12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Людмила Ивановна7433
Работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики. Педагогический стаж - 35 лет.
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Особое обучение»

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

(урок в коррекционной школе 8 вида)

 

Автор: Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы КСКОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Цели урока: развивать умение распознавать имена прилагательные в речи, в тексте;

                        формировать умения использовать имена прилагательные.

Задачи:        углубить знания об имени прилагательном;                          

                    воспитывать любовь к русскому языку.

 Оборудование: учебник русского языка Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской, таблица «Склонение имен прилагательных», карточки, гиря, медали «Лучший знаток».

 

                                                                    ХОД УРОКА

 1. Организационный момент. На уроке мы будем выполнять различные задания и упражнения, обращая внимание на имена прилагательные. Вам необходимо внимательно слушать учителя, на вопросы давать полные ответы, писать красиво и грамотно. На уроке мы будем обобщать знания об имени прилагательном. За окном -  весна, поэтому тему нашего урока мы свяжем с весной.

2. Вступительное слово. Один поэт предупреждает нас в своём коротком стихотворении:

                                  Имя прилагательное - очень занимательно.

                           Трудно будет без него, если пропадет оно…

Вот посмотрите, из текста пропали прилагательные. Текст хороший, но скучноватый, короткий, потому что без прилагательных:

                         Наступил май. По небу плывут облака. На деревьях появляются листья.

 А другой стишок как бы предупреждает:

                                       Я слово ищу необычное, звучное,

                                       Особое, сильное, самое лучшее,

                                       Короткое, длинное, красное, синее,

                                       Неброское, яркое, очень красивое,

                                       Оно уменьшительное или ласкательное,

                                       А называют его прилагательное.

Стихотворение не зря прочитано. Иногда очень важно правильно подобрать слово-прилагательное.

Задание: Вы подбираете примеры (можно вставить по два примера). При этом необходимо помнить: вы должны подбирать точные и красивые слова-прилагательные.

 Я тоже приготовила дополнительный список прилагательных к этому маленькому тексту. (Примеры: май - яркий, светлый, тёплый, солнечный; по небу – синему, светлому, голубому, безграничному; облака – белые, ватные, лёгкие, пушистые, весёлые; листья – первые, молодые, маленькие, зелёные, сочные).

3. Фронтальный опрос.

   1) На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

   2) Имя прилагательное имеет род. Какой род вы можете назвать?

   3) Имя прилагательное имеет число. Какое число вы можете назвать?

   4) Имя прилагательное имеет падежи. Сколько падежей и как они называются?

   5) Какое окончание имеют прилагательные мужского рода?

   6) Какое окончание имеют прилагательные среднего рода?

   7) Какое окончание имеют прилагательные женского рода?

4. Проверка домашнего задания. Читаем словосочетания типа прил. + сущ.

5. Словарная работа. Для выработки навыков выразительного чтения мы познакомимся со стихотворением и читаем его хором (чтение можно повторить).

                                      Дождь слепой и проливной,

                                      Нарастающий, грибной,

                                      Обложной, висячий, скорый,

                                      Сонный, медленный и спорый,

                                      Как камыш стоймя стоячий,

                                      И холодный, и горячий,

                                      А ещё и грозовой,

                                      Радужный, полосовой…

                                      Вот как много есть дождей

                                      Для растений и людей! (С.Григорьев)

Задание 1: давайте посчитаем, сколько здесь прилагательных. В каком роде они даны?

Задание 2: словарная работа.

    Обложной (обложка)- небо обложено (окутано) тучами. Обычно обложной дождь бывает затяжным, долгим.

    Спорый (быстрый, как будто с кем-то спорит, соревнуется в скорости).

!!! Внимание: ещё одно слово со своей семьёй добавилось в наш «Весенний словарь». Это слово "дождь".

   Дождь - слепой, проливной, нарастающий, грибной, обложной, висячий, скорый, сонный, медленный, спорый, стоймя стоячий (прямой), холодный, горячий (тёплый), грозовой, радужный, полосовой.

К вашему вниманию – народное мудрое выражение, т.е. поговорка: «Весенний дождь лишним не бывает». Попробуем объяснить значение поговорки, ориентируясь на содержание данного стихотворения.

6. Игровое задание. Поднимаем «гирю» и называем прилагательные (соревнуются два ученика). Победителю вручается медаль «Лучший знаток».

7. Подбор примеров по схеме: 

                         прил.+ сущ.;   сущ. + прил.;   предлог + прил. + сущ.

8.  Игровое задание «Верно или неверно»:

   -Прилагательное обозначает предмет.

   -Прилагательное обозначает признак предмета.

   -Прилагательное отвечает на вопрос что делать?

   -Прилагательное отвечает на вопрос какой?

   -У прилагательного можно определить падеж.

   -У прилагательного можно определить число.

   -У прилагательного нельзя определить род.

   -Слово «солнышко» является прилагательным.

   -Слово «зелёный» является прилагательным.

   -Прилагательное в родительном падеже имеет окончание –ого, -его.

   -Именительный падеж никогда не имеет предлогов.

   9. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали (встать около парты)

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (потянуться)

И друг к другу повернулись (повороты).

Как пружинки мы присели (приседания),

А потом тихонько сели (садятся за парты).

10. Работа в тетрадях. Запишем в тетрадях дату. Какую тему записываем, как сформулируем тему урока?

 Вот подошло время  письменно закреплять знания. Прошу быть очень внимательным при выполнении заданий.

11. Работа по схемам

Задание 1: сущ.-прил. (преобразовать существительные в прилагательные):                  

    Солнце – солнечный                                       

    Облако – …                                         

    Свет – …                                                  

    Тепло – …                                                 

    Свежесть – …

    Лазурь – лазурный, лазуревый, лазоревый

Задание 2: согласовать по схеме прил. + сущ.:

    Тепло (погода)

    Солнце (день)

    Солнце (луч)

    Зеркало (лужа)

    Весна (настроение)

12. Работа по карточкам – дополнительное задание выполнившим задание (выписать имена прилагательные).

13. Работа на доске и в тетрадях: в данных словосочетаниях весенние лужи, по синему небу, тёплую погоду

                        1) выделить окончания прилагательных;

                        2) поставить вопрос;

                        3) определить число, падеж.

  14. Работа по учебнику. Вспомним материал учебника, т.е. правило об имени прилагательном. Следуя правилу, попробуем нарисовать кластер на листочках.

15. Творческая работа. Опишите сегодняшний день, используя как можно больше прилагательных (без плана или по данному плану).

                              План: 1. Погода.

                                         2. Небо.

                                         3. Солнышко.

                                         4. Облака.

                                         5. Земля.

                                         6. Деревья.

16. Вывод. Сегодня на уроке мы повторили материал об имени прилагательном, закрепили наши знания.  Прилагательные живут в нашей речи: в стихах, в песнях, загадках, пословицах и поговорках. Они украшают нашу речь.

17.  Домашнее задание. Составить предложения на весеннюю тему, используя в них как можно больше прилагательных.

18. Рефлексия. Давайте с помощью прилагательных попробуем оценить наш урок:                           

Урок был … (интересный, полезный, поучительный, плотный)

Я (мы) на уроке был(и) …  (активные, послушные, примерные)

Я поставил бы себе …(самооценка).

Кому вручим медаль «Лучший знаток»?

19. Релаксация. Называю прилагательное - вы подтягиваетесь, если слово не является прилагательным  – сжимаетесь в комок.

20. Подведение итогов.

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 10.09.18 в 06:56 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.