12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Алексеевна Щенина264

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

Города Воткинска Удмуртской республики




Рассмотрена на заседании Утверждено

методического совета приказом №____ от _________20____г.

Директор МАУДО ЭБЦ

«___»__________20___г. ______________Л.Л.Воронцова


Принято на заседании

педагогического совета

«___»__________20___г










Образовательная программа


«Исследователи природы»


Возраст обучающихся 10 - 16 лет

Срок реализации: 1 год.





Составитель: Щенина Елена Алексеевна

Педагог дополнительного образования

квалификационная категория - первая










г. Воткинск, 2023г.


Разработчик: Щенина Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.

Объединение «Исследователи природы», направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 10 - 16 лет. Срок освоения: 1 год.

Общее количество учебных часов по программе – 144 часа (сентябрь - май).


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследователи природы» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».

Направленность программы естественнонаучная. Программы направлено на логику построения и этапы проведения исследования, способы самостоятельной работы по подбору и обработке информации, правила написания и оформления исследовательской работы, а также организацию подготовки к защите и порядок защиты проведенного исследования.

Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Новизна программы состоит в том, что обучающиеся осваивают методы и способы проведения экологического исследования поэтапно – от теоретических умений (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ). Ценность такой работы в том, что воспитанники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к исследовательским работам.

Педагогическая целесообразность. Программа помогает раскрыть интеллектуальный, творческий потенциал ребенка, формирует его личность и коммуникационные умения. Знания по программе способствует к расширению кругозора, формированию интереса к развитию экологического мировоззрения, развитию творческого развития и фантазии, пространственного и ассоциативного мышления.

Ориентация программы на социальный заказ

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов развивается только в исследовательской деятельности.

Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся-подростков 10-16 лет (среднего уровня образования) без ограничений по здоровью и начальному уровню знаний, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. Состав группы в течение года постоянный, возможен разновозрастный состав (4-11 класс). Наполняемость групп 10-12 человек согласно Уставу учреждения и санитарно-гигиеническим требованиям.

Возрастно-психологические особенности подросткового возраста. Ведущие позиции в данном возрасте начинают занимать общественно-полезная деятельность, творческое развитие и интимно-личностное общение со сверстниками. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Они откликаются на необычные, захватывающие мероприятия, акции, быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной дезадаптации и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость [10, стр. 25].

Практическая значимость: Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Значимость программы является формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Приобретаются навыки публичного выступания.

Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 144 часа: 36 недель по 4 часа в неделю в течение 9 месяцев (сентябрь - май).

Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.

Формы обучения: очные занятия с элементами дистанционного и электронного обучения (платформе для онлайн-занятий «Zoom», в соц. сети ВК, с помощью гугл-сервисов).

Формы деятельности и организации коллектива обучающихся: фронтальная работа, индивидуально-групповая, коллективно-творческая с использованием:

- бесед, презентаций;

- экскурсия;

- викторин, игр;

- посещений зеленых зон города.

Виды занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, презентаций, видео уроков. Практические занятия проводятся как в помещении – тематические игры, так и на природе: экскурсии.

Режим занятий. Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа (2 занятия по 2 часа с перерывом). При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение. В ходе прохождения программы, обучающиеся занимаются индивидуально, подгруппами, группами.

Занятия проводятся в течение всего учебного года, включая каникулярное время.



2. Цель и задачи программы


Цель программы: формирование у обучающихся, проявляющих склонность к научному мышлению, умений и навыков исследовательской деятельности.


Задачи:

формировать и развивать умения и навыки исследовательской деятельности;

формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

обучить практическим навыкам и приёмам работы с объектом исследования.



3. Содержание программы


Учебный план (таблица 1)

Таблица 1.

Раздел, тема

Всего

часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

Викторина

Приложение 1

2

Понятие исследовательской деятельности.

22

14

8


3

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

54

30

24

Викторина

Приложение 1

4

Заключительные этапы исследовательской деятельности.

34

18

16


5

Открой для себя природу.

32

18

14

Викторина

Приложение 1


Итого

144

81

63



Содержание учебного плана (таблица 2)

Таблица 2.

Раздел, тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Вводная беседа. Решение организационных вопросов:

- охрана труда на занятии,

- режим работы;

- требования к обучающимся объединения.


2.


Понятие о исследовательской деятельности

Что такое исследование, исследовательская деятельность? Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Как мы познаём мир. Наблюдение -

способ познания окружающего мира.

Как мы познаём мир.

Эксперимент – способ познания окружающего мира. Что такое проблема? Понятие о проблеме. Её значение в исследовательской работе. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.

Игра – тренинг

«Я исследователь». Экскурсия «Наблюдение, как способ познания окружающего мира». Упражнения для развития исследовательских навыков. Экскурсия «Пробуем изучать живое».

3.


Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Правила выбора темы исследования. Обоснование выбранной темы. Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования Выдвижение гипотез. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Что такое объект исследования. Что такое предмет исследования. Методы исследования. Методы исследования: эксперимент Методы исследования: наблюдение: наблюдение. Методы исследования: анкетирование. Способы фиксации получаемых сведений (схемы, рисунки, значки, символы и др.). Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо). Сбор материала для исследования. Работа с различными источниками информации. Обработка информации. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Источники информации. Работа с электронным пособием (интернет ресурсы). Работа с источниками информации. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с источниками информации. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Проведение эксперимента. Ведение дневника наблюдений Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники; правила работы с ними. Источники получения информации: словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними Сбор материала для исследования. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Обработка анкет. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Обработка информации: таблицы, схемы, чертежи. Задания на составление таблиц, графиков, диаграмм.

4

Заключительные этапы исследовательской деятельности.

