НейроЛогоБум

0
0
Материал опубликован 16 December

Невенчана Алена Игоревна, учитель-логопед

Зыганова Юлия Александровна, воспитатель

первой квалификационной категории

муниципального автономного

образовательного дошкольного учреждения

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

г. Мончегорск






Развитие речи у детей - важный аспект общего развития и подготовки к дальнейшему обучению. Для стимулирования речевой активности и обогащения словарного запаса дошколят в коррекционной группе мы с коллегой используем различные увлекательные эксперименты, которые побуждают любознательность и активизируют познавательные процессы детей. Во время опытов дети учатся выражать свои мысли, описывать наблюдения и делиться открытиями.

Для автоматизации звуков мы используем эксперименты с воздухом, водой и другими материалами:

Эксперименты с воздушными шарами, мыльными пузырями помогают в автоматизации звуков, особенно шипящих и свистящих, таких как [ш], [с], [ч], [щ] поскольку они позволяют ребенку почувствовать силу выдоха и контролировать его. Вот несколько примеров того, как это работает:

Контроль над силой выдоха: Для произнесения шипящих и свистящих звуков требуется сильный направленный выдох. Воздушный шар помогает визуализировать этот процесс. Когда ребенок дует в шарик, он видит, насколько сильно наполняется шарик воздухом. Это помогает понять, что для правильного произношения этих звуков нужен мощный, но контролируемый поток воздуха. Это тренирует выносливость дыхательных мышц и увеличивает продолжительность выдоха, что важно для связной речи.

Тренировка мышц губ и языка: Чтобы правильно произносить звуки [ш], [с], [ч], [щ], необходимо удерживать губы и язык в определенной позиции. Дуя в шарик, ребенок учится держать губы вытянутыми вперед (для звука [с]) или округленными (для звука [ш]). Это тренирует мышцы лица и улучшает артикуляцию.

Длительность звучания: Шипящие и свистящие звуки требуют непрерывного потока воздуха. Дуя в шарик, можно научиться контролировать длительность выдоха, чтобы звук был четким и продолжительным.

Игровая форма обучения: Использование воздушных шаров делает занятия более увлекательными и интересными, особенно для детей. Игровые элементы помогают лучше усваивать материал и повышают мотивацию к обучению.

Таким образом, эксперименты с воздушными шарами помогают автоматизировать шипящие и свистящие звуки через тренировку силы и контроля выдоха, развитие мышц губ и языка, а также делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Эксперименты с водой способствуют закреплению произношения звука [С].

Занятия с водой могут быть отличным способом развития мелкой моторики у детей, а также тренировки дыхания и контроля над ним. Эти аспекты важны для формирования правильной артикуляции различных звуков, включая звук [с].

Вот несколько примеров того, как игры с водой могут помочь:

Развитие дыхания (правильное дыхание важно для корректного произношения многих звуков, особенно шипящих и свистящих, таких как [с]).

Контроль над движениями рта (Чтобы правильно произнести звук [с], необходимо удерживать зубы близко друг к другу, а язык расположить за нижними зубами. Игры с водой требуют концентрации и точности движений, что способствует улучшению общей координации ротовой полости).

Фокусировка внимания (во время игр с водой дети учатся концентрироваться на своих действиях, что полезно для осознанной работы над произношением звуков).

Релаксация и снятие напряжения (некоторые дети испытывают трудности с произношением определенных звуков из-за мышечного напряжения. Игра с водой может помочь расслабиться и снять напряжение, что положительно сказывается на артикуляции).

Таким образом, занятия с водой могут опосредованно способствовать улучшению произношения звука [с], помогая развить нужные физические и когнитивные навыки. Однако для целенаправленного закрепления произношения конкретных звуков лучше использовать специализированные логопедические упражнения и техники.

Исследование разных материалов развивает гибкость речевого аппарата для звука [Р].

Развивать гибкость речевого аппарата для звука [р] действительно возможно через исследование различных материалов. Давайте рассмотрим, каким образом это работает.

