Научно-исследовательская работа «Верные дороги молодых в достойное будущее без наркотиков»

3
1
Материал опубликован 2 May 2018 в группе

Научно-исследовательская работа "Верные дороги молодых в достойное будущее без наркотиков»

Номинация : « Профилактика наркомании в образовательной среде »

АВТОР

Солопова Анастасия,

ученица МОУ «СОШ с. Ивантеевка

Ивантеевского района Саратовской области»

Научный руководитель:

Калёнова Светлана Васильевна,

заместитель директора школа по учебно-воспитательной работе, 2014 г

СОДЕРЖАНИ

Введение. ................................................................................................................ 2-4

Глава 1. Современные причины актуализации высокой востребованности профилактики наркомании в образовательной среде.

Глава 2. Роль ученического самоуправления в профилактике наркомании.................................................................................................... 5-6

Глава 3. Организация профилактики в образовательной среде через здоровый образ жизни

3.1. Активизация школьников на подготовку и сдачу ГТО, участие в соревнованиях.

Глава 4. Правильно организованный досуг: каждому по заданию, от каждого – по идее, и нет времени на вредные привычки!

Глава 5. Обучение школьников стратегии достойной жизни человека.

Заключение ............................................................ 14

Список использованной литературы ...........................15

Введение

Ситуация отношения школьников к проблемам наркомании сегодня напоминает мне сюжет русской былины, когда богатырь стоит у придорожного камня и думает, куда же ему отправиться. А на камне том, сами помните какие надписи: «Налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – жизнь потеряешь, прямо пойдёшь – жив будешь, да себя позабудешь!» Да, школьникам сегодня много говорят о пагубности наркомании и трагедиях из-за употребления наркотиков, но всё это кажется детям таким далёким, непонятным и чужим. Почти все они убеждены, что проблемы наркомании их не коснутся, но вступив в подростковую, а потом во взрослую жизнь, вдали от дома, родных и близких, каждый может оказаться у того придорожного камня, и выбор дороги будет зависеть уже от приобретённого жизненного опыта, принципов, идеалов. Сегодня статистика подтверждает: даже в благополучных семьях с правильным воспитанием детей появляются наркоманы. Значит, стоя перед выбором и вспоминая, чему их учили родители, они всё же пошли не той дорогой. Прямая дорога, как пророчил в былинах придорожный камень, - это спасение от смерти, но не от духовной погибели. «Жив будешь, да себя позабудешь!» - гласила та надпись, аналогичная судьбе наркоманов. Употребляет человек наркотики, имеет определённый круг общения, но не живёт, а лишь существует, доставляя большие страдания близким.

Недавно в нашей школе состоялся круглый стол с участием психиатра-нарколога А.А. Соломатина, секретаря по делам несовершеннолетних Ю.А. Смирновой и инспектора по делам несовершеннолетних М.Н. Кулагиной. В гости к старшеклассникам они пришли не в первый раз, и не в первый раз завели разговор со старшеклассниками о профилактике наркомании. Ученики 8-11 классов и до этого уяснили себе, что употребление наркотиков опасно и сродни добровольному соглашению на смерть. Но вот что удивило лично меня. Юлия Анатольевна Смирнова родом из города рассказала такой случай из своей жизни: в подъездах многоэтажек даже средь бела дня можно увидеть не только использованные шприцы, но и кайфующих наркоманов. Им всего по 12-13 лет от роду! Но даже не это является страшной правдой жизни для их родителей, а страшно, что мать и отец не смогут найти их мёртвые тела. Именно поэтому в карманы курток и пальто своих детей без будущего они кладут записки с домашним адресом и телефонами…И это обычный эпизод ежедневной жизни больших городов!

