Урок русского языка «Обучающее сочинение-описание по картине Л.И. Соломаткина "Петрушка"» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 14 November

Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Л.И. СОЛОМАТКИНА «ПЕТРУШКА»

Цели:

подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине Л.И. Соломаткина «Петрушка»;

обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;

способствовать формированию чувства любви и уважения к русской живописи, а также интереса к творчеству Л.И. Соломаткина и внимательному отношению к выбору слов при написании сочинения-описания.

 

Оборудование: Репродукции картин Л.И.Соломаткина: «Петрушка», «В увеселительном саду», «У трактира», «Именины дьячка» и т.д. (презентация PowerPoint https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-sochinenie-opisanie-po-kartine-l-i-solomatkina-petrushka-7396144.html).

Опережающее домашнее задание: рассмотреть картины Л.И. Соломаткина, в том числе картину, расположенную в цветной вклейке учебника на стр. 210.

 

Ход урока

Организационный момент.

А сегодня у нас урок необычный! Вас зовёт к себе на представление главный участник ярмарочных представлений бродячего кукольного театра, герой потешных комедий. Узнали его? (Варианты ответов).

 

Конечно, это Петрушка. Возле мест народных гуляний и ярмарок развёртывалась бойкая торговля, устанавливались балаганы, rде выступали акробаты, жонглёры, показывали дрессированных животных. Публику веселили скоморохи и разудалый потешник, смутьян Петрушка.

Бродячий кукольный театр был простым: ширма, ящик с куклами, шарманка. Ширма ставилась прямо на землю, и начинались тpадиционные представления о Петрушке. Маленький живой человечек с длинным носом прыгал на край ширмы и начинал говорить резким визгливым голосом. У него голова неправильной формы, нос крючковатый, на спине горб и живой, пронзительно острый, холодящий душу взгляд, а широко раскрытый рот вовсе не улыбка. а ехидный, жуткий оскал; на руках по четыре пальца.

Не случайно Петрушка изображал глуповатого персонажа: за этой маской cкpывалcя острый, проницательный ум. Задира, драчун, он беспощадно высмеивал все человеческие пороки, но особенно доставалось властьимущим, тем, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка, поколачивая дубиною, всегда побеждал и жестокого воеводу, и кровожадного купца, и глупого чёрта, и саму злобную старуху Смертъ. Народ видел в нём себя, и это помогало верить в то, что несправедливость можно побороть при жизни, а нe ждать возмездия пocлe смерти.

 

Именно такого персонажа бродячего кукольного театра показал нам художник Л.И. Соломаткин.

 

Основная часть. Знакомство художником Л.И. Соломаткиным.

 

Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883) был человеком большой одарённости и трагической судьбы, «весёлым пессимистом и вoшёл в историю русского искусства. Он происходил из мещан города Суджи и родился в 1837 году, когда Россия оплакивала имя своего гения - А.С. Пушкина. Рано потеряв родителей, Соломаткин, по его словам, «перенёс все, что достаётся на долю бедняка-сироты». Однако жизненные невзгоды не погасили в нём природной любознательности.

Пристрастие Соломаткина к искусству началось с дешёвых народных книжек , лубочных картинок, с карикатур. Первые навыки в рисунке и живописи приобретены им самостоятельно.

В 1855 году Л.И. Соломаткин отправляется в Mocкву, где поступант в Училище живописи и ваяния. До нас дошла одна из первых его ученических картин «Солдаты, пришедшие на постой в деревню›.

Тема солдатчины тревожила Л.И. Соломаткина, поскольку он сам, как мещанин, подлежал рекрутскому набору. Чтобы избавится от этого, он поступает вольноприходящим учеником в Академию художеств Петербурга. Шестидесятые годы 19 века отмечены резким подъёмом демократического движения. Соломаткин пишет картины, сделавшие его имя известным: «Именины дьячка», « Возвращение с охоты», « У трактира», «В погребке».

Небывалый ycпex на выставке в 1864 года имела картина Соломаткина

Славильщики городовые›. Она принесла автору заслуженную славу.

