Научно-исследовательская работа «Вечные темы в творчестве Н. Александрова»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №176
ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
АЛЕКСАНДРОВА
НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Карасук, 2018
ВведениеВ литературе существует такое понятие, как «вечные темы». В чем секрет их вечности, почему они «кочуют» из века в век и не перестают волновать писателей и читателей? Наверное, потому, что на многие жизненно важные вопросы нет однозначного ответа, и каждое поколение писателей отвечает на них по-своему.
Для литературы XIX века характерны такие проблемы: свобода личности, проблема отцов и детей, судьба России, народ и власть и ряд других.
Так М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри» поднимает проблему человеческого одиночества, жажды свободы. Тема поэмы – изображение смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные проблемы: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Тема горького одиночества, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова. ( 2, с. 231)
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В поэме «Мертвые души» он рисует Русь в символическом образе «необгонимой птицы-тройки», воплощающей могущество неисчерпаемых сил родины. «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель верил в светлое и лучшее будущее России. ( 2, с. 276)
И.С. Тургенев посвятил целый роман такой проблеме, как отцы и дети. Основу произведения составляет идейная борьба, столкновение людей с различными, часто непримиримо враждебными взглядами. Конфликтом, положенным в основу романа «Отцы и дети», и является не борьба людей разных возрастов, разных поколений, а борьба нового со старым, «схватки» демократа-разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Центральными героями романа поэтому является Базаров, олицетворяющий собой русскую «новь», как ее себе представлял Тургенев, и старая, барская Россия, представленная «феодалами» Кирсановыми, скучающей «герцогиней» Одинцовой, сановным «тузом» Колязиным, суетливым «деспотом» губернатором «Бурдалу»
Л.Н. Толстой всегда заставлял думать и переживать, он ставил вопросы, раскрывал проблемы, которые волновали все человечество. Например, такие, как душа человека, судьба Родины в период войны 1812 года, роль личности в истории. Так в процессе работы над романом «Война и мир» писатель, решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX века. Изображая военные события, Толстой широко показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны, носители самой различной психологии, показаны Толстым с поразительным мастерством, в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель стремится показать настоящую войну, без всяких прекрас, «в крови, в страданиях, в смерти», рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, карьеризма, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров-дворян, особенно аристократов. Но наряду с такими людьми Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга.
Например, для литературы XX века можно обозначить следующие вечные темы:
Личность и «жестокий век»
2
Интеллигенция
Личность и общество
Тема Дома и бездомья
Судьба русской деревни
Русский национальный характер
Мир природы и человека
Человек и война
Что есть истина?
Тема «живой» и «мертвой» души
Тема памяти
Что есть нравственность и безнравственность
и многие другие.
По каждой теме есть огромный перечень произведений, в которых она звучит. Назовем имена писателей и поэтов, оставивших свой след в литературе, которые пытались разрешить узловые проблемы века, указали основные «векторы» размышлений.
Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого о том, как изменяется герой, как определяет свое место в «развороченном бурей быте», какой выбор совершает расскажут А.А. Блок, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматова.
Какие же проблемы волнуют современных писателей: Распутина, Астафьева, Шукшина, Солженицына, Алексина, Шолохова и многих других?
Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, - максималисты, готовые исправить всех и вся, предлагая собственные программы, поправки, усовершенствования. Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл? Герои находят ответы, требовательно познавая окружающий мир. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего мира, гармонию с движением бытия.
В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохов изобразил грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, человеческими характерами и судьбами. Образ Григория Мелехова – центральный в эпопее. Его трагедия – это трагедия личности, которую ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь – путь самопознания. Он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвение в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость». Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и самое важное, что есть у этого человека. Своим романом писатель обращается к нашему времени, учит искать ответы на жизненные вопросы, определяет нравственные ценности не на пути нетерпимости и войны, а на пути мира, гуманизма и милосердия.
Писатель живет ради своих читателей. В романах, повестях, рассказах любой автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями.
Нас, читателей, интересует очень многое, и мы ищем ответы на вопросы в умных и добрых книгах, потому что именно писатели, классики русской литературы, проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. Они постигли непостижимые сложности бытия.
