12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лесовая Екатерина Михайловна46
Замок принцессы Ольденбургской
Россия, Воронежская обл., Воронеж

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОД ВОРОНЕЖ


Научно-исследовательская работа на тему

«Практическая направленность в изучении химии»


Выполнили:

ученица 9 «А» класса

Боева О.,

ученики 8 «Б» класса:

Арионяк Д., Поливода И.,

Шабанов И., Дахина Ю.

Руководитель:

учитель химии

Лесовая Е. М.

 

Воронеж 2014 г.

 

Оглавление

Введение 3

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

I.1. Парфюмерия

I.1.1. История создания 4

I.1.2. Классификация запахов духов 9

I.1.3. Химический состав парфюмерной воды 11

I.1.4. Методика приготовления 11

I.2. Мыловарение

I.2.1. История открытия 14

I.2.2. Химический состав 15

I.2.3. Методика изготовления 15

I.2.4. Влияние мыла на организм человека 16

 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

II.1. Изготовление духов 18

II.2. Изготовление мыла 19

III. ВЫВОДЫ 22

IV. Список литературы 23


 

Введение

«Широко распространяет химия руки свои в

дела человеческие…

Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде

обращаются перед очами нашими успехи её

приложения»

М.Л. Ломоносов.

Эти слова великого ученого стали ещё более актуальны для современного общества. Изучение химии на любом уровне позволяет прикоснуться к любой отрасли промышленности. При более подробном её изучении раскрываются возможности проникнуть в саму суть создания различных технологий, выявить достоинства и недостатки, определить новые способы и подтвердить это практически.

Парфюмерия, бытовая химия, медицина и много другое, что используется человеком, имеет различный состав, свойства и качества. Зачастую, приобретая на прилавках магазинов товары повседневного спроса, мы задумываемся о пользе и вреде этого продукта, но мало кто из нас задается вопросом о технике приготовления.

При изучении состава мыла и парфюмерной воды, мы обратили внимание на вещества, которые оказывают негативное влияние на организм человека и попытались приготовить исследуемые продукты без вредных компонентов.

Цели исследования:

Проанализировать состав парфюмерной воды и мыла и выявить их практичность в применении.

Определить условия приготовления качественного продукта.

Выявить новые способы получения более чистых и полезных объектов исследования.

Объекты исследования:

Мыло

Парфюмерная вода


 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

I.1. Парфюмерия

I.1.1. История создания

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Еще в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево и смолы, можно улучшить вкус пищи. Далее пришло время Египтян, прославлявших своих богов окуриванием и изготавливавших благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты.

Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Если средневековое общество практиковало ванны и омовения, то в эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов...

XVII век предлагает на выбор сивет и мускус, которым в эпоху просвещения предпочли нежные, цветочные и фруктовые запахи. XVIII век известен как век обольщения, богатый новыми запахами (отдушивали даже пепел в среду первой недели Великого поста!), а также флаконами. В XIX веке прогресс в области химии позволил искусственным путем воспроизвести запахи, существующие в природе, но также и создать новые. Это было началом парфюмерной промышленности, и ГРАСС утвердил свое мастерство в области переработки цветочного сырья.

Наш век, нескупой ни на люкс ни на прогресс, не прекратил подтверждать место парфюмерии в привилегированном мире искусства, но также и в безжалостном мире коммерческой конкуренции…


 

Древний Египет

Даже если духи в современном понятии с использованием спирта и не существовали в древнем Египте, пахучие вещества в этой крупной цивилизации играли огромную роль, их применяли в двух сферах: при окуривании и при изготовлении мазей и бальзамов.

Окуривание происходило достаточно просто: нужно было лишь положить дерево, пряность, плод или смолу на источник тепла и ждать, пока запах распространится. Этот метод был вскоре перенят храмами, где постепенно простые компоненты вытеснялись все более сложными смесями, об этом свидетельствуют рецепты в виде иероглифов, найденные в Эдфу и в Филах. Для улучшения эффекта окуривания египтяне использовали два вида емкостей: металлический сосуд с горящими углями и "руку с ладаном", в виде рукава из дерева или бронзы, оканчивающегося раскрытой ладонью, на которой покоился сосуд с ладаном. Что касается мазей и парфюмированных масел, их наносили на здоровую или больную кожу для использования в косметических или терапевтических целях. Дистилляция была еще неизвестна, а отсюда и чистый спирт, и поэтому использовали жиры (растительные масла, животный жир) для поглощения запахов цветов или смол. К этой основе добавляли красители и целебные продукты. Мази хранили в вазах, чаще всего из алебастра, или в сосудах для вина. Находили также маленькие флаконы из фаянса, камня или керамики обычно в форме животных! Позднее появились стеклянные флаконы: кувшины с ручками, амфоры, вазы и сосуды, украшенные разноцветными рисунками.

От Древней Империи до конца Средней Империи пахучие вещества, в основном, использовали в религиозных целях: погребальные; смазывания; богослужение; обряды очищения.