В январе 1866 года Соломаткин покидает Академию художеств со званием художника и чином четырнадцатого класса, самого низшего по принятой тогда

«Табели о рангах». С этого времени биографические сведения о нем практически отсутствуют. Круг интересов, которыми он жил, можно опредеоить по названиям его картин. Преобладающей темой становится жизнь городских низов. «У питейного дома», «В трактире», «Шарманщик», «Прохожий у забора», «Весёлая жизнь у кабака», «Бездомные» - таковы названия его небольших полотен.

Неустроенный быт, сырой петербургский климат, пагубная страсть к алкоголю

рано подточили некогда богатырское здоровье Соломаткина. Последние дни его были ужасны. Почти слепой, оглохший, измождённый чахоткой, он был подобран где-то на yлице и помещён в больницу для бездомных. 4 июня 1883 года его не стало, но прекрасные картины самобытного художника хранятся в лучших музеях России и частных коллекциях.

 

III. Актуализация опорных знаний.

 

Повторение плана работы над описанием картины:

1. Слово об авторе.

2. Описание картины:

А) передний план;

Б) главные элементы, герои;

В) задний план;

Г) колорит картины.

3. Впечатление от произведения.

 

IV. Работа над темой урока.

Знакомство с картиной. Откройте репродукцию, давайте посмотрим на картину, которую сегодня будем описывать.

- Что вы видите на репродукции? Какой сюжет картины? (на картине изображена площадь, а в центре -походная сцена, справа шарманщик. Скрытый ширмой, актёр приводит в движение своих героев: Петрушка колотит немца. С неподдельным интересом случайные зрители следят за представлением: ремесленники, торговцы, обыватель с тростью, подростки. Каждый по-своему реагирует на происходящее.

 

Попробуй ответить устно на следующие вопросы:

- Какое впечатление вызвала у тебя картина?

- Что изображено на картине?

- Что на картине привлекает внимание?

- Какие цвета, теплые или холодные, использует художник?

- Как художнику удается передать настроение?

 

Следуя плану, напиши сочинение описание по картине.

 

План сочинения:

«Петрушка» — картина Л.Соломаткина.

Сюжет.

Композиция картины:

А) основное событие

Б) зрители

Колорит картины.

Мое впечатление от картины.

 

 

V. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине Л.И. Соломаткина «Петрушка».

 

 

Примерное готовое сочинение:

Картина Леонида Соломаткина «Петрушка» посвящена жизни и быту простого народа.
Высокий белый дом, мощенный булыжником двор, толпа зевак около стены дома, где совсем недавно установили небольшую, но высокую,  ширму. Приехал кукольный театр.

Стоящий за ширмой человек, управляет куклами. Сюжет спектакля предельно прост - Петрушка бьёт немца. А сколько зрителей вокруг!

Дворник, отставив метлу, задрал голову и смотрит на Петрушку. Богатый джентльмен с тросточкой стоит поодаль от толпы простых зевак и внимательно наблюдает за происходящим. Ближе всех к сцене стоит дама с кружевным большим зонтом. Толпа простых работяг окружила ширму. Здесь и торговки с плетёными коробами, и девочка с пустой корзиной, и даже шарманщик. Никто не остался равнодушным. Все хотят посмотреть на простую сценку и посмеяться. Уставшие люди хотят хоть на пар минут отвлечься от своей тяжёлой работы и жизни. Возможно, они думают о волшебстве, которое приводит куклы к жизни, или наслаждаются хитрыми трюками, которые куклы исполняют.

Картина «Петрушка» захватывает воображение и возникает чувство сопричастности к миру фантазии и волшебства. Представленное произведение искусства вдохновляет нас на мысли об удивительном и таинственном во всем, что нас окружает.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

 

HTTP://tomaovsjnka.1ivejourna1.com/104089.lзtiмl;

 

https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-sochinenie-po-kartine-l-i-solomatkina-petrushka-6-klass-433531

 

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/14/neskuchnyy-urok-razvitiya-rechi

 

https://gallerix.ru/storeroom/1014806736/N/1705051900/

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-teatr-petrushki-414486.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.