Урок-исследование «Экологические проблемы города Невьянск»
Тема: Экологические проблемы города Невьянск
Тип урока: урок-исследование
Цель: формирование отношения учащихся к экологическим проблемам города Невьянск
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с экологическими проблемами своего города
Развивающие:
Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации
Воспитывающие:
Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры.
Методы работы учащихся: самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки)
Информационные ресурсы:
http://enc-dic.com
http://multiurok.ru/nomokonova
Оборудование:
Карточки с заданиями для групп учащихся
Лабораторное оборудование:
- микроскоп
- пробирка с пробой воды Невьянского пруда
- предметные стекла
- пипетка
- лакмусовая бумага
3. Письмо-обращение
Длительность занятия: 45 мин.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Я желаю всем доброго здоровья и приглашаю вас на урок – исследование. Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории под названием «Всезнайки». А как вы думаете, почему у нашей эко лаборатории такое название? (отвечают учащиеся)
Учитель: Вы правы, ребята. И сегодня мы будем в роли ученых и попробуем решить конкретные проблемы, попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся экологии города, в котором мы с вами живем. Мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученых, и ощутить радость открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают». В своей работе при проведении исследований ученые используют разные методы. Что означает это слово в науке? (Учитель выслушивает предположительные ответы учащихся, если учащиеся затрудняются ответить учитель рекомендует воспользоваться Интернет-ресурсом ссылка: http://enc-dic.com
Учащиеся (озвучивают ответ на заданный вопрос): Метод в науке означает способ познания действительности, прием исследования.
Учитель: Какие методы ученые используют при проведении исследований?
Учащиеся: Описательный, сравнительный, экспериментальный.
Учитель: А теперь дайте характеристику каждому из перечисленных методов, используя Интернет-ресурс, перейдя по ссылке:
http://reshit.ru
Перейдя по ссылке, учащиеся устно дают характеристику трем методам исследований.
(Раздается стук в дверь и учителю вахтёр школы вручает письмо-обращение)
Учитель: Ребята, к нам поступила телеграмма (зачитывает текст обращения):
Уважаемые, ученые лаборатории «Всезнайки»!
Каждый год в нашем любимом городе Невьянск
встаёт вопрос о большом количестве бытового мусора.
И взрослые, и малые граждане нашей малой Родины выбрасывают бытовые отходы не только около своих домов,
но и в пригородных лесах, вдоль реи Нейва и её притоков
Загрязнение окружающей среды бытовым мусором способствует увеличению количества мышей и крыс,
а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.
На улицах нашего города мы видим бездомных животных,
которые живут в подвалах, на свалках и на детских площадках.
Не могли бы вы нам помочь в борьбе за чистоту нашего города
и здоровье его жителей.
Для этого невьянцам необходимо разъяснить,
как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора и
как сократить количество бездомных животных.
Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.
Комитет по экологии
Организация самостоятельной работы в группах
Учитель: Давайте подумаем, как мы можем помочь городу в решении проблемы ликвидации бытового мусора и бездомных животных. Итак, представьте себе, что мы приступаем к работе в экологической лаборатории, в которой нам предстоит провести свои собственные исследования. В нашем распоряжении справочная литература, лабораторное оборудование, Интернет-ресурсы.
В лаборатории будет работать 4 группы ученых - экологов (по 6-7 человек): «Умные головы», «Следопыты», «Экспресс - лаборатория и «Чрезвычайная служба». Каждый коллектив ученых – экологов после решения проблемы представит отчет о своей работе в устной форме. Итак, получите задания и приступайте к их решению (учитель выдает конверты группам экологов, который озвучивают задания). На выполнение заданий вам дается 15 мин. Желаю вам творческих успехов!
Группа «Умные головы»: Перед вами нарисованное мусорное ведро, на котором маркером вы должны записать названия бытового мусора, например: газета, пищевые отходы, сломанные игрушки, порванные колготки, погибшее комнатное растение, старые вещи, старая книга, сломанный карандаш, пластиковая бутылка, батарейки и т.д). Так вы заполните данное ведро бытовым мусором. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом можно:
- снизить их количество,
- найти им новое применение или вторично использовать.