Используемые по праздникам в период Новой Империи (1580-1085 гг. до н.э.), когда каждое празднование имело свой особый аромат, душистые продукты стали объектом светского применения, даже если они и были изготовлены священниками. Женщины использовали мази и парфюмированные масла для своих туалетов или для омоложения и не обходились без них во время любовных ритуалов.

Греция

Следуя опыту египтян, греки обогатили гамму ароматизированных продуктов и увеличили их применение, как в религии, так и в повседневной жизни. Во время принятия ванны, до и после еды считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело маслами и мазями, как в целях гигиены, так и для удовольствия.

Греки приписывали ароматам божественное происхождение. Усопшие, чьи тела были парфюмированы, погребались вместе с личными предметами, куда обязательно входил флакон с благовониями. Сосуды сферической формы позволяли легко наносить мазь непосредственно на кожу. Они изготавливались в Коринфе, так же как и вазы из алебастра или кувшины с одной ручкой, украшенные антическими рисунками. Начиная с VI в. до н.э., флаконы, изготовленные в Родосе, становились все более оригинальными: ступни, обутые в сандалии, божества, животные, сирены...

Рим

Под влиянием Востока и греческого мира, римляне поспешили занять достойное место в области парфюмерии, несмотря на то, что Юлий Цезарь сдерживал использование экзотических ароматов. Религиозные и погребальные ритуалы, повседневное применение ароматных продуктов стали настолько популярны, что благодаря расширению торговли их распространение дошло до Индии, Африки и Аравийского полуострова.

Римляне наделяли ароматы целебными свойствами и продавцы ароматизированных продуктов часто тесно соприкасались с медициной. Римлянам впервые принадлежит использование стеклянных сосудов (флаконы для бальзамов, ампулы для духов), техника выдувания стекла была изобретена ранее, в Сирии в 1 в. до н.э.

Исламский мир

Наступление эпохи христианства положило конец использованию парфюмерии на Западе как в повседневной жизни, где она стала синонимом бесполезности, так и в религиозной, когда исчезли объекты погребения.

Наоборот, арабы поддержали это искусство торговлей цветочными пряностями, изобретением перегонного куба (по-арабски "al'inbiq" значит "ваза") и улучшением техники дистилляции.

Что касается изысканности и места, которое занимали благовония в жизни арабов для того, чтобы их оценить достаточно лишь взглянуть на сады Альхамбра в Гренаде.

От средних веков к классике

Падение Римской Империи, нашествия варваров и бесконечные войны погрузили западный мир в мрачный период, где не было места парфюмерии. Необходимо было дождаться XII в. и расширения торговых отношений, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов в крупных городах позволяет наконец углубить знания в области производства парфюмерии, чему немало способствуют алхимические знания и мастерство применения дистилляции, пришедшие от арабов. И если ладан и мирра остаются священными благовониями, то короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Красавицы опрыскивают свои наряды и жилища так, будто они участвуют в религиозной церемонии. Они принимают ванны из цветочных вод и смазывают себя ароматизированными маслами, как это делали афинянки, хотя более сдержанно, чем в Античности. Так, в противоречие существующим сведениям. Средневековье широко распространяет практику обливаний и ванн. И на свет появляется новый сосуд, помандер для мускуса, амбры, смол и парфюмированных масел. Такой металлический шар позволяет запаху выходить наружу через ажурные украшения. Этим испарениям приписывают терапевтические свойства, прогоняющие чуму и эпидемии, облегчающие пищеварение, предохраняющие женские органы или лечащие мужскую импотенцию... Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии. Именно она становится центром переработки пряностей с Востока. Путешественник по имени Марко Поло из одного из своих путешествий привез перец, мускатный орех и почки гвоздики. Благодаря арабским морякам, захватывающим с собой в дорогу пряности и довозящим их до Индии и Цейлона, становятся известны также корица, имбирь, шафран, карда-мон. Там они пополняют свои запасы азиатскими товарами из Китая и Малайзии. Что касается Европы, то она уже давно выращивает анис, тимьян, базилик, шалфей, кумин... Вторая половина XIV в. является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Первая, "Вода королевы Венгрии", на основе розмарина, заслуживает того, чтобы мы остановились на ее происхождении. Легенда гласит, что в 1380 г. она была подарена королеве Венгрии Елизавете одним монахом! Государыня, в возрасте 70 лет была очень больна, и когда она попробовала воду (напоминаем, что эти воды пили) вновь обрела здоровье. Она так помолодела, что король Польши предложил ей выйти за него замуж. Открытие Америки в XV в. приводит к потере Венецией ее привилегированного положения.