Мы живем в небольшом городке, отдаленном от культурных центров страны. И у нас не всегда есть возможность познакомиться с новинками в литературе, театральной
жизни. И поэтому целым событием стало то, что к нам в лицей приехал наш земляк,
писатель новосибирец Николай Александрович Александров. Он познакомил нас со своими произведениями, героями, чьи поступки были очень похожи на те, которые совершают многие люди.
Незатейливой формой рассказа автор заставляет читателя задуматься над такими вечными проблемами, как: отцы и дети, человеческое одиночество, любовь и ненависть, добро и зло, вера и безверие, бедность и богатство. Их много, и все они существуют, пока существуем мы.
Меня очень заинтересовало его творчество, и я решила более подробно и основательно изучить его произведения. Их не так много, но они по-своему открывают для читателя взгляд на вечные проблемы.
4
Глава 1 БиографияАлександров Николай Александрович родился в г. Болотном. Живет в поселке Колывань Новосибирской области. Закончил НТФКиС по специальности преподаватель физической культуры. Специализация: акробатика. Работал распорядителем праздничного зала, официантом, тренером, завучем СДЮСЩОР, председателем горспорткомитета, помощником машиниста электровоза и тепловоза, токарем, оператором ЧПУ, директором коммерческой фирмы, директором рыболоводческого хозяйства. В 1986 г. поступил на заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького.
Публиковался в различных журналах. Лауреат нескольких литературных премий. Член Совета Всемирного Русского Народного Собора.
Автор книг: «Венькины свадьбы», «Русский Легион», «Шальная жизнь», «Тайна счастливой жизни». Автор серии детских книг: «Веснушки», «Чемпион», «Хрустальная ваза». Инициатор написания «Истории Новосибирска» и «Исторической энциклопедии Сибири».
В настоящее время работает руководителем Издательского Дома «Историческое наследие Сибири», готовит к переизданию книгу «Тайна счастливой жизни» и работает над новой книгой «Цензор». Является членом Союза писателей России, членом Союза журналистов России.
5
Глава 2Первая книга, с которой мы познакомились, называется “Шальная жизнь”. Это автобиографический сборник рассказов, состоящий из трех частей. Кроме этого автором уже выпущены книги “Венькины свадьбы”, “Тайна счастливой жизни”, “Русский легион”,”Веснушки”,”Чемпион”,”Хрустальная ваза”. Этими произведениями автор сумел “связать времена через пропасть перемен” и попытался помочь современникам осознать все происходящее вокруг нас, не приукрашивая и не черня сегодняшнюю действительность.
Сам автор всех своих героев одушевляет неподдельным интересом к человеку, любому, всякому, а не только такому, который послужит образцом для оттачивания авторской идеи или остроумия.
Его герои живут в реальном мире, отнюдь не в тепличной обстановке, а сам он активно участвует в описываемых событиях, ибо одной из отличительных особенностей его творчества является автобиографичность.
Автобиографии в предыстории его книг нет, но, читая его произведения, мы легко можем ее восстановить по описываемым событиям. Сибиряк, его молодость пришлась на 70-е годы 20-ого века. Работал он во многих местах: и в райкоме комсомола, и на швейной фабрике №6 в качестве физинструктора, и в исполкоме районного Совета.
И сам он пишет в рассказе “Прогульщик” об этом времени так: “До сих пор остается загадкой, как мы умудрялись жить без сна и отдыха. То устраивали сумасшедшие праздники с факельными шествиями, то творческие пикники с чтением собственных “гениальных” произведений”,непременно и обязательно- спортивные соревнования, а особенно любили Народный театр- вот где по-настоящему тешили свое самолюбие…”
Весело и интересно жили. Над многими серьезными жизненными вопросами задумывались не вдруг, решали непростые задачи, которые подкидывала жизнь.
Каждая глава книги- это самостоятельный рассказ. Сцепляясь же друг с другом- тематически либо посредством сквозных персонажей,- они образуют как бы штриховой, слегка шаржированный, но очень выразительный рисунок явления, будь то провинциальный спорт, или заря новорусской коммерции, или сельский исполком “периода застоя”.
