Конспект урока чтения на тему «Н.А. Некрасов "В полном разгаре страда деревенская"» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока чтения, 8 класс. Некрасов Н. А. «В полном разгаре страда деревенская»
Цель: знакомство со стихотворением, развитие речи, обогащение словаря учащихся, совершенствование техники чтения.
Задача: способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения
Создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова Н. А.
Ход урока
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова, поэта, человека, как выразился Достоевский «с раненым сердцем». Назовите даты жизни Некрасова Н. А.
С чем связаны детские воспоминания Некрасова? Что в них было светлого, доброго? (мать Елена Андреевна)
«Треволнением мирского далекое.
С неземным выраженьем в очах
Русокурая голубоглазая
С тихой грустью на бледных устах.»
От нее он взял лучшие душевные качества. Что причиняло боль Некрасову в семье. (Отец – деспот, жадный, жестокий человек. Поднимал руку на бедных работяг и на свою жену)
Некрасов писал:
«Родился я в большом дому
Напоминающем тюрьму.
В котором грозный властелин
Свободно действовал один.
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою.»
Тяжелая судьба крестьян, непосильная физическая работа, особенно женщин, очень тяготила Некрасова. Видимо поэтому Некрасова так заботила тема женской судьбы, ставшей центральной в его творчестве. Этой теме он посвятил свое стихотворение «В полном разгаре страда деревенская», написанное в 1862 г., с которым мы будем знакомиться на уроке.
Прежде чем приступим к изучению.
Словарная работа.
Страда - это тяжелая летняя работа в период косьбы и жатвы.
Косуля – соха
Жбан – кружка, для хранения напитков.
Вянешь до времени – лишиться свежести, стареть
Чтение учителем стихотворения.
Кому посвятил это стихотворение Некрасов? (русским женщинам, крестьянке матери)
О чем рассказывается в этом стихотворении? (о трудной доле женщины, которой особенно тяжело приходится в горячую пору страды)
Разбор стихотворения
Работа над текстом, чтение учащимися по трехстишьям.
- Чтение первого трехстишья.
Здесь есть строки, в которых звучит главная мысль стихотворения. (Не сыскать труднее русской доли женской.) Зачитать.
- Чтение второго трехстишья. Какой образ матери в этих строчках? (многострадальной) Разбор сложного слова.
- Чтение третьего и четвертого трехстишья. Какой мы видим образ крестьянской труженицы? Какие глаголы говорят об этом?
Физминутка
- Чтение пятого трехстишья. В чем тяжесть женского подневольного труда? (Работает как мужик, поднимает тяжести, непосильный труд крестьянки. Не думает о здоровье, чтобы заработать.)
- Чтение шестого и седьмого трехстишья. Что заставляет женщину на мгновение оторваться от работы? (Доносится громкий плач ребенка)
Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ноженька, полосонька, косынька, косуля)
Мы видим, как автор сочувствует женщине.
- Чтение восьмых и девятых столбцов.
Мы видим непродолжительный отдых женщины. От жары и усталости она стоит в отупении и невозможно понять, что текут по лицу слезы или пот от непосильной жизни.
Даже и после отмены крепостного права в 1861 году ничего не изменилось в жизни русского народа. И крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народа.
Чтение стихотворения учащимися.
Закрепление.
В каком году написано стихотворение?
Что говорит поэт о тяжелой доле русской крестьянки?
В чем тяжесть женского подневольного труда?
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
Домашнее задание.