Научно-практическая работа «Гордость школы»

1
0
Материал опубликован 24 May 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7, МБУ ДО «СДЮТ и Э » Нижнекамского муниципального района РТ



Республиканская научно – практическая конференция

«История страны через историю семьи»

Секция: «История России. Служение отечеству: события и имена»







Тема работы: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца»


Сидорова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания высшей кв. категории








г. Нижнекамск 2021 год

Содержание

1. Введение.

2. Есть память, которой не будет забвенья, и слава, будет конца

2.1. Автобиография.

2.2. Учитель фронтовик.

2.3. Легенда школы.

2.4. Результаты анкетирования.

3. Заключение.

4. Литература.

5. Приложения.








которой не будет
















Введение.

Если в груди твоей сердце большое,

Если готов ты к труду и борьбе-

Помни героев!

Помни героев!

Пусть они будут примером тебе.

Каждый год в мае мы вспоминаем грозные годы войны, чтим память павших героев, кланяемся живым. Война ... Великая Отечественная… как далека она от нас, сегодняшних школьников. Только по книгам, кинофильмам и воспоминаниям фронтовиков, мы можем представить себе, какой ценой была завоевана Победа.

Все дальше и дальше уходят от нас «ревущие сороковые». Это уже прошлый век, но жива память о двадцати восьми миллионах жизней, отданных за свободу, независимость, чистое небо над головой. Наше уважение к прошлому, к истории родной страны проявляется в бережном отношении к участникам Великой Отечественной войны, в стремлении помочь конкретным людям: бабушке, дедушке, соседу-ветерану... Все эти люди, отдавшие приближению Победы молодость, здоровье, так теперь нуждаются сами в простом человеческом внимании, тепле и заботе.

В нашей школе есть военно - патриотический музей. А в музее есть уголок, посвященный А.С. Шамову. Шамов Анвар Сахабиевич ветеран войны, заслуженный учитель и первый директор нашей школы (приложение 1). Проводя экскурсии по музею и рассказывая о первом директоре, нам захотелось побольше узнать о нем. Так появилась тема нашей исследовательской работы: «Шамов А.С. – гордость школы №7».

Память о людях, которые воевали за нашу Родину, поднимали страну после войны, обучали детей в школах, актуальна для сегодняшнего времени, мы должны рассказать, знать и сохранить память о наших героях для будущего поколения. А именно такой человек основал нашу школу.

Объект исследования: Шамов А.С. - заслуженный учитель, Отличник образования РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: Шамов А.С. в годы войны и послевоенные годы.

Главная цель работы – сохранить историческую память и довести до окружающих как можно больше информации о первом директоре школы №7 и ветеране ВОВ Шамове А.С.

Задачи исследования:

Собрать материал об особенностях исторического прошлого Шамова.

Способствовать воспитанию уважения к прошлому

Сформировать чувства патриотизма, любви к школе и к малой родине.

Заинтересовать учеников жизнью нашего земляка – ветерана войны и отличника народного образования.

Для решения этих задач использовались следующие методы:

Литературный – использование материалов периодической печати, научной учебной литературы.

Поисковой – работа в архивах, библиотеки, в музее Народного образования, изучение личных документов и записей Шамова А.С.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. 

Аналитический метод — это общий термин, означающий совокупность частных методов изучения, включая анализ и синтез, абстрагирование, допущение при прочих равных условиях, индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.

Метод повышения заинтересованности учеников - общение.



Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца

2.1 Автобиография

Анвар Сахабиевич родился 1 июня 1924 г. в семье крестьянина-середняка села Урсаево Азнакаевского района ТАССР. В родном селе окончил семилетку и уехал в Узбекскую ССР, где поступил учиться в Каршинское педагогическое училище. В 1941 г., после окончания педагогического училища, вернулся в Башкирскую АССР и 1 сентября приступил к работе в должности заведующего начальной школой в селе Мустафино Туймазинского района. В феврале месяце 1942 г. был призван в Красную Армию и направлен в Гурьевское пехотное училище. После окончания училища воевал на фронтах (Брянского, 2-го Украинского, 3-го Украинского) ВОВ в должности старшего разведчика. (Приложение 2)

После войны, начиная с 6 декабря 1945 года по август месяц 1948 года работал директором Зубаировской семилетней школы Калининского районы (тогда) Татарской АССР. В 1948 году поступил в географический факультет Куйбышевского государственного педагогического института, который окончил в 1952 году. Один год, с 1952 года по август месяц 1953 года, работал директором Тумутукской средней школы того не района ТАССР. В августе месяце 1953 года приехал в соседний Бакалинский район АССР и начал работать директором Старо-Куручевской средней школы. В ноябре 1955 года меня избрали секретарем РК КПСС Бакалинского района. В сентябре месяце 1961 г. освободившись от обязанностей второго секретаря ИК КПСС, начал работать директором средней школы №1 г. Туймазы БАССР. В марте 1964 года меня избрали заместителя председателя Туймазинского районного Совета депутатов трудящихся, на этой должности был до февраля месяца 1967 года.

