Мастер-класс на тему «Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»
Борисова Наталья Ивановна – воспитатель.
СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с Ташёлка.
E-mail:staschelka@yandex.ru
Одна из важных задач воспитания дошкольников - является формирование творческой личности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешней разностороннее развития ребенка. Одним из средством для этого является изобразительная деятельность. Рисуя ребенок познает мир и развивает определенные способности, а так же развивает специальные умения и навыки, развивается мелкая моторика, которая необходима будущему школьнику.
Я работаю с детьми ОВЗ
Целью моей работы стало развитие творческих способностей у детей ОВЗ, через использования нетрадиционной техники рисования. Я поставили перед собой следующие задачи:
* Сформировать у детей технические навыки рисования.
* Познакомить детей ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования.
* Научить создавать свой образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники.
* Развивать воображения и творческие способности.
* Обогащать и расширять художественный опыт детей.
* Побуждать ребенка экспериментировать.
* Поощрять и поддерживать творческие находки.
* Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,
к собственной деятельности и ее результату.
*Помочь детям снять или уменьшить комплекс «Художественный комплекс неполноценности».
* Повысить мотивацию к занятиям изобразительной деятельности.
Одно из нетрадиционной техники рисования я решила использовать с детьми ОВЗ - это правополушарное рисование. Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества проблем, позволяющая раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Метод правополушарного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Это методика способствует решению огромного количества проблем имеющихся у детей с ОВЗ. Она позволяет раскрыть изобразительный потенциал любого человека, позволяет переключится в режим творческой активности всем, несмотря на возраст и индивидуальные особенности. Рисования -увлекает и завораживает, которая удивляет и восхищает детей. Позволяет детям чувствовать себя расковано, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражению.
Это методика основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии 1981 года за достижения в области работы головного мозга, Роджерса Уолта Сперри. Далее метод доработан художником Бэтти Эдвардс. Благодаря этим ученным техника правополушарной живописи стало популярной во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.
Основой правополушарного рисования является деятельность соответствующих нейронных структур, обеспечивающих активизацию правого полушария мозга, стимулирующего творческую активность человека.
Таким образом, используя эту технику у детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и находят средства для его выполнения.
Данный опыт по правополушарному рисованию я с удовольствием буду использовать в дальнейшем своей работе.
Мастер-класс « НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ
КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.»
Борисова Наталья Ивановна – воспитатель..
СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с Ташёлка.
Цель: распространение своего педагогического опыта, ознакомление педагогов с одним из нетрадиционных средств развития творческих способностей у дошкольников - использование метода правополушарного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с приёмами правополушарного рисования;
2.Познакомить педагогов с организацией и проведением изобразительной деятельности.
3.Учить создавать оригинальный рисунок , используя простые доступные для всех материалы.
4.Научить изображать гуашью на листе бумаги цветы ромашек.
5.Развивать навыки и приёмы работы гуашью.
6. Воспитывать положительное отношение к рисованию.
Материалы для работы
Гуашь – 6 цветов
Лист бумаги для акварели.
Кисти синтетика №20; №4; №8; кисть щетина №7
Баночка с водой
Палитра
Тряпочка вытирать кисти
Ход мастер – класса.
Уважаемые коллеги!
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование –является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия мира. Рисуя ребенок развивает определенные способности – зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, дети получают удовлетворение от результата, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Развиваются также специальные умения и навыки, зрительно – моторная координация, свободное владение кистью рук. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса.
Все это время меня привлекали разнообразные нетрадиционные техники в художественном творчестве. Последней моей находкой была технология правополушарного рисования. И на практике я уже убедилась, что применяя данную технологию в работе с детьми с ОВЗ можно компенсировать их поведенческие реакции.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости содействуют развитию инициативы, самостоятельности создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Поэтому тему свою мы считаем актуальной.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.
На занятиях я вначале проводила гимнастику для мелкой моторики руки и вводим детей в сказку и потом начинаем окунаться в сам процесс и в рисунок который мы хотим нарисовать
Наверняка каждый из вас хоть раз в своей жизни хотел стать художником, или хотя бы неплохо научиться рисовать, но по каким-то причинам не получилось. Сейчас мы постараемся исполнить вашу мечту. Просим выйти из зала трех добровольцев. Проходите к столу..
И так давайте приготовим наши пальчики к работе.
«Кисточку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
Широкой кистью покрываем лист бумаги белой гуашью
Ставим на загрунтованном листе точки разных цветов, цвета точек выбираем такие, какой вы желаете увидеть фон. Я буду рисовать вечер, солнце только что скрылось за лес, и я хочу видеть его отблески в небе, поэтому выбираю, красный, жёлтый, синий.
Когда лист покрыт точками нужного нам цвета, берём широкую кисть обмакиваем её в белую гуашь и размазываем наши точки слева направо.
Получаем замечательный фон для нашего рисунка.
5.Отмечаем линию горизонта. Поясняем ребёнку постарше, что здесь земля с небом сходится. рисуем на этой линии лес (примакиванием или тычком)
Затем рисуем деревья и елочку на переднем плане.
7.Покрываем ёлочки снегом, для этого кисть обмакнуть в белую гуашь, убираем лишнюю краску, затем аккуратно тычком проходим по ёлочке и деревьям.
Наш рисунок готов. Можно его вставить в рамку. Желаем вам творческих успехов!
Литература
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения Искусство и развлечения Искусство Ав. Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009г.
6. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,201
Надежда Алексеевна Паршукова
Горбачёва Марина Юрьевна