12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Ольга Александровна44
0

Обучение дошкольников умению отвечать на вопросы

Обучение дошкольников умению отвечать на вопросы


Уровни постановки вопросов

Вопросы должны быть продуктивны.

На первом этапе использую описательные вопросы («Кто? Как? Что? Где? Когда?»). Ребёнок осмысливает, учится наблюдать, описывать, вырабатывается уверенность в понимании настоящего. Второй этап – каузальные («Почему? Отчего?»). Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций). Далее – субъективные вопросы («Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?»). Ребёнок опирается на аналогии, ассоциации, что помогает пониманию, развивает мышление, содействует вовлечению в происходящее. Воображаемый вопрос («Что было бы, если? Что случилось бы, если?») Оценочные вопросы («Что лучше? Что правильнее?»). Оценка следует после предыдущих уровней. Иначе будет существенно ограничен простор детского мышления. Решение одной задачи – не окончание работы, а лишь начало новой. «Что ещё может заинтересовать тебя в этой проблеме?», «Что ты ещё можешь предложить или сделать?» Это пробуждает любопытство, бросает вызов воображению ребёнка. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы и развёрнуто отвечать на них. Для этого использую разные упражнения: Показываю детям картинки с изображением людей, животных и предлагаю задавать вопросы тому, кто на них изображён. И, наоборот, «Какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке?» Упражнение «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Игровая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?». Так дети учатся задавать вопросы от имени другого.

Игровое задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Сложный вариант: ребёнок загадывает слово, сообщает всем только первый звук (букву). Остальные дети задают вопросы «Это не животное?» или «Это не мебель?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».

Внимание, память и мышление – процессы теснейшим образом связанные с речью. Поэтому, их развитие положительно сказывается на коррекции речи. Во время сборов на прогулку: «Посоветуйте, что можно ещё надеть Артёму». Собираясь на музыкальное занятие: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кто лучше всех танцевал?». На прогулке, в группе игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу», «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Почему летом нельзя кататься на лыжах?», «Почему зайца трудно увидеть на снегу?», «Можно ли два мяча поставить друг на друга?» Использую наводящие вопросы, чтобы повысить мыслительную активность


Картотека игр на умение задавать вопросы

«Что в коробочке лежит?»

В коробку помещается какой-либо предмет, часто встречающийся в обычной жизни (например, яблоко, карандаш, носовой платок, ручка, карандаш и т.д.). Чтобы узнать, нужно задавать водящему вопросы следующего характера: - Для чего нужен этот предмет? - Из чего он сделан? - Какой он формы? - Какого размера? - Что с ним делают?

«О чём был вопрос?»

Водящему предлагается вопрос (озвучивается на ушко). Он должен, не называя вопроса, дать на него ответ полным предложением. Играющие должны отгадать формулировку вопроса.

  

"Хочешь узнать - задай вопрос".

 Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): "Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает педагог.

"Поставь вопрос?"

Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров купила Лена?"



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.