А.А. Соломатин показал нам тесты, благодаря которым можно быстро определить наличие наркотиков. Достаточно опустить тест-модуль в порцию мочи. Считаю, что они очень облегчают работу по пресечению наркомании в образовательных учреждениях. Кстати, эти тесты вызвали повышенный интерес у старшеклассников, и многие внимательно рассматривали тесты. В продолжение темы, следует добавить, что

неординарный законопроект предложила одна из депутатов российского парламента.
Депутат Государственной Думы РФ Ирина Чиркова выступила с инициативой введения в России законопроекта, согласно которому всех без исключения подростков будут тестировать на употребление наркотиков, при этом не спрашивая разрешения у родителей детей. Она предложила наделить соответствующими полномочиями правоохранительные органы. По мнению Чирковой, проверка должна осуществляться в тех случаях, если употребление наркотиков ребенком — очевидный факт и это подтверждают внешние признаки. По окончании данной процедуры несовершеннолетнему будет выдаваться соответствующая справка. В свою очередь известный детский адвокат Павел Астахов увидел в новом законе полицейский произвол. По мнению защитника детей, некоторые стражи порядка станут злоупотреблять своим служебным положением, и как следствие — у невинных детей, тех, кто не употребляет и никогда не употреблял наркотики, может случиться стресс. Ведь ситуации бывают всякие, и полицейскому может показаться, что ребенок находится под действием наркотика. Астахов подчеркнул, что в данной процедуре следует четко регламентировать действия правоохранителей и подключать к тестированию подростков медиков. Конечно, медикам в этом случае должна отводиться основная роль, ведь первую квалифицированную медицинскую помощь ребёнок должен получить от специалиста. Вместе с тем, многие старшеклассники хотели бы знать, кто из их окружения употребляет наркотики, прежде всего для того, чтобы помочь своим друзьям.

Таким образом, учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникает необходимость исследования и реализации целостной профилактической системы.

Цель моей работы - определить уровень создания условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если

- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.

- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты будут едины и реализуют свои решения в трёх направлениях:

1. Здоровый образ жизни.

2. Правильно организованный досуг.

3. Обучение школьников стратегии достойной жизни человека.

Глава 1. Современные причины актуализации высокой востребованности профилактики наркомании в образовательной среде.

По оценке большинства специалистов, дети начинают принимать наркотики по разным причинам, в частности:

- Чтобы уйти от решения какой-то проблемы или, что тоже самое, уйти от реальности жизни;

- Из любопытства (как правило, это маленькие дети - а к наркотикам сейчас привлекают и семилетних);

-Чтобы не отставать от других, быть "как все";

-Потому что не смог отказать;

-Желая казаться взрослее, из-за бравады (особенно когда наркотик предлагает кто-то из тех, с кем подросток находится в близких отношениях);

- Желая получить новые, необычные ощущения (галлюцинации);

- Чтобы просто поднять настроение;

-Желая вести себя свободнее (например, с девушкой или просто танцуя на дискотеке);

-Путем насильственного вовлечения (шантаж и др.)

Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает существование различий между отдельными регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркомании в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся; распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и подростков.

Как итог этих потерь: незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование); нереализованное среднее образование; снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему: криминализация общества; распространение субкультуры наркозависимых; деформация иерархии общественных ценностей; ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Глава 2. Роль ученического самоуправления в профилактике наркомании.

Мне как президенту ученической организации самоуправления «ЛУЧ» совершенно не безразлична судьба каждого ученика школы. Когда в период предвыборной кампании я представляла свою программу, ряд разделов ней касался и вопросов профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании. Это было в конце октября, и сегодня, на этапе завершения учебного года, можно подвести некоторые итоги нашей деятельности. Они станут основой моей работы, представляемой на Всероссийскую олимпиаду по профилактике наркомании. Я очень рада, что в ученический кабинет министров вошли неравнодушные, целеустремлённые учащиеся, способные не просто предлагать, но и реализовать свои решения.

