Материал на проверке

Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография

2
0
Материал опубликован 1 May

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН, урок-исследование

Цели урока:

Образовательные:

1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;

2) совершенствование навыков правильного правописания чередующихся гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».

Развивающие:

1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

2) развитие монологической речи школьников;

3) развитие внимания, зрительной памяти;

4) развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к родному языку;

2) воспитание нравственных и коммуникативных умений и навыков;

3) воспитание умения видеть прекрасное.

Планируемые результаты:

Предметные

1) Осваивать содержание изучаемых орфограмм и алгоритм их использования.

2) Применять при письме данные орфографические правила.


Метапредметные

Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Оборудование:

- слайдовая презентация и средства для её демонстрации

-разноуровневые карточки

- маршрутный лист с заданиями

-словообразовательные словари


















Этапы урока

I. Организационный момент (Слайд № 1)

t1746103810aa.jpg



-Какой сегодня день?

- Сегодня. Мой любимый день.

Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. Пришла Зима. Разве может быть плохое настроение в такой день?

Так хочется верить в то, что и на уроке вы будете работать дружно и весело, с прекрасным настроением.


II. Актуализация знаний (Слайд № 2)

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы)

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)

- Как называется раздел науки, который рассказывает нам, как образуются слова? (Словообразование)

III. Формулировка темы урока (Слайд № 3). Постановка цели урока (Слайд № 4).

- Какова тема нашего сегодняшего урока?

- Каковы цели нашего урока?

Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания.

IV. Закрепление изученного материала.


1. Работа с высказыванием (текст на экране, слайд № 5)

Живут слова единою семьёй

И от родных корней берут начало.

Растёт язык извечно молодой.

Так будет впредь, так и всегда бывало.

Вс. Рождественский

- Как вы понимаете эти строки из стихотворения Всеволода Рождественского?

- Выполните словообразовательный и морфемный разборы слова ИЗВЕЧНО

Извечно< извечный < вечный < век. Из-веч-н-о

- Какой словарь поможет определить словообразовательную структуру слова? (обратить внимание на словообразовательные словари)

Работа со словообразовательным словарём.

2. Самостоятельная работа учащихся у доски (по карточкам) и за партой (все остальные).

Учитель: сейчас мы попробуем создать семьи родственных слов.

2.1. Индивидуальная работа по карточкам у доски: словообразовательный и морфемный разбор слов.

Карточка № 1.

1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Ледниковый, снегопад, выход, мороженое

2. Запишите предложение, поставив в правильную форму глагол прошедшего времени.

МИД России направил_ телеграмму министерству иностранных дел Македонии.

Карточка № 2

1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Снежность, переморозить , заика, гостиная

2. Запишите предложение, поставив в правильную форму глагол прошедшего времени.

ТЮЗ показал_ новый спектакль.

2.1. ( Все остальные по рядам). Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов: снег, зима, лёд.

Снег - снежок, снежинка, снеговой, снежный, бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.

Зима – зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать, зимостойкость, зимостойкий.

Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка, ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд, гололедица.
-Сделайте выводы: слова каких частей речи вам встретились.

3. Работа с текстом (Слайд № 7).

- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.

Здравствуй, зима!

Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!».

Шолохов Михаил Александрович

- Вспомним правописание приставок: при- и пре-; приставок на з-с.- Словообразовательный разбор слов с помощью словообразовательных словарей:

пр…шла < шла

пробежаться < пробежать < бежать

свежесть < свежий

долгожданная < долго, ждать

- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры бессуфиксного способа образования (синь, выход, тишь).

- О чём текст М.А. Шолохова «Здравствуй, зима!»? Какова тема?

- Какова основная мысль текста?

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы показать нам красоту зимы? (олицетворение - «пришла зима», «снежинки кружатся»; эпитеты - «нежные, мягкие снежинки», «бодрящая свежесть»)

- Какие ассоциации вызывает образ зимы? (Слайд № 8)

t1746103810ab.jpg


4. Повторим орфограммы, изученные в данном разделе: соединительные гласные в сложных словах, приставки при- и пре-, буквы и-ы после приставок, корни с чередующимися гласными

4.1. Словарный диктант (все)

Касаться рукой сугроба, загореться ярко, озарять окрестности, заснеженная растительность, проложить лыжню, холодное прикосновение, вечерняя заря, прилагать усилия.


4.2. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие, птиц…лов.


4.3. Карточка с индивидуальным заданием.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Пр…порошить (слово на листочке прикрепить на доске), пр…мудрый, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.


4.4. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, без…скусный(слово на листочке прикрепить на доске), дез…нфекция.


5. Работа с текстом. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Укажите морфемный состав данных слов (Слайд № 9).

t1746103810ac.jpg

Снежинка, льдинка, слезинка.

V. Итог.

Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы сформулировали в начале урока. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что мы сегодня с вами повторили и закрепили?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: морфемика и словообразование - важнейшие разделы русского языка. Они тесно связаны с орфографией и другими разделами языка. Знание материалов этих разделов поможет избежать многих ошибок и сделает нашу речь правильной и грамотной.

А ещё мы сегодня встретили матушку-зиму, вспомнили, какой она бывает волшебной и сказочной, повторили художественные средства выразительности.

VI. Рефлексия.

- На уроке я работал….

- Своей работой на уроке я…

- За урок я…

Моё настроение …

VII. Домашнее задание: 1) вопросы на стр. 134, упр. 286.

2) составить тест из 10 заданий по изученным орфограммам в разделе «Морфемика», «Слововобразование» (по желанию)






Маршрутный лист

ученика 6 класса _________________________________

1. Работа с текстом

- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.

Здравствуй, зима!

Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

- Какие ассоциации вызывает образ зимы?

t1746103810ad.gif

t1746103810ad.gift1746103810ad.gif

t1746103810ae.gif



ЗИМА



t1746103810ad.gif

t1746103810ad.gif

t1746103810ad.gif



2. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие, птиц…лов.


3. Карточка с индивидуальным заданием.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Пр…порошить, пр…мудрый, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.


4. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, без…скусный, дез…нфекция.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.