12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рязанова Татьяна Александровна1281
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №80»

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа.

 

Тема: «Деревня – наши «корни»

 

Выполнил:

Рязанов Никита,

ученик 4 «А» класса.

Научный руководитель:

Рязанова Татьяна

Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород,

2018 г.

 

Оглавление

1.      Введение. 3

2.      Теоретическая часть. 4

2.1.       История возникновения деревни. 4

2.2        Известные земляки. 6

3.      Музей.. 9

4.      Практическая часть. 11

5.      Библиография. 12

 

 

 

1.                Введение

 

«Есть общее что-то такое
В российских во всех деревнях:
Где корни хранятся покоя
И память о прожитых днях…»

П.Прудников

Вот и я со своей семьей стал редко ездить в мою любимую деревню – Чемашиха. Она находится в Краснобаковском районе Нижегородской области. Здесь жила моя мама, бабушка, тетя и дядя. А теперь мы ездим в деревню только на летние каникулы.

Уезжая в августе в город увидел вывеску на местной школе (а теперь и Дом культуры) «Праздник села: 400 лет Чемашихе».

Я и не думал, что нашей деревне столько лет, что она существует уже 4 века.

Мне очень захотелось узнать, какой была наша деревня раньше? Кто в ней жил? Чем занимались ее жители? Как они жили?

Мы так мало знаем о местности, в которой живём. Всё меньше и меньше остаётся старожилов, которые могут поведать о прошлом. Медлить нельзя. Ведь даже то, что было сегодня – завтра уже наша история.

Эту работу я передам в музей чемашихинской библиотеки. Ею может воспользоваться любой человек, которому интересна история моей малой Родины.

 

 Гипотеза: я предполагаю, что знание истории родного края, его прошлого помогает ценить настоящее, воспитывает чувство патриотизма к своей малой Родине.

Цель проекта:

Ø Познакомиться с историей и достопримечательностями деревни Чемашиха;

Ø Рассказать об известных земляках;

Ø Познакомить с работой музея;

Структура исследования:

Научно-исследовательская работа по теме «Деревня – наши «корни» состоит из введения, основного содержания, анкетирования, заключения и библиографии.

 

 

2.                Теоретическая часть 

 

  2.1.         История возникновения деревни

Чтобы узнать о происхождении и развитии деревни, я обратился за помощью к библиотекарю Смирновой Валентине Фадеевне, которая не только заведует библиотекой, но и руководит работой местного музея, а также к информации в сети Интернет. Валентина Фадеевна систематизировала данные из различных источников об истории возникновения деревни, в которой проживает с 1976 года. Свои труды она предоставила мне для написания данной работы.

Деревня Чемашиха основана, по одним данным, в 1616 г, по другим в 1617 г, когда там проживали Сафонка Васильев, Оброська Петрекеев, Филька Павлов. Деревня в то время относилась к Лапшангской волости. До 1618 г. эти земли принадлежали государству, а после 1618 г. боярину Ф.И. Мстиславскому. После смерти боярина в 1630 г. земля перешла нижегородскому воеводе Василию Горжбоку. В документах 1629г. Чемашиха называлась Чумашиха. В 1635г. на территории Лапшангской волости стали создаваться поместья. Стольник, князь Семен Петрович Львов награждается поместьями с погостами: Богоявленским, Дмитриевским с деревнями: Горчаки, Сластники, Кузнецово (Черепаново), Трухино, Кашниково, Трапезниково, Сарафаниха, Безгладово, Софоново, Починки, Чемашиха, Хмелевки, Братаново и т.д. Всего 26 деревень, 3 починка – 237 дворов, а людей в них – 421 человек, 7 дворов бобыльских (14 человек), 3 мельницы. После смерти С.П. Львова поместье было продано отдельными деревнями. В XVIII веке у этих земель было больше десяти владельцев. В их числе граф Б.П. Шерементьев (владел селом Здекиным с деревнями). В 1778 г. создается Варнавинский уезд. В начале 20-х гг. XIX века происходит продажа деревень. Новым хозяином Сквозников стал М.А. Захарьин, там же он построил усадьбу. Деревня Чемашиха принадлежала помещику Свиньину. После отмены крепостного права деревня стала принадлежать уже Свиньину, Тенякову и Легчанову, поэтому она разделилась на три общества.

Ни в одной части нашего района не сохранилось столько рассказов и преданий о зверствах и издевательствах помещиков над крестьянами (крепостными), как именно здесь.

