12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таня Гончарова43
Учитель начальных классов.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
4

Конспект урока литературного чтения на тему «Что значит любить животных?» по рассказу В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»(3 класс)

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ ЖИВОТНЫХ?» В.Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»

Урок литературного чтения в 3 классе

Цели.

Образовательные: ознакомить учащихся с биографией В.Ю. Драгунского и его произведением «Он живой и светится», совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения и анализа художественных произведений, обогащать словарный запас детей.

Развивающие: развивать эмоциональную сферу учащихся, творческое мышление и воображение.

Воспитательные: воспитывать положительные качества человека, любовь к родным, ко всему живому, любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Предметные УУД: умение воспринимать произведение на слух, читать его выразительно, знать биографию писателя.

Метапредметные УУД:

регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы;

познавательные: анализ художественного текста, выделение темы и основной мысли;

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, умение работать в паре.

Личностные УУД: развитие умения определять особенности произведения, выражать при чтении собственные чувства.

Оборудование: записи на доске; мультимедийная аппаратура; авторская презентация, аудиозапись; рабочие листы-гармошки, карточки-картинки для составления картинного плана.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Самый лучший день – сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая лучшая работа, та которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

Сегодня будем учиться любить.

- Мысленно пожелайте себе удачи и тихо сядьте за парты. Проверьте всё ли у вас готово: учебник, ручка, дневник.

ІІ. Подготовительные упражнения.

Дыхательная гимнастика

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки

Глаза следят по сторонам

То буква здесь, то буква там

Слушаем внимательно, работаем старательно

- Мы все немного волнуемся, поэтому предлагаю выполнить дыхательные упражнения. Они помогут нам успокоится и сконцентрировать своё внимание на уроке.

Воздух набираем дружно,

Потушить нам свечку нужно.

Воздух снова набираем

И толчками выпускаем.

Снова вдох нам сделать нужно,

Три свечи потушим дружно.

 

Игра «Хлопки» (на привлечение внимания)

- Ребята, на протяжении всего урока если вы услышите один хлопок, и вы хлопаете один раз, если услышите два хлопка, то вы топните ножкой один раз, если услышите три хлопка, то вы крикните «Ура!»

 

ІІІ. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Ребята, я хочу начать урок словами М. Пришвина

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

 

- Ребята, я хочу чтобы вы сегодня взяли на урок не только книгу, но и сердце. Ведь прикоснуться к прекрасному, можно только сердцем.

 

IV. Самоопределение к деятельности.

1) Актуализация знаний учащихся

- Вспомните название раздела, над которым работаем?

- О чем рассказывают произведения этого раздела?

- Какие уроки из прочитанного вы увидели и услышали?

- А чтобы узнать, кто будет следующим гостем урока, необходимо отгадать загадку.

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку … (светлячок)

2) Речевая разминка с физкультминуткой

- Встаньте и прочитайте загадку громко.

- Присядьте, прочитайте загадку шёпотом.

- Прочитайте, хлопая в ладоши.

- А теперь будем артистами. Прочитайте, как Лисичка-сестричка, как Баба-Яга, как трусливы зайчик.

- Ребята, а кто видел светлячков, поднимите руки?

- А вызнаете, что …

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. Его можно увидеть летним вечером в траве или на кустах. Это крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго и ярко несколько вечеров в одном и том же месте. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которые светятся когда соединяются в воздухе с кислородом. Это полезный жучок, он забирается в раковины улиток и уничтожают вредителей.

- Сегодня мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

- Сформулируйте тему и задачи урока при помощи опорных слов

(Слайд 4)

Тема:

В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

Задачи:

- познакомиться с биографией… (В.Ю. Драгунского);

- проанализировать художественное… (произведение);

- оценить свою работу… (на уроке);

- обсудить проблему «Что значит любить животных?»

- Действительно, сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать художественное произведение, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В.Ю. Драгунского и его произведением “Он живой и светится…». Обсудим проблему «Что значит любить животных?»

Нейропсихологическое упражнение «Колечки»

- Чтобы мы работали продуктивно, выполним упражнение «Колечки». Это нам поможет зажечь «лампочки в голове».

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией автора

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

2) Беседа:

- Как зовут автора произведения «Он живой и светится»?

- Каким был Виктор Юзефович?

- Кто был героем его произведений?

- Как называются всем известные произведения?