Правила оформления материала. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Правила оформления материала. Логическое построение текстового материала в работе. Правила оформления материала. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Требования к оформлению работы. Оформление титульного листа. Оформление страниц: «Содержание». Оформление страниц: «Введение», «Литературный обзор», «Физико-географическое положение». Оформление страниц «Методика», «Результаты», Оформление страниц: «Выводы», «Список литературы», «Приложения». Подготовка текста защиты проекта. Тезисы. Подготовка к защите.

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Работа в программе PowerPoint. Составление презентации.

Подготовка текста защиты проекта. Составление текста защиты проекта. Упражнения как выделить главное и второстепенное. Подготовка к защите. Упражнения на формулирование вопросов.

Подготовка к защите. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Тренинги на выступление перед аудиторией.


5

Открой для себя природу.

Как сделать мир природы своей лабораторией Тропа натуралиста. Основные правила натуралиста, привыкай наблюдать за природой Жизнь в воде: пресноводный аквариум. Флора: лишайники, мхи и папоротники, Флора: цветов, злаки, ситники и осоки. Флора: деревья: плоды и смена, коллекция плодов, семян и шишек. Наземные позвоночные: как отловить мелких беспозвоночных, инструменты для ловли насекомых, террариум, где его разместить? Наземные позвоночные: мелкие млекопитающие, крупные млекопитающие, как наблюдать за лисами или барсуками, птицы в теплое время года, птицы зимой, наблюдение за птицами, следы животных.

Перед походом, как подготовить свой дневник наблюдения, учимся разрабатывать маршрут. Чтение карты. Ориентирование на местности. Дорожные знаки путешественника. Игра «Будущий зоолог, будущий ботаник». Экскурсия «Жизнь на природе»: учимся ориентироваться на местности, учимся метить места своих находок, как найти укрытия, читаем прогноз погоды. Экскурсия «Жизнь в воде: естественные и искусственные водоемы, водоемы с проточной водой», экспериментальный отлов, наблюдаем из укрытия. Создание террариума для наблюдения за дождевым червем. Планирование летних исследований.




4. Планируемые результаты программы


Предметные результаты:

Знать:

- алгоритм выполнения исследовательской работы;

- что такое исследование, исследовательская деятельность, наблюдение, эксперимент, проблема, гипотеза;

- приемы работы с объектом исследования и методы исследования;

- правила проведения опроса, интервьюирования;

- требования к построению выступления и доклада по исследованию;

- основные правила, инструменты натуралиста, приёмы работы с объектом исследования.

Уметь:

- правильно выбирать тему исследования, определять цели и задачи исследования;

- обрабатывать анкеты;

- правильно оформлять отчет исследовательской работы;

- грамотно работать в программе PowerPoint, составлять презентации;


Метапредметные результаты:

- уметь использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.);

- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.


Личностные результаты:

- развитие познавательных навыков обучающихся,

- формирование чувства удовлетворения от творческого процесса и от полученного результата труда.


Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля, используемые в программе, соответствуют содержанию тем программы. Предусмотрены:

- входной контроль - (сентябрь) с целью выявления начального уровня знаний обучающихся,

- промежуточная аттестация (декабрь) с целью проверки усвоения программы и корректировки;

- итоговый контроль (май) с целью проверки достижения обучающимися заявленных результатов программы в полном объеме (Приложение 1).

Удовлетворенность (ожидание результатов) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (законных представителей) и обучающихся (Приложение 3).

Текущими формами отслеживания конкретного результата по изучению отдельных разделов и тем являются наблюдение педагога и собеседование.

Мониторинг достижения метапредметных и личностных результатов обучающегося по образовательной программе представлен в Приложении 2.


5. Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы


Календарный учебный график (тематический план) (таблица 3)

Таблица 3

п/п

Месяц.

Число

Время я занятий.

Форма занятия

Тема занятия.

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля


1. Вводное занятие

2



1-2


Сентябрь.



Беседа.

1.1. Вводная беседа. Решение организационных вопросов: охрана труда на занятии, режим работы, требования к обучающимся объединения.

2


Учебный кабинет

Викторина

Приложение 1


2. Понятие о исследовательской деятельности.

22



3-4

Сентябрь.



Беседа.

2.1. Что такое исследование, исследовательская деятельность?

2


Наблюдение

5-6

Сентябрь.



Беседа.

2.2. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

2


Наблюдение

7-8

Сентябрь.



Беседа.

2.3. Обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

2


Собеседование

9-10

Сентябрь.



игра

2.4. Игра – тренинг «Я исследователь».

2


Собеседование

11-12

Сентябрь.



экскурсия

2.5. Экскурсия «Наблюдение, как способ познания окружающего мира».

2

Учебный кабинет.

Собеседование

13-14

Сентябрь.



Беседа.

2.6. Как мы познаём мир. Наблюдение - способ познания окружающего мира.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

15-16

Сентябрь



Беседа.

2.7. Как мы познаём мир. Эксперимент – способ познания окружающего мира.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

17-18

Сентябрь.



Беседа.

2.8. Что такое проблема? Понятие о проблеме. Её значение в исследовательской работе.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

19-20

Сентябрь



Беседа.

2.9. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.

2

Зеленая зона города

Наблюдение

21-22

Сентябрь



экскурсия

2.10. Экскурсия «Пробуем изучать живое».

2


Собеседование

23-24

Сентябрь



Практич. занятие

2.11. Упражнения для развития исследовательских навыков.

2

Зеленая зона города

Собеседование


3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

54



25-26

Октябрь



Беседа.

3.1. Выбор темы исследования.

Классификация тем.

2

Зеленая зона города

Собеседование

27-28

Октябрь



Беседа.

3.2. Правила выбора темы исследования. Обоснование выбранной темы.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

29-30

Октябрь



Беседа.

