Конспект занятия «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе»
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский геологоразведочный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе»
по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии
для специальности 21.02.12 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»
Автор: Макарова Надежда Игоревна
Миасс, 2022
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Технологическая карта……………………………………………………………7
Сценарий…………………………………………………………………………12
Дидактические материалы………………………………………………………17
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлена методика организации и проведения открытого урока по теме «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе» по дисциплине «Основы философии».
Бесконечность Вселенной говорит о том, что она бесконечна в пространстве и во времени, и состоит из множества звезд.
Вселенная - это всё существующее - от мельчайших пылинок и атомов до огромных скоплений вещества звездных миров и звездных систем. До недавнего времени ученые не рассматривали данные сферы потому, что они принадлежали к метафизике, религии, а не к науке. В последнее время возникает учение о том, что законы науки могут быть в самом начале Вселенной, и Вселенная определяется Законами Науки.
Таким образом, перед учеными вставала проблема выбора между верой в Бога и материальной верой. Ученые не знали первопричин происхождения Вселенной, сказывалась недостаточность научной базы. Вера в Бога была более предпочтительна для людей. Христианство зародилось гораздо раньше, чем наука; к науке в данном историческом периоде относились несерьезно. Далее наука развивалась, и приходилось людям считаться с наукой. Тайна в науке - это то, что необъяснимо. В науке нет конкретных объяснений того, что было до Большого взрыва. Все события, которые происходили до момента возникновения Вселенной - точки сингулярности - не обсуждаются и это является догмой. А непознанное в науке - тайна, которая не раскрыта в настоящее время.
В момент, который был назван Большим Взрывом, плотность вселенной была равна 1000 000 г/м (куб), а температура была 10 в 32 степени градусов С. Данный момент – это точка сингулярности. Была точка, начало, возникла масса, абсолютное пространство и законы, которым сейчас подчиняется Вселенная.
Бог сотворил мир за шесть дней, но, если исходить из теории Большого Взрыва, возраст образования Вселенной - 15-20 млрд. лет. В настоящее время теоретические физики пытаются, образно выражаясь, «свернуть» Вселенную, чтобы узнать ее точный возраст.
Принимая факты о том, что теория Большого Взрыва убедительна, у ученых до настоящего времени нет единого мнения по этому вопросу. Наука движется вперед, и как любая теория, теория Большого Взрыва развивает научную мысль. Модель "горячей" Вселенной, сопряженная с концепцией "Большого взрыва", - наиболее распространенная модель в настоящее время.
Согласно концепции "Большого взрыва", Вселенная возникла из одной точки, радиусом равной нулю, но с плотностью, равной бесконечности. Эта точка – точка сингулярности: из ничего появляется неисчерпаемая Вселенная. Что находится за пределами сингулярности - об этом сторонники данной гипотезы умалчивают. "Большой взрыв" произошел 10-20 миллиардов лет назад (точный возраст зависит от величины постоянной Хаббла, в соответствующей формуле). У данной величины различны значения в зависимости от методов измерения расстояния от Земли до галактик.
В интеллектуальной атмосфере огромным преимуществом космологии "Большого взрыва" служит то, что она является оскорблением здравого смысла. В рамках теории "Большого взрыва" ученые отрицают вечность и бесконечность Вселенной, и Вселенная имеет начало во времени и по прошествии максимального срока в 20 миллиардов лет успела расшириться на некоторое ограниченное расстояние. Запретная тема при обсуждении учеными - что находится за пределами радиуса расширяющейся Вселенной. Существуют просто разговоры ученых, что Вселенная такая, и рассматривается из математических формул.
Все вышеприведенные доказательства позволяют утверждать, что тема «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе» по дисциплине «Основы философии» никогда не потеряет своей важности и значимости для изучения студентами.
Актуализацию интереса студентов к данной теме способствует изучение студентами колледжа дисциплины «Основы философии».
Цель методической разработки заключается в активизации учебного процесса, повышения интереса студентов к дисциплине «Основы философии» и повышения их общегуманитарного, культурного и образовательного уровня.
