Дипломная работа «Нестандартные формы занятий по литературе в среднем профессиональном образовании»

8
2
Материал опубликован 15 December 2023 в группе

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРАЗОВАНИИ

t1702628354aa.png

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор (ФИО)


Калягина Ирина Владимировна.

2

Образовательная

организация

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/

3

Должность

Преподаватель.

4

Преподаваемые дисциплины

ОУП.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык.

5

Вид ресурса

Дипломная работа.

6

Название ресурса

Нестандартные формы занятий по литературе в

среднем профессиональном образовании.

Источники информации

1

Изображение – сервис Яндекс.Картинки

2

Все источники упомянуты после текста работы.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

 профессиональной переподготовки

«Преподаватель литературы в СПО»

 

Тема:

«Нестандартные формы занятий по литературе в среднем профессиональном образовании»

 

Дипломную работу подготовила:

Калягина Ирина Владимировна

Должность:

преподаватель

Место работы:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

 

23 ноября, 2023 г.

 

г. Санкт-Петербург

Российская Федерация

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1 Понятие «занятие» в методике преподавания литературы 6

1.2 Особенности нестандартных форм проведения занятий в современной

системе среднего профессионального образования 9

1.2.1 Классификация нестандартных занятий 9

1.2.2 Достоинства и недостатки нестандартных занятий 13

1.2.3 Требования к проведению нестандартного занятия 14

1.2.4 Этапы подготовки и проведения нестандартных занятий 15

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 17

2.1 Особенности учебно-методических комплексов по литературе 17

2.2. Нестандартные занятия по литературе как способ активизации

познавательной деятельности обучающихся 19

2.2.1 Занятие-викторина 20

2.2.2 Занятие-экскурсия 20

2.2.3 Занятие-дискуссия: дебаты, споры 20

2.2.4 Занятие-исследование 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ

Нынешнее человечество оказалось в новых социально-культурных условиях, когда разрушаются прежние идеалы, размываются моральные ориентиры, искажается личность молодого человека, нивелируется граница между добром и злом, красотой и безобразием. В этих условиях огромный нравственный и эстетический потенциал литературы часто остается невостребованным молодым поколением. Книга уходит из жизни современного студента. Чтение рассматривается чаще всего как вынужденное учебное занятие.

Как изменить ситуацию, как приобщить студента к чтению и вернуть ему интерес к книге, без которой неполноценно развитие личности? Как развить навыки слышать, понимать, вдумываться в слово писателя, его мысли, надежды, идеи, разделяя, сопереживая или не соглашаясь? Как создать условия для выражения студентом жизненной позиции, собственного мнения по определенной теме? Литература, вне всякого сомнения, занимает отдельное место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речевого развития, творческих способностей, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры студента. Закономерно, что развитие личности обучающегося в основе обучения и воспитания, а литературное развитие - основа общего личностного развития человека. Огромную роль в этом может играть современное занятие по литературе в среднем профессиональном образовании (СПО).

Понятие «современное занятие» в наше время является одним из самых обсуждаемых, предметом многих споров. На новом этапе развития общества предъявляются новые требования. Важно определить понятие «современное учебное занятие», в котором студенты имеют возможность самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. Методика преподавания литературы также претерпевает изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всесторонне развитой личности. Следовательно, и требования к современному учебному занятию изменились.

Занятие – это самый главный компонент учебного процесса, мастерская, кузница талантов. Хорошее занятие включает в себя много составляющих элементов: методы, формы работы, профессионализм и мастерство преподавателя. Основным видом учебного занятия по литературе остается традиционное, однако необычные, нешаблонные, нестандартные формы занятий приобретают всё большее значение: занятия-семинары, занятия-диспуты, занятия-экскурсии, пресс-конференции, занятия игрового типа и многие другие. Любое занятие, в котором есть что-то новаторское, оригинальное и необычное, можно определить как нестандартное. Обнаружить такие нестандартные формы занятий становится для преподавателей важной задачей.

Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью уточнить типологию и методику проведения нестандартных занятий как одной из форм преподавания литературы в среднем профессиональном образовании.

Объектом рассмотрения дипломной работы являются нестандартные формы проведения занятий по литературе в системе СПО.

Предмет рассмотрения дипломной работы – методика проведения нестандартных форм занятии в системе СПО.

Цель дипломной работы – рассмотрение типологии и методики, а также представление возможности использования нестандартных занятий по литературе в среднем профессиональном образовании на конкретных примерах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) рассмотреть особенности современного занятия по литературе;

2) охарактеризовать особенности нестандартных занятий в современной системе среднего профессионального образования;

3) проанализировать современные образовательные программы по литературе в СПО;

4) описать возможные варианты использования нестандартных форм занятий по литературе;

5) представить методические разработки занятий по литературе.

В дипломной работе используются общенаучные исследовательские методы: анализ, сравнение, обобщение. Теоретической базой дипломной работы составили исследования таких методистов, как: В.А. Абашев, Л.И. Абадуллина, Н.Ф. Бакалова, С.Н. Букреева,

Ф.Р. Валеева, Е.Н. Гуляков, Ю.В. Долбилова, Л.В. Жукова, О.В. Мадаева, С.А. Мухина,

О.Е. Распутина, Г.Б. Руслякова, О.Ю. Терещенко и др.

Автор дипломной работы систематизирует различные точки зрения по проблематике классификации занятий по литературе. Также с опорой на имеющийся фактический материал, раскрываются аспекты, касающиеся методики преподавания современного занятия по литературе, не освещенные или недостаточно освещенные в литературоведческих работах. Автор дипломной работы определяет методику отбора учебного материала и организацию занятия по литературе в современном колледже, техникуме, лицее.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы преподавателями литературы в учебной процессе при разработке учебно-методических материалов, спецкурсов.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Для корректного отражения содержания работы – 30 страниц – файл прикреплен:



Нестандартные формы занятий по литературе в СПОDOCX / 91.5 Кб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Владимировна, спасибо за творчество!

15 December 2023

Спасибо, Ирина Владимировна :)!

15 December 2023

Похожие публикации