Еженедельно мы проводим заседания штаба, чтобы не только наметить мероприятия, в том числе и профилактического характера, но и отследить активистов-лидеров, а также пассивных детей, которые, как правило, могут быть предоставлены сами себе и оказаться в группе риска. Большую роль в этой работе играет Отряд юных помощников полиции, в котором насчитывается 14 ребят. В рамках своей деятельности они ведут ежедневное дежурство на территории школы и вблизи неё: юные помощники полиции на переменах обследуют прилегающую территорию на предмет обнаружения выкуренных сигарет. При их наличии сразу же бьём тревогу, информируем всех классных руководителей, актив класса, социального педагога, директора.

Глава 3. Организация профилактики в образовательной среде через пропаганду здорового образа жизни.

Существует масса методик и программ по профилактике наркомании в образовательной среде. Но все их можно условно разделить на три направления, или так называемые дороги в достойное будущее без наркотиков. Итак, первая дорога – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Обучение школьников навыкам здорового образа жизни-одно из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Главный аспект здорового образа жизни - сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. В нашей школе этому уделяется большое внимание. На кардинальное изменение ситуации направлено внедрение комплекса ГТО. Учащиеся школы приняли его. Можно сказать, с открытой душой. Осенью был организован грандиозный фестиваль ГТО, о котором хотелось бы рассказать подробнее, так как комплекс ГТО стал основой спортивно-массовой работы в нашей школе.

«Сделай шаг к своему Олимпу!» - такой призыв забыть о пагубных привычках и заняться спортом вполне можно считать девизом нашей школы. Уже за первые три месяца учебного года учащиеся и педагоги добились целой череды побед в различных соревнованиях. Это послужило лучшим аргументом для того, чтобы самому придти к учителю физкультуры и сказать: «Запишите меня в секцию!» Я знаю более десятка учеников, которые впервые обратились с такой просьбой в сентябре и уже достигли определённых успехов, привели за собой друзей…

Спортзал Ивантеевской школы работает допоздна. Здесь практически ежедневно проходят тренировки баскетболистов и волейболистов. Каждый желающий может свободно придти и посмотреть на тренировочные игры, и уверяю, уже после второго-третьего раза возникнет желание стать игроком самому, поиграть в удовольствие, а потом – защищать честь школы на соревнованиях. Такую планку может взять для себя человек, готовый расстаться с такими пагубными привычками, как курение и алкоголь. Если кто-то не сделал это сегодня, ему всерьёз придётся подумать об этом завтра: нормативы ГТО с 1 сентября стали обязательными для сотен школьников нашего района. И так не хочется отставать от лидеров сверстников. Мы начали этот путь в сентябре этого года и вместе с педагогами делаем шаги в правильном направлении.

3.1. Активизация школьников в работе по подготовке и сдаче комплекса ГТО

Шаг первый. Осенний фестиваль ГТО. 26 сентября в Ивантеевской школе состоялся осенний фестиваль ГТО. В этом большом спортивном празднике приняли участие практически все ученики школы. Нормативы ГТО на стадионе райцентра предстояло сдать учащимся 2, 4, 6, 9 и 11 классов, а это более трёхсот человек. Бегать, подтягиваться и отжиматься они начали с самого утра, причём, вместе с классными руководителями и под музыку.

Новый и необычный для ребят праздник открылся торжественной линейкой, на которой они бодро приветствовали друг друга спортивными речёвками и девизами. С этого момента каждый класс был уже дружной командой, а эмблема на груди – ярким знаком отличия. Всех учащихся поздравила директор школы Н.Г.Томилина, пожелав результативного выступления сегодня и успехов в дальнейшем. Фестиваль был открыт под звуки российского гимна.

