12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ситникова Нина Александровна28

                 Конспект урока русского языка в 4 «Б» классе

   Тема: Новый способ образования слов

   Цель:  сформировать представления о способе словообразования сложных слов с помощью сложения двух корней и соединительной гласной.  

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: мультимедийная презентация;
  • Раздаточный материал: карточки для работы в группах; карточки с образцом выполнения самостоятельной работы; таблица самооценки.
  • Технические средства обучения: компьютер; проектор.

Планируемые результаты

Предметные:

  • повторить сведения о сложных словах,
  • научиться правильно делать выбор соединительной гласной при написании сложных слов;
  • выполнять разбор слова по составу;
  • понимать способ словообразования сложных слов;
  • умение работать с толковым словарём.

Личностные результаты

  • Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Формируется способность к самооценке, самоанализу и самоконтролю

     Метапредметные:

Познавательные умения:

  • раскрывать значение понятий «сложные слова», «соединительные гласные» и использовать их в активном словаре;
  • определять лексическое значение слова и обосновывать своё мнение;
  • использовать приобретённые знания для определения сложных слов.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
  • ориентироваться в разных способах выполнения задания;
  • выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;
  • осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;
  • адекватно использовать речь для представления результата



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Создание учебно-познавательных мотивов.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности.

На экране появляется фрагмент м\ ф «Следствие ведут знатоки» (мин по мин

- Ребята, вы узнали, кто это? (Это Колобки – сыщики)

- Они послали нам сообщение.

Появляется текст сообщения.

«Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!»

- Ну что? Поможем?

- Итак, перед нами задача – разгадать ещё одну тайну слова. (На доске «Новая тайна слова»)

- Следствие ведут ученики 4 «Б» класса в составе четырёх оперативных групп:

Аналитики

Теоретики

Изыскатели

Сыщики.

- Вспомните правила работы в оперативной группе.

(На экране появляются правила работы в группе).

- А работать мы будем в следственных журналах. Откройте журналы, запишите дату. Предложение «Классная работа».

- Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы?


 





Отвечают на вопросы.








Высказывают предположения.





Называют правила работы в группе.

Оформляют тетрадь: записывают дату, предложение «Классная работа»


Высказывают готовность к работе.

  1. Действие целеполагание

Цель: определить тему урока и поставить цель.

- Необходимо собрать информацию о словах, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться.

Задание:

  1. Разобрать слова по составу.
  2. Определить, как они образованы: от какого корня, с помощью чего?
  3. Подготовить ответ.

 Группа № 1 «лесник лес, лесок»

 Группа № 2  «выход, походы, выходи»

 Группа № 3  «вода, водный, водичка»

 Группа № 4 «лётчик, залетать, вылет»

- Как же могут образовываться слова?


 Учитель фиксирует вывод:

С помощью: 1. Приставки,

                       2. Суффикса,

                       3. Приставки и суффикса,

                       4. ?

- У нас ещё один пункт остался. Кто может сказать почему?

- Сформулируйте цель нашей деятельности


- Сформулируйте тему расследования.


Группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 минуты.










Отчёт групп: Слова _________________ образованы от корня…; с помощью приставки, приставки и суффикса





- Значит - существует ещё один способ образования слов.

-  Узнать новый способ образования слов


-  Новый способ образования слов

  1. Планирование и организация деятельности

Цель: составить план деятельности.

  Чтобы следствие не зашло в тупик, и мы смогли получить новое знание, добиться выполнения поставленной цели, предлагаю составить план расследования?

– Как будем действовать?

Учитель фиксирует план на доске.



Формулируют план расследования:

1.Узнать новый способ образования слов.

2. Научиться образовывать слова

3. Научиться правильно их писать.

  1. Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Цель:  получить представление о составе почвы и процессах ее образования с помощью опытов, исследовать основные свойства почвы.

- Начинаем наблюдать за подозреваемыми. Прочитайте слова. Каждая группа работает со своим подозреваемым, собираем улики.












- Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет.

- Каким способом образованы слова?


- А какое название вы дадите таким словам? Учитель подводит к понятию «Сложные»

- Вернёмся к нашей схеме «Образование слов». Дополним схему образования слов. Пункт № 4…

– Какую графическую схему можно предложить к этому способу?

 

– При помощи чего соединяются два корня в сложных словах?  

