12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Шапцева Людмила Михайловна1681 Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет. Россия, Волгоградская обл., Волгоград |
Искусство XIX века. Путешествие в мир впечатлений.
![]() | Конкурсная работа Конкурс на лучший урок-путешествие по истории |
Цель деятельности педагога:
Создать условия для:
Ø Закрепления материала по созданию компьютерных презентаций;
Ø Формирования информационной культуры и потребности приобретения новых знаний;
Ø Формирования у учащихся навыков самостоятельного поиска и открытия новых знаний;
Ø Повышения интереса ко всеобщей истории.
Задачи:Ø Образовательные – дать представление о сущности импрессионизма и постимпрессионизма и их месте в европейском искусстве XIX века;
Ø расширить представления о европейской художественной культуре 19 века;
Ø Развивающие – развивать: познавательный интерес ко всеобщей истории, истории искусства; информационные, навыки общения в группе и аналитические способности; умение выделять главное и обобщать исторические факты;
Воспитательные – воспитывать уважение к мировому историческому прошлому, к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ø сформировать понимание причин появления и развития импрессионизма в искусстве 19 века;
Ø формирование представлений об индивидуальности и неповторимости художников и их произведений;
Ø охарактеризовать основные особенности, которые отличают работы импрессионистов от картин, выполненных в других жанрах.
Метапредметные:
Ø Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами.
Ø Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты.
Ø Выработка и закрепление навыков работы на ПК с использованием программ: Microsof Power Point, Microsoft Word.
Ø Развитие умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор необходимой для урока информации.
Личностные:
Ø Развивать способность аргументировано оценивать поступки людей;
Ø Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
Ø Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Конспект уроков в 8 классе по всеобщей истории «Искусство XIX века.
Путешествие в мир впечатлений»
Мотивация:
Учитель:Предлагаю вам рассмотреть картину Клода Лоррена. (Художник Клод Лоррен, творчество, картины, биография
Что изображено на этой картине?
Теперь посмотрим другое произведение (
Работы, конечно, разных авторов, но в чём отличие, ведь обе картины – пейзажи?
Ученики: (отвечают на вопросы, высказывают мнения)
Основное отличие: техника художников, первая – чёткая прорисовка деталей, «идеальная» природа, вторая – более образ, чем сама реальность. Художники по-своему передают увиденную природу, окружающий мир.
Учитель:Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по истории живописи, чтобы познакомиться с картинами художников-новаторов, работы которых до сих пор удивляют и впечатляют.
Во время нашего путешествия мы будем вести дневник наблюдений, в котором сделаем первые записи, ответив на вопросы. Вспомним, как называется направление в искусстве, которому соответствует картина Лоррена?
Обратимся к словарю: классицизм (работа с терминами. Словарь художественных терминов
Почему Моне и другие художники современники не выполняли свои работы в классическом жанре?
Ученики: находят по ссылке термин «классицизм»
находят по ссылке (Моне, Клод ( Monet, Claude ), картины Моне, биография Моне - Живопись, Картины Художника
«Новое живописное направление получило впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца». Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами».
Учитель: Какова же тема нашего путешествия?
Ученики: Назовём урок «Путешествие в мир впечатлений»
Учитель: Записываем в нашем дневнике путешественника: ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. впечатление)– это направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Постимпрессионизм – направление, возникшее как ответ на импрессионизм и является более сложным и философским стилем. Постимпрессионисты отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные состояния жизни — и материальные, и духовные.
Итак, тему мы выявили, впереди для изучения у нас целый мир впечатлений. Чем же мы наполним наш урок?
Ученики: (примерные ответы) Нам необходимо выяснить: какие художники творили в новом направлении, как воспринимала их публика, ведь их картины значительно отличались от привычных глазу классиков, каковы главные отличительные черты импрессионизма от других художественных направлений. Какие темы их интересовали.
Учитель: Но прежде, чем выяснять отличительные черты картин импрессионистов, вспомним отличительные черты классицизма в живописи. В этом нам снова поможет интернет. Он перенесёт нас, путешественников, во времени и пространстве и мы окажемся во Франции 17 века, которая и является родиной классицизма.
Ученики: (по ссылке переходят на сайт (Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
· классицизм покоится на разуме,
· образец - античное искусство,
· главные принципы: ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония,
· предмет воспевания – нечто возвышенное и прекрасное, героическое и благородное,
· цель искусства: доставить зрителю эстетическое наслаждение
Учитель: Наше путешествие продолжается посещением картинной галереи.
