Конспект урока русского языка в 4 классе «Новый способ образования слов»
Конспект урока русского языка в 4 «Б» классе
Тема: Новый способ образования слов
Цель: сформировать представления о способе словообразования сложных слов с помощью сложения двух корней и соединительной гласной.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Оборудование:
- Демонстрационный материал: мультимедийная презентация;
- Раздаточный материал: карточки для работы в группах; карточки с образцом выполнения самостоятельной работы; таблица самооценки.
- Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Планируемые результаты
Предметные:
- повторить сведения о сложных словах,
- научиться правильно делать выбор соединительной гласной при написании сложных слов;
- выполнять разбор слова по составу;
- понимать способ словообразования сложных слов;
- умение работать с толковым словарём.
Личностные результаты
- Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Формируется способность к самооценке, самоанализу и самоконтролю
Метапредметные:
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «сложные слова», «соединительные гласные» и использовать их в активном словаре;
- определять лексическое значение слова и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для определения сложных слов.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;
- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;
- адекватно использовать речь для представления результата
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности. | |
На экране появляется фрагмент м\ ф «Следствие ведут знатоки» (мин по мин - Ребята, вы узнали, кто это? (Это Колобки – сыщики) - Они послали нам сообщение. Появляется текст сообщения. «Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!» - Ну что? Поможем? - Итак, перед нами задача – разгадать ещё одну тайну слова. (На доске «Новая тайна слова») - Следствие ведут ученики 4 «Б» класса в составе четырёх оперативных групп: Аналитики Теоретики Изыскатели Сыщики. - Вспомните правила работы в оперативной группе. (На экране появляются правила работы в группе). - А работать мы будем в следственных журналах. Откройте журналы, запишите дату. Предложение «Классная работа». - Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы? |
Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Называют правила работы в группе. Оформляют тетрадь: записывают дату, предложение «Классная работа» Высказывают готовность к работе. |
Цель: определить тему урока и поставить цель. | |
- Необходимо собрать информацию о словах, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться. Задание:
Группа № 1 «лесник лес, лесок» Группа № 2 «выход, походы, выходи» Группа № 3 «вода, водный, водичка» Группа № 4 «лётчик, залетать, вылет» - Как же могут образовываться слова? Учитель фиксирует вывод: С помощью: 1. Приставки, 2. Суффикса, 3. Приставки и суффикса, 4. ? - У нас ещё один пункт остался. Кто может сказать почему? - Сформулируйте цель нашей деятельности - Сформулируйте тему расследования. | Группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 минуты. Отчёт групп: Слова _________________ образованы от корня…; с помощью приставки, приставки и суффикса - Значит - существует ещё один способ образования слов. - Узнать новый способ образования слов - Новый способ образования слов |
Цель: составить план деятельности. | |
– Чтобы следствие не зашло в тупик, и мы смогли получить новое знание, добиться выполнения поставленной цели, предлагаю составить план расследования? – Как будем действовать? Учитель фиксирует план на доске. | Формулируют план расследования: 1.Узнать новый способ образования слов. 2. Научиться образовывать слова 3. Научиться правильно их писать. |
Цель: получить представление о составе почвы и процессах ее образования с помощью опытов, исследовать основные свойства почвы. | |
- Начинаем наблюдать за подозреваемыми. Прочитайте слова. Каждая группа работает со своим подозреваемым, собираем улики. - Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет. - Каким способом образованы слова? - А какое название вы дадите таким словам? Учитель подводит к понятию «Сложные» - Вернёмся к нашей схеме «Образование слов». Дополним схему образования слов. Пункт № 4… – Какую графическую схему можно предложить к этому способу?
– При помощи чего соединяются два корня в сложных словах? – Как бы вы назвали такие буквы, ели они соединяют части слов? - Гениально! - Оцените свой результат работы! - А не размяться ли нам, коллеги? - Продолжаем наше расследование. Что мы узнали? - - Что теперь логично выяснить? - За работу! Группы получают задания: № 1 «снегокат, зверолов, самолёт» № 2 «камнепад, пылесос, мореход» № 3 «птицеферма, мышеловка, птицелов» № 4 «водопровод, сороконожка, паровозик» Задания: Подумать, от каких слов образовано слово. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную. Обозначить звук перед соединительной гласной цветным карандашом (синий, зелёный), подумать, что общего у звуков перед соединительными гласными. Сделать вывод. 5 мин. (Во время выступления групп появляются опоры- выводы: В слове пишется соединительная «о», если первый корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный. В слове пишется соединительная «Е», если первый корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный. Если первый корень сложного слова оканчивается на «только твёрдый» согласный звук [ж, ш, ц], пишется соединительная «е». - Соединялись ли слова, какими-нибудь другими буквами, кроме «о, е»? - Итак, в результате расследования мы раскрыли новую тайну слов, узнали новый способ их образования, к каким выводам пришли? (На экране выводы: Слова могут образовываться сложением корней. Соединительными могут быть лишь буквы «о», «е», других не бывает. Если первый корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный – пиши «о». Если первый корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный – пиши «е». После «ж, ш, ц» - пиши соединительную «е». - Где можем проверить наши выводы? (Учебник с. 109) - Что можете сказать коллеги? - Оцените результаты вашей работы. - Уважаемые коллеги! Несколько сложных слов потеряли соединительные гласные. Помогите их вернуть домой. У. с. 109 упр. 193. - Проверим. - Оцените себя! - А теперь немного творчества! Каждая группа придумает неожиданное сложное слово с соединительной гласной. Нарисует как выглядит предмет, называемый этим словом, и запишет предложение с этим словом в тетрадь, назовёт основу предложения Группа №1- фантастическое животное. Группа № 2- приспособление для учеников. Группа № 3 – приспособление в помощь маме. Группа № 4 – приспособление для уборки школьного двора. | Группы проводят исследования и представляют результаты своей работы классу. Каждая группа получила задание: 1. Прочитать слово. 2. Найти его толкование в словаре. 3. Подумать, как оно образовано: - от каких слов, записать их; - какую часть у слов взяли для образования; - каким способом получили слово. Группы отчитываются по 2 представителя. (Отчёт групп: Водопад, соединили корни «вод», «пад». Лесовоз, соединили корни «лес» и «воз». Пароход, соединили корни «пар», «ход». - Соединением или сложением двух корней Дети высказывают версии. 4.Сложением корней. (корень+ + корень = сложное слово) - При помощи букв. - Соединительные. Дети оценивают себя в листах самооценки. - Как образуются сложные слова. - Как правильно писать сложные слова. Записывают вывод в таблице. Выступает представитель от каждой группы. - Нет. Обучающиеся озвучивают выводы. - В учебнике. Обучающиеся находят нужную страницу, изучают информацию, делают вывод. Оценивают свою работу. Обучающиеся выполняют самостоятельную работу. Проверяют по образцу. Оценивают себя. Выполняют задание и демонстрируют итоги на рабочих листах. |
Цель: зафиксировать новое изученное действие, оценить свою деятельность на уроке. | |
- Итак, коллеги, наше расследование подошли к концу. – Давайте подведём итоги. - Какова была тема нашего расследования? – Какое открытие вы сегодня сделали? – Как вы это узнали? – Что такое сложные слова? – Добились ли мы поставленной цели? – Оцените свою работу. – У кого были затруднения? – Всё ли мы узнали о сложных словах?
– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся. – Вы большие молодцы! | Ответы детей. - Слова, в которых два корня, называются сложными Оценивают себя на листе самооценки -Наверное, нет. |
Ирина Владимировна Казарцева