3.3. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

31-32

Октябрь



Беседа.

3.4. Постановка цели исследования по выбранной теме.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

33-34

Октябрь



Беседа.

3.5. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

35-36

Октябрь



Беседа.

3.6. Выдвижение гипотез. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если…

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

37-38

Октябрь



Беседа.

3.7. Что такое объект исследования. Что такое предмет исследования.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

39-40

Октябрь



Практич.занятие

3.8. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

41-42

Октябрь



Практич.занятие

3.9. Источники информации. Работа с электронным пособием (интернет ресурсы).

2

Учебный кабинет.

Собеседование

43-44

Ноябрь.



Практич.занятие

3.10. Работа с источниками информации. Отбор и анализ литературы по выбранной теме.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

45-46

Ноябрь.



Практическое занятие

3.11. Работа с источниками информации. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

47-48

Ноябрь.



Беседа.

3.12. Методы исследования.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

49-50

Ноябрь.



Беседа.

3.13. Методы исследования: эксперимент

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

51-52

Ноябрь.



Беседа.

3.14. Методы исследования: наблюдение.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

53-54

Ноябрь.



Беседа.

3.15. Методы исследования: анкетирование.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

55-56

Ноябрь.



Практич.занятие

3.16. Проведение эксперимента. Ведение дневника наблюдений

2

Учебный кабинет.

Собеседование

57-58

Ноябрь.



Беседа.

3.17. Способы фиксации получаемых сведений (схемы, рисунки, значки, символы и др.).

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

59-60

Декабрь.



Беседа.

3.18. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо).

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

61-62

Декабрь.



Беседа.

3.19. Сбор материала для исследования. Работа с различными источниками информации.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

63-64

Декабрь



Практическое занятие

3.20. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники; правила работы с ними.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

65-66

Декабрь.



Практич.занятие

3.21. Источники получения информации: словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

67-68

Декабрь.



Практическое занятие

3.22. Сбор материала для исследования. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

69-70

Декабрь.



Беседа.

3.23. Обработка информации. Поиск ответов на поставленные вопросы.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

71-72

Декабрь.



Практич.занятие

3.24. Обработка анкет.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

73-74

Декабрь.



Практич.занятие

3.25. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

75-76

Декабрь.



Практич.занятие

3.26. Обработка информации: таблицы, схемы, чертежи.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

77-78

Декабрь.



Практич.занятие

3.27. Задания на составление таблиц, графиков, диаграмм.

2

Учебный кабинет.

Викторина

Приложение 1


4. Заключительные этапы исследовательской деятельности.

34



79-80

Январь.



Беседа.

4.1. Правила оформления материала. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

81-82

Январь.



Беседа.

4.2. Правила оформления материала. Логическое построение текстового материала в работе.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

83-84

Январь.



Беседа.

4.3. Правила оформления материала. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

2


Учебный кабинет.

Наблюдение

85-86

Январь.



Беседа.

4.4. Требования к оформлению работы. Оформление титульного листа, страницы: «Содержание».

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

87-88

Январь.



Беседа.

4.5. Оформление страниц: «Введение», «Литературный обзор», «Физико-географическое положение».

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

89-90

Январь.



Беседа.

4.6. Оформление страниц «Методика», «Результаты».

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

91-92

Февраль.



Беседа.

4.7. Оформление страниц: «Выводы», «Список литературы», «Приложения».

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

93-94

Февраль.



Практич.занятие

4.8. Работа в программе PowerPoint. Составление презентации.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

95-96

Февраль.



Практич.занятие

4.9. Работа в программе PowerPoint. Составление презентации.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

97-98

Февраль.



Практич.занятие

4.10. Работа в программе PowerPoint. Составление презентации.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

99-100

Февраль.



Практич.занятие

4.11. Работа в программе PowerPoint. Составление презентации.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

101-102

Февраль.



Практич.занятие

4.12. Подготовка текста защиты проекта. Упражнения как выделить главное и второстепенное.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

103-104

Март.



Беседа.

4.13. Подготовка текста защиты проекта. Тезисы.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

105-106

Март.



Беседа.

4.14. Подготовка к защите. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

107-108

Март.



Практич.занятие

4.15. Подготовка к защите. Упражнения на формулирование вопросов.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

109-110

Март.



Практич.занятие

4.16. Подготовка к защите. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

2

Учебный кабинет.

Собеседование

111-112

Март.



Практич.занятие

4.17. Тренинги на выступление перед аудиторией.

2

Учебный кабинет.

Собеседование


5. Открой для себя природу.

32



113-114

Март.



Беседа.

5.1. Как сделать мир природы своей лабораторией

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

115-116

Март.



Беседа.

5.2. Тропа натуралиста.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

117-118

Март.



Практич.занятие

5.3. Перед походом, как подготовить свой дневник наблюдения, учимся разрабатывать маршрут.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

119-120

Апрель



Практич.занятие

5.4. Чтение карты. Ориентирование на местности. Дорожные знаки путешественника.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

121-122

Апрель



Беседа.

5.5. Основные правила натуралиста, привыкай наблюдать за природой.

2

Зеленая зона города

Наблюдение

123-124

Апрель



Игра

5.6. Игра «Будущий зоолог, будущий ботаник».

2

Учебный кабинет.

Собеседование

125-126

Апрель



экскурсия

5.7. Экскурсия «Жизнь на природе»: ориентирование на местности, учимся метить места своих находок, как найти укрытия, читаем прогноз погоды.

2

Учебный кабинет.

Собеседование

127-128

Апрель.



экскурсия

5.8. Экскурсия «Жизнь в воде: естественные и искусственные водоемы, водоемы с проточной водой», экспериментальный отлов, наблюдаем из укрытия.