Португальцы, а затем Испанцы в свою очередь развивают торговлю пряностями (ваниль, какао, табак, корица...). В XVI в. в этой области проявляют себя также голландцы. В отличие от своих предшественников, занятые только лишь торговлей, они следят за производством сырья на местах и улучшают сельскохозяйственные технологии. Появляется много самых разнообразных ароматических вод, состоящих из одного компонента или же включающих цветы и пряности с добавлением мускуса и амбры. Помимо фармацевтических свойств они позволяют маскировать запахи тела. И если средневековье придавало большое значение гигиене, то в эпоху Возрождения ароматическая вода способствует победе над чумой и миазмами. Духи хранятся во флаконах или в ампулах, выдутых из стекла. Находят также флаконы, изготовленные по венецианским технологиям, из хрусталя или из белого молочного цвета стекла, напоминающего восточный фарфор. Очень много металлических флаконов из недрагоценных и драгоценных материалов. Встречаются помандеры, разбитые на несколько частей, как дольки апельсина, позволяющие заполнять каждую часть своим ароматом.

В XVII в. парфюмерия познает необыкновенный успех. Можно даже говорить о некотором неистовстве, обратно пропорциональном чистоте! Пудры и парфюмированные воды покрывают лица и парики двора Короля-Солнца. В 1656 году появляется корпорация перчаточников-парфюмеров. Спустя некоторое время увлечение аристократии перчатками натолкнулось на несовершенство методов дубления, при которых оставался тошнотворный запах на коже. Тогда решили отдушивать перчатки сильными запахами. Корпорация перчаточников под покровительством Людовика XIII, а затем и Людовика XIV воспользовалась случаем и захватила монополию на распространение парфюмерии в ущерб аптекарям, производителям продуктов дистилляции, алхимикам. В XVII веке жасмин, тубероза и роза присоединяются к гамме продуктов для производства ду-хов. Что касается флаконов, они все более и более разнообразны. Помандер становится более "демократичным" и остается в моде до конца XVIII века. Существует множество маленьких флаконов из прозрачного, окрашенного или матового стекла. Черненое серебро познает откровенный успех, так же как и медь, серебро, золото с эмалью или твердые камни. Период барокко становится свидетелем появления шкатулок для духов и для флаконов в виде экзотических фигурок.

Эпоха просвещения

Век философов и Революции является также и веком парфюмерии. Двор Людовика XV получил названием "парфюмированный двор" благодаря запахам, которые ежедневно распространялись не только от кожи, но и от одежды, вееров и мебели.

Ароматические воды продолжают играть немаловажную роль и конкурируют с туалетными уксусами. Уксусам приписывают несравнимое дезинфицирующее свойство. Самый известный из них, "Уксус четырех воров", сделал чудо в Марселе во время ужасной чумы 1720 г. Четыре человека, не стеснявшиеся грабить трупы, избежали заражения благодаря этой продукции собственного изобретения. Пойманные мошенники избежали наказания, раскрыв властям секрет чудодейственной микстуры, который был расклеен на всех стенах зараженного города, однако можно поспорить, что действенность уксуса была в том, что он отгонял насекомых, главных переносчиков болезни.

Но настоящая революция в XVIII в., которая намного продвинула вперед историю парфюмерии, связана с одеколоном. Эта ароматическая вода со свежим запахом, состоящая из розмарина, нероли, бергамота и лимона, имела различное употребление: добавлялась в воду во время принятия ванн (что делают все чаще в XVIII веке), в вино, на сахар, в воду для полоскания рта, в воду для стирки, для инъекций, в пластырь... История его происхождения настолько противоречива, что она заслуживает того, чтобы ей посвятили целое издание! В эту беспощадную борьбу за авторство вступают две семьи: Фемини и Фарина. Наиболее странная гипотеза выдвигается семьей Фарина, происхождением из Эмили, претендующей на создание обсуждаемой воды, которую нужно было бы назвать водой из Болоньи! Более распространенная версия приводит нас в монастырь Санта Мария Новелла во Флоренции, где в XIV веке верующие готовят acqua regina. Успех ее был такой, что в XVII веке некий Джованни Пауло Фемини использует все средства соблазнения, чтобы выведать рецепт у настоятельницы монастыря... Будучи аптекарем в Кельне, он поспешил изготовить и продать свою находку, которую сначала назвал "Eau admirable", а потом "Еаи de cologne". Позднее Фемини вызвал из Италии своего племянника, Джон Мария Фарина, который продолжал дело своего дя-ди до 1766 г. Но история на этом не остановилась, и вскоре другие Фарина претендовали на авторство по изобретению одеколона. В 1865 г. в Кельне насчитывалось 39 лавок с этой вывеской. Некий Жан-Мари Фарина (настоящий или нет?) начал работать в Париже в 1 806 г. как парфюмер. Качество выпускаемой им продукции и его коммерче ские способности определили известность парфюмера. Одним из самых крупных потребителей этой ароматической воды был Наполеон, который капал ее на сахар.

Другая версия, датированная 1792 г., приводит нас в резиденцию банка Мюльхенз в Кельне на свадьбу Вильгельма, сына банкира. Один из гостей, монах, подарил молодоженам пергамент с рецептом одной из целебных вод, acqua mirabilis. Молодой супруг продавал эту воду под названием.

