12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12753
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Учителя физики»
41

Методическая разработка урока на тему: «Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная»



Тема урока: «Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная»

Цель: Сформировать современные представления о строении и развитии Вселенной. На основе полученных представлений уметь объяснять современную научную картину мира.

Задачи:

показать роль закона всемирного тяготения в представлениях о конечности и бесконечности Вселенной;

познакомить с фотометрическим парадоксом;

объяснить необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной;

изучить космологическую модель Вселенной;

показать способ оценки возраста Вселенной.

Оборудование: компьютер, плазменная панель с интерактивной насадкой, мобильный компьютерный класс с выходом в интернет, мультимедийная презентация.

Структура урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка посещаемости и принадлежностей к уроку.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Как формулируется закон всемирного тяготения?
  2. Вспомните основные принципы общей теории относительности.
  3. Что изучает Астрономия?
  4. Из каких объектов состоит Вселенная?


III. Мотивационный этап.

 

1. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=k5vbxdb-TpQ

 

2. Чтение статьи из Интернета: (используется мобильный компьютерный класс)

https://hi-news.ru/science/konechna-ili-beskonechna-vselennaya.html

 

IV. Изучение материала урока.

План:

  1. Что изучает космология.
  2. Следствие закона всемирного тяготения.
  3. Фотометрический парадокс.
  4. Общая теория относительности и современные представления о Вселенной.
  5. Космологическая модель Вселенной.
  6. Расширение Вселенной. Критическая плотность вещества.
  7. Метагалактика. Радиус метагалактики.
  8. Возраст Вселенной.


V. Закрепление.

 

Фронтальный опрос:

 

  1. Имеет ли Вселенная конец?
  2. Что такое фотометрический парадокс?
  3. Какая наука объясняет наблюдаемое распределение галактик в пространстве и их движение?
  4. Какое значение имеет общая теория относительности для астрономии?
  5. Какие ограничения накладывает общая теория относительности на геометрические свойства пространства?
  6. Назовите величины, характеризующие материю.
  7. Какой физический смысл имеет постоянная Хаббла?
  8. Если бы Вселенная не расширялась, а бесконечное множество галактик – таких, как мы наблюдаем сейчас, - существовало вечно, то все небо от них ярко бы светилось. Объясните почему.

 

Решение задач:

 

  1. Первые грубые оценки постоянной Хаббла привели к ошибочному значению Н = 530 км/(с×Мпк). Как давно должно было начаться расширение Вселенной при таком значении?
  2. Действительно ли постоянная Хаббла постоянна во времени? Считая, что скорости галактик друг относительно друга не меняются, найдите, чему будет равно Н через 6 млрд. лет. Современное значение Н принять равным 75 км/(с×Мпк).
  3. Задача № 32, стр. 130 учебника
  4. Усреднённая плотность вещества во Вселенной = 3×10-28 кг/м3. Рассчитайте критическое значение плотности вещества и сравните его с усреднённой плотностью вещества во Вселенной. Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод о том, расширяется или сжимается Вселенная.


VI. Запись домашнего задания. Подведение итогов урока.

 

 

Изучить § 34, 35.

Решить задачу № 33, стр 131 учебника

Литература к уроку:

Астрономия 10-11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень под ред. В.М. Чаругина: Просвещение, 2017;

http://ru.wikipedia.org

https://hi-news.ru/science/konechna-ili-beskonechna-vselennaya.html

https://www.youtube.com/watch?v=k5vbxdb-TpQ

Физика. Эволюция Вселенной. Дополнительная глава к учебнику В.А. Касьянова «Физика. 11 кл.» /В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2006

Презентация к уроку
PPTX / 2.03 Мб

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Тахтаракова Валентина Анатольевна, 26.05.18 в 01:36 5Ответить Пожаловаться
Замечательная тема и отличный урок. Всё в избранное.
Омарова Альмира Шигаповна, 26.05.18 в 19:08 5Ответить Пожаловаться
интересный подход к уроку. Уникально!
Князева Наталья Борисовна, 28.05.18 в 10:15 6Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарии. Очень рада, что мои разработки полезны.
Забелина Маргарита Владимировна, 29.05.18 в 12:37 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, взяла в копилку.
Князева Наталья Борисовна, 29.05.18 в 13:17 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень приятно.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 16.07.18 в 22:09 3Ответить Пожаловаться
Наталья Борисовна, от души поздравляю с 1 местом в номинации по популярности уроков за месяц! Здорово!
Князева Наталья Борисовна, 11.09.18 в 09:28 1Ответить Пожаловаться
Вчера получила в награду учебник по астрономии и методические рекомендации к нему. УРА!!! Желаю всем педагогам такие подарки!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 11.09.18 в 13:29 1Ответить Пожаловаться
Замечательный подарок!
Князева Наталья Борисовна, 25.07.18 в 20:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна :-))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.