Спортивный флэш-моб в исполнении девочек с пионерскими галстуками – задал тон встрече. И алый атрибут на шее – не случаен, ведь золотое время ГТО приходилось на время пионеров и комсомольцев, идейных наставников всего происходящего. Из программы ведущих ребята поняли, что праздник своими корнями уходит в прошлое нашей страны. Сегодня физкультурный комплекс ГТО возрождается, и в ближайшие годы будет иметь самое серьёзное значение, как для детей, так и для взрослых. По инициативе Президента России занятия спортом обретают статус государственной важности. И это не случайно. В истории есть легендарные страницы ГТО. Так, за семь лет существования соревнований по многоборью ГТО свыше 350 тыс юношей и девушек стали чемпионами районов, городов, областей, республик, 7 человек получили почетный титул чемпиона мира по многоборью ГТО, один человек стал первым в истории советского физкультурного движения мастером спорта СССР по многоборью ГТО. В наши дни решено возродить былую славу ГТО, и школьники впишут свои спортивные страницы первыми.

Как известно, ГТО – это физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». В Ивантеевской школе он получил вторую, не менее значимую, трактовку: «Горжусь тобой, Отечество!» Такое название праздника выбрано не случайно: по большому счёту, постоянные занятия спортом закаляют волю, формируют характер и делают человека настоящим патриотом. Такой настрой был в этот ясный солнечный день и у ивантеевских школьников, никто не отлынивал от нормативов и хотел сдать их как можно лучше. Быстрее всех короткую дистанцию среди малышей преодолели Путинцева Анастасия, Савзиханов Руслан, в средних классах Кудимов Сергей и Скворцова Дарья. Среди самых старших - Камынина Александра и Соломка Антон. По подниманию туловища из положения лежа рекордсмены - Кузьмичев Дмитрий и Камынина Александра.

Больше всех среди девятиклассников подтянулась учащаяся 9 « А» класса Логвинова Юлия -18 раз. Среди мальчиков 9-х классов - Тарасенко Тарас - 14 раз. Среди одиннадцатиклассников отличился КурбоновМутолиб, а также две девушки - Камынина Александра и ИскалиеваСауле. Во время праздника на стадионе звучала спортивная музыка, что придавало больше желания проявить себя, отличиться силой и ловкостью, удивить одноклассников. Символические медали были разыграны в спортивной викторине, по результатам которой золотым призёром стал 6 «А», серебряным – 6 «Б». Прошедшим состязания и сдавшим нормативы предлагалось получить уроки флэшмоба и даже вместе исполнить спортивный танец. Получилось забавно – танцевали и учителя!

В завершение фестиваля юных спортсменов, а таковыми с первым боевым крещением ГТО, стало большинство школьников, поздравила главный тренер соревнований З.П.Шарапова. Она отметила старания тех, кто уже сегодня успешно сдал нормативы, поздравила их с первыми победами и пожелала удачи тем, у кого эти победы ещё впереди. Параллельно в рамках фестиваля мероприятия происходили и в школе: для первых классов в спортзале были организованы «Весёлые старты», а для 5-х и 7-х – классные часы и конкурс рисунков.Кстати, необычным он был у пятиклассников, которые рисовали гуашью спортивные сюжеты на раскатанном рулоне обоев. Каждый выражал своё видение спорта, а вкупе это получилась одна большая панорама событий в спорте. Сколько их было, например, минувшей зимой, когда Россия стала абсолютной чемпионкой по количеству золотых и серебряных медалей, и все наблюдали за победами у экранов телевизоров. Словом, подрастающему поколению есть на кого равняться! И в новом учебном году многие ребята пересмотрят своё отношение к жизни, сделают её более активной. Иначе золотого значка ГТО не получить!

Шаг второй. От мини-футбола до «Весёлых стартов в бассейне». 11 октября на стадионе состоялись районные соревнования по мини-футболу. Ивантеевскую школу представили 3 команды, из них две 1999-2000 годов рождения и одна 2001-2002 г.р. Все команды стали призёрами соревнований. Первое место заняла команда, в составе которой учащийся 9 «А» класса Лаухин Андрей награждён почётной грамотой, а спортсмены получили переходящий кубок.

На втором месте спортсмены 2001-2002 годов рождения. Здесь отличился Растопшин Александр из 7 «А» класса. Третье место завоевали учащиеся 1999-2000 г.р.В этот день стояла тёплая осенняя погода, и ребята получили массу незабываемых впечатлений.