2

Зеленая зона города.

Собеседование

129-130

Апрель.



Беседа.

5.9. Жизнь в воде: пресноводный аквариум.

2

Зеленая зона города

Наблюдение

131-132

Апрель.



Беседа.

5.10. «Жизнь в земле: маленький подземный мир»: наблюдения за земляным червем.

2

Учебный кабинет.

Наблюдение

133-134

Май



Практич.занятие

5.11. Создание террариума для наблюдения за дождевым червем.


Зеленая зона города

Собеседование

135-136

Май



Беседа.

5.12. Флора: лишайники, мхи и папоротники, Флора: цветов, злаки, ситники и осоки.

2

Зеленая зона города

Наблюдение

137-138

Май



Беседа.

5.13. Флора: деревья: плоды и смена, коллекция плодов, семян и шишек.

2

Зеленая зона города

Наблюдение

139-140

Май



Беседа.

5.14. Наземные позвоночные: как отловить мелких беспозвоночных, инструменты для ловли насекомых, террариум, где его разместить?

2

Зеленая зона города.

Наблюдение

141-142

Май



Беседа.

5.15. Наземные позвоночные: мелкие млекопитающие, крупные млекопитающие, как наблюдать за лисами или барсуками, птицы в теплое время года, птицы зимой, наблюдение за птицами, следы животных.

2

Зеленая зона города.

Наблюдение

143-144

Май



Практич.занятие

5.16. Викторина.

Планирование летних исследований.

2


Учебный кабинет.

Викторина

Приложение 1



Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ соответствующей педагогической подготовки, со знаниями основ ведения проектной и исследовательской деятельности, умением работать с природным материалом, без предъявления требований к стажу и категории.

Материально-технические условия:

- помещение: учебный кабинет для проведения очных занятий.

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фотоматериалы в виде фильмов, видеороликов, презентаций, аудиокниг, книги (методическая, художественная и научная литература по теме изучения), ресурсы сети Интернет (Приложение 4)

Внешние условия. Работа по Программе предполагает сотрудничество обучающихся с педагогами школ, с различными специалистами МАУДО ЭБЦ, администрации города, администрацией парковых зон, лесничествами, средствами массовой информации, с педагогами БОУДО УР РЦДОД.


Формы контроля (таблица 4)

Таблица 4

занятия

Форма контроля

Источник (литературный, авторский материал)


1

77

143

Входной контроль

Промежуточная аттестация

Итоговый контроль

Викторина

Викторина

Викторина

Прил. 1

Прил. 1

Прил. 1


Методические материалы (таблица 5)

Таблица 5

Раздел



Оснащение учебного процесса методическими разработками и пособиями

1.Вводное занятие

Инструкция по охране труда. Приложение 6

Викторина Приложение 1

2.Понятие о исследовательской деятельности.

Игра – тренинг «Я исследователь». Экскурсия «Наблюдение, как способ познания окружающего мира». Упражнения для развития исследовательских навыков. Экскурсия «Пробуем изучать живое».

3.Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Викторина Приложение 1

4.Заключительные этапы исследовательской деятельности.

Тренинги на выступление перед аудиторией.

5. Открой для себя природу.

Игра «Будущий зоолог, будущий ботаник». Экскурсия «Жизнь на природе»: учимся ориентироваться на местности, учимся метить места своих находок, как найти укрытия, читаем прогноз погоды. Экскурсия «Жизнь в воде: естественные и искусственные водоемы, водоемы с проточной водой», экспериментальный отлов, наблюдаем из укрытия.

Викторина Приложение 1


Список литературы


Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологические беседы в школе: Учебно-метод. пособие. – Мичуринск, 2003. – 53 с.

Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // ж. Исследовательская работа школьников, № 1. – 2003. – с. 100- 105.

Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения (Управление школой - 2006, 1 –15 янв.).

Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, № 6. – 1999. – с. 42 –46.

Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе-Спб.,2005.

Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 216 с.

Организация научно-исследовательской работы учащихся. Сборник статей и материалов. / Составитель Е.И. Дмитриева – Набережные Челны, 2002.

Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.

Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе - /Начальная школа, 2000. - №12.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие. - М.: Пед. об-во России, 1999.

Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ // Биология: Прил. к газете «Первое сентября». – 2000. - № 26. - с. 14-15.

Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование. – 2001. – с. 116-127.




Приложение 1

Оценочные материалы


Входной контроль

Викторина.


Что такое природа?

Перечислите основные методы исследования (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент).

За какими природными объектами можно проводить наблюдение?

Назовите увеличительные приборы, используемые для исследований (бинокль, микроскоп, лупа, телескоп).

В какой профессии пригодятся навыки исследователя?


Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 5 баллов.

Низкий уровень - менее 2 баллов.

Средний уровень - 2-3 балла.

Высокий уровень - 4 -5 баллов.


Промежуточная аттестация

Викторина.


Дать развернутый ответ на следующие вопросы:

1. Что такое исследовательская деятельность?

2. Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир?

3. Что такое проблема?

4. Что такое наблюдение, эксперимент, опыт?

5. Что такое предмет исследования? Объект исследования?

6. Назовите правила выбора темы исследования.

7. Назовите отличие цели от задач.

8. Какие бывают методы исследования?

9. Какие бывают источники информации?

10. Понятие о гипотезе.

11. Какие бывают методы исследования?

12. Перечислите способы обработки информации.

13. Перечислите способы фиксации полученной информации.

14. Что такое анкета, опросник, интервью?

15. Назовите основные правила, инструменты натуралиста.


Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 15 баллов.

Низкий уровень – 1-6 баллов.

Средний уровень – 7-10 баллов.

Высокий уровень – 11-15 баллов.



Итоговый контроль

Викторина.

