Конспект урока по МХК «Искусство XIX века. Путешествие в мир впечатлений» (8 класс)
Цель деятельности педагога:
Создать условия для:
Ø Закрепления материала по созданию компьютерных презентаций;
Ø Формирования информационной культуры и потребности приобретения новых знаний;
Ø Формирования у учащихся навыков самостоятельного поиска и открытия новых знаний;
Ø Повышения интереса ко всеобщей истории.
Задачи:Ø Образовательные – дать представление о сущности импрессионизма и постимпрессионизма и их месте в европейском искусстве XIX века;
Ø расширить представления о европейской художественной культуре 19 века;
Ø Развивающие – развивать: познавательный интерес ко всеобщей истории, истории искусства; информационные, навыки общения в группе и аналитические способности; умение выделять главное и обобщать исторические факты;
Воспитательные – воспитывать уважение к мировому историческому прошлому, к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ø сформировать понимание причин появления и развития импрессионизма в искусстве 19 века;
Ø формирование представлений об индивидуальности и неповторимости художников и их произведений;
Ø охарактеризовать основные особенности, которые отличают работы импрессионистов от картин, выполненных в других жанрах.
Метапредметные:
Ø Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами.
Ø Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты.
Ø Выработка и закрепление навыков работы на ПК с использованием программ: Microsof Power Point, Microsoft Word.
Ø Развитие умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор необходимой для урока информации.
Личностные:
Ø Развивать способность аргументировано оценивать поступки людей;
Ø Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
Ø Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/
http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%CA#136
http://www.museum-online.ru/Epoch/Impressionism/
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Конспект уроков в 8 классе по всеобщей истории «Искусство XIX века.
Путешествие в мир впечатлений»
Мотивация:
Учитель:Предлагаю вам рассмотреть картину Клода Лоррена. (Художник Клод Лоррен, творчество, картины, биография
Что изображено на этой картине?
Теперь посмотрим другое произведение (http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/)
Работы, конечно, разных авторов, но в чём отличие, ведь обе картины – пейзажи?
Ученики: (отвечают на вопросы, высказывают мнения)
Основное отличие: техника художников, первая – чёткая прорисовка деталей, «идеальная» природа, вторая – более образ, чем сама реальность. Художники по-своему передают увиденную природу, окружающий мир.
Учитель:Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по истории живописи, чтобы познакомиться с картинами художников-новаторов, работы которых до сих пор удивляют и впечатляют.
Во время нашего путешествия мы будем вести дневник наблюдений, в котором сделаем первые записи, ответив на вопросы. Вспомним, как называется направление в искусстве, которому соответствует картина Лоррена?
Обратимся к словарю: классицизм (работа с терминами. Словарь художественных терминов http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%CA#136).
Почему Моне и другие художники современники не выполняли свои работы в классическом жанре?
Ученики: находят по ссылке термин «классицизм»
находят по ссылке (Моне, Клод ( Monet, Claude ), картины Моне, биография Моне - Живопись, Картины Художника http://www.museum-online.ru/Impressionism/Claude_Monet/) текст по истории живописи и отвечают на вопрос:
«Новое живописное направление получило впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца». Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами».
Учитель: Какова же тема нашего путешествия?
Ученики: Назовём урок «Путешествие в мир впечатлений»
Учитель: Записываем в нашем дневнике путешественника: ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. впечатление)– это направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Постимпрессионизм – направление, возникшее как ответ на импрессионизм и является более сложным и философским стилем. Постимпрессионисты отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные состояния жизни — и материальные, и духовные.
Итак, тему мы выявили, впереди для изучения у нас целый мир впечатлений. Чем же мы наполним наш урок?
Ученики: (примерные ответы) Нам необходимо выяснить: какие художники творили в новом направлении, как воспринимала их публика, ведь их картины значительно отличались от привычных глазу классиков, каковы главные отличительные черты импрессионизма от других художественных направлений. Какие темы их интересовали.
Учитель: Но прежде, чем выяснять отличительные черты картин импрессионистов, вспомним отличительные черты классицизма в живописи. В этом нам снова поможет интернет. Он перенесёт нас, путешественников, во времени и пространстве и мы окажемся во Франции 17 века, которая и является родиной классицизма.
Ученики: (по ссылке переходят на сайт (Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/iskusstvo-novogo-vremeni.html) и, прочитав текст, делают выводы:
· классицизм покоится на разуме,
· образец - античное искусство,
· главные принципы: ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония,
· предмет воспевания – нечто возвышенное и прекрасное, героическое и благородное,
· цель искусства: доставить зрителю эстетическое наслаждение
Учитель: Наше путешествие продолжается посещением картинной галереи.
Посмотрим на картины импрессионистов и художников других направлений. Выделим отличия.
