Мастер-класс по технологии «Новогодняя открытка» (5–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
Мастер – класс
«Новогодняя открытка»
Цехановская Ольга Борисовна,
учитель технологии , МБОУ «ПСОШ №1»
Актуальность: Вот уже скоро Новый год - это самый ожидаемый праздник у детей и взрослых. А оригинальная открытка, сделанная своими руками, будет замечательным подарком друзьям, родственникам, родителям.
Цель : Научить учащихся создавать своими руками интересные , необычные открытки к Новому году. Познакомить с историей появления открыток и их разнообразием.
Задачи: Развивать художественный вкус, формировать творческие способности и стремление к творческому познанию и самовыражению. Соблюдать аккуратность в работе.
Назначение: подарок на Новый год
Техника исполнения: аппликация из цветной и бархатной бумаги , гофрированного картона, основа картон. С использованием декоративной ленты.
Время исполнения: 1 час.
Возраст: 5-7 класс
Планируемый результат: изготовить оригинальную открытку, раскрыть творческие способности ребят.
Материал и инструменты: Цветной и гофрированный картон, цветная и бархатная бумага, декоративная лента, клей, ножницы.
Методы: словесный, иллюстративный, практическая работа
Оборудование: компьютер , проектор, экран
План-конспект мастер-класса
Задачи:
1. Образовательные:
Научить учащихся подбирать цветовые решения при создании открытки,
аккуратно работать с бумагой, ножницами и клеем.
2. Развивающие:
Развивать у учащихся чувство цвета и стиля.
3.Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Ход занятия.
1.Организационный момент ( 2 мин.) Подготовка рабочего места
2. Вводная часть. Немного истории. (10 мин.) Рассказ с использованием презентации.(презентация взята с сайта инфоурок)
Открытка или открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года". Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.
Теперь Вы знаете богатую и интересную историю происхождения современной открытки. И когда Вы в следующий раз соберетесь на праздник, не забудьте сделать открытку, а я буду рада Вам в этом помочь.
3. Практическая часть (40 мин)
Сейчас мы с вами приступим к изготовлению открытки.
Техника, в которой мы будем работать ,вам знакома – это аппликация из бумаги разного вида.
В работе нам понадобятся материалы : Цветной и гофрированный картон, цветная и бархатная бумага, декоративная лента, клей, ножницы.
Во время работы необходимо соблюдать , что? Правильно, технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Вы уже взрослые и должны хорошо помнить их и соблюдать.
Техника безопасности.
Ножницы хранят и передают в закрытом виде, кольцами вперёд.
Не вертеться и не махаться инструментом.
Аккуратно пользоваться клеем.
Не трогать лицо руками во время работы с клеем, если попал в глаз , промыть хорошо водой.
Руки после работы протереть салфеткой.
Физкультминутка.
Прежде чем приступить к работе предлагаю немного отдохнуть под весёлую музыку (2 мин)
Вот и замечательно , все готовы теперь к работе . На столе лежит перед вами технологическая карточка с этапами выполнения открытки. Посмотрите внимательно. И приступим к работе. (В процессе изготовления , если возникают затруднения, учитель дополнительно объясняет каждому)
Этапы работы.
1.Выбрать картон для основы открытки и согнуть пополам.
2.Используем шаблон в виде овала, обводим на лицевой стороне будущей открытки, ближе к верхнему краю .
3.Вырезаем овал.
4.В низу открытки , для придания более праздничного, эстетического вида приклеиваем декоративную ленту.
5.Из зелёной бархатной бумаги вырезаем еловые веточки (используем шаблон или вырезаем произвольно).Если нет бархатной, можно цветную двухстороннюю.
6.С помощью трафарета, на белой бумаге, переводим новогоднее украшение ,вырезаем и рисуем красным фломастером полоски.
7.Обклеиваем весь край овала по кругу веточками и распределяем украшение.
8.Из цветной бумаги вырезаем цифры наступающего года и приклеиваем над лентой.
9.Разворачиваем открытку и оформляем внутреннюю часть овала так же еловыми веточками.
10.С помощью дырокола из цветной бумаги делаем шарики и приклеиваем на веточки.
11.Из гофрированного картона вырезаем три квадрата разного размера, это будут подарки.
12.Обклеиваем подарки декоративной лентой.
13.Приклеиваем два квадрата самый маленький и средний под овалом.
14.На второй половине открытки ,внизу, размещаем большой квадрат, подарок в открытом виде, к краям приклеиваем небольшие узкие полоски .
15.Нижнюю часть открытки украшаем ажурной тесьмой
16. Наступающий год –год собаки. Для её изготовления используем шаблоны, цветную бумагу коричневого цвета разных оттенков. В работе цвета могут быть выбраны по вашему желанию .Переводим и вырезаем.
