Научно-исследовательская работа «Нейропсихологические методы в работе логопеда»

3
0
Материал опубликован 15 August 2021

Содержание

 

Введение 2

1.Теоретическое описание нейропсихологических методов 4

1.1 Основные направления нейропсихологических методов 4

1.2 Методика оценки нейропсихологических методов при помощи развивающих блоков 5

2. Нейропсихологические методы в работе логопеда 10

2.1 Коррекционно – развивающие упражнения 10

2.2. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями 17

3. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями 21

Заключение 29

Список литературы 31

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно растет. Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Теоретической основой совместной деятельности психолога, дефектолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками.

Современная нейропсихология в последние годы активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а исследование состояния речевых функций ребенка одна из важнейших сторон нейропсихологического обследования.

Нейропсихологическое исследование все шире входит в школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей обучения. Успешность его применения зависит от владения методом и опыта исследователя. Применение нейропсихологических методик зна­чительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно-ориентированной и, значит, более эффективной.

Именно поэтому тема нашего исследования: «Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития».

Объект исследования: процесс формирования и развития речи детей с нарушениями развития.

Предмет исследования: нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития.

Цель исследования: теоретически обосновать особенности нейропсихологического подхода к изучению речи детей с нарушениями развития.

Задачи:

проанализировать психологическую, нейропсихологическую и методическую литературу по проблеме исследования;

уточнить понятие речевой функции с точки зрения нейропсихологии;

выявить условия формирования и развития речи детей с нарушениями развития.

выявить причины нарушения речевого развития;

охарактеризовать специфику нейропсихологической диагностики речи детей с нарушениями развития;

подобрать диагностический материал для нейропсихологического исследования речи детей с нарушениями развития.

Гипотеза: Применение  данных нейропсихологического исследования позволит в короткие сроки диагностировать нарушения речевой функции и предложить развивающую психокоррекционную программу для ее восстановления. 

Методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по нейропсихологии; изучение нейропсихологического опыта; анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования.

 

1.Теоретическое описание нейропсихологических методов

1.1 Основные направления нейропсихологических методов

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровье сберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».

На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже.В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

 

1.2 Методика оценки нейропсихологических методов при помощи развивающих блоков

Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга.При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).

Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации (второй блок) страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются еще и замены близких графем. Письменные работы характеризуются следующими видами ошибок:

нахождение и соблюдение строки;

колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

трудности запоминания букв и их искажение;

устойчивая зеркальность букв;

пропуск и замена гласных;

фонетическое письмо;

трудности запоминания словарных слов.

Отставание функций программирования и контроля деятельности (третий блок)

характеризуется дифицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.

При недостаточном развитии третьего блока –ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, занятия играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

пропуск или вставка букв, слогов, слов;

персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

контоминация двух слов;

нарушение границ предложения;

орфографические ошибки.

То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – развивающую работу.

Выявленные нейропсихологические особенности структуры ЗПР и сравнительная динамика изменения психических функций в процессе комплексной реабилитации детей, проживающих на ТЭН, и детей из экологически благополучного района, впервые позволили оценить степень влияния экопатогенных факторов и прогнозировать результаты лечебно-реабилитационных воздействий. Результаты исследования могут использоваться при построении индивидуальных программ коррекции в системе комплексной реабилитации, а также для контроля качества и результативности применяемого реабилитационного комплекса.

Показатели специфического недоразвития психических функций у исследованных детей могут рассматриваться как дополнительные индикаторы экологического неблагополучия района и служить основанием для разработки региональных программ реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей предшкольного возраста с ЗПР.

Полученные в ходе исследования эмпирические и теоретические данные могут быть включены в учебные программы ВУЗов и курсов повышения квалификации для специалистов в области детской клинической и коррекционной психологии, детской психиатрии.

Основные выводы:

У дошкольников с ЗПР, проживающих на ТЭН, обнаружено снижение темпа формирования психических функций, а также ряд симптомов, свидетельствующих о несформированности многих звеньев психических функций, являющихся более зрелыми и сохранными у детей с ЗПР из относительно благополучных зон.

У дошкольников с ЗПР, проживающих на ТЭН, установлено достоверное снижение двигательных функций, серийной и кинестетической организации речи и связанных с ними зрительных и слуховых процессов на фоне общей истощаемости психической деятельности, которое определяется функциональной незрелостью корковых и стволово-подкорковых областей ГМ, подтверждаемой данными нейрофизиологического исследования.

Структура интеллектуальных нарушений, фиксируемых на психометрическом уровне в значительной мере определяются несформированностью моторных, а также речевых функций, зрительного гнозиса, мнестических процессов, что подтверждено анализом корреляции данных нейропсихологического и психометрического исследований.

Использование нейропсихологического блока коррекционных воздействий в структуре комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий способствует более выраженной положительной динамике развития психических функций у детей с ЗПР, проживающих на ТЭН.

Наличие устойчивых корреляционных связей между отдельными нейропсихологическими пробами и нейроиммунными показателями свидетельствует о возможности применения этих проб в качестве маркеров деструктивных процессов в головном мозге, нарушений пластичности нервных процессов (нейродеструкции и нейрорепарации) у детей с ЗПР.

