Научно-исследовательская работа «Баба-яга - кто она?»

1
0
Материал опубликован 17 February 2019

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»


 

Научно-исследовательская работа

«Баба-яга – кто она?»

Выполнила:

Асямова Анастасия,

ученица 6Б класса

Руководитель:

Гузей Н.В., учитель

русского языка и

литературы


 

Новоалтайск
 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы происхождения образа Бабы-яги………………3

Глава 2. Типы и функции Бабы-яги в русских народных сказках………………..7

Заключение…………………………………………………………………………..11

Источники……………………………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………….13

Введение

Русская народная сказка содержит в себе мудрость наших предков, традиции русского народа. Она переносит нас в таинственный, замысловатый мир, наполненный сказочными персонажами. Волшебные сказки многие знают с раннего детства.

При изучении УНТ в 5 классе автор работы заметила, что современные обучающиеся мало знают народных сказок. Но такой сказочный персонаж, как Баба-яга, известен многим. Возникла идея узнать, а что именно известно о Бабе-яге. Был проведен опрос 26 учащихся 5Б класса (см. приложение) Оказалось, что информацией об этом герои владеют мало учащихся. Так кто же такая Баба-яга? Какова ее роль в сказках?

Автор работы решила найти ответ на эти вопросы.

Цель исследования: проанализировать русские народные сказки и выяснить, какую же роль играет в них Баба-яга – положительную или отрицательную.

Задачи исследования:

рассмотреть теоретические основы происхождения образа Бабы-яги;

познакомиться с волшебными сказками из сборника А.Н. Афанасьева, проанализировать их и определить в них функцию Бабы-яги;

провести анкетирование учащихся с целью выявления знаний о роли Бабы-яги в сказках.

Предмет исследования:  роль Бабы-яги в народных сказках.

Объект исследования: русские народные сказки.

Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование.

Гипотеза: предположим, что знание образа Бабы-яги, ее роли в сказках даст более широкое представление о русском фольклоре, народном сознании и традициях.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы:

на уроках литературы при изучении УНТ;

на внеклассных мероприятиях в целях знакомства с традициями русской культуры.

1. Теоретические основы происхождения образа Бабы-яги

Образ Бабы-яги очень сложен. Его противоречивость говорит о том, что он долго формировался и собирался по крупицам различных поверий. В разное время он претерпевал изменения: в старину Яга выступала чаще на стороне добра, а позднее она уже злая ведьма, приносящая вред людям. В поисках родины образа этого персонажа, исследователи пришли к разным выводам. Сейчас выдвигается три версии: он сформировался во время освоения русского Севера; его создали сами же славяне, жившие в Центральной и Восточной Европе; он пришел к нам с запада как отголосок тамошних ведьм.

Выяснить доподлинно, откуда и где зародился образ Яги, наверное, невозможно. Вполне вероятно, что он собрался из верований всех этих трёх регионов.

По некоторым сведениям, имя своё Баба-яга получила от старинного слова «ягать». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи» [3].

Слово «Яга» также выводится от индийского «йог». Сторонники индийского происхождения Бабы-яги опираются на традицию йогов вести отшельнический образ жизни, их способности медитировать, т. е. общаться с высшим миром, откуда и черпаются ответы на все вопросы, которые могут задать «гости» Бабы-яги [2]. Кстати, «ступа» – неизменное средство передвижения сказочной Яги, в переводе с санскрита означает – «могила, урна для захоронения», что подчёркивает связь Бабы-яги с потусторонним миром.

Баба-яга встречается также в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.

Анализу этого образа посвящено много исследований, в том числе труды М.Н. Макарова (1827), А.А. Потебни (1865), В.Я. Проппа (1946), Д.К. Зеленина (1915), В.П. Аникина (1959), З.П. Соколовой (1964, 2007), К.Д. Лаушкина (1970), Н.В. Новикова (1974) и др.