В 1967 году приехал в город Нижнекамск ТАССР и начал работать директором средней школы №4, а в 1970 году перешел в новую среднюю школу №7. Семья моя состоит из четырех человек, жена преподает русский язык и литературу в этой же школе, старший сын работает в г. Нижнекамске на стройке монтажником, младший учится в Казанском государственном медицинском институте. Воинское звание мое – майор запаса, на фронте награждался Орденом Отечественной войны Второй степени и тремя боевыми медалями. В мирное время к военным наградам прибавился орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд» в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медаль «За освоение целинных земель» и пятью юбилейными медалями. Награждался многими знаками и почетными грамотами: Значком отличника народного просвещения в 1965 году, Знаками «Победитель социалистического соревнования 1973 года». «Ударник девятой пятилетки». Почетной грамотой Минпроса РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов в 1966 году. «Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР в 1960 году. Почетной грамотой Минпроса БАССР и Обкома профсоюза в 1963 году, двумя Почетными грамотами Туймазинского ГК КПСС и Исполкома горсовета. Почетной грамотой Президиума Татарского отделения педагогического общества РСФСР в 1977 году. Почетной грамотой Татарского Обкома профсоюза работников просвещения в 1976 году. Почетной грамотой Нижнекамского горкома КПСС в 1974 году, четырьмя Почетными грамотами Нижнекамского ГОРОНО и горком союза. В 1970 году. 1972. 1974. 1975 годах и тремя благодарственными грамотами общества: «Знание» в 1970 году. 1973. 1975 годах.

Трижды. В 1969 г., 1972., 1978 г. проходил курсы директоров средних школ при Татарском институте усовершенствования учителей, где выступал с докладами и рефератами на темы: «Наш опыт по организации ученического самоуправления», « Комплексный подходи к воспитанию – важнейшее условие всестороннего развития школьников», «Организация дежурства в школе – один из важных элементов ученического самоуправления». (25 января 1979 г. Шамов А.С.)

2.2 Учитель фронтовик.

Анвар Сахабиевич уходит на фронт в 1943 году. До конца войны служит разведчиком звукометристом в артдивизионе, воевал на Брянском фронте, участвовал в битве на Курской дуге, принимал участие при форсировании Днепра. Воевал он и в Югославии, здесь его оставили комендантом одного из городков, так как он отличался живым умом и коммуникабельностью. Там же он встретил Победу. Не раз его доблесть была отмечена боевыми наградами, он кавалер Ордена Отечественной войны II степени, имеет три боевых медали.

После окончания войны Анвар Сахабиевич возвращается на родину и начинает работу в школе (приложение 3).

Война задержала осуществление в СССР всеобщего семилетнего обучения на селе, а также переход к всеобщему среднему образованию в городе, как это предусматривалось еще планами на третью пятилетку в 1939 г.

Анвар Сахабиевич - это учитель, вставший с оружием в руках в единый строй защитников Отечества. Учитель на фронте, как правило, был командиром. Образование и педагогический опыт помогали ему, находясь в гуще солдатских масс, стать душой воинских коллективов, личным примером увлекать бойцов вперед при выполнении боевых задач. Вернувшись с поля боя, они стали учителями, на свою жизнь и посвятили себя педагогическому труду.

Труднейшие испытания выпали на долю учителя и в тылу, и в послевоенные годы. Учителя были большой культурной силой. К ним как к образованным людям обращались по самым разным жизненным вопросам. Учитель был им добрым советчиком и авторитетным наставником. Казалось бы, нехитрое дело помочь написать письмо, прочитать в кругу односельчан письмо, пришедшее с передовой. Но сколько радости несли людям эти учительские беседы. Во всех патриотических делах самое непосредственное участие принимали учителя. Отправке подарков, индивидуальных посылок и писем на фронт, сбор лекарственных растений и т.д. им приходилось участвовать и в заготовке дров для школы, ремонте школьных помещений, полевых работах. Вдохновенный труд учителя в годы войны и послевоенные годы достоин и уважения, и чести, и памяти.

Планом на 1946-1950 гг. предусматривалось довести количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. до 193 тыс., количество учащихся в них — до 31,8 млн. человек, обеспечив всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне.

В первые послевоенные годы положение с учительскими кадрами было весьма неблагополучным. Во время войны многие учителя погибли на фронте, сократился выпуск из педагогических учебных заведений.