Вот поэтому становится и понятным, что именно здесь было наибольшее количество выступлений и восстаний крестьян против помещиков.

Примерно в эти годы старостой Легчановского общества был дед Н.И. Сениной-Грибковой – Андрон. По преданию он носил оброк в Кострому, на что общество выделило ему четыре пары лаптей. 1896 г. сгорела почти вся деревня.

На территории уезда находилось 30 начальных земских и приходских училищ, в том числе Чемашихинское земское училище, открытое в 1903 г.

В земском училище работали прогрессивные учителя. Они, кроме Закона Божьего, чтения, письма и 4-х арифметических действий, давали сведения по географии, истории, природоведению.

До 1917 года население деревни Чемашиха и окрестных деревень занималось промыслами. Возникали целые династии фамилий по профессии. Это Кузнецовы, Валенщиковы, Овчинниковы, Сапожниковы, Масленниковы. Были мастера валенной обуви, они катали валенки. Кузнечных дел мастера изготовляли топоры, печные ухваты, скобы, дверные навесы, занимались ремонтом сельхозизделий. Много было мастеров по выделке овчин и хрома. Занимались маслобойным делом (льняное семя перерабатывали на масло). Занимались смолокурением, т.е. гнали смолу. Были портные, сапожники, плотники, многие занимались плетением лаптей и извозом. Эти работы производились в зимнее время, а в летний период занимались сельскохозяйственными работами.

В каждой деревне назначался староста. В его обязанности входило: досмотр за нравственностью, разбор семейных дел и многие другие жизненные вопросы.

В 1910 году в Чемашихе была эпидемия холеры.

После 1917 года началось раскулачивание зажиточных крестьян, что нанесло большой урон деревне. Это были самые работящие люди, а их сослали в Сибирь за Урал.

В 1923 г. село Баки-Никольское (по названию церкви) стало центром Варнавинского и Воскресенских уездов, а в 1929 г. был создан Краснобаковский район.

В период с 28-29 гг., после рассоединения районов появились сельские Советы. Первым председателем был Носов, к сожалению, ни имени, ни отчества старожилы не помнят.

В начале 30-х гг. был создан колхоз «Большевистский привет». В 30-е гг. председателем дважды был Сенин А.И. В периоды с 1937-38, 1947-48 гг. председателем был его сын Сенин А.А.

Из статьи краеведа Тумакова Н.Г. о деревне:

«В Чемашихе – центр сельсовета и правление колхоза им. Тимирязева. Колхоз имени Тимирязева – передовой колхоз Краснобаковского района и по праву носит имя великого русского учёного – борца за сельскохозяйственный прогресс нашей страны. Из года в год растут доходы колхоза имени Тимирязева, растёт благосостояние колхозников, благоустраиваются деревни, строятся собственные культурные учреждения. То, о чём мечтали смелые крестьянские бунтари Семён Соловьев, Иван Николаевич Дурнов и их товарищи, сейчас сбывается наяву. И словно их скорбь подслушал гениальный крестьянский певец Некрасов: -"Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Но потомки свято чтят их светлую память и своим трудом превращают мечту в действительность.

В девятой пятилетки этот район расцветет ещё сильнее. В районе деревни Желтовки будет строиться крупный комплекс сельской строительной индустрии на базе ценных глин этого района.

Главный геолог Средне-Волжского территориального геолого-управления А.Капустин так характеризует это месторождение: "Перспективные запасы сырья позволяет проектировать на них крупное производство керамзита (мощность 400 тыс.куб. метров в год) и красного кирпича (40 миллионов штук в год). Первая очередь комплекса должна войти в строй в девятой пятилетке».

Долгое время, примерно, с 1937 по 1970 председателем сельского Совета был И.В. Зорин. После него были Л.И. Жаворонков, О.Т. Масленникова, С.Н. Васин, С.Р. Сутырин, Т.И. Пимкин, Г.В. Третьяков, С.Ю. Смирнов, М.В. Курочкин. В настоящее время деревня относится к прудовской администрации.

2.2    Известные земляки

Деревня имеет славную историю. Из рядов колхозников этих селений вышло много выдающихся людей колхозного строительства – Мамонов Н.И, выдающихся защитников Родины в годы гражданской войны – Сухарев Иван Григорьевич, и в годы Великой Отечественной Войны: Герой Советского Союза Березин Андрей Арсентьевич, генерал-майор Мамонов Михаил Иванович, Сенин Михаил, герой Афганской войны – Федосеев Сергей Александрович и много других славных имен можно назвать.