Почему материалы влияют на гибкость речевого аппарата?

Сенсорное восприятие: Исследуя различные текстуры и материалы, ребёнок активизирует сенсорную систему, которая тесно связана с развитием речевой функции. Разнообразие ощущений стимулирует мозг и помогает улучшить координацию движений речевого аппарата.

Моторика: Манипулирование различными материалами требует точных движений пальцев и рук, что напрямую связано с мелкой моторикой. Мелкая моторика влияет на крупную моторику, включая работу мышц лица и языка, необходимых для правильного произношения звука [р].

Кинестетика: Ощущение разных поверхностей и форм помогает ребёнку лучше понимать своё тело и его возможности. Это включает в себя осознание положения языка, губ и челюстей, что важно для точного воспроизведения звуков.

Творчество и игра: Исследование материалов часто происходит в игровой форме, что создаёт позитивную эмоциональную атмосферу. Эмоциональная вовлечённость способствует лучшему усвоению новых навыков, включая артикуляцию звуков.

Исследования разных материалов действительно могут способствовать развитию гибкости речевого аппарата для звука [р]. Сенсорное восприятие, моторика, кинестезия и творческая активность играют важную роль в этом процессе. Надо помнить, что такие занятия должны проводиться в игровой форме и сопровождаться положительными эмоциями, чтобы максимально эффективно влиять на развитие речевых навыков.

Развитие слоговой структуры происходит через:

Эксперименты с природными материалами (помогают детям чётко проговаривать и слышать слоговую структуру слов).

Последовательность действий (повторение последовательности действий в экспериментах закрепляет понимание слоговой организации слов).

Манипуляции с предметами (в ходе опытов тренируют артикуляционный аппарат и способствуют усвоению ритма речи).

Игровой характер (экспериментальная деятельность делает процесс развития слоговой структуры увлекательным и эффективным).

Экспериментальная деятельность способствует визуализации и развитию моторики у детей.

помогают ребенку лучше понимать окружающий мир, улучшают координацию движений и развивают творческие способности. Включение этих элементов в эксперименты делает процесс обучения более интересным и эффективным.

Устойчивый рост показателей речи достигается благодаря регулярным и разнообразным занятиям, индивидуальному подходу, интерактивности и связи с повседневной жизнью. Важно оценивать прогресс детей и корректировать программу занятий в соответствии с их потребностями и уровнем развития.

Для достижения устойчивого роста показателей речи у детей важно систематически применять разнообразные методы и подходы, включая эксперименты. Рассмотрим основные аспекты, которые помогут обеспечить устойчивое улучшение речевых навыков:

1. Регулярность и последовательность

Регулярные занятия и повторение экспериментов помогают закреплять новые знания и навыки. Постепенно усложняйте задачи, чтобы поддерживать интерес и мотивацию детей.

2. Индивидуальный подход

Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого участника. Подбирайте эксперименты и задания, соответствующие уровню развития конкретного ребенка.

3. Интерактивность и вовлеченность

Активное участие детей в экспериментах стимулирует их речевую активность. Давайте детям возможность высказываться, задавать вопросы и делиться своими мыслями и впечатлениями.

4. Разнообразие методов и материалов

Использование разнообразных методов и материалов (вода, песок, краски, музыкальные инструменты и т.д.) помогает удерживать внимание детей и расширять их кругозор.

5. Связь с повседневной жизнью

Объединяйте эксперименты с повседневными ситуациями и событиями, чтобы дети могли применить полученные знания в реальной жизни. Это поможет сделать обучение более осмысленным и полезным.

6. Оценка динамики

Регулярно оценивая динамику у детей, используя различные методы оценки (наблюдения, тесты, опросы) позволяет корректировать программу занятий и адаптировать ее под нужды конкретных детей.

Все эти аспекты способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, улучшению навыков общения и творчества. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому подход должен быть индивидуальным с учетом интересов и способностей каждого ребенка.

Хотим, представить вашему вниманию небольшой видеоролик с экспериментальной деятельностью для развития речи у детей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.