Предлагаемая портативная схема обследования может быть применена в условиях диспансерного наблюдения детей.

 

 

2. Нейропсихологические методы в работе логопеда

2.1 Коррекционно – развивающие упражнения

Коррекционно-развивающие упражнений можно «условно» разделить на три блока.

В первом блоке представлены упражнения, направленные на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. В данный блок входят упражнения на дыхание, массаж, самомассаж,на оптимизацию и стабилизация общего тонуса тела, растяжки, релаксация.

Придумано много разных дыхательных гимнастик, они разные по исполнению, поэтому оказывают разностороннее действие на организм, но общий принцип разных техник дыхания сводится к тому, что любое дыхание оптимизирует газообмен и крово­обращение, вентиляцию легких, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, развивает концентрацию внима­ния. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произ­вольной саморегуляции. Разработкой дыхательных техник занимались разные авторы: А.Н. Стрельникова, А.В. Семенович, К.П. Бутейко и др.

Я остановлюсь на следующих упражнениях, относящихся к «первому блоку»: самомассаж,оптимизация и стабилизация общего тонуса тела, растяжки и релаксация(поА.В. Семенович).

Самомассаж

1.Самомассаж различных частей тела способствует повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увели­чению его энергетического и адаптационного потенциала. Необходимо отметить, что обучение ребенка самомассажу лучше прово­дить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Упражнение «Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцамиголову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем леваярука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном вари­анте рукиперекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует го­лову ото лба к шее и обратно.

Упражнение «Ушки».

Уши растираются ладонями, как будто они замерзли;разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены кзатылку, локти вперед).Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, умень­шает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

Упражнение «Веселые носики».

Потереть область носа пальцами, затем ла­донями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо ивлево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носасверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

Упражнение Слева направо

Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы.

t1628976217aa.gif

Упражнение Нарисовать восьмерку

Представьте перед собой школьную доску и пальцем одной из рук нарисуйте лежащую на боку восьмерку – знак бесконечности. Повторите то же самое другой рукой. Затем сложите руки следующим образом: указательный палец к указательному, большой палец – к большому. Смотрите во время выполнения упражнения в образовавшееся отверстие. Нарисуйте максимально большую «лежащую восьмерку», с каждым оборотом делайте ее все меньше и меньше. 
Несмотря на то, что это упражнение выполняется без мячиков, оно очень важно для обучения жонглированию, так как при его выполнении активируется мозолистое тело - широкий пучок комиссуральных нервных волокон, соединяющий два полушария большого мозга.

t1628976217ab.jpg

Упражнение Восьмерка. Поймать у головы

Бросайте мяч по траектории «лежащей восьмерки». Мяч ловите как можно более широко и высоко.
t1628976217ac.gif

 

Упражнение  Восьмерка. Поймать внизу

Это упражнение очень напоминает предыдущее, но до мячика следует дотрагиваться, только когда он окажется внизу.

t1628976217ad.gif

Упражнение Вниз-вверх. Л.

Исходное положение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросаете мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку. Бросаете снова. 

t1628976217ae.gif

Упражнение Вниз-вверх. П.

То же самое, что и упражнение 5, но поменять местами руки. 

t1628976217af.gif

Упражнение Бросил – взмахнул – поймал

Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой. 

t1628976217ag.gif

Упражнение Слева направо

Аналогично упражнению 1. Но теперь оно будет получаться более уверенно и осмысленно. 

t1628976217ah.gif

Упражнение Двойной бросок

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз. 
t1628976217ai.gif

Упражнение Двойной бросок крест- накрест

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз.

t1628976217aj.png

Упражнение Двойной бросок с хлопком в ладоши

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловим. Высота броска – не выше уровня глаз.

t1628976217ak.png

Упражнение Подбросил, прикоснулся и обратно

Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение.

t1628976217al.gif

Упражнение Подбросил, прикоснулся и обратно

То же самое, что и упражнение 12, только руки меняются ролями.

t1628976217am.gif

Упражнение Падение мяча с движением рук

Поднимаете правую руку с мячом примерно до уровня глаз и отпускаете мяч. Ловите его этой же рукой. Пока мяч падает, поднимаете вторую руку вверх.

Делаете то же самое, сменив руки.

t1628976217an.gif

Упражнение Подбросил - поймал сверху

Левая рука полусогнута, локоть почти прикасается к телу. Правая рука находится под левой. Подбрасываете ей мячик вертикально вверх, пока он находится в полете, перемещаете правую руку в положение над левой. Ловите мяч. Повторяете.

t1628976217ao.gif

Упражнение Подбросил, сделал полукруг

Одной рукой подбрасываете мяч, другой описываете дугу в воздухе - с одной стороны до другой.

t1628976217ap.gif

Упражнение Подбросил, сделал полукруг

То же самое, но сменив руки.

t1628976217aq.gif

Упражнение Двойной обмен

Это самое важное упражнение при обучении жонглированию.