Перечислите алгоритм выполнения исследовательской работы. (14 баллов)

Ответ:

Выбор темы исследования.

Актуализация проблем.

Формулировка темы исследования.

Выработка гипотезы исследования.

Формулирование цели и задач исследования.

Работа с литературой по теме исследования.

Выбор и освоение методов исследования.

Составление плана исследований.

Сбор и обработка материала.

Анализ и обобщение полученных данных.

Оформление исследовательской работы.

Подготовка и выступление с докладом.

Обсуждение результатов с профессиональными учеными, анализ замечаний и предложений по теме исследования.

Постановка цели и задач следующих этапов исследования.


Перечислите типичные ошибки в постановке проблемы. (4 балла)

Ответ:

Подмена проблемы вопросом.

Подмена проблемы трудностью.

Проблема недостаточно детализирована.

Напрашивающееся решение.


Перечислите формулировки темы исследования. (6 баллов)

Ответ:

Должна быть интересной, оригинальной, необычной.

Результат решения должен принести пользу.

Должна быть выполнена относительно быстро.

Должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Должна быть реально доступной.

Должна быть конкретной.


Перечислите тапы сбора и обработки материала. (6 баллов)

Ответ:

Наблюдения за объектом в природе.

Наблюдения в лаборатории.

Лабораторный анализ.

Проведение эксперимента.

Сбор коллекционного материала (гербарии, коллекции).

Ведение документации.


Перечислите требования к докладу и выступлению. (5 баллов)

Ответ:

Четкая постановка цели и задач.

Показан алгоритм реализации исследования.

Тема в целом раскрыта, охарактеризованы источники информации, в том числе указана роль самого автора выступления (его собственные мысли, обобщения, умозаключения).

Сделаны четкие выводы, отражающие реализацию цели.

Ответы на вопросы - по существу, с пониманием сути вопроса.


Перечислите требования к компьютерной презентации. (7 баллов)

Ответ:

Создается в программе РоwerPoint.

Предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 7-10 минут.

Записывается на USB-флэш-накопитель.

Состоит из 8-20 слайдов.

Текст выполняется прямым шрифтом (например, Аrial) размер шрифта - не менее 24.

Соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом.

Применение анимации, фрагментов медиа-продуктов (фильмов, слайд фильмов, аудиозаписей и т. д.) только в необходимых случаях.


Перечислите основные правила натуралиста. (4 балла)

Ответ:

совершая прогулки, всегда помни, что на каждом шагу ты можешь попасть в чей-то «дом».

натуралист никогда не должен вести себя как хозяин, он должен быть гостем, а не завоевателем.

не ломай ветви деревьев и кустарников, не повреждай кору деревьев.

не шуми, не мусори.


Перечислите основные инструменты натуралиста. (4 балла)

Ответ:

Терпение - быть терпеливым означает в течении длительного времени сидеть или стоять и наблюдать.

Внимательность – этот принцип означает постоянную бдительность, готовность к любой неожиданности. Он означает также, что в любой момент перед вами может появиться нечто интересно. Это призыв к внутренней собранности.

Точность – чтобы работа шла успешно, от натуралиста требуются собранность и точность в мыслях и аккуратность в действиях. Аккуратно сделанными коллекциями и записями гораздо легче пользоваться.

Сотрудничество – натуралисты зачастую работают небольшими командами. И если, наблюдая в природе хоть один человек в группе не умеет вести себя, то можно потерять шанс увидеть что-либо интересное.


Критерии оценивания (таблица 6)

Таблица 6


Уровень освоения материала

Оценка в баллах

Низкий

1-17

Средний

18-32

Высокий

33-50


Критерии оценивания исследовательских работ


Таблица 7


Критерии по С.А. Пиявскому (2001)

Баллы

1. Тип работы

Работа представляет собой реферат с элементами исследования

Работа носит исследовательский характер, т. е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения


1

3

2. Имеются собственные оригинальные идеи

Оригинальные идеи отсутствуют

Разработаны совместно с учителем

Разработаны, в основном, самим учащимся


0

1

3

3. Освоены и применены методы, приемы, выходящие за пределы школьного курса

Нет

Освоены достаточно простые методы

Освоены достаточно сложные методы



0

1

3

4. Имеется содержательный анализ литературы по теме

Анализ литературы отсутствует

Анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, учащийся содержательно им не владеет

Обучающийся достаточно полно изучил литературные источники, но не сопоставляет их между собой

Обучающийся изучил и критически сопоставил между собой литературные источники


0

1


3


5

5. Разработаны специальные средства для выполнения работы

Нет

Во время выполнения работы обучающийся воспользовался готовыми средствами

Разработаны специальные средства для выполнения работы


0

1


3

6. Выполнено исследование проблемы

Исследование отсутствует или личный вклад автора в него незначительный

Личный вклад автора составляет более половины содержания исследования или менее половины, однако, весьма значителен по времени

Исследование выполнено автором полностью самостоятельно, но не требует значительных затрат труда

Исследование выполнено целиком самостоятельно в результате значительных усилий автора


0

1


3


5



Приложение 2


Мониторинг метапредметных и личностных результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (табл. 8)


Таблица 8

п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1

2

3

4

5

1

Умение использовать различные источники информации


- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение



- средний уровень (работает с источниками информации с помощью педагога или родителей);

3




- максимальный уровень (работает с источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

5


2

Умение использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.)

- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в поиске информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение



- средний уровень (осуществляет поиск информации с помощью педагога или родителей);

3




- максимальный уровень (использует различные способы поиска информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

5


3

Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее

- низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее);

1

наблюдение



- средний уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает с помощью педагога)

3




- максимальный уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

5


4

Проявление интереса к занятиям в объединении

Низкий уровень (участие ребенка в образовательной программе

продиктован ребенку извне)

1

наблюдение




средний уровень (участие ребенка в образовательной программе

поддерживается ребенком периодически)

3




высокий уровень (участие ребенка в образовательной программе

поддерживается ребенком самостоятельно)

5



Высокий уровень 26-36 баллов

Средний уровень 10-25 баллов

Низкий уровень до 9 баллов



Приложение 3


Анкета для детей, поступающих в объединение


Нравится ли тебе наблюдать?

Что тебе больше нравиться растения или животные?

Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?

Почему ты решил заниматься в объединении?


Анкета для родителей


Почему вы решили записать ребёнка в объединение?

Что вы хотите, чтобы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?

Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?

Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?

В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?


Анкета для детей, по окончании учебного года


Узнал ли ты, что - то интересное для себя на занятиях?

Какие занятия понравились больше теоретические или практические?

Понравились ли конкурсы и мероприятия?

Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?


Анкета для родителей, по окончании учебного года


Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?

Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?

С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?

Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?




Приложение 4


Информационное обеспечение (методические ресурсы)


http://www.ecosystema.ru – Сайт экологического учебного центра «Экосистема» - сайт посвящен проблемам экологического образования школьников в природе, исследовательской и проектной деятельности в области полевой биологии, географии и экологии, содержит информацию об объектах природы России и мира.

https://viki.rdf.ru/ - Сайт презентации и клипов.

https://kino.rgo.ru/ - фильмы Русского географического общества.

https://clck.ru/NWqs5 - Рекомендации работы над исследованием или проектом.

https://infourok.ru/beseda-pokormite-ptic-zimoy-986449.html - Покормите птиц зимой.

https://clck.ru/RsP4U - Влияние человека на природные экосистемы.

http://www.makuha.ru/world/natures-way/glava-12.htm - Человек непременный участник всех экосистем.

https://www.pinterest.com.mx/pin/322781498292565949/ - мастер-класс как сделать эмблему, медаль, знак, логотип.

https://www.youtube.com/watch?v=7hFivbgIEqk - Фильм на экологическую тематику «Дом».

https://clck.ru/RsSJK - Игры на сплочение коллектива.



Приложение 5


Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате, доступных детям для занятий в системе дополнительного образования (таблица 9)

Таблица 9

Название занятия/мастер-класса

Рабочая ссылка на дистанционное занятие / мастер-класс/ цикл программ

Формат: online или трансляция записи

Занятия

1

Для чего нужна экология?

https://youtu.be/AzT_qAOu4ns

трансляция записи

2

Разнообразие млекопитающих

https://www.youtube.com/watch?v=W9Wqc255jEM&feature=emb_logo

трансляция записи

3

Удивительное рядом

https://www.youtube.com/watch?v=_aTO7ZFxd2E&feature=emb_logo 

трансляция записи

4

Правила поведения в природе

  https://youtu.be/fK8V7_2cW6M

трансляция записи

5

Удивительные, необычные и уникальные животные и растения.

https://youtu.be/EYrhJGcTtSA

трансляция записи

6

Отряд хоботные. Африканский слон

https://youtu.be/Mhi0OiM0i6c

трансляция записи

7

Окружающая среда и здоровье человека

https://youtu.be/MA0v5EXL1Dg

Трансляция записи

8

«Отряд зайцеобразные. Кролики»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=y-3wGQ6LQ0k&feature=emb_logo

Трансляция записи

9

Занимательная зоология

https://youtu.be/zHoA169OiUU

трансляция записи

10

Следы жизнедеятельности млекопитающих

https://vk.com/video-49879442_456239045

Трансляция записи

11

Красная книга России

https://youtu.be/bKOFZSz1sTY

Трансляция записи

12

Методы изучения природы

https://youtu.be/0BDaKHCKJgc

Трансляция записи 

23

День животных и растений. 

https://youtu.be/LYoeEV6FRco

Трансляция записи

24

Животный мир. Видеоигра "Чей голос?"

https://youtu.be/8qzWkGHk6co

Трансляция записи

25

Необычные растения мира

https://youtu.be/ExJ05irpjpE

Трансляция записи

26

Как животные заботятся о своём потомстве

https://youtu.be/v7kbZwbhbJs

трансляция записи

27

Как зимой помочь птицам?

https://youtu.be/sAMOceMJQzE

трансляция записи

28

О чём говорят цветы.

https://youtu.be/9eEoBiWK0o0

трансляция записи


Видеоэкскурсии

1

Изучаем наземных моллюсков

https://youtu.be/87kNzzacl10

трансляция записи

2

Изучение беспозвоночных на приусадебном участке

https://youtu.be/F0nYPitWBWs

трансляция записи

3

Пруд и его обитатели.

https://yandex.ru/efir?stream_id=

456965e18a7777c49c835af82985cf42&from_block=logo_partner_player.

трансляция записи

4

Московский зоопарк (январь 2020г.)

https://yandex.ru/efir?stream_id=vhDXzV2GCcpU&from_block=player_context_menu_yavideo

Трансляция записи

5

Экскурсия в оранжерею биологического музея.

https://youtu.be/VYW3qVerFTY

трансляция записи

6

Виртуальная экскурсия в Серебряный бор.

https://youtu.be/zUacLrWGsos

трансляция записи

7

Как живет лес в заказнике.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e44ff717c380d285fd31233/kak-jivet-les-v-zakaznike-chudesa-podmoskovnogo-lesa-5ed8c856693f4c686577c944

трансляция записи

8

Гнёзда. Архитекторы от природы.

https://youtu.be/3IilqMt7H3g

трансляция записи

9

Раннецветущие растения Кузбасса

https://youtu.be/VI4FxMYiaig

трансляция записи



Приложение 6


Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)

1. По дороге в объединение и обратно необходимо:

переходить дорогу только в установленных местах;

осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;

предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.

