Нравственное воспитание младших школьников
10
Нравственное воспитание младших школьников
Актуальность
Социально – экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, наталкивают на размышление о будущем России, о молодом поколении страны.
В настоящие время нравственные ориентиры размыты, что актуализирует работу по нравственному воспитанию детей.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) определяет, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Проблема нравственного воспитания ребенка является одной из самых важных, сложных и актуальных в жизнедеятельности любого общества, является междисциплинарной и рассматривается на стуке таких наук как психология, философия, педагогика.
Нравственность и нравственное воспитание
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс, целью которого является приобщение обучающихся к нравственным ценностям общества и формирование у них нравственных ориентиров. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, личное достоинство, любовь к семье, любовь к Отечеству, справедливость.
Нравственное воспитание определяют как целостный процесс воспитания:
- нравственных чувств (ответственность, долг, вера, патриотизм, советь и другие);
- нравственного облика (воспитание милосердия, терпения, кротости, незлобивости к окружающим людям);
- нравственной позиции (способность к проявлению любви, умение различать доброе и злое, самоотверженность, готовность к преодолению тяжелых испытаний в жизни);
- нравственного поведения (готовность служить Отечеству, проявления духовной воспитанности, послушания, доброй воли).
Задачи нравственного воспитания определяются как ожидаемые возможные результаты в соответствии с личностными результатами общего начального образования и предусматривают:
воспитание в ребенке гражданственности и уважения к правам, обязанностям, свободам человека и патриотизма;
простые представления ребенка о политическом устройстве государства, о его основных законах, а также его институтах, и роли, которую они играют в жизни общества;
знания о правах и обязанностях всех граждан России;
понимание значения активной роли каждого человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку;
уважительное отношение к своему национальному языку и своей культуре;
небольшие представления о народах России, об их исторической судьбе, о единстве народов всей страны;
уважение к людям, защищающим нашу Родину;
отрицательное отношение к несоблюдению требований и правил порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Учет особенностей детей младшего школьного возраста в нравственном воспитании
Младший школьный возраст имеет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности ребенка.
Особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в организации нравственного воспитания на уроках, заключаются в следующем:
– преобладает эмоционально-образное освоение содержания нравственных норм (в форме представлений), нравственных оценок, мотивов нравственных поступков, переход к предметно-образному мышлению;
– появляется способность к осознанию нравственного выбора на основе усвоенных норм и представлений о должном;
– способность вербализовать нравственное переживание проявляется, но доминирует отсылка к авторитетному мнению взрослого;
– сохраняются элементы «ритуальной» нравственности, основывающейся на внешнем авторитете (родители, учителя и др.);
– появляется понимание социальной значимости нравственных качеств человека, проявляющихся в его поступках;
– открытость чувственных нравственных переживаний еще преобладает, но уже появляется способность скрывать свои чувства, что усложняет взаимодействие с ребенком;
– среди взрослых наиболее значимым нравственным авторитетом становится учитель;
– нравственные нормы осваиваются младшим школьником на основе конкретных ситуаций, событий, героев, фактов; обобщенные нравственные категории и понятия еще не могут быть освоены в их теоретической форме;
– доминирует активность, проявляемая во внешней деятельности.
Чтобы знания в процессе нравственного воспитания достигли поставленных целей, ими, как и всяким социальным процессом, необходимо управлять, а, следовательно, определить средства, методы, ресурсы и разработать методологию управления знаниями в этой сфере.
Направления работы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
На уроках в работе по нравственному воспитанию младших школьников выделяют три направления: работа с детьми, с родителями, с педагогом.
1. Работа с детьми включает в себя следующие элементы:
- проведение серий классных часов, посвященных воспитанию нравственных качеств («Урок мужества», «Что такое «Патриотизм»?»);
- организация и проведение с обучающимися различных викторин, познавательных бесед, конкурсы чтецов и т.д.;
- организация образовательных поездок (экскурсионной деятельности: экскурсии по историческим местам России, памятникам, походы в музеи, библиотеки, культурные и научно-исследовательские центры и т.д.);
- организация просмотров видеоматериалов: исторических, художественных, документальны фильмов с последующим их обсуждением.
2. Работа с родителями:
- проведение познавательных бесед по нравственному воспитанию («Семья и духовное развитие младших школьников», «Родители – советчики, родители – мои друзья», «Роль семьи в воспитании нравственных качеств детей» и т.д.);
- проведение родительских собраний на темы: «Нравственность – основа воспитания», «Ведем детей по лестнице нравственности», «Роль папы в воспитании нравственности» и т.д.;
- проведение классных часов, совместно с детьми на темы: «Давайте жить дружно», «Основы правильного общения», «Воспитание начинается с самого себя», «Расскажите о себе» и т.д.
3. Работа с педагогом:
- разработка рекомендаций для преподавателей по планированию деятельности, направленной на нравственное воспитание младших школьников;
- организация циклов семинаров для педагогов по нравственному воспитанию младших школьников.
Формы нравственного воспитания
Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.
Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы.
Методы нравственного воспитания
Методы воспитания – это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.
Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы:
1. Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ.
2. Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений - формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.
3. Метод поощрений для одобрения положительных поступков.
4. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
5. Метод стимулирования и мотивации.
6. Метод внушения.
7. Метод коррекции.
8. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.
9. Метод дилемм и рефлексии.
Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности. На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении.
Средства нравственного воспитания
Существует много различных средств нравственного воспитания. Рассмотрим основные из этих средств:
1. Художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств.
2. Природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе.
3. Повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
4. Окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов.
5. Окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка - средство воспитания чувств, представлений и поведения.
Рекомендации учителям начальной школы по организации нравственного воспитания
Основными рекомендациями учителям начальной школы по организации нравственного воспитания могут быть следующие:
- процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю;
- для формирования нравственных качеств младших школьников необходимо применять всю совокупность средств доступных учителю, так как ему необходимо воздействовать на все сферы личности ученика воспитания, добиваясь положительной динамики процесса;
- в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, метод дилемм, ситуации практического взаимодействия и их анализ, анализ поступков героев литературных произведений, диспуты по этическим проблемам и другие;
- способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития;
- темы для обсуждения нравственных проблем учителю необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы;
- воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время должна организовываться с учетом особенностей детей слабо успевающих в учебе, среди которых низкая самоорганизация, низкий уровень развития познавательных процессов, низкая самооценка, обуславливающая формирование негативных черт характера, конфликтности;
- особенность применения способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время состоит в том, что они в силу возрастных особенностей, очень восприимчивы к содержанию обсуждаемых вопросов и к оценкам, которые даёт учитель. Поэтому выводы должны быть максимально корректны в своих формулировках. Они не должны заключать в себе чрезмерную назидательность, а способствовать размышлению учащихся и приводить их к собственным выводам;
- при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения;
- для того чтобы повысить эффективность взаимодействия учителя и учащихся, необходимо объективно оценить состояние процесса нравственного воспитания в классе. Необходимо провести объективный четкий анализ мероприятий, мониторинг эффективности различных способов, систематически используемых учителем в своей профессиональной деятельности.
Выводы
Таким образом, важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения.
Агеева, Л. В. Нравственное воспитание младших школьников / Л. В. Агеева, Е. А. Астафьева, И. Ю. Вахнина, В. Л. Герус // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: АСГАРД, 2017. - С. 1-3.
Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 243-244.
Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2018. - №2. – С. 57-58.
Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х. Т. Бозорова // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 458-460.
Савандеева, Л. Н. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса / Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнева, Е. М. Ульянова // Молодой ученый. - 2017. - №34. - С. 115-116.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922