На заре современности

Как в искусстве и промышленности в парфюмерии происходят глубокие изменения в XIX в. Эволюция запахов, с появлением современной химии, позволила получить такую картину ароматов, которую мы наблюдаем сегодня.

Французская революция не изменила вкус общества к духам. Выпустили даже духи, названные "Parfum a la guillotine"! В эпоху Директории снова осмелились показать свою склонность к роскошной продукции, в том числе и к духам. Наконец, Империя поощряла широкое применение парфюмерной продукции, Наполеон и его окружение сами стали ее крупными потребителями. А Жозефину, сохранившую со времен своей креольской юности страсть к сильным запахам, называли "сходящей с ума по мускусу". Ее туалетная комната в Мальмэзоне была настолько пропитана запахами, смесью мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался. Она тратила ежегодно целое состояние на свои любимые духи фирм Любен и Убиган. Что касается Императора, то его отношение к духам было очень противоречивым. Он их не любил, какими бы прекрасными ни были запахи, и часто выходил из будуара Жозефины, т.к. не мог просто дышать таким насыщенным ароматами воздухом. Однако, не проходило и дня, чтобы его слуга не мазал его с головы до ног одеколоном, тем самым, который выпускал Жан-Мари Фарина. Парфюмер даже создал для него специальный флакон в виде валика, чтобы Император мог носить его в сапогах. Он покупал до 60 таких флаконов в месяц, т.к. говорил, что это ароматная вода стимулировала работу его "серого вещества". Запахи стимулировали также его чувственные желания, об этом свидетельствовали его письма. Разве не писал он Жозефине: "Не мойся, я спешу и через 8 дней я буду здесь, у твоих ног"? С Реставрацией пришел более спокойный период в мире ароматов. Стали ценить мягкие и цветочные запахи в ущерб животным ароматам.. Позднее романтизм ввел в моду соли, постоянные спутницы расслабленных красоток. Создание в 1724 г. Устава парфюмеров Грасса, использование первых современных перегонных аппаратов окончательно определило специализацию города. В период между 1770 и 1900 гг. появились крупные фабрики, названия которых отметили начало промышленного этапа в парфюмерии: Ширис (1768 г.), Л.Т. Пивер (1774 г.), Лантье (1795 г.), Рур-Бертран-Дюпон (1820 г.), Созьо (1840 г.), Роберте (1850 г.) и Пэйан-Бертран (1854 г.).

А вскоре и Париж стал коммерческим партнером Грасса и городом-маяком парфюмерии. Кроме таких имен как Убиган, Любен или Л.Т. Пивер, находили всегда вывеску Жан-Мари Фарина. Эта марка, проданная некоему Леонсу Колла, была впоследствие передана двум кузенам, Арманду Роже и Шарлю Галле.

Парфюмерия XX века

В конце XIX в. во французской парфюмерной промышленности было занято около 20000 человек, и треть ее товарооборота реализовывалась за счет экспорта. В 1900 г. такому успеху была посвящена универсальная Выставка в Париже. Парфюмерная секция была богато украшена центральным фонтаном, соединяющим различные стенды. Хозяева стендов не постеснялись обратиться к великим мастерам в мире Искусства. Это Hector Guimard, создатель украшений на входах парижского метро, который нарисовал флаконы для фирмы Майо, и график Alfons Mucha, работавший для Убиган.

Сегодня парфюмерия является как никогда элитной промышленностью, которая, как и все экономические сферы сталкивается с некоторыми проблемами. "Носы" не могут больше не считаться с результами маркетинга и должны уступать все более требовательной клиентуре. Если парфюмерия XX века обогащалась за счет прогресса в химии запахов, то парфюмерия XXI века должна будет противостоять моде, легкости и вводить такие же революционные технологии как генетика. И все это, конечно же, не будем забывать об этом, не должно быть лишено творческой окраски...

I.1.2. Классификация запахов духов

Техническая комиссия Французского Общества Парфюмеров установила классификацию семейств духов по запахам, выпущенную Французским Комитетом по духам.

А. Цитрусовые

1. Цитрусовые

2. Цитрусовые цветочные шипровые

3. Цитрусовые пряные

4. Цитрусовые древесные

5. Цитрусовые ароматические

Б.Цветочные

1. Один цветок

2. Цветок лаванды

3. Цветочный букет

4. Цветочный, зелени

5. Цветочный, альдегидный

6. Цветочный, древесный

7. Цветочный, древесный, фруктовый

В.Папоротники

Это название не имеет никакого отношения к запаху папоротников, содержит аккорд из нот лаванды, древесных, дубового мха, кумарина, бергамота и т.д.

1. Папоротник

2. Папоротник, амбровый, мягкий

3. Папоротник, цветочный, амбровый

4. Папоротник, пряный

5. Папоротник, ароматический

Г. Шипры

Название этого семейства идет от духов, которые Франсуа Коти назвал так при их выпуске в 1917 г. Успех этого шипра был таким, что он стал главой крупного семейства, которое объединяет духи, основанные, главным образом, на аккордах дубового мха, пачули, бергамота...