Ученики: Работают с картинами, выполненными в разных стилях, рассматривают и делают выводы, основанные на собственных впечатлениях (Импрессионизм в сети. Коллекция картин импрессионистов http://impressionnisme.narod.ru/collection.htm).
физкультминутка(По системе М.С. Норбекова) http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1136
Учитель: Для того чтобы выявить особенности импрессионизма и познакомиться с правителями изучаемого направления разделим класс на группы: их будет 7 (К. Моне, Э. Мане, П. Сезанн, В. Ван Гог, Э. Дега, П. Ренуар, П. Гоген). Задание: заполнить таблицу, создать презентацию (5 слайдов), используя материал интернет-сайтов. Затем защитить свою работу.
Таблица: имя, направление, картины, особенности.
Учащиеся оценивают выступление других групп, задают вопросы, возникшие в ходе защиты. Выводы, которые делают ученики, должны опираться на основные принципы классицизма, чтобы одновременно уловить отличия классических мотивов живописи от мотивов импрессионизма.
Учащиеся изучают материал по указанным ссылкам, и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу, создают презентации. Для презентации выбирают картины, на примере которых будут говорить об импрессионизме
1) Дега, Эдгар http://www.museumonline.ru/Impressionism/Edgar_Degas
2) Мане, Эдуар http://www.museumonline.ru/Impressionism/Edouard_Manet
3) Моне, Клод http://www.museumonline.ru/Impressionism/Claude_Monet
4) Ренуар, Пьер Огюст
http://www.museumonline.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir
5) Ван Гог, Винсент
http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Vincent_Van_Gogh/
6) Гоген, Поль http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Paul_Gauguin/
7) Сезанн, Поль http://www.museumonline.ru/Postimpressionism/Paul_Cezanne/
Промежуточная рефлексия: Наше путешествие по истории позволяет нам переместиться во времени и поразмышлять над вопросами:
Ø С кем из представленных художников вы бы хотели познакомиться, что бы спросили?
Ø Если публике не понравятся ваши картины, сможете ли работать дальше в выбранном стиле или перестроитесь под вкус общества?
Первичное закрепление
Учитель: Какими отличительными чертами обладали картины импрессионистов? Изучаем интернет-текст http://www.artonline.ru/glossary/?letter=%C0
http://impressionnisme.narod.ru/index_a.htm
Ученики (примерные ответы): - Художники передавали общее впечатление, которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегали всяких подробностей в рисунке;
- импрессионисты стремились к правде освещения (пленэр), не заботясь о внутреннем содержании картин, пользовались фигурами только для колоритных экспериментов;
- сюжеты были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т.д. Главным было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах;
- использовали новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков;
- основными элементами становятся фрагментарность, необычный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в поле зрения фигуры.
Учитель: Мы познакомились с особенностями стиля, а теперь попробуем достаточно кратко выразить свои мысли по новой теме. Вы составите синквейн. Синквейн – это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк и пишется по определенным правилам.На первой строке синквейна нужно записать одно слово – существительное. Оно будет темой синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, которые будут раскрывать тему синквейна. На третьей строке – три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строке размещается целая фраза-афоризм. При помощи этого афоризма нужно выразить свое отношение к теме. Пятая строка синквейна должна включать слово-резюме, которое будет давать новую интерпретацию темы, и выражать личное отношение автора к теме.
Ученики: Размышляют и наполняют синквейн своими индивидуальными идеями и предпочтениями.
Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание у вас будет творческое - "Заметки путешествениика". Заметки будут дополнением к дневнику, который мы вели по ходу урока, а вместе они составят пособие по изучению импрессионизма.
отметка «отлично»:
1)составить тестовые задания (с 4-мя вариантами ответов, 10-15 заданий);
2)составить таблицу: «Герои картин на фоне реальной жизни», куда поместить факты из жизни художников, события, в которых они участвовали, которым были свидетелями (например, Мане защищал Париж в годы франко-прусской войны и переживал трагедию Парижской Коммуны);
3) Написать мини-сочинение об импрессионизме или отдельном художнике.
отметка «хорошо»:
подготовить доклады о художниках, не упомянутых на уроке (краткая биография. Картины. Направление работы) + презентация.
Как вы думаете, мы выполнили поставленные в начале урока задачи? Достигли мы цели? Что еще нам предстоит узнать и сделать?
Учащиеся анализируют деятельность на уроке и делают вывод – задачи выполнены, цель достигнута.
Рефлексия деятельности: Расскажите о своём впечатлении от путешествия.
Ø Хотели бы вы стать художниками?
Ø Что для этого нужно изучать?
Ø Художник – это профессия или призвание?
В каком стиле вы бы работали, какие темы интересуют? Почему?
Ø Представьте, что перед вами чистый лист, что бы вы нарисовали (портрет, пейзаж и т.д.)? Какой стиль выбрали? Какие цвета подобрали?
Ø Стал ли вам понятен и интересен импрессионизм?
Координатор конкурсов