Современные информационные технологии в работе школьной библиотеки
Современные информационные технологии в работе школьной библиотеки
Новый образовательный стандарт требует создания единой информационной среды. Администрация, педагогический коллектив много работают над решением данной задачи. Библиотека, как структурное подразделение, часть этой среды, уже перестала быть книгохранилищем, пунктом выдачи книг. Это современный, оснащенный всеми доступными информационными средствами библиотечный - информационный цент.
Конечно, создание такого центра дело не одного года, т.к. требуются определенные материальные, трудовые затраты. Крайне важным является и оснащение библиотеки. В нашей школе она оборудована компьютером, проектором, множительной техникой, в школе есть выход в Интернет. Создается школьный банк электронных образовательных и информационных ресурсов.
Мы формируем свою методическую копилку, отдельные материалы размещены на школьном сайте.
При наличии библиотечно-информационного центра расставляются несколько иные приоритеты в деятельности библиотеки. Простая выдача книг сменилась предоставлением информации на различных носителях.
Учителя и ученики школы могут получить следующие новые информационные услуги:
– в библиотеке имеются различные электронные энциклопедии, аудиокниги. Составлен каталог электронных ресурсов, он размещен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде на школьном сайте.
– наши ученики могут получать индивидуальные консультации по поиску информации. Это еще одна услуга, которая им предоставляется, и она достаточно востребована.
– библиотека принимает и выполняет заявки на подбор требуемой информации, как из книжных источников, так и материалов из сети Интернет.
Самые популярные адреса сети Интернет публикуются на стенде в библиотеке и на школьном сайте.
С выходом библиотек в информационное пространство наряду с книжными выставками получили распространение электронные книжные выставки. Электронная выставка является синтезом традиционного книжного и новейших электронных способов предоставления информации. Ее можно разместить на сайте библиотеки, и сейчас это направление библиотечной деятельности развивается.
Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислю те, которые используем мы
- компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.
- презентационные программы для создания портфолио, презентаций;
- социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности;
Для примера хочу рассказать о проекте, над которым мы работаем в данный момент.
Ученики 8 класса с учителем географии, через социальный русскоязычный сайт В контакте, познакомились со студентами Российского университета дружбы народов (РУДН) профиль «Экономика города» .
Вступив в группу НАШ ГОРОД созданный студентами, учащиеся 8 класса задали вопрос насколько перспективно оставаться в родном городе, на что студенты охотно откликнулись, предложив поучаствовать в проекте по изучению историй, культуры и экономики родного города.
1 этап проекта – стало знакомство с друг другом, учащиеся приготовили презентацию визитку и видео ролик о себе,
2 этап – студенты прислали вопросы, на которые ребята должны ответить. Конечным результатом этого этапа вышел документально-познавательный видео ролик «Впечатление о городе».
3 этап – организация телемоста,
Все общение происходит практически в режиме онлайн, через социальную сеть, что для наших современных детей знакомо и очень близко. Какую помощь оказывает в этом проекте наш информационный центр? В первую очередь это помощь в подборе информации, через библиотечные фонды и конечно же интернет. Библиотека самое удобное место в школе, где можно собраться и все есть под рукой и нужная информация и все информационная техника (компьютер, видеокамера, сканер, принтер). Создать презентацию, снять видеоролик отсмотреть, если надо переснять, сразу же его обработать в нужной программе, и переслать его до нужного адресата. Создать буклет и распечатать его на цветном принтере, увидеть плод своей работы, подержать в руках.
Такая работа над проектами способствует развитию информационной грамотности учащихся (умения найти нужную информацию, критически её оценить, переработать и представить в нужной для своих целей форме), читательской грамотности (умения понимать текст любой сложности), а также умений критически мыслить, убедительно аргументировать, внимательно слушать, работать в команде. Ребята становятся более самостоятельными, уверенными в себе, ответственными. У них развиваются организаторские и творческие способности. Постигать основы информационной и читательской грамотности учащимся помогает квалифицированный учитель и библиотекарь, которые является их основными советчиками и консультантами.