1. Шипр

2. Шипр, цветочный

3. Шипр, цветочный, альдегидный

4. Шипр, фруктовый

5. Шипр, зелени

6. Шипр, ароматический

7. Шипр, кожи

Е.Древесные

Это семейство включает духи с теплыми оттенками, таки-ми как сандал и пачули, иногда сухими, как кедр, и ветивер. В мужских композициях наряду с древесными при-сутствуют лавандовые и цитрусовые ноты.

1. Древесный

2. Древесный хвойный, цитрусовый

3. Древесный, ароматический

4. Древесный, пряный

5. Древесный, пряный, кожи

6. Древесный, амбровый

Ж.Амбровые

Под названием "духи амбровые", которые еще называют "восточными духами", группируются композиции с мягкими, пудровыми, ванильными, и ярко выраженными животными нотами.

1. Амбровый, цветочный, древесный

2. Амбровый, цветочный/пряный

3. Амбровый, мягкий

4. Амбровый, цитрусовый

5. Полуамбровый, цветочный

З.Кожа

Своеобразное в парфюмерии семейство объединило духи с сухими нотами, в которых пытались воспроизвести характерный запах кожи (дым, сожженное дерево, табак) с "головными" цветочными оттенками.

1. Кожа

2. Кожа, цветочные

3. Кожа, табак


 

I.1.3. Химический состав парфюмерной воды

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья. В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50 %.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат прежде всего лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворитель

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)

Красители

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

I.1.4. Методика приготовления

В наше время большую роль в парфюмерии играют слабоалкогольные и безалкогольные духи. Под первыми - подразумеваются такие духи, в которых высшее содержание алкоголя доходит до 40°, т. е. до градуса водки, а низшее до 10°. Для этих сортов нужно быть очень осторожными в выборе пахучих веществ и точно руководствоваться таблицей растворимости (см. ниже), иначе многие из них, при этом низком содержании алкоголя, снова выделяются из смеси. Лучше всего употреблять масла, свободные от терпенов и секвитерпенов.

В последнее время производители эфирных масел выпустили в продажу такие масла, свободные от терпенов и секвитерпенов, не дающие в слабом спирте мути, Именно эти масла необходимо использовать для производства слабоалкогольных и безалкогольных духов, так как они имеют:

большую концентрацию, чем обычные эфирные масла;

чистоту запаха вследствие удаления из эфирного масла терпена, мешающего аромату;

большую сохраняемость, так как терпены, быстро окисляющиеся кислородом воздуха, удалены;

растворимость в слабом спирте или водке и, наконец,

вытекающую из этого дешевизну.

Свободные от терпенов и секвитерпенов масла можно растворять в обыкновенной водке, но лучше поступать следующим образом: сначала растворяют эфирное масло в 95°-ном спирте и к этому раствору постепенно добавляют, при частом взбалтывании, достаточное количество дистиллированной воды, доводя разбавление до 20°. Если хотят приготовить дешевые слабоалкогольные духи, то приготовляют 1%-ный раствор эфирного масла в 70°-ном спирте или 10%-ный раствор - в 80°-ном спирте и разбавляют его водой, в некоторых случаях до 10° Для рационального составления таких слабоалкогольных духов следует пользоваться следующими двумя таблицами: таблицей растворимости и таблицей крепости. Для краткости мы будем везде обозначать эфирное масло без терпена двумя буквами s. t. (Sine terpeno).

1) Таблица растворимости

Название масла s.t.

55°

50°

45°

40°

35°

30°

Бергамотное

5

1,5

1

 

 

 

Кананга

50

15

10

 

 

 

Цитронелловое цейлонское

2,5

 

 

 

 

 

Лимонное

12,5

7,5

2,5

1

 

 

Пихтовое

1

 

 

 

 

 

Эвкалиптовое

20

6

3

1

 

 

Сосновое сибирское

7,5

2,5

1

 

 

 

Гераниевое (Reunion)

3,5

1

 

 

 

 

Мятное

4

1

 

 

 

 

Лавандовое

6

3

1

 

 

 

Линалоол

100

40

15

3,5

1,8

1

Цветов гвоздики

120

7,5

2,5

1

 

 

Неролиевое итальянское

3,5

2

1,2

 

 

 

Пачулиевое

1,5

 

 

 

 

 

"Petit Grain"

7

3,5

2

1

 

 

Мятное

15

4

2

1

 

 

Померанцевое горькое

4

1,2

 

 

 

 

Померанцевое сладкое

5

2

1

 

 

 

Розовое болгарское

-

-

-

-

-

-

Розмариновое

80

17,5

5

2

1

 

Можжевеловое

1

 

 

 

 

 

Коричное цейлонское

10

2,5

1,7

1,7

 

 

 

2) Таблица крепости

Эфирные масла s.t.