31 октября, в последний учебный день первой четверти, в ФОКе прошли соревнования по плаванию. В них приняли участие команды трудовых коллективов организаций и предприятий райцентра, в том числе и Ивантеевской школы. Честь школы защищали учителя физкультуры - З.П. Шарапова и Н.М. Сахнова, учитель начальных классов Л.С. Карпова, хозработник С.В. Кирков , Гусев В.Ю.- внук работника школы Гусева А. В.

Команда Ивантеевской школы заняла третье место, а З.П. Шарапова награждена почётной грамотой в номинации «Лучший пловец». Всем победителям подарили красивый торт и сертификаты на 6 бесплатных посещений бассейна.

Шаг третий. КЭС – Баскет – 2015.Во время осенних каникул на базе Ивантеевской школы и гимназии прошёл районный этап чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС – Баскет – 2015». В нём приняли участие 5 команд из школ района: Яблоновогайской, Николаевской, Знаменской, Ивантеевской и гимназии. Девушки играли в гимназии, а юноши - в школе.

Наша школа, по словам учителя физкультуры З.П. Шараповой, представила самых подготовленных участников. В состав команд вошли учащиеся 7-11 классов: Соломка Антон, АйтмухамбетовТалгат, Рязанцев Дмитрий, Голубцов Георгий, Альжанов Николай и Червяков Максим – команда мальчиков, Трисеева Ангелина, Камынина Александра, Жданова Мария, Щербинина Алёна, Думитреску Полина, Кузнецова Ольга, Помогаева Диана и Дорошина Карина – команда девочек. Все они показали себя с лучшей стороны.

Во время игр чемпионата среди мальчиков в спортзале школы все они старались максимально выложиться. Каждая команда была настроена на победу. Наши девчонки показали задорный флэш-моб, в который они с каждым выступлением вкладывают хорошие навыки спортивного танца. Так в этот день приветствовали гостей и участников. В спортзале царила тёплая и дружеская атмосфера.

В общем зачёте наша команда выиграла 10 мячей, из них 3 – на счету девушек и 7 – у мальчиков. Примечательно, что из всех запланированных участников, представивших школу: один – заболел, другой – не пришел по неизвестной причине, а третий – улетел отдыхать. Но, вопреки такому форс-мажору наши спортсмены смогли мобилизовать свои силы не позволили себе проиграть.

Захватывающие дух ситуации складывались в юношеских играх. Девушки школы начали заниматься баскетболом недавно, поэтому призового места они, к сожалению, не заняли. Но все ещё впереди…

После всех проведенных игр, судьи провели подсчет очков и огласили результаты районного этапа Чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС – Баскет – 2015». Итоги были таковы: на 1 месте - Ивантеевская школа, на 2-м - команда Яблонового Гая, а 3 место завоевала гимназия. Команды, не вошедшие в тройку лучших команд, также были награждены.

Присутствуя на чемпионате по баскетболу в качестве зрителя, я была очень увлечена игрой. Мне понравилось наблюдать за энергичными, спортивными командами. Отрадно, что зрители активно болели за все команды, стараясь их поддержать.

Среди ивантеевских школьников всегда много желающих поболеть за своих друзей и знакомых. В эти минуты мы все объединяемся, чувствуем себя одной командой, способной совершенствоваться и душой и телом. От этого ощущения желание заниматься спортом лишь возрастает. Есть уверенность, что завтрашние победы будут гораздо значительнее, и в ряду победителей уже никто не вспомнит про пагубные привычки. Спорт – единственно верная альтернатива.

Глава 4. Правильно организованный досуг: каждому по заданию, от каждого – по идее, и нет времени на вредные привычки!

Провозглашенный ещё врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы. В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп. Основываясь на данной позиции, мы очень много внимания уделяем организации досуга.