Методическая разработка включает в себя следующие разделы:
1. Технологическая карта урока;
2. Сценарий проведения урока;
3. Дидактическое обеспечение урока;
4. Презентация к уроку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Преподаватель: Макарова Надежда Игоревна
Учебная дисциплина | Основы философии | ||||
Дата урока | 26.11.2021 г. | ||||
№ группы, профессия/специальность обучающихся | ТР 3-1(19), специальность 21.02.12 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» | ||||
Раздел/тема Программы | Раздел. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство). Тема. Философия и научная картина мира. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||||
Тема урока | Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||||
Цели урока: | Обучающая: Формирование и углубление знаний в целом о философии и научной картине мира, и, о научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе, в частности. | ||||
Развивающая: Развитие умения анализа полученной информации и умение работать в группе. | |||||
Воспитательная: Развитие гражданско-патриотических позиций. | |||||
Тип урока | Усвоение новых знаний. | ||||
Технологии, методы, приёмы обучения | Беседа, демонстрация презентации, групповой, индивидуальный метод. | ||||
Формы организации деятельности обучающихся | Фронтальная, групповая. | ||||
Основные понятия, термины | Философский, представление, религиозный, человек, космос, Вселенная, знание, философия | ||||
Оснащение урока | Компьютер, колонки, проектор, презентация, дидактические материалы. | ||||
Планируемые результаты | |||||
Личностные | Сформированность, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности человека перед страной, гордости за свою Родину; готовность и способность к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности. | ||||
Метапредметные | Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников совместной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, моральных и нравственных ценностей. | ||||
Предметные | Владение комплексом знаний о философии и научной картине мира в целом, научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе, в частности; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по философской тематике. | ||||
Учебные действия | Умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения. | ||||
ХОД УРОКА | |||||
Элементы внешней структуры урока | Элементы внутренней (дидактической) структуры урока | Задачи этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |
1. Подготовительный этап | 1.1. Организационный момент | Определить готовность группы к занятию. Создать благоприятную психологическую обстановку. | Приветствие, представление, проверка готовности студентов к обучению. | Готовятся к уроку | |
1.2.Целевая установка | Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность. | Произносит вступительное слово. Задает вопросы о философии. Уточняет разницу в понятиях «Субстанция, материя, пространство, время, движение». Вместе с обучающимися формулирует тему занятия. | Слушают вступительное слово. Отвечают на вопросы преподавателя. Пытаются сформулировать тему занятия. | ||
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия. | Обсуждает с обучающимися вопрос: «Почему так важны вопросы философии»? | Вспоминают известные им факты и события. | ||
2. Основной этап | 2.1. Формирование новых знаний и умений | Создать условия для восприятия и первичного осмысления обучающимися материала, формирования новых знаний. | Дает студентам краткую справку о понятиях в философии. Обсуждает со студентами вопросы: «Что такое объективный мир и его картина?» «Каковы основные воззрения об окружающем мире в Античное время»? «Каковы научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в мире»? Организует работу с письменными источниками. Создает условия для итоговой индивидуальной и групповой работы. | Слушают преподавателя Беседуют с преподавателем. . Изучают презентацию, отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Участвуют в индивидуальной и групповой работе. | |
2.2. Закрепление усвоенных знаний и освоенных умений, Подтверждение реализованной цели. | Создать условия для закрепления обучающимися усвоенных знаний (организовать деятельность обучающихся и управлять ею). | Обсуждает со студентами результаты проделанной работы. | Доводят до остальных групп полученную в ходе работы информацию и результат работы. | ||
2.3. Выдача домашнего задания | Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению (организовать деятельность обучающихся и управлять ею). | Оформить конспект лекции в тетради. | Фиксируют домашнее задание | ||
3. Заключительный этап | 3.1. Подведение итогов урока | Подвести итоги занятия, проверить реализацию целей урока. | Уточняет, что нового узнали студенты на занятии. Проводит рефлексию. Выставляет оценки. | Обсуждают занятие. Слушают преподавателя. |
Сценарий урока
Здравствуйте, уважаемые студенты! Я преподаватель Миасского Геологоразведочного колледжа Макарова Надежда Игоревна. Сегодня преподаватель проведет урок, который раскроет тему «Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе». Вы ознакомитесь с новыми понятиями и определениями, преподаватель представит вашему вниманию презентацию по данной теме.
План:
1. Объективный мир и его картина.