Во сколько раз крепче

Бергамотное

2.5

Кананга

10-12

Лимонное

25-30

Пихтовое

17

Сосновое сибирское

3-5

Неролиевое итальянское

2,5

Пачулиевое

4-5

Мятное

1,5-2

Померанцевое

60

Розмариновое

3-4

Можжевеловое

20

При изготовлении слабоалкогольных духов сталкиваются с трудностями при фильтровании, но их можно легко устранить. В первую очередь нужно следить за тем, чтобы в смесь было положено столько пахучих веществ и эфирных масел, сколько в действительности может раствориться в разбавленном алкоголе той иди другой крепости. Если их взять больше, то после смешивания излишнее количество пахучих веществ снова выделится и при фильтровании останется на фильтре, чего безусловно нужно избегать. Впрочем, излишек пахучих веществ легко можно определить: после смешивания с водой и точного определения крепости алкоголя на поверхности молочно-мутной смеси появляются маленькие жировые частицы или перламутровый налет большего или меньшего размера, которые большей частью приплывают к стенкам сосуда, где и скапливаются. В тех случаях, когда заметны такие жировые частицы, советуем добавить еще алкоголя или же при новой порции взять для отдушки меньше пахучих веществ.

Приводим ниже несколько рецептов слабоалкогольных духов.

Сначала растворяют пахучие вещества, такие как ванилин, кумарин, гелиотропин, искусственный мускус и т.д., в предписанном количестве в 95°-ном спирте, затем добавляют эфирные масла st. После повторного взбалтывания и полного растворения доливают небольшими порциями, при постоянном взбалтывании, дистиллированную воду.


 

I.2. Мыловарение

I.2.1. История открытия

Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Поученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам. Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и в последствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор. Но, к сожалению, свидетельств применения данного раствора не сохранилось. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. Плиний писал о способах приготовления мыла путем омыления жиров. При этом изготавливалось как твердое, так и мягкое мыло, получаемое с использованием соды и древесной золы (поташа). Твердое мыло отличалось своей жесткостью и использовалось исключительно для стирки, в то время как мягкое мыло использовалось в косметических целях, в том числе и для укладки волос. В Западной Европе ремесло мыловарения окончательно сформировалось только к концу XVII века. Немаловажную роль в развитии мыловарения сыграл географический фактор. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества. В 1808 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль по просьбе владельцев текстильной фабрики установил состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло — это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое. История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола. Поташ (карбонат калия) стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена в 1856 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ. В связи с особыми экономическими условиями, первые мыловаренные фабрики стали появляться в России лишь в XVIII веке. В Москве на тот момент было известно две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853году в Московской губернии их число выросло до восьми. Потребителями мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.

Классификация и виды мыла

По консистенции: твёрдое и жидкое. 
По содержанию жирных кислот: мыло 60%, 70%, 72%. 
По химическому составу: натриевое, калиевое.        
Жидкие мыла применяют для хозяйственных и технических нужд. Недостатками производства и употребления являются: пищевые затраты сырья, моющие свойства проявляются только в щелочной среде и при температуре 60-70°С, негативное влияние на качество обрабатываемых тканей. 


 

Хозяйственное мыло

При охлаждении клеевого мыла получается хозяйственное мыло. Твёрдое мыло содержит 40−72 % основного вещества, 0,1−0,2 % свободной щёлочи, 1−2 % свободных карбонатов Na или К, 0,5−1,5 % нерастворимого в воде остатка.

Мыло ручной работы

Мыло возможно производить вручную несколькими способами. При этом в него могут добавляться эфирные масла, тёртые орехи, молотый кофе, кокосовое масло и т. п., отдушки и ароматизаторы.

I.2.2. Химический состав

В химическом отношении основным компонентом твёрдого мыла являются смесь растворимых солей высших жирных кислот. Обычно это натриевые, реже —калиевые и аммониевые соли таких кислот, как стеариновая , пальмитиновая, миристиноваялауриновая и олеиновая.

Один из вариантов химического состава твёрдого мыла — C17H35COONa (жидкого — C17H35COOK).

Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а также ароматизаторы и красители и порошки.


 

I.2.3. Методика изготовления

1. Метод изготовления твердого мыла заключается в следующем. Два килограмма каустической соды разводятся на 8л простой воды, после чего раствор нагревают до температуры +250С и смешивают с расплавленным, несоленым и охлажденным до температуры в +500С салом, весом в 12,8кг. После этого образовавшаяся жидкая смесь подлежит тщательному перемешиванию до состояния абсолютной однородности с последующим розливом по специальным, хорошо укутанным войлоком, деревянным ящикам и помещением их в теплое сухое место на срок не менее 5 дней. На протяжении всего этого периода жидкая масса затвердевает и трансформируется в готовое мыло. В том случае, если необходимо изготовить более пенистое мыло, тогда на 8л воды применяют на 2кг сала меньше, а вместо него применяют 2кг кокосового масла и 400г очищенного поташа, иногда добавляют легкий жир.