Следует отметить, что после проведения выборов Президента школы и формирования школьного ученического правительства организация общешкольных мероприятий при участии старшеклассников носит систематический характер. Инициаторами большинства мероприятий являются старшеклассники. Ряд мероприятий, проведённых десятиклассниками в школе, успешно показан и за её пределами. Например, праздник Белых журавлей, в рамках которого был организован и общешкольный конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне, стал основой и благотворительного концерта в лицее для беженцев с Украины.

С акцией «Белые журавли» старшеклассники (7-10 классы) побывали в школе-интернате г. Пугачёв и в Доме-музее В.И. Чапаева, где также получили тёплые отклики зрителей. При организации выездного выступления учащиеся 10 класса самостоятельно доработали программу, сделали выбор песен и стихов, организовали качественные репетиции.

Основную подготовку десятиклассники взяли на себя и в преддверии массового праздника «Посвящение первоклассников». Наряду с театрализованным выступлением в роли сказочных героев, они смогли привлечь в программу праздника и художественные номера учащихся 2-5 классов. В рамках Дней правовой грамотности и Александровских дней учащиеся 10 класса стали инициаторами многих классных часов, викторин, авторами качественных презентаций, с которыми успешно выступили в классах среднего звена. Такая активность во многом объясняется участием класса в районном конкурсе «Лучший ученический класс».

В этом же конкурсе участвует 9 «А» класс, в котором учатся дети, находящиеся в составе ученической организации «ЛУЧ»: Сабина Мамедова – министр культуры, Алина Седякина – министр информации и печати. Учащиеся 9 «А» класса приняли участие в областной акции «Сделаем берега наших рек чистыми» и отмечены дипломами, как на районном этапе акции, так и на областном. Девятиклассники также подготовили и провели общешкольное торжественное посвящение Отряда юных помощников полиции.Эстафета проведения общешкольных мероприятий принималась и учащимися 8 «А» класса, которые также охотно проявляют себя в художественной самодеятельности. Так, в середине октября в рамках наступающего Года литературы они провели общешкольную акцию «Знатоки литературы». Ученицы 8 «А» Мулдашева Алина и Афанасьева Полина ответственно отнеслись к проведению осеннего фестиваля ГТО в роли ведущих праздника. Эти девочки и ещё 4 мальчика из класса ( А.Базанов, З. Янгубаев, Д. Пятунин, А.Недов) вошли в состав творческих команд школы, задействованных в проведении новогодних представлений.

Ребятам нравится участвовать в театральных постановках, слабые в учёбе учащиеся отлично раскрывают свои артистические способности не только со своими сверстниками, но и учащимися старше себя. Несмотря на небольшой срок существования отряда юных помощников полиции, в который вошли 12 учащихся 7-9 классов, ребята работают по насыщенному плану и являются как участниками, так и инициаторами многих интересных общешкольных мероприятий.

В их ряду акция «Не губи подростка!», в ходе которой были подготовлены и распространены по магазинам райцентра листовки о запрете продажи алкоголя и сигарет подросткам и пропаганде здорового образа жизни. На эту же тему отряд провёл и общешкольный конкурс плакатов.

Ученики проводят большую творческую работу как с текстом, так и подбором репертуара для программ (стихов, песен, сценок, презентаций и т.д) Большинству проведённых мероприятий даны высокие и хорошие оценки со стороны учащихся и педагогов. Таким образом, правильно организованный досуг по принципу: «Каждому по заданию, от каждого – по дарованию, и нет места вредным привычкам» тоже положительно работает в рамках эффективной профилактики наркомании в образовательной среде. Когда каждому ребёнку поручено ответственное задание, он думает над его выполнением, в вовсе не о сомнительных компаниях и вредным привычках.

