Материал на проверке

Конспект урока по МХК «Искусство XIX века. Путешествие в мир впечатлений» (8 класс)

1
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-путешествие по истории
Материал опубликован 12 October 2015

Цель деятельности педагога:

Создать условия для:

Ø  Закрепления материала по созданию компьютерных презентаций;

Ø  Формирования информационной культуры и потребности приобретения новых знаний;

Ø  Формирования у учащихся навыков самостоятельного поиска и открытия новых знаний;

Ø  Повышения интереса ко всеобщей истории.

Задачи:Ø  Образовательные – дать представление о сущности импрессионизма и постимпрессионизма и их месте в европейском искусстве XIX века;

 

Ø  расширить представления о европейской художественной культуре 19 века;

Ø  Развивающие – развивать: познавательный интерес ко всеобщей истории, истории искусства; информационные, навыки общения в группе и аналитические способности; умение выделять главное и обобщать исторические факты;

Воспитательные – воспитывать уважение к мировому историческому прошлому, к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ø  сформировать понимание причин появления и развития импрессионизма в искусстве 19 века;

Ø  формирование представлений об индивидуальности и неповторимости художников и их произведений;

Ø охарактеризовать основные особенности, которые отличают работы импрессионистов от картин, выполненных в других жанрах.  

 

 Метапредметные:

Ø  Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами.

Ø  Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты.

Ø   Выработка и закрепление навыков работы на ПК с использованием программ: Microsof Power Point, Microsoft Word.

Ø  Развитие умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор необходимой для урока информации.

Личностные:

Ø  Развивать способность аргументировано оценивать поступки людей;

Ø  Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

Ø  Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

 Ресурсы:http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1232-hudozhnik-klod-lorren-tvorchestvo-kartiny-biografiya.html

http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/

http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%CA#136

http://www.museum-online.ru/Epoch/Impressionism/

 

 Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Конспект уроков в 8 классе по всеобщей истории «Искусство XIX века. 

Путешествие в мир впечатлений»

Мотивация:

Учитель:Предлагаю вам рассмотреть картину Клода Лоррена. (Художник Клод Лоррен, творчество, картины, биография

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1232-hudozhnik-klod-lorren-tvorchestvo-kartiny-biografiya.html).

Что изображено на этой картине?

Теперь посмотрим другое произведение (http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/)

Работы, конечно, разных авторов, но в чём отличие, ведь обе картины – пейзажи?

Ученики: (отвечают на вопросы, высказывают мнения)

 Основное отличие: техника художников, первая – чёткая прорисовка деталей, «идеальная» природа, вторая – более образ, чем сама реальность. Художники по-своему передают увиденную природу, окружающий мир.

Учитель:Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по истории живописи, чтобы познакомиться с картинами художников-новаторов, работы которых до сих пор удивляют и впечатляют.

 Во время нашего путешествия мы будем вести дневник наблюдений, в котором сделаем первые записи, ответив на вопросы. Вспомним, как называется направление в искусстве, которому соответствует картина Лоррена?

Обратимся к словарю: классицизм (работа с терминами. Словарь художественных терминов http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%CA#136).

Почему Моне и другие художники современники не выполняли свои работы в классическом жанре?

Ученики: находят по ссылке термин «классицизм»

находят по ссылке (Моне, Клод ( Monet, Claude ), картины Моне, биография Моне - Живопись, Картины Художника http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/) текст по истории живописи и отвечают на вопрос:

«Новое живописное направление получило впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца». Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами».

Учитель: Какова же тема нашего путешествия?

Ученики: Назовём урок «Путешествие в мир впечатлений»

Учитель: Записываем в нашем дневнике путешественника: ИМПРЕССИОНИЗМ  (от фр. впечатление)– это направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Постимпрессионизм – направление, возникшее как ответ на импрессионизм и является более сложным и философским стилем. Постимпрессионисты отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные состояния жизни — и материальные, и духовные.

 

 

Итак, тему мы выявили, впереди для изучения у нас целый мир впечатлений. Чем же мы наполним наш урок?

Ученики: (примерные ответы) Нам необходимо выяснить: какие художники творили в новом направлении, как воспринимала их публика, ведь их картины значительно отличались от привычных глазу классиков, каковы главные отличительные черты импрессионизма от других художественных направлений. Какие темы их интересовали.

Учитель: Но прежде, чем выяснять отличительные черты картин импрессионистов, вспомним отличительные черты классицизма в живописи. В этом нам снова поможет интернет. Он перенесёт нас, путешественников, во времени и пространстве и мы окажемся во Франции 17 века, которая и является родиной классицизма.

Ученики: (по ссылке переходят на сайт (Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/iskusstvo-novogo-vremeni.html) и, прочитав текст, делают выводы:

· классицизм покоится на разуме,

· образец - античное искусство,

· главные принципы: ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония,

· предмет воспевания – нечто возвышенное и прекрасное, героическое и благородное,

· цель искусства: доставить зрителю эстетическое наслаждение

 Учитель: Наше путешествие продолжается посещением картинной галереи.

Посмотрим на картины импрессионистов и художников других направлений. Выделим отличия.