Внешне Баба-яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными, лохматыми, нечесаными волосами, с синим крючковатым носом, с одной костяной или золотой ногой. Глаза Яги горят красными огнями. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-яги костлявые руки и острые железные зубы. На  картинах ее можно увидеть в зелёном платье, сиреневой кичке, лаптях, или она одета в красную юбку и сапоги. В сказках нет акцента на одежду Бабы-яги.

Главным атрибутом Бабы-яги является необычная избушка, имеющая особое расположение в сказочном пространстве. Она находится очень далеко, где-то «за тридевять земель». Такое место в мифо­логическом сознании воспринимается как потусторонний мир. Само жилище Бабы-яги особое. Это избушка «на курьих ножках», причем она не просто стоит, она по просьбе героя поворачивается «к лесу задом, к герою передом»; т. е. её изначальное положение – передом к лесу.

Войдя в избушку, герой видит Бабу-ягу, распростёртую на всю избушку, но почему? Нигде не сказано, что Баба-яга – великанша. Возможно, это избушка мала? По мнению исследователей, внешние признаки этого жилища – отсутствие окон и дверей, а также теснота внутри – сближают его с обителью покойника – гробом.

Известен погребальный обряд славян в VI – IX вв., при котором на выкорчеванном пне или окуренных дымом столбах (отсюда «курьи ножки») ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника. «Изба смерти» обязательно располагалась так, чтобы вход в неё был повёрнут в сторону, противоположную от селений людей [2]. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец. Внутри своей избы она представлялась как бы живым мертвецом, лежала и не видела пришедшего из мира живых, а только чуяла его запах. Яга – охранительница входа в мир мертвых. Только она позволит герою проникнуть в этот мир, благодаря совершению им определённых ритуалов.

В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. Пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он и есть действительный герой»[9]. Так герой ритуально отправляется на тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок, гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже обновленным, повзрослевшим.

Но почему взрослые люди получали помощь от Бабы-яги, а дети попадали в печь? На самом деле, Яга не съедала и не зажаривала их. Она проводила обряд «допекания» детей. Что это за обряд?

На Руси издревле печь считалась сердцем дома, а очаг «святилищем совершенной чистоты». Ему молились о душевном и телесном здравии. Существовал ритуал, смыслом которого было «допечь» недоношенного, больного или слабого ребёнка в священном огне. Мать сажала хворое дитя на лопату и трижды помещала его в печь, произнося при этом заклинания и прочие символические слова. Но после христианизации эта функция перешла к местной знахарке.

Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников («Финист - ясный сокол»). В сказке «Василиса Прекрасная» черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.

Также устойчивыми атрибутами Яги являются клюка или палка, обладающие волшебными свойствами. От удара клюки «никакой богатырь не может на свете жить». С помощью своей палки-песта она может превратить в камень все вокруг, в том числе и героев-богатырей. Так, в одной из сказок она хлопает пестом по голове героя и приговаривает: «Быть ты, Федор Водович, серым камнем, лежать отныне и довеку» («Федор Водович и Иван Водович»). Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связанны с очагом и готовкой пищи: кочерга, лопата, пест, ступа, помело. Этим предметам в традиционной культуре придавалось магическое значение. В сказке же ступа, например, оказывается предметом, на котором Баба-яга передвигается в пространстве, заметая при этом следы помелом. Иногда Баба-яга изображается также сидящей за прялкой и прядущей нить; а ее веретено и клубочек ниток приобретают в сказочной реальности волшебные свойства.

Баба-яга летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, «в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Василиса Прекрасная»), поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад.

По поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноимённой сказке, «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь в сказке «Василиса Прекрасная»), ворон, черный кот, змеи, серый волк, собака. Яга знает язык животных и растений. Ей, хозяйке лесного мира, подчиняются звери и птицы. Она владеет тайными знаниями и магическими способностями.

Яга охраняет земные недра: медь, золото, серебро. Являясь богиней плодородия, она распоряжается и царством мертвых. По древним поверьям, за тучами скрывались души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили гуси - существа, связанные со смертью (тоже универсальный индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с гусиными лапами). Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и хранительницей входа в мир смерти.

Такая противоречивость только указывает на то, что этот образ впитал в себя качества из разных источников: очень древних мифов и более поздних сказок.

2. Типы и функции Бабы-яги в русских народных сказках

Образ Бабы-Яги чрезвычайно противоречив. В зависимости от сюжета сказки, она может выступать и в «положительной» и в «отрицательной» роли, то есть быть или врагом, или помощником главного героя. Известный ученый-фольклорист В. Я. Пропп, выделил в сказках три основных типа этого персонажа: Яга-дарительница, Яга-похитительница, Яга-воительница.

Наиболее древним представляется тип Яги-дарительницы. Ее функцией в сказке являются давание герою или героине добрых советов, вручение чудесных предметов, дарение волшебного коня, помощь во время бегства. Обычно Баба-яга чувствует появление героя в ее владениях по запаху. В своем госте она чует «русский дух» или «русскую коску», что в мифопоэтическом сознании воспринимается как «человечий дух». С детства из сказок все помнят восклицание Бабы-яги по поводу прихода героя в избушку: «Фу-фу-фу! Русским духом пахнет!» или «Фу-фу-фу! Бывало, русского духа слыхом не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух в ложку садится и в рот валится» («Царевна-лягушка»[8]). Этот возглас еще раз напоминает о том, что Баба-яга — людоедка. Чаще всего она начинает разговор с героем с вопроса: «По охоте, молодец, ходишь, але поневоле?» Но, прежде чем ответить на вопрос, герой требует, чтобы хозяйка соблюла правила гостеприимства: «Бабушка-сударушка, напой, накорми, тогда вести расспроси!» Подчас герой отвечает старухе грубо, даже обзывая ее ругательными словами и требуя: «А ты должна баньку истопить, выпарить, вымыть и спросить: где ты проживался?» Если Баба-яга сразу грозит его съесть, он отвечает: «Полно, старая, я с дороги — пылен и гадок. Ты должна меня сначала вымыть, накормить, напоить, а потом есть. Да еще ты должна спросить: иду ли я по своей воле или поневоле». В некоторых сказках герой на угрозу Бабы-яги сам грозит убить ее, а кости придавить камнем, и хозяйка смиряется и угощает гостя. Демонстрация героем знания этикетных норм заставляет Бабу-ягу изменить свое поведение. Иногда же в сказках она сама как будто спохватывается: «Старушка скочила со стула, себе по щеке ударила, по другой прибавила: «Фу-фу, не накормила я, не напоила, а стала вести выспрашивать»». В сказке «Василиса Прекрасная» Яга, испугавшись, в итоге помогает героине, потому что поняла, что Василиса «благословенная матерью».

Яга-дарительница дает герою предметы и волшебного коня, без которых в тридесятом царстве не добраться до цели. Путеводный клубочек указывает направление: «Клубочек покатился через горы, через долы, по полям, по лугам, по сыпучим пескам». Конь преодолевает непреодолимые преграды: «Этот конь подскакивает, мха, болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает». Баба-яга вручает герою вещи — платок или салфетку, — по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий. Таким образом, только Яга может указать герою путь в «чужое» царство и условия для достижения цели его странствий.

Кроме того, в некоторых сказочных сюжетах Баба-яга приходит на выручку Ивану-царевичу и на обратном пути из тридесятого царства: она помогает герою избавиться от преследования грозной Царь-девицы, его будущей жены, у которой во время ее сна он ворует чудесные вещи. Во время погони Баба-яга и ее сестры поочередно сменяют герою коня и задерживают грозную Царь-девицу, предлагая ей отдохнуть и помыться в бане. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Баба-Яга» (в обработке Афанасьева). Там Баба-яга за хорошую службу давала девочке нарядные платья, но как только девочка провинилась, Баба-яга сломала ей косточки. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Баба-Яга накормила, напоила и сказала, куда герою надо идти.

