Обучающая игра для учащихся 1 классов «Познакомимся друзья! Правознайка — это я!»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №34 г. Минска»
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1-Х КЛАССОВ
«ПОЗНАКОМИМСЯ ДРУЗЬЯ!
ПРАВОЗНАЙКА-ЭТО Я!»
АВТОР:
СОБОЛЬКОВА
ДАРЬЯ ОЛЕГОВНА,
педагог-психолог
МИНСК, 2018
Цель: формирование первичных правовых знаний у учащихся 1-х классов.
Задачи:
познакомить учащихся с основными их правами с помощью игровых манипуляций;
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
сформировать навыки работы с компьютером (сайтом «Правовой детский сайт»).
Категория: учащиеся 1-х классов.
Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.
Ход игры:
Психолог:
- Добрый день, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся-
И друг другу улыбнемся.
- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
- Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей)
Выходит сказочный герой Правознайка.
Правознайка:
- Это я удачно зашел, вот какие умные ребята. Ребята, добрый день! Я-Правознайка. Я знаю все и даже больше о ваших правах. Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок. Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок вместе со мной.
Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”) Тогда отправляемся. Внимание на экран.
На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
Правознайка:
- Вы узнали эту сказку? Правильно, ребята. Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро. Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
- А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
- Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
- Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
- А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
- Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
Правознайка просит прикрепить учащегося значок пиктограммы, который обозначает право ребенка на жизнь, и просит прикрепи его на доску.
Психолог:
- А сейчас, снова внимание.
Психолог зачитываю отрывок из книги.
- ... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
Правознайка:
- Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
- Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
- Бывает обидно и неприятно. Итак, выберите, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)
Правознайка просит прикрепить учащегося значок пиктограммы, который обозначает право ребенка на жизнь, и просит прикрепи его на доску.
Психолог:
- Ребята, а к нам спешат гости. Посмотрите на экран.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”. Выходят сказочные герои
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
- Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Правознайка просит прикрепить учащегося значок пиктограммы, который обозначает право на неприкосновенность жилища, и просит прикрепи его на доску.
Правознайка.
- Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
Психолог:
- Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети поют вместе с героями:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Психолог: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
- И сново внимание.
Психолог зачитывает отрывок из сказки.
...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
Психолог:
- Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
- Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)
Правознайка:
- Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей). Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей). У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей). - А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
Психолог.
- Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)
- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
- Право не разлучаться со своими родителями. Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей) А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
- На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском, правильно.
Опрос детей какой их родной язык
Правознайка:
- Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.
Психолог:
- К нам снова спешат сказочные герои.
1
Сценка «Маша и медведь»
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Правознайка. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Правознайка. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей)
- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Правознайка. Миша нарушил права Маши.
- Давайте найдем значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии. Снова прошу вашего внимания.
Психолог:
...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
Правознайка:
- Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
А вы, пользуетесь правом на образование? Какие кружки и секции вы посещаете? Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка с помощью сайта для детей «Правовой детский сайт»
Приступаем.
РАБОТА ПРАВОЗНАЙКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С НОВИГАЦИЕЙ САЙТА «ПРАВОВОЙ ДЕТСКИЙ САЙТ»
Правознайка:
- Ребята, сейчас мы с вами ознакомимся с правовым сайтом для детей «Правовой сайт». Введите адрес http://mir.pravo.by/.
Помощники Правознайки помогают учащимся ввести адрес сайта
Правознайка:
- Сейчас я и мои помощники помогут вам, ребята, зарегистрироваться на сайте.
Помощники Правознайки помогают учащимся зарегистрироваться на сайте
- Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь просмотрим меню сайта! На этом сайте вы сможете ознакомиться с полезной и необходимой информацией.
Обучение учащихся работать с меню сайта
Помощники Правознайки помогают учащимся работать с меню
-Но также вы можете участвовать в различных конкурсах и викторинах на нашем сайте. А я желаю вам побед!
Правознайка:
- Вот, ребята, мы с вами сегодня изучили основные ваши права, а также совершили удивительное путешествие по правовому сайту. Ну я прощаюсь с вами! А мне пора к другим ребятам! До свидания!