А наш герой, будучи учителем, сразу встает в строй педагогов – директоров. Начиная с конца 1945 года до 1989 года, он поднимет школы в разных районах республики, за которые он получает грамоты, значки Почета и медаль за доблестный труд.

2.3. Легенда школы.

С 1970 года он директор нашей школы №7. С этого года начинается славная летопись школы №7 под руководством директора Шамова Анвара Сахабиевича. По рассказам и воспоминаниям учителей, работавших с ним, Анвар Сахабиевич был замечательным руководителем сплоченного коллектива педагогов и внёс большой вклад в становление и развитие образования в Нижнекамске. Рядом с ним работали опытные, самые лучшие учителя города: Юсупова Х.У. учитель начальных классов, отличник Народного Просвещения, Аюпова Ф.Г. учитель математики, заслуженный учитель Р.Т, Комарова Р.С учитель биологии, методист, Ахмерова А.М. учитель биологии, методист, Тугулева Э.Н учитель математики, методист. Именно его усилиями школа стала одной из лучших школ города. Каждый ребенок был на контроле, успеваемость учащихся была высокой (приложение 4). На базе школы проводились городские семинары, где учителя делились опытом работы. Вот некоторые темы семинара: «Кабинетная система и ее эффективность в обучении и воспитании учащихся», (1 декабря 1976 г) (Приложение 5), «Современные требования к уроку в свете организации единства обучения и воспитания»(11.02.1986г) Анвар Сахабиевич – заслуженный учитель, Отличник образования РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны много внимания уделял нравственному, патриотическому, интернациональному и трудовому воспитанию учащихся. Энергичный, дисциплинированный, требовательный он большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию. По его инициативе был создан спортивный комплекс, каждое утро начиналось зарядки, в школе был свой радиоузел. Умело налаживал связи с шефами ЗГО, которые оказывали школе большую помощь. Его опыт по трудовому воспитанию учащихся стал известен далеко за пределами города. Трудовые отряды школы №7 занимались опытнической работой в совхозе «Нижнекамский». Летний лагерь труда и отдыха школы №7 стал началом создания городского лагеря труда и отдыха «Заря» для старшеклассников города. Из записной книги, хранившийся в школьном музее мы узнали, что велся отчет сбора черноплодной рябины, для каждого класса была норма – 4 ящика (приложение 6). Школа первой в городе внедрила кабинетную систему. Распространен и опыт школы по ученическому самоуправлению. В школе поддерживались новые инициативы, которые приносили позитивные изменения – оптимизация учебно-воспитательного процесса. Лучшие традиции сегодняшней школы закладывались именно тогда. Вот некоторые из них: дежурство родителей по микрорайону, работа факультативов и кружков, соревнование по шахматам, тематические линейки, работа родительских комитетов, работа с неуспевающими (приложение7).

Много интересных дел было на счету пионерской организации школы. Пионерская дружина школы №7 носила имя легендарной лётчицы – Героя Советского Союза - Магубы Гусейновны Сыртлановой

Более 9 лет подряд пионерская дружина им. М.Х.Сыртлановой становилась правофланговой, пионервожатой была Шишкова Татьяна Николаевна.

Пионеры школы активно принимали участие во всех мероприятиях: сборе макулатуры, особо отличившихся награждали значком «Миллион – Родине». Так 1981 году Салахов Тагир, ученик 5 «в» более чем в три раза превысил годовую норму, 100 кг на его счету! Пионеры участвовали в республиканских туристических слетах краеведов, проводили встречи с ветеранами войны, героями труда.

С января 1967 года в пионерской организации началась увлекательная военно-спортивная игра «Зарница». В школе №7 с марта месяца начиналась подготовка к игре «Зарница» к ней готовили военрук школы и пионервожатые.

С 1970 годы все пионерские дружины города включились во Всесоюзную экспедицию пионерской организации «Заветам Ленина верны!», посвященный 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В школе собирали материал на классные часы «Ленин с нами»

1978 год – 60 - летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи, девиз: «Мы верная смена твоя, комсомол!» В школе особое значение придавали работе комсомольской организации, Анвар Сахабиевич лично присутствовал на заседаниях комсомольской организации. Поощрял работу комсоргов школы. Лучшим секретарем ВЛКСМ школы была Масленикова Оля

10 «а» класс 1985 году.

Анвар Сахабиевич был очень компанейским коммуникабельным человеком, великолепным рассказчиком, любил декларировать стихи Габдуллы Тукая, часто его приглашали с этим на местные сцены, с семьей любил путешествовать, отдыхать и везде был душой компании, был бесстрашным, не боялся говорить правду в глаза, невзирая на лица, поэтому иногда терял работу, был авторитетным знаковым человеком в городе. Кроме того, Анвар Сахабиевич был хорошим семьянином, вместе с Такмилей Гадиевной они воспитали сына Айвара.