Но это лишь внешний слой восприятия. Постепенно приходит осознание: обаяние этой прозы еще и в том, что люди у автора живые, а сам он отлично видит, что “хорошо”, а что ”плохо”. Но при этом не только не спешит осуждать и выносить приговоры, а пытается показать одну из важнейших черт человека. Каждый должен найти верный путь для себя, а не указывать его другому. И в этом особенность мастерства писателя. В своих книгах он пытается разрешить вечные проблемы. Одна из них- вера и безверие. Она раскрывается в нескольких рассказах книги “Шальная жизнь” “Источник” и “Иван Купала”. Автор описывает бытийную ситуацию пребывания на святом источнике, где он стал свидетелем акта вандализма, свойственного молодым людям - нашим современникам. На святом месте- часовне висела расстрелянная икона Св. Богородицы. Это страшный грех! Когда читаешь о том, что чувствовали автор и его жена, увидев эту картину, понимаешь, насколько это животрепещущая тема. Не секрет, что священные для
человека места- кладбища нередко разоряются современными варварами ради смеха, ради потехи. Разрушаются памятники, вытаскиваются кресты, совершаются надругательства над усопшими. И в рассказе “Иван Купала” автор показывает, как милиция села Болотное, отыскав всех погромщиков, заставила их прошествовать по всему селу с гробами и памятниками, чтобы все видели, кто этим занимается. Вот бы везде так!
Вечной проблемой является вопрос о смысле жизни. Какое бы произведение классики мы ни открыли, там обязательно встретимся с ней. Н.А. Александров
6
раскрывает ее по-своему в книге “Шальная жизнь” рассказами “Вопрос жизни” и ”Каменный шар”. Нам кажется, что не все люди задумываются над тем, чем человек отличается от животного. Но эта мысль пришла в голову автора. Долго мотаясь в поисках ответа, все же его нашел его- совестью! Николай Александрович называет совестливого человека - “человеком с большой буквы”, а ее потерявшего - ”социальным животным”. Мы согласны с авторской позицией. А иначе как еще “величать” тех, кто не отвечает за свои поступки, не считается с мнением окружающих. Мы думаем, мысль о совести невольно подталкивает на мысль о смысле жизни, на то, как не стать “социальным животным”.
В рассказе “Каменный шар” автор повествует о разговоре со священником. Служитель поведал истину каменного шара: дорога- путь к Богу, шар - духовные проблемы, которые мы должны решить. Люди живут в суете, стремятся устроить себе Рай на земле, им не до духовного самосовершенствования. Вот и замер каменный шар. Но если скатится, наступит конец света. “Шар упал, но мы ведь все еще живы!”- возразил Александров священнику. На что тот ответил: “Люди забыли Бога, дети не почитают родителей, воровство узаконили. И этот ад вы называете жизнью!?” Действительно, как мы живем? Для чего? Может пора задуматься над истинным смыслом нашего пребывания на этой земле?
В этом же рассказе звучит тема: как влияют деньги на поведение человека. Писатель во время поездки на отдых заключил сделку с американским предпринимателем Дональдом. При посещении достопримечательных мест, в том числе и того места, где стоит каменный шар, был затеян спор: если автор с друзьями столкнет шар, договор будет подписан. Кончился спор тем, что шар был сдвинут, но при этом погиб Дональд, который был раздавлен шаром. После, приехал его дядя-американец- миллионер Рич. Он подписал все документы, хоть и знал, что их условия уже изменены компаньонами в выгодную для них сторону. Но таким образом он хотел не отдать честь погибшему племяннику, а это был пиарход, который принесет ему, Ричу, немалый доход на Родине. “Они своим горем торгуют…”,- сказал тогда приятель Александрова. Для них нет ничего святого, если дело касается их личной выгоды.
В рассказе “Доброе дело” из книги ”Шальная жизнь” Александров повествует о своем необычном сне. Писателя в сложной ситуации выручил незнакомый мужчина, но никакого вознаграждения за этот поступок не захотел принять, лишь сказал: “Денег не предлагай, ты мое добро, которое я тебе сделал, другому передай. А если нет, столько же у тебя убудет”. Проснувшись, автор принял сон за действительность и начал выполнять наказ того человека. Все, кому он делал добрые дела, хотели рассчитаться деньгами, но Александров их не принимал, лишь объяснял, что они могут расплатиться только такими же хорошими поступками. Действительно, долг платежом красен. Тайной рассказа является то, что мы чересчур дорожим тем, что имеем, все измеряем деньгами, а надо бы делать побольше добрых дел бескорыстно.