 

2. Работа над произведением «Он живой и светится…»

1) Словарная работа

- Объясните значение слов, записанных на слайде. Проверим себя по словарю.

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

 

2) Первичное восприятие, прослушивание аудиорассказа

- Послушайте рассказ и постарайтесь определить его тему иглавную мысль.

Один хлопок – дети хлопают 1 раз

3) Беседа по содержанию

- Понравилось ? О чем оно?

- определите жанр данного произведения?

- Какое чувство возникло при чтении: радость, восторг, сожаление, грусть?

Кто является главными действующими лицами рассказа? (- От чьего лица ведётся повествование?

 

VI. Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать начинаем.

 

VII. Продолжение работы по теме урока

Повторное чтение произведения с использованием приёма «Чтение с остановками» и его анализ.

 

1) Чтение 1 части «цепочкой» до слов – «…на песке и скучать».

Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа?

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

- Ребята, у вас на столах лежат картинки.

 

Выберите одну картинку, которая соответствует этой части.

 

2) Чтение 2 части с использованием приёма «Буксир» до слов – «…тогда увидишь»

Приём «Буксир» - учитель читает текст, меняя скорость чтения, обучающиеся читают молча, стараясь успеть за учителем.

- О чем рассказывается во второй части? 

- О чём они говорили?

- А почему? Дениска был жадным? 

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. 

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? 

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

 

- Выберите картинку, которая соответствует данной части.

 

3) Чтение 3 части с использованием приёма «Пчёлки» - жужжащее чтение – до слов «…на белом свете»

О чём говорится в третьей части рассказа?

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка

- Как вы думаете, почему

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? 

- Как озаглавите эту часть? 

 

- Выберите картинку, которая соответствует данной части.

 

4) Чтение 4 части с использованием приёма «Рыбки» - чтение молча.

Кто является действующими лицами в последней части рассказа? 

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? 

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. 

 

- Выберите картинку, которая соответствует данной части.

 

Два хлопка – ребята топают ножкой.

 

 

Обсуждение проблемы «Что значит любить животных?»

- Ребята, вернёмся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока. Прочитайте наш вопрос. (Слайд)

- Прочитайте о том, как Дениска увидел светлячка и скажите о его реакции.

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?

- Как вы думаете, почему? Найдите в тексте те детали, слова, которые объясняют причину

- Что необычного он увидел в этом светлячке?

- И поэтому мальчик на время забывает о том, что мама опаздывает.

- Наконец, мама за ним приходит. Прочитайте про себя диалог мамы и Дениски. Найдите в тексте отношение мамы к светлячку. Какое слово выдает ее отношение?

- Как вы думаете, мама поняла причины поступка сына или нет? Как вы это поняли?

- Как мама добилась от Дениски объяснения причины обмена?

- Ребята, так «Что значит любить животных?». Выскажите своё мнение по этому поводу. Начните словами: «Любить животных – это ….»

 

VIII. Итог урока

- Ребята, спасибо, большое за урок! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Главное, что сегодня урок был добрым. Природы ждёт от вас мудрости и доброты. Будьте мудрыми, как природа и щедрыми, как земля.

 

Рефлексия.

Игра «Светофор»

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Светофор». У каждого из вас фонарики трех цветов – красного, желтого и зеленого. При помощи этих цветов мне хотелось бы определить ваше отношение к уроку. Я буду задавать вопрос, а вы сигнализировать нужным цветом. Готовы?

Зеленый Красный Желтый

1. На уроке я работал: активно пассивно не знаю

2. Своей работой на уроке я доволен не доволен не знаю

3. Урок для меня показался коротким длинным не знаю

4. За урок я не устал устал не знаю

5. Материал урока мне был интересен не интересен не знаю

6. Мое настроение улучшилось ухудшилось не знаю

7. Я бы оценил свою работу отлично хорошо не знаю

 

IХ. Домашнее задание.

Стр102-106, подготовить чтение и пересказ по плану.

 

- Вы мне очень понравились, ребята! Большое спасибо за прекрасный урок. Успехов в обучении. До свидания.

 

Литература

 

Русский язык 3 класс. Поурочные планы к учебнику - Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 380 с. – (В помощь школьному учителю).

 

В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…" // Режим доступа:

https://urok.1sept.ru/articles/592230

 

 

Конспект урока по литературному чтению на тему: "В. Драгунский "Он живой и светится", 3 класс"// Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-vdragunskiy-on-zhivoy-i-svetitsya-klass-3912008.html

 

8

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.