В роли дарительницы Баба-Яга может быть и советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами, например, в сказках «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная»), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка, клубочка и проч. – за похождениями героя). Баба-яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. Например, «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри, махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).

Яга-воительница вступает в противоборство с героями-богатырями, когда они, путешествуя, достигают пустой лесной избушки и располагаются в ней, т.е. тревожат Бабу-ягу, заходят на чужую территорию. Обычно она наведывается в избушку, когда в ней остается один из путников. Появляется она, как правило, из-под земли, что указывает на то, что она — обитательница подземного царства. Ее появление для героя всегда неожиданное и необычное. Злая старуха съедает всю пищу, приготовленную оставшимся богатырем для товарищей, и по очереди расправляется с ними: «схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со спины ремень вырезала, поела все дочиста и уехала» («Медведко, Усыня, Горыня и Дубаня богатыри»[1]. Усмирить Бабу-ягу удается только главному герою. Баба-яга спасается бегством под камень в подземелье, «на нижний свет». Иногда то, как победить или извести воинствующую Бабу-ягу, герою объясняют персонажи, находящиеся под ее властью. Чтобы убавить у нее силу, нужно переставить бочки с сильной и слабой водой или высечь ее железными прутьями. Умертвить же Бабу-ягу можно, разрубив тело злой старухи на части после боя, отрубив у нее, спящей, голову ее же мечом-кладенцом, сбросив ее в колодец с мертвой водой. Таким образом, сражаясь «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Сказки, где Баба-яга выступает в роли похитительницы детей, ставятся исследователями в один ряд с сюжетами, где присутствует мотив отправления маленьких детей или достигших 13–15 лет, а также брачного возраста в лес или в науку к лесному чудищу и т. п. Этот круг сказок, а также сюжеты с Ягой-дарительницей и Ягой-воительницей связываются учеными с древними обрядами посвящения.

Возраст, в котором дети подвергались обряду посвящения в разных культурных традициях, был различен: и при наступлении половой зрелости, и раньше. Социальная функция этого обряда состояла в том, что посредством участия в нем мальчик или юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным его членом и приобретал право вступления в брак.

Обряд состоял из выделения индивида из общества, так как обретение нового статуса должно происходить за пределами устоявшегося мира, затем — периода испытаний и учений и, наконец, возвращения в коллектив в новом статусе. Обряд всегда совершался в глубине леса в строгой тайне и, как правило, сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Предполагалось, что во время обряда мальчик или юноша умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. В разных культурных традициях это достигалось также с помощью голода, жажды, темноты, ужаса, которым подвергались посвящаемые. Кроме всего этого, мальчик проходил определенную школу: его обучали приемам охоты, сообщали ему мифы племени и тайны религиозного характера, исторические сведения о его народе, правила и требования быта, готовили к браку и т. д.

Учеными-фольклористами замечено, что важнейшая часть сюжета волшебной сказки — испытания, которым герой подвергается в тридесятом царстве или царстве мертвых, — воспроизводит схему обрядов посвящения и соответствующую им мифологическую картину мира. Так, в частности, образы сказочного леса и избушки «на курьих ножках» интерпретируются исследователями как отражение воспоминаний о лесе, где производился обряд, с одной стороны, и как о входе в царство мертвых — с другой. Вернувшийся из леса, из тридесятого царства, герой всегда приобретает какие-то способности, материальные блага и новый статус.

После изучения трудов исследователей и анализа народных сказок можно разграничить функции Бабы-яги и понять ее роль в фольклоре. В таблице представлены названия сказок и роль Яги.