Глава 5. Обучение школьников

Антинаркогенная работа проводится нашими педагогами в школе. В планах воспитательной работы каждого классного руководителя есть беседы, направленные на профилактику наркомании. Профилактическая работа педагогов состоит из уроков и внеклассных мероприятий. Роль наставника при этом может выполнять как взрослый – педагог, так и сверстник или старшеклассник – так называемое межвозрастное преподавание. Большинство занятий предполагает использование активных форм и методов обучения – игры, дискуссии, конкурсы, театрализации. Так, например, с презентациями и с докладами учащиеся 7-11 классов выступали по классам в период проведения Дней правовой помощи. Вот так ненавязчиво, в ходе просмотра видеороликов и презентаций проходило обучение.

При участии медсестры А.П. Родиной детям предоставляются сведения о свойствах и механизме действия конкретных наркотиков – алкоголя и марихуаны (5-6 классы), гашиша, кокаина (7-9 классы). Такое детализированное информирование объясняется необходимостью развенчать популярные в подростковой среде мифы о безопасности данных наркотиков, их «полезных» свойствах.

Подробно рассматриваются вопросы о влиянии одурманивания системы и органы человеческого организма, социальный статус человека. При этом анализ носит личный характер, т.е. последствия одурманивания школьники «примеряют» на себя, определяя, каким образом наркотизация может изменить их жизненные планы, будущую жизнь. В 4-5 классах при прогнозировании используется ближайшая перспектива (что будет со мной сейчас, через месяц, год после пробы), в старших классах рассматривается более отдаленный этап (как одурманивание может отразиться на моей жизни через несколько лет, повлиять на взаимоотношения с будущим супругом, здоровье детей).

Большое внимание уделяется обсуждению вариантов реализации своих творческих, организаторских способностей. Для этого подросткам предлагается разработать план конкретного мероприятия и провести его (вечер, танцевальное шоу, конкурс и т. п.).

В старших классах (10-11) школьники готовят специальные доклады, выпускают информационные листки, проводят круглые столы. При работе со старшеклассниками традиционные формы обучения практически не применяются, занятия строятся в виде свободного обсуждения, равноправной дискуссии.

Значительная часть занятий посвящена анализу проблемы общения с людьми, использующими одурманивающие вещества («попустительство и вмешательство», «не допусти беды»). Юноши и девушки учатся распознавать ситуации, связанные с наркотизацией, при которых необходимо вмешательство. Кроме того, они осваивают практические навыки поведения в критических ситуациях – оказание первой помощи при токсическом отравлении, попытке самоубийства т. д., а также приемы психологической помощи человеку, находящемуся в кризисном состоянии.

Заключение. Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями - (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила неприкосновенности", т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

Заключение .

В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так и прежде всего среди детей, подростков, молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, проективным действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.

Главным и самым беззащитным объектом, по которому "ведет огонь" наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.

Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.

Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.

В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени.

Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.

Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика. А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам. В нашей школе профилактическая работа, направленная на формирование у учащихся понятия, что жизнь без наркотиков – это и есть достойная форма существования человека ведётся на должном уровне. В этом заинтересованы педагоги и представители ученического парламента, и только совместными усилиями мы добиваемся желаемых результатов.

Список литературы

Белов Н.В. 10 000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости. М., АСТ, Мн.: Харвест, 2005.

Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005.

Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании. Волгоград, Издательство «Учитель»,2006.

Макеева А.Г. Не допустить беды. Москва, Просвещение, 2003.

Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., “Просвещение”, 1987.

Материалы Конгресса Всероссийского Форума “ Здоровье нации - основа процветания Росси”. М., 1-5 июня 2005.

Родионов А.В. Подростки и наркотики. Ярославль, 2004.

Энциклопедия наших заблуждений (полная иллюстрированная). М., Издательство “ЭКСМО”, 2004.

Коробкина, З.В. , ПоповВ.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М. , Академия, 2004.

Хажилина И.И. Профилактика наркомании. М., Издательство Института Психотерапии, 2002.

Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. Санкт-Петербург, Издательство Каро, 2004.

Приложение (Дорога первая: «За здоровый образ жизни!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал.

19 August 2018