Мы должны беречь память о таких мужественных земляках, достойно пронесших сквозь огонь гордое имя учитель. Он часто говорил – «Каковы педагоги – таково и лицо школы! (приложение 8). Как много зависит от культуры и педагогического мастерства учителя» Мы гордимся тем, что такой великий человек основал нашу школу.

2.4 Результаты анкетирования

Были опрошены ученики 6-11-х классов

t1653420099aa.gif

Ответ: Анвар Сахабиевич родился в деревне Урсаево Азнакаевского района Татарской АССР. t1653420099ab.gif

Стенд в музее СОШ №7 посвящен первому директору А.С.Шамову.

t1653420099ac.gif

Шамов А.С. воевал на Брянском фронте, участвовал в битве на Курской дуге, принимал участие при форсировании Днепра. Воевал он в Югославии.

Еще мы проводили опрос случайных прохожих. Хотелось узнать знают ли наши горожане историю нашего города и наших знаменитых педагогов. Ответил правильно всего 1 человек, потому что он учился в нашей школе.


t1653420099ad.gif

Заключение

Память о войне, о ветеранах - долг живых.

В своей работе я хотела рассказать о нашем земляке - Шамове А.С. директоре нашей школы, о его подвигах и жизни. (приложение 9) Мы, и наши одноклассники очень заинтересовались фактами истории нашей школы и историей первого директора школы. Мне хотелось, чтоб ребята узнавали больше об истории нашей школы, о Победе, о подвигах наших учителей и чтоб на классных часах, на уроках истории чаще рассказывалось об их жизни. Исследуя биографию Шамова, который был отличником образования создателем родной нашей школы. Прошел шаги войны, всегда оставаясь верным учительской профессии.

Тема войны была, есть и будет одной из самых актуальных тем, так как войны и военные конфликты вспыхивают во всех уголках земного шара постоянно. Наше исследование играет важную роль для патриотического воспитания нас, школьников. Мы постарались узнать о судьбе Шамова А.С.

Мы всегда будем помнить павших героев. Мы благодарны им за то, что в этой жестокой схватке Великой Отечественной войны не склонили головы перед смертельной опасностью и не встали на колени, выстояли и победили. Ведь мы и есть те, ради кого он был совершён. Именно нам выпадает честь сохранить и передать наследие Великой Победы будущим поколениям.


Литература


Бариева Р.М., Булатова Н.Х. и др. Книга героев под ред. P.M. Бариева, Н.Х. Булатова и др. - Татарское кн. издательство, 2000 г. - С.3-4, С.63

https://ok.ru/bolsheigna?st._aid=GroupTopicLayer_VisitProfile

Память народа https://pamyat-naroda.su/awards/anniversaries/1522414422

https://1418museum.ru/heroes/27285030/

https://ok.ru/starokuruc/topic/151720001409036

Материалы музея Народного образования г. Нижнекамска

Материалы военно – патриотического музея МБОУ СОШ №7






Приложение 1

Шамов А. С.

t1653420099ae.pngt1653420099af.jpg


t1653420099ag.jpg

t1653420099ah.jpg


Приложение 2

Военные годы

t1653420099ai.png


t1653420099aj.png





Военные годы

t1653420099ak.pngt1653420099al.jpg

t1653420099am.png





Приложение 3

Послевоенные годы


t1653420099an.png

После войны с 6 декабря 1945 года по август месяц 1948 года работал директором Зубаировской семилетней школы Калининского районы (тогда) Татарской АССР.


t1653420099ao.png


Приложение 4

Каждый ребенок был на контроле, успеваемость учащихся была высокой

Записи из личного ежедневника Шамова А.С.


t1653420099ap.jpg














Приложение 5

Доклад Шамова на тему кабинетной системы.


t1653420099aq.jpg

t1653420099ar.jpg





Приложение 6

Из записной книги, хранившиеся в школьном музее, мы видим, что велся отчет сбора черноплодной рябины, для каждого класса была норма – 4 ящика


t1653420099as.jpg





приложение 7

Лучшие традиции сегодняшней школы закладывались именно тогда. Вот некоторые из них: дежурство родителей по микрорайону, работа факультативов и кружков, соревнование по шахматам, тематические линейки, работа родительских комитетов

t1653420099at.jpg







приложение 8

Шамов А.С. часто говорил – «Каковы педагоги – таково и лицо школы!

t1653420099au.jpg
















Приложение 9

Шамов А.С. – гордость школы №7 г. Нижнекамска.

t1653420099av.jpg


t1653420099aw.png





24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.