В одной из статей наткнулся на знакомую фамилию (выше написано) – Сухарев, а это девичья фамилия моей мамы. Стали выяснять, а не родственник ли он нам. Оказалось, что действительно – это мой прапрадедушка. И мы вместе с мамой по «крупицам» собирали информацию, чтобы составить его биографию и узнать о его подвиге. Представлю некоторые сохранившиеся данные о моем прапрадедушке и других известных людях.

 

СУХАРЕВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ

Родился в 1900 году в семье лесничего в краснобаковском районе деревня Кордон. С раннего возраста сын помогал родителям. Но в 14 летнем возрасте Иван потерял отца и матери Матрене с детьми пришлось переехать в Чемашиху на зароботки. Здесь мать работает прислугой у местного помещика, а сын стал пастухом. В 18 летнем возрасте вступает в продотряд красногвардейцев. Осенью 1918 года попадает в плен к белогвардейцам в тонкинском районе. Командир был убит сразу, а отряд обезоружен. Пленных раздели до нательного белья и даже сняли носки. Босых повели в лес на растрел. Выстрел попал в плечо и Иван упал притворившись мертвым, а сверху на него упало тело убитого пенного. После растрела белогвардейцы решили добить выживших и стонавших штыками. Удар нанесли в тоже место, где было пулевое ранение, но прапрадед не подавал признаков жизни и стерпел боль. Когда белогвардейцы ушли, то оказалось, что выжило из всего отряда двое: прапрадед и Зайцев (к сожалению имени не помнят).Так как у деда было тяжелое ранение Зайцев нес его на плече всю дорогу к своим.

После окончания гражданской войны Ивана Григорьевича комиссовали.

Всю свою жизнь он проработал пастухом в колхозе. Было у него 3 детей. В 1969 году умер и похоронен на чемашихинском кладбище.

 

БЕРЕЗИН АНДРЕЙ АРСЕНТЬЕВИЧ

Родился в 1909 году в деревне Софоново Краснобаковского района в семье крестьянина.

С малых лет родители приучали сына к посильному крестьянскому труду.

В 1918 году отец определил его на учебу в Софоновскую начальную школу, которую мальчик и закончил в 1921 году. До призыва в Красную Армию юноша трудился в колхозе.

 Осенью 1932 года он был призван в армию, а после службы вновь вернулся в родные края и работал трактористом в колхозе. В 1940 году вступил в коммунистическую партию. Началась Великая Отечественная война, и он одним из первых ушел на фронт. Оборонял Москву. Был ранен и отправлен в госпиталь. Выписавшись из госпиталя, защищал Ленинград в составе тяжелого танкового полка. Позднее, когда Красная Армия вела кровопролитные бои на территории Германии, участвовал в форсировании реки Одер. Здесь солдат на своем пароме, который тащил катер, в течение трех дней под обстрелом артиллерии, бомбежек с воздуха переправлял на западный берег реки тяжелые и сверхтяжелые танки. За успешное выполнение задания, выдержку и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. рядовому солдату было присвоено звание Героя Советского Союза. Закончилась война, и отважный солдат вернулся к мирному труду. Более десяти лет Андрей Арсентьевич работал трактористом в Краснобаковской МТС. Позднее был избран заместителем председателя колхоза имени Тимирязева, находящегося в деревне Чемашиха, и проработал два года. Затем он в течение нескольких лет возглавлял в колхозе бригаду трактористов. За доблестный труд награжден орденом «Знак Почета». В деревне Слониха, на доме, в котором жил А.А. Березин, установлена мемориальная доска. Умер Герой в начале 80-х годов.

Главную улицу деревни назвали в его честь.

 

МАМОНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Иванович Мамонов – один из тех руководителей, кто всю свою яркую жизнь посвятил становлению и развитию Краснобаковского района.

Родился в 1907 году в деревне Чемашиха Варнавинского уезда Костромской губернии в семье крестьянина-середняка. Окончив в 1917 году сельскую начальную школу в деревне Чемашиха, а в 1919 году два класса средней школы в селе Макарий, начал трудиться в хозяйстве родителей.