– Как бы вы назвали такие буквы, ели они соединяют части слов?

- Гениально! - Оцените свой результат работы!


- А не размяться ли нам, коллеги?







- Продолжаем наше расследование. Что мы узнали? - - Что теперь логично выяснить?

- За работу!

 Группы получают задания:

№ 1 «снегокат, зверолов, самолёт»

№ 2 «камнепад, пылесос, мореход»

№ 3 «птицеферма, мышеловка, птицелов»

№ 4 «водопровод, сороконожка, паровозик»

Задания:

Подумать, от каких слов образовано слово.

Выделить корни.

Подчеркнуть соединительную гласную.

Обозначить звук перед соединительной гласной цветным карандашом (синий, зелёный), подумать, что общего у звуков перед соединительными гласными.

Сделать вывод. 5 мин.

(Во время выступления групп появляются опоры- выводы:

В слове пишется соединительная «о», если первый корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный.

В слове пишется соединительная «Е», если первый корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный.

Если первый корень сложного слова оканчивается на «только твёрдый» согласный звук [ж, ш, ц], пишется соединительная «е».

- Соединялись ли слова, какими-нибудь другими буквами, кроме «о, е»? 

- Итак, в результате расследования мы раскрыли новую тайну слов, узнали новый способ их образования, к каким выводам пришли?

(На экране выводы:

Слова могут образовываться сложением корней.

Соединительными могут быть лишь буквы «о», «е», других не бывает.

Если первый  корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный – пиши «о».

Если первый  корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный – пиши «е».

После «ж, ш, ц» - пиши соединительную «е».

- Где можем проверить наши выводы? (Учебник с. 109)

- Что можете сказать коллеги?

- Оцените результаты вашей работы.


- Уважаемые коллеги! Несколько сложных слов потеряли соединительные гласные. Помогите их вернуть домой. У. с. 109 упр. 193.

- Проверим.

- Оцените себя!

- А теперь немного творчества! Каждая группа придумает неожиданное сложное слово с соединительной гласной. Нарисует как выглядит предмет, называемый этим словом, и запишет предложение с этим словом в тетрадь, назовёт основу предложения

Группа №1- фантастическое животное.

Группа № 2- приспособление для учеников.

Группа № 3 – приспособление в помощь маме.

Группа № 4 – приспособление для уборки школьного двора.

Группы проводят  исследования и представляют результаты своей работы классу.

Каждая группа получила задание:

1. Прочитать слово.

2. Найти его толкование в словаре.

3. Подумать, как оно образовано:

- от каких слов, записать их;

- какую часть у слов взяли для образования;

- каким способом получили слово.

Группы отчитываются по 2 представителя.

(Отчёт групп: Водопад, соединили корни «вод», «пад». Лесовоз, соединили корни «лес» и «воз». Пароход, соединили корни «пар», «ход».




-  Соединением или сложением двух корней


Дети высказывают версии.





4.Сложением корней.



(корень+       + корень = сложное слово)  


- При помощи букв.


- Соединительные.


Дети оценивают себя в листах самооценки.








- Как образуются сложные слова.

- Как правильно писать сложные слова.















Записывают вывод в таблице.






Выступает представитель от каждой группы.





- Нет.



Обучающиеся озвучивают выводы.



- В учебнике. Обучающиеся находят нужную страницу, изучают информацию, делают вывод. Оценивают свою работу.



Обучающиеся выполняют самостоятельную работу. Проверяют по образцу.

Оценивают себя.


Выполняют задание и демонстрируют итоги на рабочих листах.

  1. Рефлексивно-оценочные действия

Цель:  зафиксировать новое изученное действие, оценить свою деятельность на уроке.

- Итак, коллеги, наше расследование подошли к концу.

– Давайте подведём итоги.

- Какова была тема нашего расследования?

 – Какое открытие вы сегодня сделали?

– Как вы это узнали?

– Что такое сложные слова?


– Добились ли мы поставленной цели?

– Оцените свою работу.

 – У кого были затруднения?

– Всё ли мы узнали о сложных словах?

 

 – Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

– Вы большие молодцы!





Ответы детей.





- Слова, в которых два корня, называются сложными



Оценивают себя на листе самооценки



-Наверное, нет.












Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 10.12.23 в 14:18 2Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть заявленную в плане урока презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.