Невьянская башня

16
0
Материал опубликован 10 November 2016 в группе

Несмотря на кажущуюся неустойчивость, она прочно стоит на земле. О том, что она изначально так и была спроектирована, рассказывается в местной легенде. Считается, что отклонение в юго-западном направлении, в сторону Тулы, символизирует уважение к малой родине Демидовых.

Существует несколько версий происхождения знаменитого купеческого рода. Доподлинно известно, что, благодаря своей энергии и предприимчивости, а также встрече с Петром I, крестьянин Никита Антуфьев не только получил огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов, но и был возведен в дворянское звание под фамилией «Демидов» вместе с сыновьями и их законным потомством. Со временем род Демидовых прославился благодаря богатству, благотворительности и выдающимся заслугам в деле развития горнозаводской промышленности. Среди его представителей не только известные промышленники, но и дипломаты, ученые. Демидовыми были основаны Демидовская премия, Демидовский лицей и Томский университет.

В 1702 году Невьянский чугуноплавильный и железоделательный завод по особому распоряжению Петра I был передан во владение Никиты Демидова. Его верным помощником сызмальства стал сын Акинфий, которого впоследствии Дмитрий Мамин-Сибиряк назвал «истинным сыном своего века: под его железной рукой стонали не только приписанные к заводам крестьяне, но и сами подьячие, разные приставники, приказчики и прочий служивый люд». Государево доверие Демидовы не подорвали, из невьянских домен металл потек рекой. И вскоре уральскую торговую марку «Старый соболь» узнали в Европе и Америке.

После смерти отца Акинфий Демидов прочно обосновался в Невьянске. В середине 1720-х годов по его указу были построены каменный господский дом, заводская контора и, рядом с уже существовавшей на территории завода деревянной Преображенской церковью, - колокольня, признанная уникальным памятником архитектуры XVIII века.

Имя гениального зодчего не сохранилось, зато появился миф о том, что его по указанию Демидова сбросили с башни, дабы больше никому не смог построить такую же. Впрочем, документальных подтверждений этому нет. Зато очевидны вкусовые пристрастия Акинфия Демидова: все элементы строения типичны для старорусской архитектуры: внизу - четверик (квадратное основание), а сверху надстроены еще три восьмигранных яруса.

Возводили башню из особого, так называемого «подпятного», кирпича. Для его производства красную глину разминали голыми ногами, что позволяло нащупать и удалить попавшие в нее камешки. Затем в массу добавляли известковую муку и яичный белок. После обжига каждый кирпич проверяли на прочность, сбрасывая его с десятиметровой высоты. В дело шли только целые. Мощные двухметровые стены нижнего яруса должны были стать гарантией надежности строения. Но как раз эта тяжеловесность и явилась главной причиной отклонения башни.

Почва, размытая грунтовыми водами, не выдержала многотонного давления основания, оно начало съезжать и накренилось. Чтобы выровнять конструкцию, кирпичи всех последующих ярусов стесывали под определенным углом - придало строению саблеобразную форму. Измерения показывают: четверик башни отклонен от оси на три градуса, середина - на один, вершина же строго вертикальна.

Технические параметры башни:

1. Основание - квадрат со стороной 9,5 метра.
2. Отклонение башни от вертикали - около 1,85 метра.
3. «Вековая осадка» - 0,9 миллиметров в год.
4. Высота - 57,5 метра.
5. Толщина стен в основании - 2 метра, на последнем уровне - 32 сантиметра.
6. Вес флюгера - 25 килограмм, длина - 178 сантиметров.
7. Диаметр шара-громоотвода - 30 сантиметров, длина шипов-лучей - 40 сантиметров.
8. Музыкальный бой часов создают десять медных и один бронзовый колокол весом больше тонны.

Украшение стен - кружевные чугунные решетки балконов. Металл, из которого они отлиты, настолько высокого качества, что на нем до сих пор нет и намека на коррозию.

Венчают купол башни флюгер с гербом Демидовых и новый громоотвод, напоминающий золотое солнце с лучами-шипами (старый, искалеченный ударами молний, доживает свой век в музее Невьянской башни). Заземление обеспечивают металлические конструкции, пронизывающие здание и уходящие в землю. Любопытная деталь: официально считается, что громоотвод был изобретен Бенджамином Франклином лишь в 1760 году, то есть спустя много лет после появления его на Невьянской башне…

Внутренние помещения располагаются на девяти уровнях-этажах. Во все можно заглянуть, а кое-где стоит задержаться и подольше. Прежде всего, в секретной лаборатории Акинфия Демидова, где якобы чеканили фальшивые деньги. Считается, что доказательством тому служили найденные в саже дымохода микрочастицы серебра и золота. Однако денег этих никто никогда не видел, не найдено и никакого оборудования для их производства, а потому обвинение выглядит несостоятельным. Возможно, Демидов нашел месторождение золота в районе Невьянска, вел тайную его разработку, а в лаборатории изучал образцы? Не исключено, хотя на призыв Петра I «золотые руды сыскивать» он и отвечал, что на Урале их нет. Тем не менее, драгоценный металл все-таки был найден, и с 1819 года в Невьянском округе ведется его регулярная добыча.

А вот и знаменитая слуховая комната. Особенность ее в том, что, если повернуться лицом к одному из углов, можно услышать даже самый тихий разговор людей, находящихся в противоположном. Такой звуковой эффект достигается за счет оптимального соотношения радиуса свода, перекрывающего комнату, и длины звуковой волны. Говорят, сюда Акинфий Демидов приводил ревизоров и недругов, «тактично» давал им возможность поделиться впечатлениями без свидетелей, сам же незримо присутствовал при их разговоре. Удивляясь его «прозорливости», люди говорили: «Демид все слышит, все знает».

Седьмой и восьмой этажи занимают куранты, созданные в 1730 году английскими мастерами. Акинфий Демидов приобрел их за пять тысяч рублей. По тем временам цена эта была баснословно высокой, часы стоили дороже самой башни, которую во второй половине XVIII века оценили в 4207 рублей золотом. Механизм поражает не только точностью хода и красотой колокольного звона, но и репертуаром музыкальном вала, на котором изначально было «записано» 18 мелодий (в 1985 году к ним прибавились хор «Славься!» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» и свадебный марш Ф.Мендельсона).


На самом верхнем этаже башни расположен балкон, в былые времена служивший наблюдательным пунктом. Здесь, на высоте птичьего полета, грандиозность сооружения, по многим параметрам опередившего свое время, ощущается особенно сильно.

Комментарии
Комментариев пока нет.