В 1921 году учился у сапожника и затем долгое время работал уже самостоятельно. В 1928 году Николай Иванович вступил в комсомол. Боевой, инициативный молодой человек скоро стал вожаком передовой деревенской молодежи, создал комсомольскую организацию и был избран ее секретарем. Во главе комсомольцев Николай Иванович выступил инициатором создания колхоза и стал первым его председателем. В январе 1931 года его избрали председателем Чемашихинского сельсовета. И колхоз, и сельский Совет под его руководством стали передовыми в районе. Позже (с 1932 по 1934 годы) он возглавлял Ветлужский сельский Совет. С тех пор способный организатор и авторитетный среди населения агитатор, Николай Иванович Мамонов находился на руководящей работе в органах Советской власти. Он заведовал Краснобаковским районным земельным отделом, с ноября 1944 года по май 1953 года работал председателем районного Совета. С 1937 года Н.И. Мамонов был членом Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. И на всех участках работы, которую он вел, проявлял себя как способный, преданный и честный деятель советского государства. Николай Иванович в течение 13 лет работал председателем колхоза имени Тимирязева. Он вывел колхоз за это время в передовое хозяйство. Этот колхоз стал в районе первым миллионером. В 1956 году здесь был собран богатый урожай льна, и правление решило поощрить председателя 10-ю тысячами рублей. Узнав об этом, Николай Иванович от премии отказался, хотя семья его в деньгах очень нуждалась. Н.И. Мамонов прилагал много стараний, чтобы сделать Краснобаковский район передовым в области. За самоотверженный труд в период войны и послевоенные годы он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В памяти краснобаковцев он навечно остался преданным сыном своему Отечеству.

 

ФЕДОСЕЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 2 января 1960 года в деревне Слониха Краснобаковского района Горьковской области. Окончил среднюю школу. До призыва в армию работал механизатором в колхозе им. Тимирязева. 21.10.1979 года призван в Вооруженные Силы СССР Краснобаковским РВК. С июня 1980 года стрелок-помощник гранатометчика 860 отдельного мотострелкового полка 2 мотострелковой бригады Федосеев в республике Афганистан.

Погиб 29 сентября 1981 года в бою в районе Файзабада. Его подразделение выполняло боевую задачу по очистке нескольких небольших поселений от банд басмачей. Федосеев действовал впереди – дозорным. Действовал умело, инициативно. Местность была горная. И вот неожиданно спереди стоящей высоты противник открыл огонь. Все подразделение оказалось тогда под прицельным огнем. Сергей одним из первых выбрал выгодную позицию и открыл огонь по противнику, прикрывая своих товарищей. Подразделение благополучно развернулось и заняло боевую позицию, противник был уничтожен. Но пуля врага все же настигла Федосеева, он был смертельно ранен в живот. Через 40 минут по дороге в госпиталь Сергей скончался.

Награжден орденом Красной Звезды (06.04.1982, посмертно).

Ежегодно в чемашихинской школе 15 феврраля, учителями проводится классный час, посвященный герою. Приглашают маму Сергея, которая всегда приходит вспомнить и рассказать юным ученикам о своем сыне.

3.     Музей

Существует в деревне краеведческий мини-музей, работой которого руководит библиотекарь Смирнова Валентина Фадеевна. В музее представлена экспозиция старинных вещей, которая появилась в Чемашихинской сельской библиотеке в 90-х годах. За прошедшие годы она пополнилась множеством новых предметов народного быта, историческими документами, фотографиями и сегодня это настоящий мини-музей, занимающий отдельную комнату. В нем собраны предметы старины, принадлежавшие жителям близлежащих сёл. Все эти вещи, прежде чем попасть в музей, прожили очень длинную жизнь и почти у каждой из них своя интересная, неповторимая и немного грустная история. Здесь нашли приют многочисленные сокровища старых чердаков, клетей и амбаров, которым, рано или поздно, было суждено закончить жизнь на помойке. Все эти сокровища рисуют живописную картину прошлой жизни наших сел.

Большинство предметов можно смело датировать концом 19 началом 20 веков и относятся они к крестьянскому быту.

Практически все, что нужно было для жизни крестьянской семьи, изготавливалось самостоятельно вручную. Чего здесь только нет: берестяные короба, корчаги, лукошки, сита, плошки, крынки, мутовки и многое другое.

В разделе «Ткачество» представлены ткацкий станок, прялки, швейки, крестьянская одежда, сшитая вручную из домотканого материала, и украшенная искусной вышивкой, которая считалась еще и мощным оберегом; расшитые полотенца и нарядные домотканые половики.

Здесь же можно увидеть угольные утюги, их еще называли паровыми. Такие приспособления имели открывающийся корпус для углей, сверху находилась ручка, а по бокам — небольшие отверстия. Потом на смену им пришли очень тяжелые (до 10 килограмм) чугунные утюги, которые со временем стали разного размера и соответственно разного веса и использовались для глажки отдельных предметов одежды.