Посмотрим на картины импрессионистов и художников других направлений. Выделим отличия.
Ученики: Работают с картинами, выполненными в разных стилях, рассматривают и делают выводы, основанные на собственных впечатлениях (Импрессионизм в сети. Коллекция картин импрессионистов
физкультминутка(По системе М.С. Норбекова)
Учитель: Для того чтобы выявить особенности импрессионизма и познакомиться с правителями изучаемого направления разделим класс на группы: их будет 7 (К. Моне, Э. Мане, П. Сезанн, В. Ван Гог, Э. Дега, П. Ренуар, П. Гоген). Задание: заполнить таблицу, создать презентацию (5 слайдов), используя материал интернет-сайтов. Затем защитить свою работу.
Таблица: имя, направление, картины, особенности.
Учащиеся оценивают выступление других групп, задают вопросы, возникшие в ходе защиты. Выводы, которые делают ученики, должны опираться на основные принципы классицизма, чтобы одновременно уловить отличия классических мотивов живописи от мотивов импрессионизма.
Учащиеся изучают материал по указанным ссылкам, и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу, создают презентации. Для презентации выбирают картины, на примере которых будут говорить об импрессионизме
1) Дега, Эдгар
2) Мане, Эдуар
3) Моне, Клод
4) Ренуар, Пьер Огюст
5) Ван Гог, Винсент
6) Гоген, Поль
7) Сезанн, Поль
Промежуточная рефлексия: Наше путешествие по истории позволяет нам переместиться во времени и поразмышлять над вопросами:
Ø С кем из представленных художников вы бы хотели познакомиться, что бы спросили?
Ø Если публике не понравятся ваши картины, сможете ли работать дальше в выбранном стиле или перестроитесь под вкус общества?
Первичное закрепление
Учитель: Какими отличительными чертами обладали картины импрессионистов? Изучаем интернет-текст
Ученики (примерные ответы): - Художники передавали общее впечатление, которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегали всяких подробностей в рисунке;
- импрессионисты стремились к правде освещения (пленэр), не заботясь о внутреннем содержании картин, пользовались фигурами только для колоритных экспериментов;
- сюжеты были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т.д. Главным было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах;
- использовали новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков;
- основными элементами становятся фрагментарность, необычный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в поле зрения фигуры.
Учитель: Мы познакомились с особенностями стиля, а теперь попробуем достаточно кратко выразить свои мысли по новой теме. Вы составите синквейн. Синквейн – это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк и пишется по определенным правилам.На первой строке синквейна нужно записать одно слово – существительное. Оно будет темой синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, которые будут раскрывать тему синквейна. На третьей строке – три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строке размещается целая фраза-афоризм. При помощи этого афоризма нужно выразить свое отношение к теме. Пятая строка синквейна должна включать слово-резюме, которое будет давать новую интерпретацию темы, и выражать личное отношение автора к теме.
Ученики: Размышляют и наполняют синквейн своими индивидуальными идеями и предпочтениями.
Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание у вас будет творческое - "Заметки путешествениика". Заметки будут дополнением к дневнику, который мы вели по ходу урока, а вместе они составят пособие по изучению импрессионизма.
отметка «отлично»:
1)составить тестовые задания (с 4-мя вариантами ответов, 10-15 заданий);
2)составить таблицу: «Герои картин на фоне реальной жизни», куда поместить факты из жизни художников, события, в которых они участвовали, которым были свидетелями (например, Мане защищал Париж в годы франко-прусской войны и переживал трагедию Парижской Коммуны);
3) Написать мини-сочинение об импрессионизме или отдельном художнике.
отметка «хорошо»:
подготовить доклады о художниках, не упомянутых на уроке (краткая биография. Картины. Направление работы) + презентация.
Как вы думаете, мы выполнили поставленные в начале урока задачи? Достигли мы цели? Что еще нам предстоит узнать и сделать?
Учащиеся анализируют деятельность на уроке и делают вывод – задачи выполнены, цель достигнута.
Рефлексия деятельности: Расскажите о своём впечатлении от путешествия.
Ø Хотели бы вы стать художниками?
Ø Что для этого нужно изучать?
Ø Художник – это профессия или призвание?
В каком стиле вы бы работали, какие темы интересуют? Почему?
Ø Представьте, что перед вами чистый лист, что бы вы нарисовали (портрет, пейзаж и т.д.)? Какой стиль выбрали? Какие цвета подобрали?
Ø Стал ли вам понятен и интересен импрессионизм?