Предварительный просмотр презентации
«Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе» Макарова Надежда Игоревна, преподаватель
ПЛАН ТЕМЫ: 1. Объективный мир и его картина. 2. Мир Аристотеля, мир Галилея. 3. Основные категории научной картины мира и их философское обоснование в разные эпохи. 4.Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Объективный мир и его картина формируются в философии в зависимости от различных мировоззренческих принципов: религиозных, мифологических.
Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук.
Картина мира- совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
В истории науки выделяют три научных революции, по именам трёх учёных, которые приводят к определенным картинам мира. Аристотелевская научная революция Период: VI—IV века до нашей эры (Аристотель) Обусловленность: Отражение в трудах: Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики)
Результат: возникновение самой науки. отделение науки от других форм познания и освоения мира. создание определённых норм и образцов научного знания.
Земля - центр мироздания. Мир объяснялся умозрительно.
Ньютоновская научная революция Классическое естествознание. Период: XVI—XVIII века (Ньютон) Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах: Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвёл итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Черты Ньютоновской картины мира: являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании главными науками являются астрономия и физика.
Основные изменения: Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях. Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях.
Отказ от концепции гармоничного, завершённого, целесообразно организованного космоса. Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов. Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментального математического естествознания.
Эйнштейновская научная революция (рубеж XIX – XX вв.) Эйнштейновская революция Период: рубеж XIX—XX веков (Эйнштейн). Обусловленность: Открытия: сложная структура атома явление радиоактивности дискретность характера электромагнитного излучения
«Материя и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве; таким образом, весомая масса теряет своё особое положение и является лишь особой формой энергии».— Альберт Эйнштейн, 1920 г. Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убеждённость в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Антимеханицизм в эйнштейновской картине мира: Основа картины мира – теория относительности и квантовая механика. Релятивизм – вся научная картина мира относительна. Наука отказалась от центризма.
Гелиоцентризм и геоцентризм -у Вселенной существует центр, границы. В настоящее время ученые придерживаются мнения, что Вселенная безграничная. Глобальный эволюционизм - основу современной общенаучной картины мира и форму научного знания о глобальной (универсальной) эволюции. антропный принцип (от греч. anthropos — человек).
научные картины мира были одинаково важны. Каждая из научных картин мира соответствовала определенному уровню развития человечества.