Статья на тему «О некоторых проблемах современного технического обучения в дополнительном образовании»
О некоторых проблемах современного технического обучения
в дополнительном образовании.
Рудин Виталий Александрович, педагог дополнительного образования высшей категории, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования города Владикавказа», Республика Северная Осетия-Алания, город Владикавказ.
Аннотация: В настоящей работе будут рассмотрены проблемы инженерной подготовки детей, обучающихся в системе дополнительного образования в современных условиях. В заключении будет сделан вывод о недопустимости легковесного подхода к обучению детей в технических кружках и предложен вариант подготовки обучающихся к будущей инженерной профессии
Ключевые слова: дополнительное образование, инженер, электроника, автоматика, робототехника.
Система дополнительного образования, созданная в СССР в 1922 году и получившая самое широкое распространение в 60-е – 70-е годы прошлого столетия придала мощный импульс техническому образованию детей, которые в последствии составили основу целой армии специалистов – технических рабочих и инженеров.
Автор данной статьи, будучи учеником в школе, начал свой путь в системе дополнительного образования, продолжив его и в студенческие годы. С 1977 года стал педагогом дополнительного образования и в течении 48 лет продолжает работу, передавая свой технический опыт и знания в области электроники обучающимся.
Первый транзисторный радиоприёмник автор собрал в четвёртом классе в небольшом городке, в котором он тогда жил. Радиокружок, где проходили занятия, располагался в маленькой комнате с пятью столами и там всегда было много народу.
Именно в этом радиокружке у нас вырабатывались такие качества человека, как упорство, трудолюбие, смекалка, умение воплощать в жизнь собственные идеи. Отсутствие и нехватка материалов и комплектующих деталей заставляли наш мозг искать и находить альтернативные решения.
Приходилось изучать технологии обработки древесины, металлов, пластмассы. Например, корпус первого радиоприёмника вообще был изготовлен из папье-маше. Помимо того мы обучались слесарному делу, работе с древесиной, изготовлению печатных плат, пайке деталей.
В то время я определился с выбором профессии, решил – стану инженером электронной техники.
В нашей студенческой группе оказались ребята, за плечами которых были школьные радиокружки, где они собрали немало электронных устройств. Благодаря этому мы с энтузиазмом получали необходимые теоретические и практические знания в ВУЗе. В дальнейшем, эти знания очень пригодились в нашей инженерной деятельности.
В наше время система технического дополнительного образования сильно изменилась. Теперь, за деньги можно заказать чуть ли не всё – от материалов и наборов радиоэлектронных деталей до готовых моделей. В итоге проблема самостоятельного поиска своего технические решения при создании радиоэлектронных устройств, сменилась на проблему выбора магазина для покупки.
Широкий выбор среди множества конструкторов и наборов для детей, установка деталей на беспаечных макетных платах, настройка собранных схем из уже подогнанных по параметрам радиодеталей, и отвёрточная технология сборки, выявили новую проблему: неумение паять радиодетали на макетных платах электропаяльником при сборке и наладке электронных схем, а также, неумение работать с измерительными приборами.
Детали конструкторов, скомплектованные изготовителем, позволяют быстро и просто собрать устройство, которое сразу, даже без настройки, начинает работать. После нескольких занятий с такими конструкторами, у ребёнка создаётся иллюзия идеальности многих окружающих его вещей. В результате, этот ребёнок может впасть в ступор, если ему дать два предмета, соединение которых происходит не так просто и быстро, как в конструкторе, а требует определённых усилий и смекалки.
В настоящее время широко применяются современные компьютерные технологии. Созданные программы позволяют выполнять практические и лабораторные работы при помощи компьютеров. Электронные схемы можно собирать и исследовать на экране монитора. Компьютерная программа укажет обучаемому на его ошибки и сделает и подскажет правильное решение. Обучающемуся, не надо развивать свой мозг – думать и анализировать за него стала машина.
Ушли, как невостребованные, такие объединения как радиотехнические, судомодельные, авиамодельные и другие технические кружки, требующие у детей значительной работы мозга и руками.
В последние годы появилась новая напасть – массовое внедрение робототехнических кружков, в которых уже занимаются десятки тысяч детей. Мода на роботов достигла пика. Родители, отдавая ребёнка в робототехнический кружок, устанавливают некий временной предел ожидаемых результатов. Когда в заданные несколько месяцев эти ожидания не сбываются, родители, разочаровавшись, забирают ребёнка из кружка.
В следствие чего происходит это разочарование? Дело в том, основой робототехники являются автоматика и программирование. Как можно заниматься робототехникой без знания этих основ этих двух дисциплин?
Прочной и надёжной основой автоматики служат наука электротехника и электроника.
Электротехника – наука, начавшаяся с первых опытов учёных с электричеством. В дальнейшем на её основе выросла новая наука – электроника, в последствии, ставшая родителем автоматики.
Наука электроника – родитель современной автоматики. Электроника – это не только область техники, где создаются разнообразные электронные устройства, такие как, компьютер, микроволновая печь, мобильные телефоны и др. Это наука, изучающая различные процессы, происходящие с заряжёнными частицами.
Таким образом, чтобы начать с успехом осваивать науку робототехника, надо пройти сложный путь: электротехника, электроника, автоматика, механика и программирование.
Из сказанного выше формируется следующий вывод – нельзя вслепую подходить к занятиям робототехникой, заставляя заниматься ею детей начиная фактически с 4-х летнего возраста.
Необходимо понять, что современная робототехника – это удачный маркетинговый ход ведущих компаний, которые выпускают множество конструкторских наборов для детей самых разных возрастных групп, с целью получения наибольшей прибыли и имеющий мало общего с нормальным обучением детей робототехнике.
Путь, по которому направилось современное техническое дополнительное образование, может привести к появлению поколения инженеров, технически малограмотных и не способных к самостоятельному мышлению.
Для решения возникшей проблемы технического обучения необходимо, помимо восстановления и увеличения числа разнообразных технических кружков и обеспечения их хорошей материальной базой, также, в дополнение к современным технологиям в учебном процессе, добавить лучшие учебные наработки, созданные педагогами дополнительного образования во времена Советского Союза.
Предварительное знакомство обучающихся с основами механики, электротехники, а также, электроники и автоматики, поможет им успешно и эффективно изучать науку робототехнику. Сочетание эффективных советских методов обучения с современными технологиями обучения позволит подготовить из обучающихся основу будущих инженеров.