Радуют глаз и старинные вышивки, связанные крючком и строченые подзоры, вышедшие из под рук деревенских мастериц Твораковской Анфисы и Садовниковой Антониды.

Украшением любого дома был, конечно, самовар, который ставили во главу стола, а вокруг стояли плошки с медом и сушеными ягодами, сахарница с комковым сахаром, который кололи специальными щипчиками. Наша страна всегда славилась своими традициями чаепития. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем — национальная русская традиция. Раньше в деревнях не приветствовались застолья с распитием спиртных напитков, а вот посидеть за самоваром — с удовольствием.

Представителем второй половины 20 века стал патефон, когда-то принадлежавший Волкову Ивану Павловичу. Иван Павлович в числе лучших работников колхоза был направлен на первую сельскохозяйственную выставку в Москву, где ему за хорошую работу вручили диплом и патефон. Тогда это был очень дорогой подарок. В праздники Иван Павлович заводил патефон и местная молодежь танцевала под его окнами. В музей патефон передала его дочь Овчинникова Антонида Ивановна.

И это только часть предметов, которые вы можете не только посмотреть, но и потрогать руками в музее при Чемашихинской сельской библиотеке.

Большое внимание в музейной экспозиции уделяется документам, фотографиям, газетным вырезкам, посвященным жителям Чемашихи и окружающих ее деревень. На их основе оформляются альбомы и стенды, посвященные истории деревень, колхоза, рассказывающие о земляках, работавших в колхозе, об участниках Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. Здесь родина Героя Советского Союза Березина Андрея Арсеньевича, орденоносца генерал-майора Квасникова Ивана Михайловича, гвардии майора Сенина Александра Андреевича, Героя Советского Союза Федосеева Сергея Александровича, погибшего в Афганистане. И это только самые известные наши земляки, а сколько тех, кто просто честно исполнял свой долг, сражаясь на полях войны или работая в колхозе.

Цель работы музея — это сохранение исторической памяти, воспитание гражданственности, любви к малой Родине. Все эти чувства закладываются, прежде всего, в детстве и остаются с человеком всю последующую жизнь. Поэтому, частыми гостями музея являются школьники, у которых появилась возможность прикоснуться к живой истории, узнать о славных подвигах земляков, принять непосредственное участие в воссоздании жизни и быта прошлых поколений. Музейные экспонаты используются при проведении уроков краеведения и патриотических часов, в День Победы и в День села на улице оформляются стенды, которые пользуются неизменным интересом у жителей и гостей села.

 

 

 

4.     Практическая часть.

Для своих одноклассников я составил анкету, чтобы выяснить знают ли они историю деревни, в которую ездят на каникулы и как относятся к сохранению памяти о своей Малой Родине.

В анкете всего 5 вопросов. Количество анкетируемых – 28.

1.     Есть ли у вас деревня, в которую вы ездите к родственникам или на каникулы?

2.     Знаете ли вы дату основания?

3.     Знаете ли, чем занимались жители деревни и как она развивалась?

4.     Хотели бы больше знать об истории своей деревни?

5.     Считаете ли вы, что каждый должен знать историю своей Малой Родины?

Получены следующие ответы. 18 ребят ездят в деревню, из них знают об истории 6 – знают о происхождении и истории деревень, а остальные затрудняются ответить. На вопрос хотели бы узнать больше об истории своей Малой Родины большая часть дали положительный ответ.

Из проведенной анкеты можно сделать следующие выводы. Что хоть многие из учеников не знают истории своего края, но хотели бы о ней узнать.

Таким образом, я думаю, что рассказав историю о своей деревне, я заинтересовал своих одноклассников заглянуть вглубь своих корней и повысил их уровень патриотизма.

 

 

5.     Библиография.

1.             http://www.krbaki.ru/contents/raion/kraevedenie/person/nashi_zemlaki.html

2.             http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/fedoseev_s_a/0-1481

3.             http://letopisi.org

4.             http://letopisi.org/index.php

5.             http://cbs-kb.ru/%D1%86%D0%B1%D1%81/chemashihinskaya/mini-muzey-chemashihinskoy-biblioteki/

6.             Беседа с библиотекарем Смирновой В.Ф.

7.             Беседа с внуком Сухарева И.Г. Сухаревым Н.Ф.


НОУ
DOCX / 1.18 Мб

Опубликовано в группе «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.