2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.

3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:

бегать и толкаться во время перемен;

прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;

оставлять в коридорах разлитую на полу воду.

4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.

5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.

6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.

7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.

8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.

9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.

10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.


Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ на занятии кружка.

3. Получить учебное задание у руководителя.

4. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

5. Оденьтесь соответственно погоде, если занятие проводится на местности.

6. При жаркой солнечной погоде одеть головной убор.

7. Не начинать работу без указания учителя.

8. Проведите перекличку.




Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Работы по озеленения проводить только исправным инструментом.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

7. Не пейте воду из открытых водоёмов.

8. Не пробуйте на вкус собранные растения.

9. Не выкапывайте растения незащищёнными руками, пользуетесь лопаточками.

10. Не ходить во время занятия на местности, босиком.


Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.


Требования безопасности по окончании занятий

1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.

2. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам работы.

3. Аккуратно сложите собранный материал в папки, гербарии и т.п.

4. Проверьте безопасность рабочего места.

5. Вымойте лицо и руки с мылом.

6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.


Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.

Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.

Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.

Меньше переходов – меньше опасностей.

Иди не спеша по правой стороне тротуара.

По обочине иди подальше от края дороги.

Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.

Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.

Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.

Переходи улицу только по пешеходным переходам.

Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если, проезжая часть свободна, – иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если, проезжая часть свободна, закончи переход.

Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.

Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.

Не цепляйся за проходящий транспорт.




Приложение 7


Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы

педагога дополнительного образования МАУДО ЭБЦ

Щениной Е.А.


1. Характеристика объединения «Исследователи природы»

Деятельность объединения «Исследователи природы» имеет естественнонаучную направленность.

Количество обучающихся 10-12 человек.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.

Формы работы: индивидуальная и групповая, очная и дистанционная.


2. Цель, задачи и результат воспитательной работы


Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.


Задачи воспитания:

- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным, толерантным отношением к себе и окружающим;

- развивать патриотические чувства, гордость за свою страну и родной край;

- формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

- формировать стремление, потребность к ведению здорового образа жизни.


3. Направления и формы воспитательной работы


Таблица 10

Направление ВР

Задачи

гражданско-патриотическое

- воспитание гражданской позиции, любви к Родине, родному краю, городу, учреждению;

- формирование положительных эмоционально - волевых качеств;

- воспитание антитеррористического сознания;

- формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурам.

духовно-нравственное

- формирование морально-этических ценностей (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, толерантность, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь, укрепление семейных уз и др.);

интеллектуально-познавательное (экологическое)

- развитие и коррекция познавательных интересов, расширение кругозора;

- формирование устойчивого интереса к знаниям, к творческой деятельности;

- формирование экологической культуры;

- воспитание бережного отношения к природе, ресурсам, заботы о братьях наших меньших.

спортивно-оздоровительное

- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;

- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;

- профилактика вредных привычек;

- воспитание позитивного отношения к занятиям спортом.

социально-трудовое

- формирование отношения к труду, как жизнеобразующему фактору;

- воспитание уважения к людям трудовых профессий;

- помощь в профессиональном самоопределении, выявлении способностей;

- воспитание стремления творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов;

- развитие умений организовывать общественно полезную деятельность на уровне учреждения, микрорайона, города;

- формировать чувство бережливости и экономии везде и во всем.

художественно-эстетическое

- формирование характера, нравственных качеств, духовного мира обучающихся на основе познания искусства, литературы, фольклора;

- развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных, хореографических способностей обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков культурного поведения.

- воспитание способностей воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве;

-   формирование художественного вкуса, понимания значимости искусства в жизни каждого человека;

- воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.


Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям:

экскурсии, походы,

ролевые игры,

социальный театр,

конкурсы, соревнования, конференции,

родительские собрания,

индивидуальные консультации с обучающимися и родителями,

тематические занятия, акции

беседы-дискуссии,

просмотр обучающих видеофильмов.



4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности


повышение активности участия обучающихся в мероприятиях учреждения, города, республики;

отсутствие обучающихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ОДН и др.);

повышение уровня воспитанности обучающихся, культуры общения, толерантного отношения, уважения к окружающим, способности к сотрудничеству;

создание сплоченного коллектива объединения (с чувством доверия, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимопомощи);

развитие потребности у обучающихся в постоянном ведении здорового образа жизни, занятий спортом, негативного отношения к вредным привычкам;

наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности обучающегося;

неприятие идеологии терроризма и экстремизма, любого проявления насилия к людям и животным;

повышение уровня экологической культуры;

уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью объединения.


5. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений


Таблица 11


Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Организационная работа

1

Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2021-2022 учебный год

Сентябрь

Педагог ДО

Педагог ДО

2

Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

в течение учебного года

Педагог доп. образования, кл. руководители

Педагог ДО


3

Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей с проблемами.

в течение учебного года

Педагог ДО

кл. руководители

Педагог ДО


4

Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года.

в течение учебного года

Педагог ДО

кл. руководители

Педагог ДО


5

Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях.

в течение учебного года

Педагог доп. образования

учащиеся

Педагог ДО

6

Участие в родительских собраниях

в течение учебного года

Педагог ДО

Родители, кл. руководители

Педагог ДО


Работа с детьми

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:

Участие в акции «Внимание - дети!»

Беседы по профилактике ДТП.

Творческие занятия «Дорога и мы»: викторины, рисунки.

Просмотр мультфильм «Скверная история» по произведению С. Михалкова посвященный правилам дорожного движения.