2. Мир Аристотеля, мир Галилея.
3. Основные категории научной картины мира и их философское обоснование в разные эпохи.
4.Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Объективный мир и его картина формируются в философии в зависимости от различных мировоззренческих принципов: религиозных, мифологических.
Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук.
Картина мира - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
В истории науки выделяют три научных революции, по именам трёх учёных, которые приводят к определенным картинам мира.
Аристотелевская научная революция
Период: VI—IV века до нашей эры (Аристотель)
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики).
Результат:
возникновение самой науки.
отделение науки от других форм познания и освоения мира.
создание определённых норм и образцов научного знания.
Земля - центр мироздания.
Мир объяснялся умозрительно.
Ньютоновская научная революция.
Классическое естествознание.
Период: XVI—XVIII века (Ньютон)
Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвёл итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Черты Ньютоновской картины мира:
являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную.
Поэтому в естествознании главными науками являются астрономия и физика.
Основные изменения:
Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях.
Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях.
Отказ от концепции гармоничного, завершённого, целесообразно организованного космоса.
Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.
Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментального математического естествознания.
Эйнштейновская научная революция (рубеж XIX – XX вв.)
Эйнштейновская революция
Период: рубеж XIX—XX веков (Эйнштейн).
Обусловленность:
Открытия:
сложная структура атома
явление радиоактивности
дискретность характера электромагнитного излучения
«Материя и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве; таким образом, весомая масса теряет своё особое положение и является лишь особой формой энергии». — Альберт Эйнштейн, 1920 г.
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убеждённость в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Антимеханицизм в эйнштейновской картине мира:
Основа картины мира – теория относительности и квантовая механика.
Релятивизм – вся научная картина мира относительна.
Наука отказалась от центризма.
Гелиоцентризм и геоцентризм -у Вселенной существует центр, границы.
В настоящее время ученые придерживаются мнения, что Вселенная безграничная.
Глобальный эволюционизм - основу современной общенаучной картины мира и форму научного знания о глобальной (универсальной) эволюции.
антропный принцип (от греч. anthropos — человек).
научные картины мира были одинаково важны.
Каждая из научных картин мира соответствовала определенному уровню развития человечества.
Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, которая символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек — это существо общественное.
Уважаемые студенты, предлагаю подвести итоги учебного занятия в форме устных ответов. Спасибо вам за урок. До свидания.
Дидактическое обеспечение урока
1. Крылатые фразы
Путеводная звезда (цель, идеал).
Звезда первой величины (о выдающемся деятеле искусства, науки)
Верить в свою звезду (в своё предназначение, судьбу),
Восходящая звезда (новая знаменитость),
Звёзд с неба не хватает (о заурядном человеке),
Звёздная болезнь (о высокой самооценке знаменитостей),
Звёздный час (момент высшего подъёма, удачи). Выражение Стефана Цвейга из предисловия к его сборнику новелл «Звездные часы человечества», (1927). А звезды тем не менее, а звезды тем не менее Чуть ближе, но все также холодны. (А. Поперечный).
А для звезды, что сорвалась и падает - есть только миг, ослепительный миг! (Л. Дербенев). Так пусть вам всегда светит ваша счастливая звезда!!
2. „Старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога. Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживается во всем. “
— Фалес Милетский древнегреческий философ, математик и астроном -624 - -547 до н.э.
„Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. “
—Гераклит
„Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить своё положение. Необычайное литературное дарование позволяет ему обращаться к образованным людям своего времени на таком ясном и выразительном языке, что ему удаётся преодолеть антропоцентрическое и мифическое мышление своих современников и вновь вернуть им объективное и причинное восприятие космоса, утраченное с упадком греческой культуры. “
— Галилео Галилей итальянский физик, механик, астроном, философ и математик XVII в. 1564 – 1642, Альберт Эйнштейн, предисловие к книге Галилея «Диалог о двух главных системах мира» О Галилее.
Источник: Эйнштейн А. Предисловие
„ Вкусив свободу полета, всегда ты будешь ходить по земле, смотря в небо “.
— Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 - 1519
Источник: https://ru.citaty.net/temy/zemlia/
„Если человек имеет возможность рассуждать, и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен. “ — Эпиктет, древнегреческий философ 50 – 138.