Автор пытается достучаться до наших сердец, до сердец читателя, натолкнуть на правильный путь, хотя прекрасно понимает, что корысть, жажда наживы уже давно укоренилась в каждом из нас, но, может быть, еще не все потеряно?
7
Глава 3В XX веке произошло развитие внутренней драмы личности, которая отобразилась в литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл жизни, оказалась одной из основных моделей литературы. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования в таких моральных понятиях как любовь и дружба. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.
Одной из проблем, стоящей перед молодежью, является умение сделать правильный жизненный выбор, не перепутать любовь с влюбленностью, потому что многие наши сверстники допускают серьезные ошибки, совершая необдуманные поступки, приводящие к трагедии. Именно об этом говорится в рассказе «Ромео» из книги «Тайна счастливой жизни». Главный герой – молодой парень, бросившийся под колеса автомобиля, стал инвалидом из-за несчастной, как он считал, любви. Ему повезло, что на его жизненном пути встретился хирург, который собрал его буквально по частям и подарил ему вторую жизнь. И лишь спустя годы, встретив свою настоящую любовь, юноша понял, какую страшную ошибку он совершил.
Автор этим жизненным примером хочет уберечь нас, молодых, от подобных ошибок. Многие, как и Ромео, нетерпеливы, а поэтому и глупы. Очень часто, решая свои проблемы сгоряча, мало кто задумывается о том, как эти решения повлияют на их будущее.
Николай Александрович пишет об этом в своих рассказах «Варвара» и «Гость черного дома». Не секрет, что сегодня многие молодые, красивые, умные девушки страдают от неразделенной любви. Автор, описывая историю жизни героини Варвары в одноименном рассказе, пытается объяснить причину: почему так происходит? А причина-то в нас самих. В неумении любить, делать добро для других. В том, что неправильно выбрали цель в жизни, в том, что деньги и способы их получения сделали людей черствыми, закрытыми друг от друга.
С Варварой все так и произошло. Представ перед выбором: создать семью или продолжать учиться, заниматься бизнесом и подниматься по карьерной лестнице, она решительно отказалась от предложения выйти замуж, сказав, что «ее интересуют только учеба и бизнес». Варвара выбрала деньги.
Она пережила немало неприятностей, но не сдавалась и твердо и уверенно шла к поставленной цели. И вот Варвара уже всего достигла: она богата, у нее дорогая машина, ее уважают и ею восхищаются мужчины. Женщина заметила, что это все уже не приносит того удовольствия, как раньше, а, наоборот, начинает раздражать.
Неожиданно для нее самой привычное одиночество стало для нее тоскливым и невыносимым. Варвара поняла самое главное – деньги решают далеко не все. Она компенсировала душевный дискомфорт, посвящая себя только работе, «превратила себя в
робота по добыче денег». Она потеряла интерес в жизни. Ей было все равно, что происходит за окнами ее квартиры. В то время, когда она стояла у окна, под ее ногами был огромный город, но она была оторвана от той жизни, которой он жил. Борясь со своим одиночеством, героиня «улыбалась, плакала и шептала: - «Я сильная»». (1, с. 117)
В рассказе «Гость черного дома» автор повествует об одинокой старушке, живущей в большом черном доме. возможно, в своей молодости она бы и подумать не могла о том, что ее ожидает именно такое будущее. В прошлом известная пианистка, потеряв после войны мужа, отказалась практически от всего, что ее окружало раньше. Замкнувшись в себе, в своем мире воспоминаний, редко выходя на улицу, не общаясь с людьми, она осталась совершенно одна, без родственников друзей и даже просто знакомых.
Почему красота и яркость прошлого родили одиночество будущего? Видимо,
8
старушка решила, что ее жизнь уже закончена. Но ведь это не так, она еще живет, но остаток своей жизни она прожила только для себя, как оказалось, бесполезно. «А жизнь, не отданная людям, не жизнь, а тоскливое одиночество, и такая жизнь не имеет никакого достоинства, а часто и смысла», - подводит читателей к выводу Николай Александрович Александров.