2. Другая технология производства мыла предусматривает также изготовление данного продукта в жидком виде, для чего используется следующий метод. На 2л воды разводят 2л неочищенного едкого калия, после чего полученный раствор нагревают до температуры +250С и смешивают с 8кг растопленного, не соленного и охлажденного до температуры +500С салом. После чего полученную смесь тщательно перемешивают до однородного состояния и также разливают по деревянным ящикам, а затем помещают в теплое и сухое место на срок от 4 до 5 дней. На протяжении этого времени мыло должно содержаться при влажности не более 60%.

 

I.2.4. Влияние мыла на организм человека

Основу мыла оставляет жир, либо животный либо растительный, в более редких случаях их заменяют другими сходными по консистенции веществами. Эту жировую массу нагревают в специальных сосудах, добавляют к ней щелочь и доводят всё до состояния однородной массы, которая после остывания твердеет и получается обычный кусок мыла. Стоит оговориться, что щелочи бывают разные, к примеру, в твёрдое мыло добавляют натриевую, а в жидкое калиевую. Часто, помимо жира и щелочи, мыло смешивают с ароматизаторами, красителями и дополнительными антибактериальными веществами («антибактериальное мыло»)
 

Возможно, многие люди жившие в Советском союзе помнят "хозяйственное мыло", так оно называлось. Это "легендарное мыло" выпускалось в видео увесистых темно-серых или коричневых кирпичей, с выраженным запахом щелочи. Бытовало мнение, что это мыло варят из мертвых собак, правда это или нет сказать сложно, подтвердить или опровергнуть этот факт пока ни кому не удалось. Возможно, эта "легенда" о дохлых собаках возникла потому, что иногда после мытья волос таким мылом, появлялся запах "псины" т.е. сырой шерсти, этот запах нередко исходит от собак даже от домашних и хорошо ухоженных, ну да ладно, не будем откланяться от темы. Хозяйственное мыло в большинстве случаев использовали для стирки, и только немногие таким мылом мыли голову. Вред хозяйственного мыла заключается в повышенной концентрации в нём щелочи, лучше применять его исключительно в бытовых целях, но мыться таким едким мылом не рекомендуется.
 

При постоянном использовании, вредное воздействие мыла негативно сказывается на способности организма бороться с болезнями, проще говоря, снижает иммунитет. Если каждый день принимать ванну и полностью намыливаться мылом, то с кожи смывается её естественный защитный слой, что ослабляет сопротивляемость организма перед любыми болезнетворными бактериями. Кожа пересушенная мылом может начать шелушиться или трескаться, возможно появление сыпи, это самые наглядные проявления вреда мыла для кожи, это может случить даже если у человека никогда ранее подобных признаков не наблюдалось.
 

Всё чаще на прилавках встречается мыло с пометкой "антибактериальное", не сложно догадаться, что это мыло призвано не просто смывать бактерии с рук, но еще и уничтожать их. Для этого в антибактериальное мыло добавляют плюс ко всему специальные добавки, которые действуют как дезинфицирующие вещества. Однако стоит отметить, что и обычное мыло обладает антибактериальным действием, поэтому становиться не понятно, для чего требуется добавление в мыло дополнительных веществ? Вред мыла с антибактериальными добавками весьма специфичен, такое мыло агрессивнее других борется с микробами, при этом уничтожая не только вредные и болезнетворные бактерии, а еще и полезные, которые помогают защищать кожу от различного рода инфекции. Кроме того, что они уничтожают полезные бактерии, вредные микробы со временем начинают вырабатывать иммунитет к антибактериальным добавкам, и они просто перестают на них действовать.
 

С твердым мылом всё понятно, оно наиболее привычно и доступно, его чаще можно встретить в продаже, поэтому пользуется им гораздо большее количество людей, но если вы хотите по возможности снизить вредное влияние мыла, то конечно предпочтительнее использовать всё таки, жидкое. Главным плюсом жидкого мыла перед твердым является его гигиеничность, обычное твердое мыло берут в руки разные люди, оставляя на нём бактерии, которые, впоследствии, начинают плодиться и размножаться на его поверхности. Второй его плюс, это более бережное воздействие на кожу, оно не так сильно сушит кожу, как твердое мыло, лучше увлажняет и очищает от бактерий. Жидкое мыло лучше мылится и в холодной воде. Жидкое мыло обычно выпускают во флаконах с дозатором, что делает его использование более удобным и экономным. Жидкое мыло применяется нередко в общественных туалетах, или в каких либо заведениях, которые постоянно посещает большое количество людей.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

II.1. Изготовление духов

Приборы и реактивы:

Штатив с пробирками
Химический стакан
Мерный стакан
Стеклянная палочка
Цилиндр
Ёмкость для хранения реактивов
Колбы
Стеклянная палочка
Диэтиловый эфир
Вода
Этиловый спирт
Корки апельсина, банановая кожура, хвойные ветки


 

Ход работы.