«Отрицательная» роль

(похитительница, воительница)

«Положительная» роль

(дарительница, советчица, помощница)

Название сказки

«Баба-яга»

«Медведко, Усыня, Горыня и Дубаня - богатыри»,

«Гуси-лебеди»,

«Терешечка»,

«Марья Моревна»,

«Иван-царевич и Белый Полянин»,

«Золотой конь»,

«Бычок – чёрный бочок, белые копытца»,

«Баба-Яга и ягоды»,

«Баба-Яга и жихарь»,

«Баба-Яга и Лутонюшка»,

«Царевна-лягушка»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

«Финист-ясный сокол»,

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»,

«Заколдованная королевна»,

«Морской царь и Василиса Премудрая»,

«Василиса Прекрасная»,

«Звериное молоко»,

«Две сестры»

Из 20 исследуемых сказок можно сделать вывод, что однозначного понимания образа Бабы-яги нельзя дать.

В рамках мифологического сознания прообраз Бабы-яги не мог квалифицироваться как положительный или отрицательный в современном понимании этих признаков. В сказках, отражающих элементы мифологического мировосприятия, Баба-яга представляет собой и страшную старуху, полновластную «хозяйку леса», грозного и всемогущего стража входа в потусторонний мир, и мудрый, вещий персонаж, покровительницу и советчицу, но только того героя, который знает, как нужно себя вести с ней.

Как уже отмечалось выше, в сложении образа Бабы-яги очевидна роль первобытного мировосприятия, в частности, обряда посвящения, а также мифологических представлений о смерти и путешествии в загробный мир. Поэтому в ранних сказках Яга в большей степени предстает помощницей, дарительницей. В поздних же традиционных представлениях Баба-яга воспринимается как колдунья, ведьма, связанная с нечистой силой, поэтому в народном быту имя Бабы-яги стало укорительным, устрашающим.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-яги. В облике «лесной старухи» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность?

В ходе исследовательской работы проанализировано множество народных сказок, в которых  действующим лицом является Баба-яга, выявлены её типы и функции в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

Баба-яга – персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов;

имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;

внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле;

в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;

место проживания Бабы-яги – хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях, потому что большинство сказок про Бабу-ягу записано именно в Архангельской области;

по мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;

она обладает каким-то древним знанием;

«управляет» мистическими и природными силами;

косвенно связана с рождением и повитухами, обрядом посвящения;

волшебная сказка знает несколько образов Бабы-яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;

Баба-яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания;

для современных читателей сказок баба-яга остается отрицательным героем.

Таким образом, Баба-яга – один из самых ярких образов русского фольклора, который дает широкое представление о мифологическом сознании народа и его традициях.

Источники:

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки и легенды. Т.1 /Берлин. Издательство И.П.Ладыжникова, 1922

Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Т.1 / СПб.: Terrafantastica, 2002 – 400 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В.- С.-Петербург, 2004

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор/ М.:Флинта, 1998 – 123с.

Как менялись легенды. Баба Яга. – [Электронный ресурс] URL: http://www.wolfnight.ru/forum/forum_theme.php?theme=210&page=1 

Ларец русских народных сказок о Бабе-яге. [Электронный ресурс] https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-jagu

Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги. – [Электронный ресурс] URL: https://astronline.pro/gnosis/yaha.htm 

8. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева /Сост. Аникин В.П.- М.: Худож. лит., 1979 -348 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — изд. 4-е. — М: Лабиринт, 2000 - 336 с. [Электронный ресурс] http://adverbum.org/ru/propp-istoricheskihe-korni

http://volshebstvo.in.ua/2015/12/zachem-baba-yaga-detej-v-pechi-perepekala/ Волшебство жизни.

Приложение

Опрос 5Б класса (26 учащихся)

Вопросы:

Кол-во учащихся (ответы)

1.Какие знаете сказки, где встречается Баба-яга?

«Гуси-лебеди»- 6 уч-ся

«Баба-яга» - 3 уч-ся

«Царевна-лягушка» - 3 уч-ся

Не смогли ответить – 14 уч-ся.

2.Баба-яга – это положительный герой?

2

3.Баба-яга – это отрицательный герой?

18 Сомневались – 6 уч-ся

4.Можно ли назвать Бабу-ягу помощником в сказках?

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.