9
Глава 4На последней встрече с писателем, которая состоялась 4 марта 2018 года, мы познакомились с новыми произведениями Н.А. Александрова. В его книге «Тайна счастливой жизни» появились новые рассказы такие, как «Молитва дьяволу», «Сон из будущего», «Щенок», «Бэби», «Памятник» и другие.
Но нас потряс его рассказ «Пимики», где автор рисует бытийную ситуацию, когда ребенок страдает от родителей-алкоголиков и переживает трагедию. Мальчику ампутировали обмороженные ноги, когда тот бежал босой по снегу за пьянецей-отцом, отнявшим у ребенка его пимики – подарок деда Моисея. Отец продал пимики и пропил деньги, а ребенок стал инвалидом.
Рассказывая о судьбе Алешки, главного героя произведения, автор подчеркивает одно, но очень важное качество в нем – у него душа хорошая. И еще он сильный. Сейчас Алешке 50 лет, но он не сломался, не погиб. Он стал хорошим мастером, сделал прекрасную оградку на могилку деду Моисею, как тот просил еще при жизни.
Алешка прорвался, не скис, не утратил интерес к жизни. И в книге «Тайне» к этому рассказу, а у писателя в книге «Тайна счастливой жизни» вторая часть всех рассказов озаглавлена именно так: «Тайна», мы нашли для себя ответ на вопрос: как быть, если попадешь в критическую жизненную ситуацию? Вот каков ответ писателя: невзирая ни на какие испытания, которые готовит тебе жизнь, ты должен выстоять, и при этом ты должен одарить окружающих добротой, любовью, помогать ближним.
Проблема, поднятая автором в рассказе, не нова. Она стала глобальной на сегодняшний день. Алкоголизм, разврат, отстранение от своих святых обязанностей горе-отцов и матерей, из-за чего тысячи детей становятся либо воспитанниками детских домов, которые растут, как грибы, либо беспризорниками и ворами, наводит на мысль о том, что писатель не может молчать и смотреть на все равнодушно и спокойно. Надо бить во все колокола, чтобы спасти детей, сделать их жизнь счастливой, ведь это будущее России, ее надежда.
Еще Ф.М. Достоевский в своих романах говорил, что слезы детей – это сигнал о том, в стране существует социальная несправедливость и что мало страстно и беспощадно осудить этот мир, его надо изменить. И мы приходим к выводу, что и тема детских страданий по вине взрослых – тоже вечная.
Для нас стало открытием и то, что Н.А. Александров работает над новыми жанрами. Он познакомил нас с былиной « Сынок », со сказкой « Солнечный мальчик ».
И в этих произведениях ощущается боль писателя за то, что страна долгие годы жила в темноте. А он мечтает о том, что когда-нибудь страна станет одной большой и дружной семьей, где все люди будут жить счастливо.
10
ЗаключениеИсследовав произведения Николая Александровича Александрова, я пришла к выводу, что «вечные» темы перекочевывают из литературы XIX века в XX век, из XX в XXI век, потому что они никогда не перестанут волновать писателей и читателей, ибо они вне времени.
Во время проведения моей работы для меня стало открытием то, что авторская работа не стоит на месте, появляются и новые произведения. В них также затрагиваются темы веры и безверия, насилия, одиночества, отцов и детей.
Писатель также пробует себя в других жанрах - таких, как былина и сказка, с которыми мы познакомились на последней встрече. И в них также прослеживаются «вечные» темы, проблемы, с которыми сталкиваются герои книг.
Творчество Н.А. Александрова направлено на то, чтобы хоть как-то изменить будущее страны. В своих произведениях писатель показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Книги Н.А. Александрова, его знания и жизненный опыт, перенесенный на страницы книг, поможет молодым людям изменить взгляды на жизнь и избежать ошибок в будущем.
Список литературы
1. Александров Н.А. Тайна счастливой жизни. – Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2008. – 117 с.
2. Александров Н.А. Шальная жизнь. –: Гиберт-клуб,2002. – 424 с.
3. Флоринский С.М. Русская литература – М. : УЧПЕДГИЗ, 1964 – 276 с.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………….6
Глава 2…………………………………………………………………….7
Глава 3…………………………………………………………………….9
Глава 4……………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………...13
Татьяна Кайзер
Хрычёва Марина Степановна