии? Что для себя взяли? Как же вы будете вести себя за столом? (Следуя правилам этикета). -Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом и подавайте пример младшим школьникам.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.