Нестандартное домашнее задание по теме «Круговые диаграммы»
Пояснительная записка
Начиная с 2023-2024 учебного года отдельным предметом в школьном образовании выделен курс «Вероятность и статистика». Одна из содержательно-методических линий – это «Представление данных и описательная статистика». Содержание вышеуказанной линии служит основой для формирования навыков работы с информацией. Это и чтение, и интерпретация данных, представленных в таблицах, на диаграммах и графиках, а также сбор, представление и анализ данных. Именно поэтому так важно выстроить особую систему домашних заданий по «Вероятности и статистике». Личный опыт педагогической деятельности подсказывает, в каком направлении двигаться для того, чтобы пробудить у обучающихся искренний интерес к выполняемым заданиям, а именно: требуется сделать домашнее задание личностно-значимым для каждого ученика. А для этого потребуется дать учащимся некоторую степень свободы и выбора. Именно поэтому в качестве домашнего задания с целью закрепления пройденного материала по теме «Круговые диаграммы» было разработано нижеследующее нестандартное домашнее задание.
Тема домашнего задания: «Круговые диаграммы»
Класс: 7
Цель домашнего задания: построить круговую диаграмму по результатам опроса в своём классе
Задачи домашнего задания:
1. Провести опрос среди одноклассников на выбранную тему
2. Представить результаты опроса в виде таблицы
3. Для полученного массива значений построить круговую диаграмму
4. Проанализировать полученный результат
Степень сложности: средняя
Тип задания: индивидуально или в малых группах (по 2-3 человека)
Рекомендуемое количество времени на выполнение: в зависимости от формы выполнения работы (индивидуально или в группах), от темы опроса, а также от выбранного способа опроса (самостоятельно или с применением ИКТ средств) время выполнения работы может варьироваться от 20мин до 30 мин
Инструкция к выполнению:
1) Проведите опрос среди одноклассников на интересующую вас тему
Например, «Предметы какого цикла вы предпочитаете?» (математического (алгебра, геометрия, вероятность и статистика, информатика), гуманитарного (русский язык, литература, иностранный язык), естественно-научного (география, биология, физика), общественно-научного (история, обществознание), искусство (музыка, изо), физическая культура или трудовое обучение. Или, например: «Какой цвет в одежде вы предпочитаете?»
2) Результаты опроса представьте в виде таблицы, из которой будет следовать, сколько голосов набрал каждый из возможных ответов одноклассников
3) Для полученных данных постройте круговую диаграмму. Для этого:
а) вычислите, какую долю каждый из возможных ответов одноклассников составляет по отношению ко всем ответам в совокупности (для этого разделите количество голосов, соответствующее какому-либо из ответов, на их общее количество)
б) определите, какая градусная мера на диаграмме будет соответствовать каждому из секторов (для этого умножьте 360 градусов на полученные в шаге а) доли)
в) постройте круг и разделите его на секторы, пропорциональные частям целого
в) подпишите легенду диаграммы
4) Проанализируйте полученную круговую диаграмму. Для этого:
а) определите по диаграмме самый популярный ответ одноклассников
б) определите по диаграмме самый малочисленный ответ
в) какие ответы составляют примерно половину (четверть, треть) всех полученных ответов (при наличии таковых)
г) какие ответы набрали одинаковое (примерно одинаковое) количество голосов
Способ проверки: у каждого учащегося учителем
Примечание: учащиеся самостоятельно выбирают индивидуально или в малых группах (по 2-3 человека) выполнять работу, при этом результат, круговая диаграмма с необходимыми для её построения вычислениями, должен быть у каждого учащегося, т.е. учащиеся могут совместно выбрать тему опроса, совместно провести опрос, обсудить полученный результат, но каждый должен самостоятельно построить круговую диаграмму