Ответьте на вопрос: «Чем опасны использованные батарейки и как с ними поступать?», Воспользуйтесь помощью Интернет – ресурса, пройдя по ссылке: http://multiurok.ru
Группа «Следопыты»: Жители микрорайона Михайловка отметили появление желтой пленки на поверхности Невьянского пруда. Взяли пробу воды из данного водоема и просят исследовать образец, проанализировать и ответить на вопрос: «С чем связано
данное явление и какие меры (если нужно) необходимо принять для обеспечения безопасности населения?» (группа работает с микроскопом и пробой воды по карточке — алгоритму):
Определение прозрачности воды:
Проба воды | Высота определения шрифта текста | Вывод |
Невьянский пруд | 20 см. | В данной пробе воды шрифт текста читается на высоте 20-25 см., следовательно, вода прозрачная. |
2. Определение интенсивности запаха и рН:
Проба воды | Характеристика запаха | Интенсивность запаха (в баллах) | Среда пробы |
Невьянский пруд | отчетливый запах- неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 | нейтральная |
Отчет группы:
В пробе воды Невьянского пруда присутствуют загрязнители, о чем говорит неприятный запах и присутствие простейших, вызывающих «цветение» воды. Мы обнаружили эвглену зеленую (представителя простейших). Так что же происходит с Невьянским прудом в районе Михайловки. Там тоже действуют полезные микроорганизмы. Но, как вы знаете, в работе кишечника могут быть сбои. Это когда количество полезных микроорганизмов уменьшается, зато возрастает число вредных. Дисбактериозом называется. То же самое происходит в нашем водоеме, когда на его дне накапливается вместо природного ила ил техногенный. В таких донных отложениях могут полностью отсутствовать полезные бактерии. И самоочищения водоема от органических соединений не происходит. Водоем начинает «цвести», особенно в жаркую и сухую погоду. Знаете, что это означает? Это огромный живой организм кричит: «Я болен!». Он болен от того, что вдоль водоема валяются бумага, пластмассовые бутылки, окурки от сигарет, стекло, фекалии животных.
Группа «Экспресс - лаборатория »: Прочитайте экологический рассказ «Воскресенье на берегу Нейвы». Найдите ошибки поведения людей при выезде на природу, озвучьте их. Составьте листовку – обращение к жителям города Невьянска об уменьшении мусора и охране окружающей среды.
Экологический рассказ «Воскресенье на берегу Нейвы»
Веселой музыкой мы оповестили Нейву: мы прибыли! Бегали по берегу, бросали камни в воду. Вдруг мы увидели лягушку, которая была в воде, держась линии берега. Решив, что ей там не комфортно, мы поместили ее в банку, а потом взяли с собой – в школе пригодится. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы, там были яички, которые мы подержали в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. В воздухе появились «летающие цветы» - бабочки. Мы начали их ловить, чтобы сделать коллекцию насекомых, и первым экземпляром нашей коллекции стал красавец – махаон. Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкала молния, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.
Наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли домой. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки в траву, сказав: «Микробы все равно их разрушат!». Горящие искры костра подмигивали нам на прощанье. По дороге домой мы рвали красивые травы и цветы, с охапками которых мы возвращались домой.
Ошибки (озвучивают после изучения текста):
Громкая музыка на природе – недопустима – она пугает обитателей экосистемы.
Для костра собирают сухие ветки.
Нельзя оставлять мусор: полиэтилен разрушается через 220 лет, а металлические банки – через 100.
Костер всегда следует тушить.
Трогать яйца птиц нельзя – птица может больше не сесть на них.
Лесные цветы рвать не следует охапками. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения или вредные для здоровья насекомые.
Брать животных из природной среды в городские условия не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть обратно.
Нельзя из живых насекомых делать коллекции, так как в вашей коллекции могут оказаться редкие и охраняемые экземпляры, как например – махаон. Или наоборот, в ваших руках могут оказаться ядовитые представители фауны, которые отрицательно повлияют на ваше здоровье.
Прятаться от грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
Группа «Чрезвычайная служба»: Сегодня у жителей нашего города есть очень много друзей: собаки, кошки, черепахи, попугаи, хомячки и рыбки. Они радуют своих хозяев преданностью, но почему-то на улицах Невьянска все чаще стали появляться бездомные кошки и собаки.. Во многих странах мира для таких брошенных и забытых созданы приюты и больницы, а вот у нас они живут в подвалах домов, бродят по дворам и детским площадкам. Предложите варианты решения проблемы бездомных животных в Невьянске и определите по предложенным фотографиям, переносчиками каких болезней могут быть бездомные животные? Назовите симптомы заболеваний, пути заражения и меры предосторожности одной из названных болезней.
При выполнении данного задания воспользуйтесь Интернет-ресурсом, перейдя по ссылке: http://nsportal.ru
Завершающий этап: Подведение итогов работы 4-х групп ученых- экологов (учащиеся озвучивают результаты исследований – 5-6 мин.).
Учитель: Ребята, сегодня мы убедились, что равнодушными ко всему, что нас окружает быть нельзя, потому что это наше здоровье. А чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей. Спасибо за урок! Доброго вам здоровья и до новых встреч!