Сентябрь


В течение учебного года

В течение учебного года

Декабрь


Обучающиеся объединения




 Педагог ДО





2

Безопасность жизнедеятельности:

Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий»

«Безопасность на льду»

«Безопасность в сети интернет»

«Безопасность в быту»

«Безопасное поведение на улице»

В течение года


Обучающиеся объединения

Педагог ДО

3







Профилактика аддиктивное поведение несовершеннолетних:

Мы за здоровый образ жизни, участие в республиканском фестивале «Кругосветка Удмуртии».

Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения, беседы по ЗОЖ.

Беседа «От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Привычки. Их влияние на организм»

 Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота».

Октябрь




В течение года



Декабрь




Январь

 

 Обучающиеся объединения

 

 

 

Педагог ДО

.

4

Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность.

Беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад»

Интеллектуально-познавательная игра «Страна Закония» 

Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Беседа «Нет преступления без наказания»

Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья»

Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Видеофильм «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия»





В течение года





Обучающиеся объединения


Педагог ДО


5

Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях.



Обучающиеся объединения

Педагог ДО



Взаимодействие с классными руководителями

Таблица 12


Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения

Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения.

Апрель-май пред. года

2

Родительские собрания

Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение.

Август

3

Совместные мероприятия, акции

Экскурсии на природу, конкурсы, акции, мероприятия

В течение года

4

Анкетирование родителей

Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий уч. год

Май


6. Работа с родителями

Таблица 13


Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения

Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения.

Апрель-май предыдущего года

2

Родительские собрания

Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение.

Август

3

Оформление информационных уголков

Различные вопросы воспитания детей

В течение года

4

Совместные мероприятия

Экскурсии на природу, совместное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях.

В течение года

5

Индивидуальные консультации

Беседы, консультации по мероприятиям, акциям очно, либо в соц. сетях.

В течение года

6

Открытые занятия

Знакомство с деятельностью объединения.

В течение года

7

Анкетирование родителей

Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий учебный год.

Май

8

Ведение группы объединения в соц. сети ВК

Подготовка анонсов и фотоотчётов по мероприятиям объединения.

В течение года


Календарный план воспитательной работы

объединения «Исследователи природы»

Таблица 14


Направления ВР

Мероприятия

Задачи

Место проведения

Дата

Примечания

гражданско-патриотическое

1. Акция «Капля жизни»


Формирование антитеррористического сознания

Центр. площадь

сентябрь

Ответс. Косачева О.В.

2. Беседа

«Удмуртия – многонациональная республика»

Развитие толерантности обучающихся, этнической терпимости

ЭБЦ

сентябрь

Подготовить презентацию

духовно-нравственное

1. Беседа «Правда и ложь»

Учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека

ЭБЦ

октябрь

Ссылка на ресурс: https://clck.ru/UKmGL

интеллектуально-познавательное

(экологическое)

1. Занятие «Экочемоданчик»

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

ноябрь

Подготовить реквизит

2. Акция «Всемирный день защиты животных»

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

октябрь

Подготовить презентацию

3. Кконференция «Юннат»

развитие интереса обучающихся к аграрной науке, сельскохозяйственному производству через непосредственное их участие в опытно-исследовательской и проектной деятельности.

ЭБЦ,

ТАУ

октябрь

Участие

4. Конференция юных исследователей окружающей среды

Привлечение к исследовательской деятельности по изучению окружающей среды.

ЭБЦ,

ТАУ

ноябрь

Участие

5. Акция «СпасатьЕль»

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

декабрь

Участие

6. Акция «Помогите птицам зимой».

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

ноябрь

Участие

7. Экомарафон.

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

Декабрь, май

Участие

8. Акция «Я прилетел»


Формирование экологической культуры

ЭБЦ

март

Участие

9. Конференция «Первые шаги».


Духовно-нравственного воспитания, развития творческих способностей и познавательных интересов

МБУ ИМЦ г

март

Участие

10. Акция «Первоцветы».

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

апрель

Участие

11. Акция «Против поджога сухой травы».

Формирование экологической культуры

ЭБЦ

апрель

Участие

12. Акция «Чистый город».


Формирование экологической культуры

ЭБЦ

май

Участие

13. Юные Тимирязевцы

Развитие интереса обучающихся к аграрным профессиям посредством включения их в опытно-исследовательскую деятельность.

ФГБ ОУДО «Федеральный детский ЭБЦ»

апрель

Участие

14. Экологический форум «Зеленая планета»

Привлечь общественное внимание к приоритетному национальному проекту «Экология».


Оргкомитет Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета»

апрель

Участие

спортивно-оздоровительное

1. Инструктажи по ПДД, ПБ, ОТ и др.

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, ответственности за своё поведение

ЭБЦ

сентябрь

Записать в журнал инструктажей

2. Беседа о ЗОЖ

ЭБЦ

сентябрь

Ссылка: https://clck.ru/UKnMc

3. Поход выходного дня

Оздоровление организма, привитие навыков ЗОЖ, укрепление семейных уз

Берёзовский лес

В течении уч года

Совместно с родителями

4. Кругосветка Удмуртии

Оздоровление организма, привитие навыков ЗОЖ, укрепление семейных уз

Берёзовский массив

октябрь

Совместно с родителями

социально-трудовое

1. Участие в субботнике


Осмысление необходимости трудовой деятельности, формирование заботы о природе

Приусадебный участок ЭБЦ

Сентябрь, апрель

Подготовить инструменты, перчатки, мешки

2. Городская Акция «Разделяйка»

Формирование экологической культуры

МЦ «Победа»

сентябрь

Участие

художественно-эстетическое

1. Конкурс рисунков об осени

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, любви к природе

ЭБЦ

сентябрь

Подготовить итоговую выставку

2. Мастерская «Рукавичка»

ЭБЦ

декабрь

Участие



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.