Ученики: Работают с картинами, выполненными в разных стилях, рассматривают и делают выводы, основанные на собственных впечатлениях (Импрессионизм в сети. Коллекция картин импрессионистов http://impressionnisme.narod.ru/collection.htm).

физкультминутка(По системе М.С. Норбекова) http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1136

Учитель: Для того чтобы выявить особенности импрессионизма и познакомиться с правителями изучаемого направления разделим класс на группы: их будет 7 (К. Моне, Э. Мане, П. Сезанн, В. Ван Гог, Э. Дега, П. Ренуар, П. Гоген). Задание: заполнить таблицу, создать презентацию (5 слайдов), используя материал интернет-сайтов. Затем защитить свою работу.

Таблица: имя, направление, картины, особенности.

Учащиеся оценивают выступление других групп, задают вопросы, возникшие в ходе защиты. Выводы, которые делают ученики, должны опираться на основные принципы классицизма, чтобы одновременно уловить отличия классических мотивов живописи от мотивов импрессионизма.

Учащиеся изучают материал по указанным ссылкам, и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу, создают презентации. Для презентации выбирают картины, на примере которых будут говорить об импрессионизме

1) Дега, Эдгар http://www.museumonline.ru/Impressionism/Edgar_Degas

2) Мане, Эдуар http://www.museumonline.ru/Impressionism/Edouard_Manet

3) Моне, Клод http://www.museumonline.ru/Impressionism/Claude_Monet

4) Ренуар, Пьер Огюст

http://www.museumonline.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir

5) Ван Гог, Винсент

http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Vincent_Van_Gogh/

6) Гоген, Поль http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Paul_Gauguin/

7) Сезанн, Поль http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Paul_Cezanne/

Промежуточная рефлексия: Наше путешествие по истории позволяет нам переместиться во времени и поразмышлять над вопросами:

Ø    С кем из представленных художников вы бы хотели познакомиться, что бы спросили?

Ø Если публике не понравятся ваши картины, сможете ли работать дальше в выбранном стиле или перестроитесь под вкус общества?

 

Первичное закрепление

 

Учитель: Какими отличительными чертами обладали картины импрессионистов? Изучаем интернет-текст http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%C0

http://impressionnisme.narod.ru/index_a.htm

 

Ученики (примерные ответы): - Художники передавали общее впечатление, которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегали всяких подробностей в рисунке;

- импрессионисты стремились к правде освещения (пленэр), не заботясь о внутреннем содержании картин, пользовались фигурами только для колоритных экспериментов;

- сюжеты были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т.д. Главным было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах;

- использовали новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков;

- основными элементами становятся фрагментарность, необычный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в поле зрения фигуры.

Учитель: Мы познакомились с особенностями стиля, а теперь попробуем достаточно кратко выразить свои мысли по новой теме. Вы составите синквейн. Синквейн – это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк и пишется по определенным правилам.На первой строке синквейна нужно записать одно слово – существительное. Оно будет темой синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, которые будут раскрывать тему синквейна. На третьей строке – три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строке размещается целая фраза-афоризм. При помощи этого афоризма нужно выразить свое отношение к теме. Пятая строка синквейна должна включать слово-резюме, которое будет давать новую интерпретацию темы, и выражать личное отношение автора к теме.

Ученики: Размышляют и наполняют синквейн  своими индивидуальными идеями и предпочтениями.

Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание у вас будет творческое - "Заметки путешествениика". Заметки будут дополнением к дневнику, который мы вели по ходу урока, а вместе они составят пособие по изучению импрессионизма.

отметка «отлично»:

1)составить тестовые задания (с 4-мя вариантами ответов, 10-15 заданий);

2)составить таблицу: «Герои картин на фоне реальной жизни», куда поместить факты из жизни художников, события, в которых они участвовали, которым были свидетелями (например, Мане защищал Париж в годы франко-прусской войны и переживал трагедию Парижской Коммуны);

3) Написать мини-сочинение об импрессионизме или отдельном художнике.

отметка «хорошо»:

подготовить доклады о художниках, не упомянутых на уроке (краткая биография. Картины. Направление работы) + презентация.
 Как вы думаете, мы выполнили поставленные в начале урока задачи? Достигли мы цели? Что еще нам предстоит узнать и сделать?

Учащиеся анализируют  деятельность на уроке и делают вывод – задачи выполнены, цель достигнута.

Рефлексия деятельности:  Расскажите о своём впечатлении от путешествия.

Ø    Хотели бы вы стать художниками?

Ø    Что для этого нужно изучать?

Ø    Художник – это профессия или призвание?

В каком стиле вы бы работали, какие темы интересуют? Почему?

Ø    Представьте, что перед вами чистый лист, что бы вы нарисовали (портрет, пейзаж и т.д.)? Какой стиль выбрали? Какие цвета подобрали?

Ø    Стал ли вам понятен и интересен импрессионизм? 

 

Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Бойченко Наталья Владимировна – Карточки для закрепления навыков словоизменения и словообразования у детей 4–5 лет с моторной алалией В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. С уважением, администрация.

31 May