Подготовка необходимых компонентов: мелко нарезанные корка апельсина, банана и хвойные иголки.

Получение эфирного масла:

а). 3 грамма каждого из ингредиентов поместили в пробирку и залили этиловым эфиром (до полного погружения используемых веществ);

б). Пробирки с полученной смесью закупорили пробками и поставили на 3 суток в тёмное место;

в). Спустя время, отфильтровали полученные растворы (густая консистенция) – эфирные масла и разбавили их в разных объёмах.


 

Вывод:

В результате эксперимента было получено 5 запахов духов

пробирка №1 – апельсиновый

пробирка №2 – банановый

пробирка №3 – хвойный

пробирка №4 – апельсиново-банановый

пробирка №5 – апельсиново-хвойный

При разбавлении масла и спирта в объёмном соотношении 1:2, 1:1, 2:1 соответственно интенсивность и стойкость аромата духов усиливается.

Стойкость духов зависит от ингредиентов.

Духи, приготовленный в обычных условиях не являются вредными для организма человека (исключение: индивидуальная непереносимость некоторых компонентов)

 

II.2. Изготовление мыла

II.2.1. Способ 1

Приборы и реактивы:

Химический стакан

Стеклянная палочка

Кастрюля

Шпатель

Электрический термометр

Ёмкость для размельчения

Бумажные полотенца

Формы для мыла

Пищевая плёнка

Электронные весы

Латексные перчатки

Электрическая плитка

Стеариновая кислота – C17H35COOH)

Щёлочь (гидроксид натрия – NaOH)

Вода

Отвары трав

Животный жир

Эфирные масла

Глина, какао, мята

Воск

Красители пищевые

Ход работы.

Расчетная часть

Для приготовления необходимо (рассчитано учениками на основании дополнительной литературы):

Воск – 35 г

2.Гидроксид натрия – 49,9 г

3.Эфирное масло – 1 г

4. Глина – 40 г

5. Мята – 10 г

6. Стеариновая кислота – 15 г

7. Жир – 25 г

2. Практическая часть

1). Растопили жир и воск и смешали их.

2). Добавили гидроксид натрия и довели раствор до однородной консистенции.

3). Получив мыльную основу, добавили глину, мяту, стеариновую кислоту и эфирное масло.

4). Перелили полученный раствор в формочку и поместили в духовку при температуре на минут

5). Полученному мылу дали выстояться

Вывод:

Получено вещество, которое мылится, но при этом является рыхлым

II.2.2. Способ 2

Приборы и реактивы: (см. способ 1)

Ход работы.

Расчетная часть

Для приготовления необходимо (рассчитано учениками на основании дополнительной литературы):

1. Воск – 15 г

2.Гидроксид натрия – 25 мл

3.Эфирное масло – 1 г

4. Глина – 20 г

5. Мята – 10 г

6. Стеариновая кислота – 15 г

7. Жир – 10 г

8. Какао – 12г


 

2. Практическая часть

1). Растопили жир и воск и смешали их.

2). Добавили гидроксид натрия и довели раствор до однородной консистенции.

3). Получив мыльную основу, добавили глину, какао, стеариновую кислоту и эфирное масло.

4). Перелили полученный раствор в формочку и поместили в духовку при температуре на минут

5). Полученному мылу дали выстояться

Вывод:

Проанализирован состав мыла

Определены условия приготовления качественного продукта

Выявлены способы получения более чистых и полезных продуктов.

Попытка получения мыла с минимальным содержанием вредных

веществ требует доработки


ВЫВОДЫ

Проанализирован состав парфюмерной воды и мыла и выявлены их практичность в применении:

Парфюмерия

- натуральные и синтетические душистые вещества;

- этиловый спирт;

- красители.

1.2 Мыловарение

- смесь растворимых солей высших жирных карбоновых кислот:

- вещества, обладающие моющим действием;

- ароматизаторы;

- красители.

Определены условия приготовления качественного продукта

Выявить новые способы получения более чистых и полезных объектов исследования и определён их «новый» состав:

Парфюмерия

- самостоятельно полученные эфирные масла;

- этиловый спирт;

- отсутствие красителей.

3.2 Мыловарение

- самостоятельно приготовлена мыльная основа, содержащая меньшее количество щёлочи

- в качестве ароматизаторов – эфирные масла;

- используются пищевые красители.

 

Список литературы:

1.http://www.my-article.net/get /наука/медицина/прочее/история-мыловарения

2. http://www.soapdream.ru/Informatsiya/Stati-po-mylovareniyu.html

3. http://soapmaker.biz.ua/istoriya-mylovareniya /

4. http://www.by-hand.ru/enciclopedia/comments/48

5. http://www.originalsoap.ru

6. http://www.birmama.ru

Опубликовано


Комментарии (1)

Редреева Вера Павловна, 06.12.15 в 20:00 0 Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилась ваша разработка, особенно практическая часть, обязательно использую её на уроке. Богатый теоретический материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.