Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН, урок-исследование
Цели урока:
Образовательные:
1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;
2) совершенствование навыков правильного правописания чередующихся гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».
Развивающие:
1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
2) развитие монологической речи школьников;
3) развитие внимания, зрительной памяти;
4) развитие умения анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к родному языку;
2) воспитание нравственных и коммуникативных умений и навыков;
3) воспитание умения видеть прекрасное.
Планируемые результаты:
Предметные
1) Осваивать содержание изучаемых орфограмм и алгоритм их использования.
2) Применять при письме данные орфографические правила.
Метапредметные
Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Оборудование:
- слайдовая презентация и средства для её демонстрации
-разноуровневые карточки
- маршрутный лист с заданиями
-словообразовательные словари
Этапы урока
I. Организационный момент (Слайд № 1)
-Какой сегодня день?
- Сегодня. Мой любимый день.
Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. Пришла Зима. Разве может быть плохое настроение в такой день?
Так хочется верить в то, что и на уроке вы будете работать дружно и весело, с прекрасным настроением.
II. Актуализация знаний (Слайд № 2)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
- Как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы)
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)
- Как называется раздел науки, который рассказывает нам, как образуются слова? (Словообразование)
III. Формулировка темы урока (Слайд № 3). Постановка цели урока (Слайд № 4).
- Какова тема нашего сегодняшего урока?
- Каковы цели нашего урока?
Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с высказыванием (текст на экране, слайд № 5)
Живут слова единою семьёй
И от родных корней берут начало.
Растёт язык извечно молодой.
Так будет впредь, так и всегда бывало.
Вс. Рождественский
- Как вы понимаете эти строки из стихотворения Всеволода Рождественского?
- Выполните словообразовательный и морфемный разборы слова ИЗВЕЧНО
Извечно< извечный < вечный < век. Из-веч-н-о
- Какой словарь поможет определить словообразовательную структуру слова? (обратить внимание на словообразовательные словари)
Работа со словообразовательным словарём.
2. Самостоятельная работа учащихся у доски (по карточкам) и за партой (все остальные).
Учитель: сейчас мы попробуем создать семьи родственных слов.
2.1. Индивидуальная работа по карточкам у доски: словообразовательный и морфемный разбор слов.
Карточка № 1.
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Ледниковый, снегопад, выход, мороженое
2. Запишите предложение, поставив в правильную форму глагол прошедшего времени.
МИД России направил_ телеграмму министерству иностранных дел Македонии.
Карточка № 2
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Снежность, переморозить , заика, гостиная
2. Запишите предложение, поставив в правильную форму глагол прошедшего времени.
ТЮЗ показал_ новый спектакль.
2.1. ( Все остальные по рядам). Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов: снег, зима, лёд.
Снег - снежок, снежинка, снеговой, снежный, бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.
Зима – зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать, зимостойкость, зимостойкий.
Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка, ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд, гололедица.
-Сделайте выводы: слова каких частей речи вам встретились.
3. Работа с текстом (Слайд № 7).
- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.
Здравствуй, зима!
Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!».
Шолохов Михаил Александрович
- Вспомним правописание приставок: при- и пре-; приставок на з-с.- Словообразовательный разбор слов с помощью словообразовательных словарей:
пр…шла < шла
пробежаться < пробежать < бежать
свежесть < свежий
долгожданная < долго, ждать
- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры бессуфиксного способа образования (синь, выход, тишь).
- О чём текст М.А. Шолохова «Здравствуй, зима!»? Какова тема?
- Какова основная мысль текста?
- Какие средства выразительности использует автор, чтобы показать нам красоту зимы? (олицетворение - «пришла зима», «снежинки кружатся»; эпитеты - «нежные, мягкие снежинки», «бодрящая свежесть»)
- Какие ассоциации вызывает образ зимы? (Слайд № 8)
4. Повторим орфограммы, изученные в данном разделе: соединительные гласные в сложных словах, приставки при- и пре-, буквы и-ы после приставок, корни с чередующимися гласными
4.1. Словарный диктант (все)
Касаться рукой сугроба, загореться ярко, озарять окрестности, заснеженная растительность, проложить лыжню, холодное прикосновение, вечерняя заря, прилагать усилия.
4.2. Карточка с индивидуальным заданием
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие, птиц…лов.
4.3. Карточка с индивидуальным заданием.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Пр…порошить (слово на листочке прикрепить на доске), пр…мудрый, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.
4.4. Карточка с индивидуальным заданием
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, без…скусный(слово на листочке прикрепить на доске), дез…нфекция.
5. Работа с текстом. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Укажите морфемный состав данных слов (Слайд № 9).
Снежинка, льдинка, слезинка.
V. Итог.
Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы сформулировали в начале урока. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что мы сегодня с вами повторили и закрепили?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: морфемика и словообразование - важнейшие разделы русского языка. Они тесно связаны с орфографией и другими разделами языка. Знание материалов этих разделов поможет избежать многих ошибок и сделает нашу речь правильной и грамотной.
А ещё мы сегодня встретили матушку-зиму, вспомнили, какой она бывает волшебной и сказочной, повторили художественные средства выразительности.
VI. Рефлексия.
- На уроке я работал….
- Своей работой на уроке я…
- За урок я…
Моё настроение …
VII. Домашнее задание: 1) вопросы на стр. 134, упр. 286.
2) составить тест из 10 заданий по изученным орфограммам в разделе «Морфемика», «Слововобразование» (по желанию)
Маршрутный лист
ученика 6 класса _________________________________
1. Работа с текстом
- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.
Здравствуй, зима!
Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
Шолохов Михаил Александрович
- Какие ассоциации вызывает образ зимы?
ЗИМА
2. Карточка с индивидуальным заданием
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие, птиц…лов.
3. Карточка с индивидуальным заданием.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Пр…порошить, пр…мудрый, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.
4. Карточка с индивидуальным заданием
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, без…скусный, дез…нфекция.