Руки полусогнуты. Локти почти дотрагиваются до тела. Правая рука подбрасывает мяч вверх к середине. После того, как мяч достигнет апогея, левая рука подбрасывает другой мяч по аналогичной траектории. Мяч, брошенный правой рукой, ловится левой и наоборот.

t1628976217ar.gif

Упражнение Двойной обмен

Упражнение  18 без пауз. Следите за чередованием бросков:

справа (первый бросок) - слева (второй бросок)

слева (первый бросок) - справа (второй бросок)

t1628976217as.gif

 

 

2.2. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач кор­рекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо-или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познава­тельном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития. В ходе занятий педагог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места за­жимов, объяснить, как можно их «сбросить».

Упражнение «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но­
гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные вет­ви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Огонь и лед» И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети
начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла
команда, напрягая до предела все тело. Логопед несколько раз че­редует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение«Потянулись сломались».Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Логопед: «Тянемся, тянемсявверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы статьеще выше (реально пятки на полу)... А теперь нашикисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Вы­полнение растяжек способствует преодолению разного рода мышеч­ных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных устано­вок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психичес­кой активности. Растяжки выполняются лёжа, сидя, стоя.

Упражнение «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак,
большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота.
Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и за­прокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вер­нуться в И.п., выполняя движения в обратном порядке.

Упражнение «Скручивание корпуса». И.п. — то же, колени слегка согнуты,
стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину.
Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются
пола; позвоночник — вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками,
потом — в противоположную от рук сторону.

Упражнение «Стрельба из лука». Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцыстопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога выпрямлена, стопа повернута под углом 90° вовне. Правая рука вытянута вперед, как будто держит лук, левая — максимально отведена
назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в
груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение
ног и рук.

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбро­сить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствую­щую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.Продуманное приме­нение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность вы­полняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулиру­ющее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негром­кая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. Упражнения на расслабление выполняются для шеи, плеч, рук.

 

- Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях,
мыски развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены,
опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответственно занимает свободное, произвольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

 

3. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями

Упражнение «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в сторо­ны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить го­лову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.

Упражнение «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контра­стное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не про­гибая и прогибая спину назад и вперед.

 

Упражнение «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения го­ловы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи
поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвижными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, спо­собствуют улучшению кровообращения головы, движению спинно­мозговой жидкости.

Упражнение «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто

вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и

обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи,

предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и рас¬слабление рук.

Упражнение «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движениясвоими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разныхнаправлениях).

 

Упражнение «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимаетуказательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.

Упражнение «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —

маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь на¬

право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый

палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение,

помочь другой рукой).Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае снача¬ла прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноимен¬ные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Приведённые упражнения, проводимые в комплексе, стабили¬зируют общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совер¬шенствуют его двигательный и сенсорный репертуар,расширяют представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произволь¬ность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждойрукой, а затем одновременно обеими.

Важно, чтобы синхронно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречудруг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный об¬разец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных

положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок.

Упражнения второго блока направлены на формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий правого и левого полушарий мозга.

1.1.«Хасты. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке.

t1628976217at.png

1.2.Упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (по­гладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе. Затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого уп­ражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.

Упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Проиграть все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

Упражнение «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.

Упражнение «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.

Упражнение «Распознай буквы — получишь слово».Из объемной азбуки со­
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на­звать и запомнить, а затем составить из них слово.

 

Упражнение «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти иисправить (дорисовать) «ошибки художника».

Упражнение«Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы.

t1628976217au.png

Упражнение «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.)

Логопед задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри­мер, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки логопеда). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):

 ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;

ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движениятолько стопой; прыжки на одной, двух ногах.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по оче­реди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения зву­ки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами
(например, «2» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука­
ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2»двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновремен­но, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребе­нок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).

Упражнения третьего блока направлены на улучшение контроля и регуляции деятельности.

Упражнение «Арабское письмо»

Логопед диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде.

Например:вода- адов, море- ером

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Начинать выполнять задание с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные затем, слова более трудные, где рядом стоят по 2–3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.

 

Упражнение «Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш… б…ж…т …т м…ш…. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о… …а… …ый …и…а …е…и… о… …ы…и.

После выполнения упражнения делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок.

Упражнение«Буквы заблудились»

Логопедпредлагает детям «исправить» слова, которые обменялись буквами, поставить «заблудившиеся буквы на своё место.

ЯБЛОНО БОРОСА

БАКАН ВОКЗАГ

ДОРОКА ДОРОЛА

 

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их не дописывании, перестановке букв и слогов.

Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям, у детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высоких результатов коррекционной работе.

 

 

 

Заключение

За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.

Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].

Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.

Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.

Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].

Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении - то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.

Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность. Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является метод замещающего онтогенеза [4]. Практика показывает, что данный метод помогает эффективно исправлять нарушения и письменной, и устной речи у детей. Интересна программа сенсомоторной коррекции для дошкольников «Дельфины», разработанная логопедом Т.Н. Ланиной [4].

Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.

 

Список литературы

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.

6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

7.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика

// М., 2001.

8. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.

9. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.

10. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.//М.,2015.

11. Екжанова Е.А., Фроликова О.А., Эффективная коррекция для первоклассников//С-П., 2019.

12. Сафонов В. Как дышать, чтобы лучше жить //М. 2018

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.