17.На край коробки приклеиваем туловище, лапки, мордочку. Чтобы собачка получилась доброй , можно сделать язык. Если есть фабричные глазки -приклеиваем их. Нет , делаем сами.
18.Сверху собаке делаем новогодний колпак. Обводим трафарет, вырезаем, приклеиваем.
19.Небольшой совет: сейчас продаётся много разных наклеек с разными животными, на обложках картона рисуют забавных зверят, их можно вырезать и приклеить в открытую коробку.
Технологическая карточка.
Последовательность операций |
Фото отчёт |
Используемый материал |
1.Приготовить весь материал к работе. Выбрать картон для основы открытки и согнуть пополам |
|
Цветной и гофрированный картон, цветная и бархатная бумага, декоративная лента, клей, ножницы. |
2. Используем шаблон в виде овала, обводим на лицевой стороне будущей открытки, ближе к верхнему краю . |
|
Шаблон, карандаш, основа открытки |
3.Вырезаем овал. |
ножницы |
|
4.В низу открытки , для придания более праздничного, эстетического вида приклеиваем декоративную ленту. |
Ножницы, декоративная лента |
|
5.Из зелёной бархатной бумаги вырезаем еловые веточки (используем шаблон или вырезаем произвольно). |
|
зелёная бархатная бумага, шаблон, ножницы, карандаш. |
6.С помощью трафарета, на белой бумаге, переводим новогоднее украшение ,вырезаем и рисуем красным фломастером полоски. |
Фломастер крас- ный, карандаш, ножницы, трафа -рет |
|
7.Обклеиваем весь край овала по кругу веточками и распределяем украшение |
Клей, веточки |
|
8.Из цветной бумаги вырезаем цифры наступающего года и приклеиваем над лентой. |
|
Цветная бумага,карандаш, ножницы |
9.Разворачиваем открытку и оформляем внутреннюю часть овала так же еловыми веточками |
Заготовки еловых веточек |
|
10.С помощью дырокола из цветной бумаги делаем шарики и приклеиваем на веточки. |
Дырокол, цветная бумага, клей |
|
11. Из гофрированного картона вырезаем три квадрата разного размера, это будут подарки. |
|
Гофрированный картон, карандаш, линейка, ножницы |
12. Обклеиваем подарки декоративной лентой |
Ножницы, декоративная лента |
|
13. Приклеиваем два квадрата самый маленький и средний под овалом |
Заготовки подарков, клей |
|
14. На второй половине открытки ,внизу, размещаем большой квадрат, подарок в открытом виде, к краям приклеиваем небольшие узкие полоски . |
Клей, большая заготовка подарка |
|
15. Нижнюю часть открытки украшаем ажурной тесьмой |
Основа открытки, ажурная тесьма, ножницы |
|
16. Наступающий год –год собаки. Для её изготовления используем шаблоны, цветную бумагу коричневого цвета разных оттенков. В работе цвета могут быть выбраны по вашему желанию .Переводим и вырезаем. |
Цветная бумага, ножницы, шабло -ны (трафареты)для собаки |
|
17. На край коробки приклеиваем туловище, лапки, мордочку. Чтобы собачка получилась доброй , можно сделать язык. Если есть фабричные глазки -приклеиваем их. Нет , делаем сами. |
|
Клей, заготовки деталей собаки, основа открытки |
18. Сверху собаке делаем новогодний колпак. Обводим трафарет, вырезаем, приклеиваем. |
|
Ножницы, карандаш,красная и белая бумага |
19. Небольшой совет: сейчас продаётся много разных наклеек с разными животными, на обложках картона рисуют забавных зверят, их можно вырезать и приклеить в открытую коробку. Итог мастер - класса |
|
Готовые наклейки или картинки « Новогодняя открытка» |
4.Рефлексия (3- 5мин.)
Ребята, я предлагаю вам сейчас обменяться между собой открытками и посмотреть, какая открытка получилась у других ребят и ещё поменяйтесь несколько раз , пока вам не вернётся ваша открытка.
Давайте подведём итог нашего мастер –класса.
Скажите пожалуйста, вы узнали что то новое для себя? Вам понравились работы у друг друга?
А сейчас мне бы хотелось , чтобы вы разгадали ребусы , которые я повесила на доске.
(ответ: ёлка) (ответ : снежинка) (ответ: снегурочка)
(ответ: С новым годом)
Как вы уже догадались , все ответы связаны с Новым годом. Ребята, я желаю вам всем творческих успехов в наступающем Новом году! Спасибо за работу!
Павлова Фаина Ивановна
Цехановская Ольга Борисовна
Иванова Анна Юрьевна
Цехановская Ольга Борисовна
Дементьева Ирина Михайловна
Цехановская Ольга Борисовна
Драпалюк Марианна Владимировна
Цехановская Ольга Борисовна
Гайдай Наталья Евгеньевна
Цехановская Ольга Борисовна
Янакова Ольга Александровна
Цехановская Ольга Борисовна