Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
Тема: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Воспитатель: Володина Т.В.
. Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые уникальные условия. Напротив, ФГОС ДО призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту. В течение некоторого времени в наших детских садах наблюдалась излишняя «школяризация», которая была заметна во всем – от расстановки столов-парт до организации образовательного процесса в виде занятия, больше похожего на школьный урок. Введение ФГОС ДО положило начало многим существенным изменениям.
Событие в детском саду – это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Событие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфическими для этого периода смыслов и атмосферой. Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
Цель образовательного события: • Присвоение детьми социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Структура образовательного события. Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения. Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни. Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв. Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.
Событие как событие Событие в детском саду - это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. О том, что занимает, увлекает хозяев группы, расскажет сама атмосфера. Представьте себе, что вы зашли в группу детского сада и огляделись. На стене висит листок, на нем от руки, печатными буквами расписан «Устав моряка». В углу стоит корабль, склеенный из упаковочного картона: раскрашен не идеально, зато сразу видно - детской рукой. В игровом уголке - раскрашенные бумажные цилиндры. Может быть, это подзорные трубы? На полках стоят книги по морской тематике, рядом расположена таблица вязания морских узлов, обрывок бумажного листка, на котором детской рукой выписаны морские профессии (кок, боцман, капитан). Так постепенно перед нами открывается картина жизни группы. Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л. С. Выготский называл аффектом.
Типы образовательных событий Реальный ( подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций, приглашений) Игровой ( «Помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс») По типу сюжета Образовательные события в детском саду могут отличаться друг от друга По наличию привязки к календарному времени Привязанные к определенному времени – календарные, события-традиции Не зависящие от времени года ( поиски клада, путешествия) События спровоцированные воспитателем События запланированные воспитателем По способу организации События спонтанно возникшие по инициативе детей
ТЕМЫ события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества) явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей) явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя) традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери)
Этапы организации образовательных событий в ДОУ: 1 этап – определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно-тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы, 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. 3 этап – подготовка к образовательному событию. 4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Как запланировать образовательное событие При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании. Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам. Проработка таких вопросов уже половина плана: Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Название может быть кратким («Весна», «Богатыри», «Семья») Иметь форму вопроса («Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?»). Обозначать действие («Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме»). Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми.
Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Актуальность может определяться самими детьми ( Ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие ( К примеру, в результате анализа педагог решил , что в дефиците у группы сравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случае педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы непременным условием будут соответствующие умения и компетенции)
Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и т.д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т.д.) Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог-теперь могу, не знал – теперь знаю, не умел - научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий
Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.
Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста. Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог.
Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации ( обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)
Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Этот вопрос включает в себя несколько пунктов: с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка; какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; сколько времени предполагается отвести под образовательное событие каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события что станет кульминацией образовательного события ( праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.) каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение образовательного события
Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?: Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию (фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка («чему я научился») При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки.
Примеры образовательных событий Праздник шляп
Цветные дни
День Светофора
День Красоты
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стене. О том, что занимает, увлекает детей, расскажет сама атмосфера. Самое главное - подходить к организации события творчески. Предоставить детям возможность действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей.