Конспект урока литературного чтения на тему «Что значит любить животных?» (3 класс)
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ ЖИВОТНЫХ?» В.Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»
Урок литературного чтения в 3 классе
Цели.
Образовательные: ознакомить учащихся с биографией В.Ю. Драгунского и его произведением «Он живой и светится», совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения и анализа художественных произведений, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать эмоциональную сферу учащихся, творческое мышление и воображение.
Воспитательные: воспитывать положительные качества человека, любовь к родным, ко всему живому, любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: умение воспринимать произведение на слух, читать его выразительно, знать биографию писателя.
Метапредметные УУД:
регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы;
познавательные: анализ художественного текста, выделение темы и основной мысли;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, умение работать в паре.
Личностные УУД: развитие умения определять особенности произведения, выражать при чтении собственные чувства.
Оборудование: записи на доске; мультимедийная аппаратура; авторская презентация, аудиозапись; рабочие листы-гармошки, карточки-картинки для составления картинного плана.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа, та которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
Сегодня будем учиться любить.
- Мысленно пожелайте себе удачи и тихо сядьте за парты. Проверьте всё ли у вас готово: учебник, ручка, дневник.
ІІ. Подготовительные упражнения.
Дыхательная гимнастика
Начнём урок с разминки,
У всех прямые спинки
Глаза следят по сторонам
То буква здесь, то буква там
Слушаем внимательно, работаем старательно
- Мы все немного волнуемся, поэтому предлагаю выполнить дыхательные упражнения. Они помогут нам успокоится и сконцентрировать своё внимание на уроке.
Воздух набираем дружно,
Потушить нам свечку нужно.
Воздух снова набираем
И толчками выпускаем.
Снова вдох нам сделать нужно,
Три свечи потушим дружно.
Игра «Хлопки» (на привлечение внимания)
- Ребята, на протяжении всего урока если вы услышите один хлопок, и вы хлопаете один раз, если услышите два хлопка, то вы топните ножкой один раз, если услышите три хлопка, то вы крикните «Ура!»
ІІІ. Актуализация знаний. Введение в тему.
- Ребята, я хочу начать урок словами М. Пришвина
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
- Ребята, я хочу чтобы вы сегодня взяли на урок не только книгу, но и сердце. Ведь прикоснуться к прекрасному, можно только сердцем.
IV. Самоопределение к деятельности.
1) Актуализация знаний учащихся
- Вспомните название раздела, над которым работаем?
- О чем рассказывают произведения этого раздела?
- Какие уроки из прочитанного вы увидели и услышали?
- А чтобы узнать, кто будет следующим гостем урока, необходимо отгадать загадку.
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку … (светлячок)
2) Речевая разминка с физкультминуткой
- Встаньте и прочитайте загадку громко.
- Присядьте, прочитайте загадку шёпотом.
- Прочитайте, хлопая в ладоши.
- А теперь будем артистами. Прочитайте, как Лисичка-сестричка, как Баба-Яга, как трусливы зайчик.
- Ребята, а кто видел светлячков, поднимите руки?
- А вызнаете, что …
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. Его можно увидеть летним вечером в траве или на кустах. Это крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго и ярко несколько вечеров в одном и том же месте. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которые светятся когда соединяются в воздухе с кислородом. Это полезный жучок, он забирается в раковины улиток и уничтожают вредителей.
- Сегодня мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»
- Сформулируйте тему и задачи урока при помощи опорных слов
(Слайд 4)
Тема:
В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»
Задачи:
- познакомиться с биографией… (В.Ю. Драгунского);
- проанализировать художественное… (произведение);
- оценить свою работу… (на уроке);
- обсудить проблему «Что значит любить животных?»
- Действительно, сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать художественное произведение, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В.Ю. Драгунского и его произведением “Он живой и светится…». Обсудим проблему «Что значит любить животных?»
Нейропсихологическое упражнение «Колечки»
- Чтобы мы работали продуктивно, выполним упражнение «Колечки». Это нам поможет зажечь «лампочки в голове».
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией автора
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".
Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.
2) Беседа:
- Как зовут автора произведения «Он живой и светится»?
- Каким был Виктор Юзефович?
- Кто был героем его произведений?
- Как называются всем известные произведения?
2. Работа над произведением «Он живой и светится…»
1) Словарная работа
- Объясните значение слов, записанных на слайде. Проверим себя по словарю.
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
2) Первичное восприятие, прослушивание аудиорассказа
- Послушайте рассказ и постарайтесь определить его тему иглавную мысль.
Один хлопок – дети хлопают 1 раз
3) Беседа по содержанию
- Понравилось ? О чем оно?
- определите жанр данного произведения?
- Какое чувство возникло при чтении: радость, восторг, сожаление, грусть?
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (- От чьего лица ведётся повествование?
VI. Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать начинаем.
VII. Продолжение работы по теме урока
Повторное чтение произведения с использованием приёма «Чтение с остановками» и его анализ.
1) Чтение 1 части «цепочкой» до слов – «…на песке и скучать».
– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа?
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
- Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
- Ребята, у вас на столах лежат картинки.
Выберите одну картинку, которая соответствует этой части.
2) Чтение 2 части с использованием приёма «Буксир» до слов – «…тогда увидишь»
Приём «Буксир» - учитель читает текст, меняя скорость чтения, обучающиеся читают молча, стараясь успеть за учителем.
- О чем рассказывается во второй части?
- О чём они говорили?
- А почему? Дениска был жадным?
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?
- Какую характеристику дал Мишка сам себе?
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
- Выберите картинку, которая соответствует данной части.
3) Чтение 3 части с использованием приёма «Пчёлки» - жужжащее чтение – до слов «…на белом свете»
– О чём говорится в третьей части рассказа?
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка
- Как вы думаете, почему?
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
- Как озаглавите эту часть?
- Выберите картинку, которая соответствует данной части.
4) Чтение 4 части с использованием приёма «Рыбки» - чтение молча.
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа?
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.
- Выберите картинку, которая соответствует данной части.
Два хлопка – ребята топают ножкой.
Обсуждение проблемы «Что значит любить животных?»
- Ребята, вернёмся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока. Прочитайте наш вопрос. (Слайд)
- Прочитайте о том, как Дениска увидел светлячка и скажите о его реакции.
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?
- Как вы думаете, почему? Найдите в тексте те детали, слова, которые объясняют причину
- Что необычного он увидел в этом светлячке?
- И поэтому мальчик на время забывает о том, что мама опаздывает.
- Наконец, мама за ним приходит. Прочитайте про себя диалог мамы и Дениски. Найдите в тексте отношение мамы к светлячку. Какое слово выдает ее отношение?
- Как вы думаете, мама поняла причины поступка сына или нет? Как вы это поняли?
- Как мама добилась от Дениски объяснения причины обмена?
- Ребята, так «Что значит любить животных?». Выскажите своё мнение по этому поводу. Начните словами: «Любить животных – это ….»
VIII. Итог урока
- Ребята, спасибо, большое за урок! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Главное, что сегодня урок был добрым. Природы ждёт от вас мудрости и доброты. Будьте мудрыми, как природа и щедрыми, как земля.
Рефлексия.
Игра «Светофор»
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Светофор». У каждого из вас фонарики трех цветов – красного, желтого и зеленого. При помощи этих цветов мне хотелось бы определить ваше отношение к уроку. Я буду задавать вопрос, а вы сигнализировать нужным цветом. Готовы?
Зеленый Красный Желтый
1. На уроке я работал: активно пассивно не знаю
2. Своей работой на уроке я доволен не доволен не знаю
3. Урок для меня показался коротким длинным не знаю
4. За урок я не устал устал не знаю
5. Материал урока мне был интересен не интересен не знаю
6. Мое настроение улучшилось ухудшилось не знаю
7. Я бы оценил свою работу отлично хорошо не знаю
IХ. Домашнее задание.
Стр102-106, подготовить чтение и пересказ по плану.
- Вы мне очень понравились, ребята! Большое спасибо за прекрасный урок. Успехов в обучении. До свидания.
Литература
Русский язык 3 класс. Поурочные планы к учебнику - Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 380 с. – (В помощь школьному учителю).
В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…" // Режим доступа:
https://urok.1sept.ru/articles/592230
Конспект урока по литературному чтению на тему: "В. Драгунский "Он живой и светится", 3 класс"// Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-vdragunskiy-on-zhivoy-i-svetitsya-klass-3912008.html
8