12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Н.И.42
1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе»


Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский геологоразведочный колледж»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе»

по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии

для специальности 21.02.12 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»



Автор: Макарова Надежда Игоревна







Миасс, 2022


Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Технологическая карта……………………………………………………………7

Сценарий…………………………………………………………………………12

Дидактические материалы………………………………………………………17























Пояснительная записка


В данной методической разработке представлена методика организации и проведения открытого урока по теме «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе» по дисциплине «Основы философии».

   Бесконечность Вселенной говорит о том, что она бесконечна в пространстве и во времени, и состоит из множества звезд.

   Вселенная - это всё существующее - от мельчайших пылинок и атомов до огромных скоплений вещества звездных миров и звездных систем. До недавнего времени ученые не рассматривали данные сферы потому, что они принадлежали к метафизике, религии, а не к науке. В последнее время возникает учение о том, что законы науки могут быть в самом начале Вселенной, и Вселенная определяется Законами Науки.

     Таким образом, перед учеными вставала проблема выбора между верой в Бога и материальной верой. Ученые не знали первопричин происхождения Вселенной, сказывалась недостаточность научной базы. Вера в Бога была более предпочтительна для людей. Христианство зародилось гораздо раньше, чем наука; к науке в данном историческом периоде относились несерьезно. Далее наука развивалась, и приходилось людям считаться с наукой. Тайна в науке - это то, что необъяснимо. В науке нет конкретных объяснений того, что было до Большого взрыва. Все события, которые происходили до момента возникновения Вселенной - точки сингулярности - не обсуждаются и это является догмой. А непознанное в науке - тайна, которая не раскрыта в настоящее время.

     В момент, который был назван Большим Взрывом, плотность вселенной была равна 1000 000 г/м (куб), а температура была 10 в 32 степени градусов С. Данный момент – это точка сингулярности. Была точка, начало, возникла масса, абсолютное пространство и законы, которым сейчас подчиняется Вселенная.

Бог сотворил мир за шесть дней, но, если исходить из теории Большого Взрыва, возраст образования Вселенной - 15-20 млрд. лет. В настоящее время теоретические физики пытаются, образно выражаясь, «свернуть» Вселенную, чтобы узнать ее точный возраст.

Принимая факты о том, что теория Большого Взрыва убедительна, у ученых до настоящего времени нет единого мнения по этому вопросу. Наука движется вперед, и как любая теория, теория Большого Взрыва развивает научную мысль. Модель "горячей" Вселенной, сопряженная с концепцией "Большого взрыва", - наиболее распространенная модель в настоящее время.

    Согласно концепции "Большого взрыва", Вселенная возникла из одной точки, радиусом равной нулю, но с плотностью, равной бесконечности. Эта точка – точка сингулярности: из ничего появляется неисчерпаемая Вселенная. Что находится за пределами сингулярности - об этом сторонники данной гипотезы умалчивают. "Большой взрыв" произошел 10-20 миллиардов лет назад (точный возраст зависит от величины постоянной Хаббла, в соответствующей формуле). У данной величины различны значения в зависимости от методов измерения расстояния от Земли до галактик.

     В интеллектуальной атмосфере огромным преимуществом космологии "Большого взрыва" служит то, что она является оскорблением здравого смысла. В рамках теории "Большого взрыва" ученые отрицают вечность и бесконечность Вселенной, и Вселенная имеет начало во времени и по прошествии максимального срока в 20 миллиардов лет успела расшириться на некоторое ограниченное расстояние. Запретная тема при обсуждении учеными - что находится за пределами радиуса расширяющейся Вселенной. Существуют просто разговоры ученых, что Вселенная такая, и рассматривается из математических формул.

Все вышеприведенные доказательства позволяют утверждать, что тема «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе» по дисциплине «Основы философии» никогда не потеряет своей важности и значимости для изучения студентами.

Актуализацию интереса студентов к данной теме способствует изучение студентами колледжа дисциплины «Основы философии».

Цель методической разработки заключается в активизации учебного процесса, повышения интереса студентов к дисциплине «Основы философии» и повышения их общегуманитарного, культурного и образовательного уровня.

Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

1. Технологическая карта урока;

2. Сценарий проведения урока;

3. Дидактическое обеспечение урока;

4. Презентация к уроку.






















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Преподаватель: Макарова Надежда Игоревна


Учебная дисциплина

Основы философии

Дата урока

26.11.2021 г.

группы, профессия/специальность обучающихся

ТР 3-1(19), специальность 21.02.12 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»



Раздел/тема Программы

Раздел. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство). Тема. Философия и научная картина мира. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема урока

Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Цели урока:

Обучающая: Формирование и углубление знаний в целом о философии и научной картине мира, и, о научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе, в частности.

Развивающая: Развитие умения анализа полученной информации и умение работать в группе.

Воспитательная: Развитие гражданско-патриотических позиций.

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Технологии, методы, приёмы обучения

Беседа, демонстрация презентации, групповой, индивидуальный метод.

Формы организации деятельности обучающихся

Фронтальная, групповая.

Основные понятия, термины

Философский, представление, религиозный, человек, космос, Вселенная, знание, философия

Оснащение урока

Компьютер, колонки, проектор, презентация, дидактические материалы.

Планируемые результаты

Личностные

Сформированность, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности человека перед страной, гордости за свою Родину; готовность и способность к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности.

Метапредметные

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников совместной деятельности;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, моральных и нравственных ценностей.

Предметные

Владение комплексом знаний о философии и научной картине мира в целом, научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе, в частности; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по философской тематике.

Учебные действия

Умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

Определить готовность группы к занятию.

Создать благоприятную психологическую обстановку.

Приветствие, представление,

проверка готовности студентов к обучению.

Готовятся к уроку

1.2.Целевая установка

Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.

Произносит вступительное слово.

Задает вопросы о философии.

Уточняет разницу в понятиях «Субстанция, материя, пространство, время, дви­жение». Вместе с обучающимися формулирует тему занятия.

Слушают вступительное слово.

Отвечают на вопросы преподавателя.



Пытаются сформулировать тему занятия.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия.


Обсуждает с обучающимися вопрос: «Почему так важны вопросы философии»?

Вспоминают известные им факты и события.

2. Основной этап

2.1. Формирование новых знаний и умений





Создать условия для восприятия и первичного осмысления обучающимися материала, формирования новых знаний.


Дает студентам краткую справку о понятиях в философии.

Обсуждает со студентами вопросы: «Что такое объективный мир и его картина?»

«Каковы основные воззрения об окружающем мире в Античное время»? «Каковы научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в мире»?

Организует работу с письменными источниками.

Создает условия для

итоговой индивидуальной и групповой работы.


Слушают преподавателя




Беседуют с преподавателем.



.




Изучают презентацию, отвечают на поставленные преподавателем вопросы.



Участвуют в индивидуальной и групповой работе.



2.2. Закрепление усвоенных знаний и освоенных умений,

Подтверждение реализованной цели.

Создать условия для закрепления

обучающимися усвоенных знаний (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).


Обсуждает со студентами результаты проделанной работы.



Доводят до остальных групп полученную в ходе работы информацию и результат работы.


2.3. Выдача домашнего задания

Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).


Оформить конспект лекции в тетради.


Фиксируют домашнее задание

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока

Подвести итоги занятия, проверить реализацию целей урока.

Уточняет, что нового узнали студенты на занятии.

Проводит рефлексию.

Выставляет оценки.

Обсуждают занятие.




Слушают преподавателя.







Сценарий урока

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я преподаватель Миасского Геологоразведочного колледжа Макарова Надежда Игоревна. Сегодня преподаватель проведет урок, который раскроет тему «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе». Вы ознакомитесь с новыми понятиями и определениями, преподаватель представит вашему вниманию презентацию по данной теме.

План:

1. Объективный мир и его картина.

2. Мир Аристотеля, мир Галилея.

3. Основные категории научной картины мира и их философское обоснование в разные эпохи.

4.Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Объективный мир и его картина формируются в философии в зависимости от различных мировоззренческих принципов: религиозных, мифологических.

Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки  — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук.

Картина мира - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.

В истории науки выделяют три научных революции, по именам трёх учёных, которые приводят к определенным картинам мира.

Аристотелевская научная революция

Период: VI—IV века до нашей эры (Аристотель)

Обусловленность:

Отражение в трудах:

Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики).

Результат:
возникновение самой науки.
отделение науки от других форм познания и освоения мира.
создание определённых норм и образцов научного знания.

Земля - центр мироздания.

Мир объяснялся умозрительно.

Ньютоновская научная революция.

Классическое естествознание.

Период: XVI—XVIII века (Ньютон)

Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

Обусловленность:

Отражение в трудах:

Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвёл итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

Черты Ньютоновской картины мира:

являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную.

Поэтому в естествознании главными науками являются астрономия и физика.

Основные изменения:

Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях.

Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях.

Отказ от концепции гармоничного, завершённого, целесообразно организованного космоса.

Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.

Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментального математического естествознания.

Эйнштейновская научная революция (рубеж XIX – XX вв.)

Эйнштейновская революция

Период: рубеж XIX—XX веков (Эйнштейн).

Обусловленность:

Открытия:

сложная структура атома

явление радиоактивности

дискретность характера электромагнитного излучения

«Материя и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве; таким образом, весомая масса теряет своё особое положение и является лишь особой формой энергии». — Альберт Эйнштейн, 1920 г.

Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убеждённость в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Антимеханицизм в эйнштейновской картине мира:

Основа картины мира – теория относительности и квантовая механика.

Релятивизм – вся научная картина мира относительна.

Наука отказалась от центризма.

Гелиоцентризм и геоцентризм -у Вселенной существует центр, границы.

В настоящее время ученые придерживаются мнения, что Вселенная безграничная.

Глобальный эволюционизм - основу современной общенаучной картины мира и форму научного знания о глобальной (универсальной) эволюции.

антропный принцип (от греч. anthropos — человек).

научные картины мира были одинаково важны.

Каждая из научных картин мира соответствовала определенному уровню развития человечества.

Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, которая символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек — это существо общественное.

Уважаемые студенты, предлагаю подвести итоги учебного занятия в форме устных ответов. Спасибо вам за урок. До свидания.



















































Дидактическое обеспечение урока

1. Крылатые фразы

Путеводная звезда (цель, идеал).
Звезда первой величины (о выдающемся деятеле искусства, науки)
Верить в свою звезду (в своё предназначение, судьбу),
Восходящая звезда (новая знаменитость),
Звёзд с неба не хватает (о заурядном человеке),
Звёздная болезнь (о высокой самооценке знаменитостей),
Звёздный час (момент высшего подъёма, удачи). Выражение Стефана Цвейга из предисловия к его сборнику новелл «Звездные часы человечества», (1927). А звезды тем не менее, а звезды тем не менее Чуть ближе, но все также холодны. (А. Поперечный).
А для звезды, что сорвалась и падает - есть только миг, ослепительный миг!  (Л. Дербенев). Так пусть вам всегда светит ваша счастливая звезда!!

2. „Старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога. Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживается во всем. “

— Фалес Милетский древнегреческий философ, математик и астроном -624 - -547 до н.э.
„Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. “

Гераклит
„Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить своё положение. Необычайное литературное дарование позволяет ему обращаться к образованным людям своего времени на таком ясном и выразительном языке, что ему удаётся преодолеть антропоцентрическое и мифическое мышление своих современников и вновь вернуть им объективное и причинное восприятие космоса, утраченное с упадком греческой культуры. “

— Галилео Галилей итальянский физик, механик, астроном, философ и математик XVII в. 1564 – 1642, Альберт Эйнштейн, предисловие к книге Галилея «Диалог о двух главных системах мира» О Галилее.

Источник: Эйнштейн А. Предисловие
„ Вкусив свободу полета, всегда ты будешь ходить по земле, смотря в небо “.

— Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 - 1519
Источник:
https://ru.citaty.net/temy/zemlia/

Если человек имеет возможность рассуждать, и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен. “ — Эпиктет, древнегреческий философ 50 – 138.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.